Такой разный А.П.Чехов
методическая разработка (6, 7, 8 класс) на тему

Бирюкова Наталья Николаевна

Внеклассенное мероприятие "Такой разный А.П.Чехов" проводится в 6-8 классах, развивает творческие способности учащихся и знакомит с судьбой писателя А.П. Чехова

Скачать:


Предварительный просмотр:

        -  -

Сценарий театрального вечера  «Такой разный Чехов»

Цель: вызвать интерес у учеников к творчеству А.П.Чехова. Показать всё разнообразие его творчества. Через глубокое проникновение в текст учить понимать смысл художественного произведения. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, актёрского мастерства. Воспитывать дух творчества, ответственность, умение работать в разновозрастной группе.

Оборудование : проектор, экран, ноутбук, костюмы для актёров, реквизит для каждой сценки.

Сигнал к началу вечера - музыкальный фрагмент.

 1 слайд – портрет А.П. Чехова

Ход мероприятия:

I. По сцене (с разных сторон) пробегают 2 мальчика - разносчика газет с криками:

— Покупайте «Стрекозу», покупайте «Стрекозу»: лошадь научилась читать и рассказывать басни наизусть.

— В «Будильнике» пишут: выловили в Москве-реке сома, а как вспороли живот — нашли 100 штук золотых часов, 50 брошей и 86 медалей «За заслуги». Найденные вещи просят приходить опознавать по указанному адресу.

— Покупайте журнал «Сверчок». Женщина с усами обнаружена, медицинское обоснование есть.

— Свежий номерок «Осколки». Покупаем «Осколки». Человек без селезёнки поместил новые рассказы...

Входит господин в шляпе с тростью, покупает у одного из мальчиков журнал. Перелистывает. Произносит:

— Точно,  рассказ Человека без селезенки, что за автор такой. (обращается к зрителям) А вы не знаете ?

1 Ведущий: Да, так для многих и осталось загадкой, что под псевдонимами «Дяденька», «Брат  моего брата», «Антоша Чехонте», «Человек без селезёнки» помещал свои рассказы Антон Павлович Чехов.

1-й: - Мы рады видеть вас, друзья!

2-й: - Ведь собрались сегодня мы не зря.

1-й: - А знаете ли вы, кто Чехов был такой?

2-й: - Писателем он был. И с ним знаком любой.

1-й: - А знаете ли вы, какой был человек?

2-й: - Живёт в сердцах людей уже второй он век.

1-й: - А знаете ли вы, о чём же он писал?

2-й: - А он писал о том, о чём сам много знал:

  писал он про людей, живущих в время то.

1-й: - И так, как он писал, не пишет уж никто

1 Чтец:

Степь придонская, бескрайняя, как небо.  Слайд 2

Терпкий запах пота, пашни, хлеба,

Ветер-баламут гуляет вольно,

Гладит ковылей серебряные волны,

Дерзко рвется на просторы моря,

Треплет одинокий парус гордый

И летит озорничать во дворики,

Переулки маленького города…

2 Ведущий:  Слайд 3

 Таганрог.  Расположенный на самой границе придонской степи, у берега Азовского моря, он зимой безжалостно продувается пронзительными северными и восточными ветрами, пробирающими до костей. Летом те же степные ветра гонят пыль, которая срывает шляпы, забирается в каждую щель, забивает поры, сушит дыхание. И все-таки море и степь - две величественные свободные стихии - позволяют разыграться воображению, смотря вдаль и оглядываясь назад, мечтая о будущем, но не забывая о прошлом!...

2 Ведущий: Таганрог.  Сегодня это провинциальный городок, отнюдь не лишенный очарования и прелести. Таким он был и в девятнадцатом веке, когда здесь  29 января 1860 года (слайд 4) в небольшом, утопающем в зелени одноэтажном домике на Полицейской улице у купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова и его милой, ласковой и отзывчивой  жены  Евгении Яковлевны  родился третий ребенок -  сын Антоша. Слайд 5, 6

2 Чтец:

Переулки маленького города: слайд 7

Длинные высокие заборы,

Окна ставнями закрыты плотно,

На воротах крепкие запоры.

Дворик небольшой. В саду беседка.

Домик. Здесь увидел свет Антоша Чехов.

Море. Бухта: там ловил бычков с друзьями. Слайд 8

Тишина тенистых улиц, запах родины пьянящий.

3  Ведущий:    Раннее детство в большой семье Чеховых, вероятно, было для Антона  самым радостным и беззаботным временем. (Слайд 9) И, хотя отец был строг, грозил, что на улице гулять нельзя, дескать, сапоги истопчите, а с дворовыми детишками общаться тоже нельзя, мало ли чему они научить могут, Антоша со старшими братьями Сашей и Колей и младшим Ванечкой всегда находили, чем заняться. У братьев Чеховых была  своя голубятня, они играли в бабки и в мяч, а дома шумно возились, рискуя попасть под отцовские розги.

(Чехов) За столом сидит мальчик, в руках держит перо, на столе книга, он пишет, делает уроки. Звучит спокойная музыка. Ведущий зажигает свечи на его столе.

Ведущий подходит к мальчику, гладит его по голове и ведет его в лавку.

Сценка «Антоша в лавке отца»

Ведущий: Антоша - ученик 1-го класса таганрогской гимназии - недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков к завтрашнему дню. Перед ним латинская грамматика Кюнера. Урок по латыни трудный: нужно сделать перевод и выучить слова. Потом - длинная история по закону Божию. Придется просидеть за работой часа три. На дворе почти  темно, и перед Антошей мигает сальная свечка, с которой приходится то и дело снимать ножницами нагар. По углам ползут тени. В комнате тепло, тихо. Может быть, Антоша забыл, а вернее не хотел думать, что сегодня его очередь сидеть в торговой лавке отца.

Антоша обмакнул перо в чернильницу и приготовился писать перевод.  Но вот в комнату входит отец Антоши, Павел Егорович, в шубе и глубоких кожаных калошах. Руки его - серо-синие от холода.

Павел Егорович: Тово...  я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.

У мальчика навертываются на глаза слезы, и он начинает усиленно моргать веками.

Антон: В лавке холодно, - возражает он, - а я и так озяб, пока шел из гимназии.

П.Е.:Ничего... Оденься хорошенько и не будет холодно.

Антон:На завтра уроков много...

П.Е.:Уроки выучишь в лавке... Ступай да смотри там хорошенько... Скорее!.. Не копайся!

Ведущий: Антоша с ожесточением бросает перо, захлопывает Кюнера, напяливает на себя с горькими слезами ватное гимназическое пальто и кожаные рваные галоши и идет вслед за отцом в лавку. Лавка помещается тут же, в этом же доме. В ней невесело, а главное ужасно холодно. У мальчиков-лавочников Андрюшки и Гаврюшки синие руки и красные носы. Они поминутно постукивают ногою об ногу и ежатся, и сутуловато жмутся от мороза.

П.Е.: Садись за конторку! - приказывает Антоше отец и, перекрестившись несколько раз на икону, уходит.

Ведущий: Мальчик, не переставая плакать, заходит за прилавок, взбирается с ногами на ящик из-под казанского мыла, обращенный в сиденье перед конторкой, и досадно тычет без всякой надобности перо в чернильницу. Кончик пера натыкается на лед. Чернила замерзли. В лавке так же холодно, как и на улице, и на этом холоде Антоше придется просидеть по крайней мере часа три: он знает, что Павел Егорович ушел надолго... Он запихивает руки в рукава и съеживается так же, как и Андрюшка и Гаврюшка. О латинском переводе нечего и думать. Завтра - единица, а потом - строгий нагоняй от отца за дурную отметку...»

3 Чтец: слайд 10

Отцовская лавка – отцовская гордость.

И золотом надпись: «Чай, сахар и кофе».

Табак и селедка, сигары и вакса,

Матросы, монахи, Антон за прилавком,

Вино, разговоры, и смех, и закуска,

И частые крики: «Антон, заткни уши

                               И это не слушай!»

2 Ведущий:  Лавка Павла Егоровича – это особенный мир. Чем здесь только не торговали!  Чаем, помадой, перочинными ножами, касторовым маслом, фитилями для ламп и самими лампами, лекарственными травами и снадобьями, дорогим прованским маслом и духами "Эсс-Букет", маслинами, мраморной бумагой для оклейки книг, керосином, макаронами и многим другим вперемешку.

1 Ведущий:  Ох, уж эта коммерция! В папашиной лавке Антон Чехов вынужден был проводить по несколько часов в день, следить за торговлей, разыгрывать из себя хозяина. Занятие это он ненавидел. Еще бы, зимой в лавке холодно, летом - нестерпимо жарко. Нужно было постоянно что-то записывать в большую и толстую конторскую книгу.  А так  хотелось поскорее сделать уроки и убежать на улицу играть с ребятишками...

2 Ведущий: Кроме сидения в лавке, у детей Чехова была еще обязанность – петь в церковном хоре. Слайд 11Антоша, который был еще в первом классе гимназии, должен был петь альтом. Но слух у него был неважный, голос жиденький, он часто болел, кашлял, и петь в хоре было ему очень трудно. А отец был строг и особенно требователен, когда дело касалось хора. Немало горьких слез пролил мальчик, немало здоровья унесли у него эти спевки, которые иногда затягивались далеко за полночь.

 

4 Чтец:

Лавка, хор и …

Зубрежка латинских глаголов,

Непонятный ряд греческих падежей…

И попытки в театр  пробираться тайком на галерку,

И рассказы в журнале, и прозвище Чехонте…

2 Ведущий: Но, конечно, были и у мальчика Чехова радости, и прежде всего – нежная и заботливая любовь к нему матери. Слайд 12Добрая, простая и тихая Евгения Яковлевна старалась укротить нрав отца, смягчить его. Она вносила в жизнь детей много ласки, умела объединить семью, сплотить ее вокруг себя. Дети очень любили ее. “Для нас дороже матери ничего не существует”, - писал Чехов.

1 Ведущий: У Антоши были прекрасные актерские способности. Он постоянно изображал кого-нибудь: важного чиновника, старого профессора, городничего на параде, но лучше всего изображал он зубного врача.

2  Ведущий: Неудивительно, что его рассказы, пьесы так легко играть на сцене. 1Ведущий. Подписывает свои «безделушки» писатель псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат моего брата и др. слайд 14

Инсценировка сказки Антоша Чехонте «Репка» слайд 15

Вед.: Жили-были себе дед да баба. Жили-были и породили Сержа. У Сержа уши длинные и вместо головы репка. Вырос Серж большой-пребольшой... Потянул дед за уши; тянет-потянет, вытянуть в люди не может. Кликнул дед бабку.
-Бабка помоги!!!
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут и вытянуть не могут. Кликнула бабка тетку-княгиню.
-Княгиня, матушка подсоби!!!
Тетка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть в люди не могут. Кликнула княгиня кума-генерала.

-Кум- генерал! Помоги тащить репку!
Кум за тетку, тетка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Не вытерпел дед. Выдал он дочку за богатого купца. Кликнул он купца с сторублевками.
-Купец на помощь!
Купец за кума, кум за тетку, тетка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут и вытянули голову-репку в люди.
И Серж стал статским советником. А у статского советника ушки длинные-длинные, а вместо головы репка.

3. Ведущий. Антоша Чехонте умел видеть комическое в обыденном, умел подмечать смешное в жизни.

4. Ведущий. В.Г.Короленко вспоминал: « Казалось, из его глаз струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы». Слайд 16

2. Ведущий. А.П.Чехов «Радость»

3.Ведущий.Митя Кулдаров, возбужденный, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей.

Мама:  Откуда ты?

Отец:  Что с тобой?

Митя  Ох, не спрашивайте! Я никак не ожидал! Нет, я никак не ожидал! Это... это даже невероятно! Вы поглядите!

(Митя захохотал и сел в кресло, будучи не в силах держаться на ногах от счастья.)

Мама: Что с тобой? На тебе лица нет!

Митя.  Это я от радости. Ведь теперь меня знает вся Россия! Вся!

Отец: Да что такое случилось? Говори толком!

Митя  Газет не читаете! Как я счастлив! О, господи! Ведь только про знаменитых людей в газетах печатают, а тут взяли да про меня напечатали!

Мама:  Что ты? Где?

Митя. Читайте же!

Читает мать. «29-го декабря, в одиннадцать часов вечера, коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров...

...коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, выходя из портерной, что на Малой Бронной, в доме Козихина, и находясь в нетрезвом состоянии...

Митя. Это я... Всё до тонкостей описано!

...и находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь стоявшего здесь извозчика, крестьянина дер. Дурыкиной, Юхновского уезда, Ивана Дротова. Испуганная лошадь, перешагнув через Кулдарова и протащив через него сани с находившимся в них второй гильдии московским купцом Степаном Луковым, помчалась по улице и была задержана дворниками. Кулдаров, вначале находясь в бесчувственном состоянии, был отведен в полицейский участок и освидетельствован врачом. Удар, который он получил по затылку...

Митя. Это я об оглоблю. Дальше! Вы дальше читайте!

...который он получил по затылку, отнесен к легким. О случившемся составлен протокол. Потерпевшему подана медицинская помощь»...

Митя. Велели затылок холодной водой примачивать. Читали теперь? А? То-то вот! Теперь по всей России пошло! Дайте сюда!

3 Ведущий.Митя схватил газету, сложил ее и сунул в карман.

— Побегу к Макаровым, им покажу... Надо еще Иваницким показать, Наталии Ивановне, Анисиму Васильичу... Побегу! Прощайте!

 4. Ведущий. Митя надел фуражку с кокардой и, торжествующий, радостный, выбежал на улицу.

1 Ведущий: Шли годы. А.П. Чехов окончил гимназию, медицинский факультет Московского университета, стал доктором, но продолжал заниматься и литературой. И чего только он не писал! Заметки, анекдоты, подписи к карикатурам, рассказы.

2 Ведущий : 24 декабря 1879 года можно считать началом  литературной деятельности Антона Павловича Чехова. Редакция «Стрекозы » ответила: «Совсем недурно. Присланное помещаем. Благословляем и на дальнейшее подвижничество. Гонорар прилагается в размере 5 копеек со строки». Слайд 18

1 Ведущий: А.П. Чехов видел смешное рядом, в повседневной жизни, в окружающем мире. Всепобеждающий смех Антоши Чехонте, так раздражавший его строгих судей, был следствием оптимизма, молодости, веры в свои силы.

Инсценировка рассказа «Ушла» Слайд 19

ОН. Пообедали. В стороне желудков чувствовалось маленькое блаженство, рты позевывали, глаза начали суживаться от сладкой дремоты.

ОНА. Муж закурил сигару, потянулся и развалился на кушетке. Жена села у изголовья и замурлыкала...

ОБА. Оба были счастливы.

ОН. Расскажи что-нибудь... - зевнул муж.

ОНА. Что же тебе рассказать Мм... Ах, да! Ты слышал Софи Окуркова вышла замуж за этого... как его... за фон Трамба! Вот скандал!

ОН. В чем же тут скандал?

ОНА. Да ведь  он подлец!  Урод нравственный! Служит на железной дороге и ворует... Сестру ограбил... Негодяй и вор. И за этакого выходить замуж! Жить с ним! И представить себе не могу мужа-подлеца!

ОН. Тэк-с... Н-да... Ну, а если бы ты сейчас узнала, что я тоже... негодяй Что бы ты сделала ?

ОНА. Я? Бросила бы тебя! Не осталась бы с тобой ни на одну секунду!

ОН. Тэк... Гм... Какая ты у меня... А я и не знал... Хе-хе-хе... Врет бабенка и не краснеет!

ОНА. Я никогда не лгу! Попробуй-ка сделать подлость, тогда и увидишь!

ОН. К чему мне пробовать Сама знаешь... Я еще почище твоего фон Трамба буду... Трамб - комашка сравнительно. Ты делаешь большие глаза Это странно... (Пауза.) Сколько я получаю жалованья

ОНА. Три тысячи в год.

ОН. А сколько стоит колье, которое я купил тебе неделю тому назад

ОНА. Две тысячи...

ОН. А вчерашнее платье?

ОНА. Пятьсот...

ОН. Дача?

ОНА. Две тысячи...

ОН. Хе-хе-хе. Вчера твой папа выклянчил у меня тысячу...

ОНА. Но, Пьер, побочные доходы ведь...

ОН.  Лошади... Домашний доктор... Счеты от модисток. Третьего дня ты проиграла  сто рублей...

ОНА. Но…

ОН. Видишь, матушка, что твой фон Трамб - ерунда, карманный воришка сравнительно со мной... Adieu! Иди и впредь не осуждай!

ОНА.  И она ушла от мужа ?Да, ушла... в другую комнату

 

2. Ведущий. «Не понимает человек шутки – пиши - пропало! И знаете: это уже не настоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу». Слайд 20

Вед.1 : Рассказы Чехова коротки и лаконичны, несут они глубокий смысл, учат житейской мудрости.

Инсценировка рассказа А.П. Чехова «Размазня»

Размазня

Вед.: На днях некий господин  пригласил к себе в кабинет гувернантку своих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

- Садитесь, Юлия Васильевна!  Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...

- По сорока...

- Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца...

- Два месяца и пять дней...

- Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника…

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..

- Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь - девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль... Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но - ни слова!..

- Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...

- Я не брала.

- Но у меня записано!

- Ну, пусть... хорошо.

- Из сорока одного вычесть двадцать семь - останется четырнадцать...

Оба глаза наполнились слезами... На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

- Я раз только брала.  Я у вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...

- Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

- Merci…

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

- За что же merci? - спросил я.

- За деньги...

- Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?

- В других местах мне и вовсе не давали...

- Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Вед.: Она кисло улыбнулась, и господин прочел на ее лице: "Можно!"

- Простите меня за жестокий урок. Вот ваши все восемьдесят.

- Мерси, мерси…..

Вед.: Господин поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

1. Ведущий. И уже печатаются рассказы Чехова, выходят книги, где впервые стоит под псевдонимом настоящее имя автора.

2 . Ведущий. В 1887 году автору присуждена Пушкинская премия.

1 . Ведущий. А ведь «…дорога к признанию была для него нелёгкой. Она начиналась с подённой работы в мелкой прессе, и прежде чем стали появляться те чеховские рассказы, которые были плодами высокого  искусства, читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу. Но задачи, которые ставил себе Чехов, всё углублялись…» Константин Федин.

 Чтец 1

Сначала бытия осколки,

Смешные реплики, затем

Пошли совсем другие толки,

Начался круг серьезных тем.

Он в жизни, в этой страшной бездне,

Искал  любви и красоты,

Но чаще находил болезни

Неверия и пустоты.

Чтец 2

Но за смешной картиной быта,

Да и трагической равно,

Как много светлых мыслей скрыто,

Прекрасного отражено!

Нет, не утратят интереса

Для нас, всегда свежо звуча,

Рассказы, повести и пьесы –

Труды писателя-врача.

2. Ведущий. Смех и озорство у Чехова всегда с оттенком грусти. Особенно когда он размышляет о судьбе писателя-сатирика.

Инсценировка  А.П. Чехов «Ёлка»

Вед: Высокая, вечно зеленая елка судьбы увешана благами жизни... От низу до верху висят карьеры, счастливые случаи, подходящие партии, выигрыши, кукиши с маслом, щелчки по носу и проч. Вокруг елки толпятся взрослые дети. Судьба раздает им подарки... Слайд 22
В:  Кто  желает богатую купчиху?  Два дома на Плющихе, три железные лавки, одна портерная и двести тысяч деньгами! Кто хочет?
1) Мне! Мне! — протягиваются за купчихой сотни рук. — Мне купчиху!
В:  Не толпитесь и не волнуйтесь... Купчиху пусть возьмет себе молодой эскулап. Человек, посвятивший себя науке, не может обойтись без пары лошадей, хорошей мебели и проч. Бери, милый доктор! Не за что...

Место на железной дороге! Десять тысяч жалованья, столько же наградных, работы три часа в месяц, квартира в тринадцать комнат и проч. ... Кто хочет? Ты, Коля? Бери, милый! Далее... Место экономки у одинокого барона Шмаус! Ах, не рвите так, сударыни! Имейте терпение!.

 Следующий! Молодая, хорошенькая девушка, дочь бедных, но благородных родителей! Приданого ни гроша, но зато натура честная, чувствующая, поэтическая! Кто хочет? (Пауза.) Никто?
2) Я бы взял, да кормить нечем! — слышится из угла голос поэта.
В.: Так никто не хочет?
3)  Пожалуй, давайте я возьму... Так и быть уж... — говорит маленький старикашка.
Слайд 23
В:  Роскошная библиотека, содержащая в себе сочинения всех русских и иностранных авторов, массу старинных фолиантов и проч. ... Кто хочет?
4)  Я-с, букинист Свинопасов, мне нужны книги. — Па-жалте-с!  Возьму себе «Оракул», «Сонник», «Письмовник», «Настольную книгу для холостяков»..., остальное же бросает на пол...
В.: Далее! Роскошная рамка от премии «Нови» (пауза). Никто не хочет? В таком случае далее... Порванные сапоги!
5) – Я , художник, возьму сапоги.

 В конце концов елка обирается и публика расходится... Около елки остается один только сотрудник юмористических журналов...
6)  Мне же что? — спрашивает он судьбу. — Все получили по подарку, а мне хоть бы что. Это свинство с твоей стороны!
В.:  Всё разобрали, ничего не осталось... Остался, впрочем, один кукиш с маслом... Хочешь?
6) Не нужно... Мне и так уж надоели эти кукиши с маслом... Кассы некоторых московских редакций полнехоньки этого добра. Нет ли чего посущественнее?
В.: Возьми эти рамки...
6)  У меня они уже есть...
В.: Вот уздечка, вожжи... Вот красный крест, если хочешь... Зубная боль... Ежовые рукавицы... Месяц тюрьмы...
6) Всё это у меня уже есть... Может в следующем году получу что-то дельное….

1. Ведущий. «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней…» - говорил Максим Горький. Слайд 24

2. Ведущий. В 1890 году А.П. Чехов предпринимает поездку на остров Сахалин. Может быть , добираясь до Сахалина Антон Павлович Чехов, может быть видел случай на одной из железнодорожных станций, который он описал в своем рассказе «Жалобная книга»

Ведущий 1: -     Вы знаете, что в «жалобную книгу» люди пишут жалобы, высказывают свои претензии к какому-то учреждению: будь то магазин или общественная столовая, вокзал.  Чехов своим рассказом и хотел показать, что  иногда люди  бывают глупыми, подлыми,  маются  от  безделья и зла.

       

Инсценировка А.П.Чехов «Жалобная книга» Слайд  25

Вед.: Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Слайд  26 Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:

  1. «Милостивый государь! Проба пера!?»

Вед.: Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:

  1. «Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».
  2. «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».
  3. «Кто писал не знаю, а я дурак читаю».
  4.  «Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась, чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина, который меня грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева, который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».
  5. «Никандров социалист!»
  6. «Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка... это зачеркну… Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим... (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».
  7. «В ожидании отхода поезда обозревал физиономию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».
  8. «Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».
  9. «Господа! Тельцовский шуллер!»
  10. «Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»
  11. «Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать, я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».
  12. «Лопай, что дают»...
  13. «Кто найдет кожаный портсигар, тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».
  14. «Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».
  15. «Добродетелью украшайтесь».
  16. «Катинька, я вас люблю безумно!»
  17. «Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».
  18. «Хоть ты и седьмой, а дурак».

Вед. показывает том. Лежит теперь эта книга на полке в любой библиотеке. Раскрывайте книгу и читайте! Антон Павлович Чехов! Слайд 27

1. Ведущий. Во время поездки на Сахалин А.П.Чехов ведёт путевые заметки, проводит на Сахалине перепись населения. Составлено было более 10-ти тысяч карточек. Слайд 28

2. Ведущий. При этом он, доктор, ещё старается консультировать больных.

1. Ведущий. Чехов совершил настоящий гражданский подвиг, но, к сожалению, поездка подорвала и без того пошатнувшееся здоровье писателя.

2. Ведущий. 1892 год. Чехов уже известный писатель. Для семьи он покупает имение Мелихово в Подмосковье. Здоровье Чехова подорвано напряжённой работой, но он её никогда не бросает. Слайд 29

Стихотворение о Чехове Слайд 30

1. Ведущий. Из воспоминаний Марии Павловны Чеховой, сестры писателя: « Вся поэзия мелиховской жизни, шумные приезды интересных людей, весёлые музыкальные вечера, увлекательные прогулки – всё это как-то потускнело и отошло на задний план… чтобы создать нужные условия для восстановления здоровья брата…

2. Ведущий. …осенью того же года Антон Павлович лечился на юге Франции.

….Прошла зима. Антон Павлович вернулся домой бодрым,  весёлым. Вновь оживилось наше Мелихово. …лето прошло со всей чарующей красотой и поэзией.

1. Ведущий. В мелиховский период А.П.Чехов написал множество произведений, в том числе пьесу «Чайка».

1. Ведущий. Все чеховские пьесы «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» Слайд 31несут в себе некую загадку, тайну. Герои этих пьес не просто говорят словами, говорит «душа с душою», достигается высшая гармония чувств.

Фрагмент из спектакля «Вишневый сад»

1. Ведущий. Между тем здоровье писателя слабело. Чахотка – таков безжалостный диагноз. Жить в Москве становилось тяжело. Чехов переселяется в Крым, в Ялту- там, в мягком климате, легче переносилась болезнь.

2. Ведущий. Под Ялтой, в деревне Аутка, был куплен участок земли. Он был далеко от моря, на горе, неухоженный. Слайд 32

1. Ведущий. Сам Чехов говорил Куприну: « Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, всё в камнях и чертополохе. А я пришёл и сделал из этой дичи культурное, красивое место. Знаете ли, через 300-400 лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь будет необыкновенно легка и удобна».

Чтец1:  Слайд 33

Ах, зачем нет Чехова на свете!
Сколько вздорных - пеших и верхом,
С багажом готовых междометий
Осаждало в Ялте милый дом...

Чтец 2
Слайд 34

День за днем толклись они, как крысы,
Словно был он мировой боксер,
Он шутил, смотрел на кипарисы
И прищурясь, слушал скучный вздор.

Чтец 3
 Слайд 35

Я б тайком пришел к нему иначе:
Если б жил он, - горные мечты! -
Подошел бы я к решетке дачи
Посмотреть на милые черты.

Чтец 4
 Слайд 36

А когда б он тихими шагами
Подошел случайно вдруг ко мне -
Я б, склонясь, закрыл лицо руками
И исчез в вечерней тишине.

1. Ведущий: Другом и помощником А.п.Чехова была его супруга – Ольга Леонардовна Книппер. Слайд 37

Ведущий 2: «Если   мы    теперь не    вместе, то виноваты   в этом   не    я и    не ты, а бес, вложивший в меня бацилл,  а в тебя любовь к искусству» - так писал Чехов своей любимой женщине, своей  жене – Ольге Книппер, известной  актрисе, сводившей с    ума миллионы    поклонников.

Ведущий 1: Они обвенчались,    когда  писатель   уже   был тяжело болен. Жена старалась изо всех сил  вытащить мужа из могилы. Чахотка в 19 веке   не лечилась и считалась   смертельным заболеванием.

        Вот    отрывок одного  из     последних  стихотворений  писателя, которое  он посвятил  любимой жене.

Как дым мечтательной сигары,
Носилась ты в моих мечтах,
Неся с собой любви удары
С улыбкой пламенной в устах.
Но я – увы! - погиб уж для мечтаний,
Тебя любя, я веру потерял.. .
И средь моих мечтательных скитаний
Я изнывал и угасал!. .
Прости меня…

1. Ведущий.Увы, ни шумный успех, ни любовь не в силах остановить прогрессирующую болезнь. Жена Ольга Леонардовна Книппер  везёт писателя на лечение в Германию.

2. Ведущий. В ночь на 2 июля Антону Павловичу стало худо. Позвали доктора, хотя сам доктор Чехов понимал, что происходит.

1. Ведущий.Прибывший врач, зная, что Чехов доктор, не стал объявлять ему страшный смертельный приговор, а велел принести шампанское. Так было принято у медиков, если наступил неизбежный финал тяжёлой болезни.

2. Ведущий.Чехов грустно улыбнулся, выпил шампанское, сказал по-немецки: «Я умираю». И затих, отвернувшись. В ночь на 2-е июля его не стало. Слайд 38

                           Вед1 .:

                                     Хочется мне верить – не напрасно

Жил когда-то честно, не спеша

Человек, в котором все  прекрасно

И лицо, и мысли, и душа.

Вед.2

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой.

Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,

Чуткий  мой доктор, нижайший поклон Вам земной,

Тело и души людей вы лечили своей добротой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТД "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"

Сценарий коллективно-творческого дела для старшеклассников к Дню Толерантности,...

Урок толерантности «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе»

Урок «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе» посвящен толерантности отношений между людьми.  В ходе урока учащиеся знакомятся с термином «толерантность» и его значением, ...

Тренинг «Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»

Тренинг«Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»...

Тренинг «Мы такие разные, но мы такие классные»

Тренинг«Мы такие разные, но мы такие классные»...

План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»

Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...

Урок толерантности "Мы все такие разные, но всё-таки мы вместе!"

Урок толерантности проведен для 2-9 классов. Были поставлены задачи: Познакомить обучающихся с термином "толерантность", его значением. Улучшить психологический климат в школе и т....

Остап и Андрий: такие похожие и такие разные жизни.

Презентация  может быть использована для проведения уроков литературы в 7 классе....