Открытый урок литературы "Л.Н.Толстой. Нет человека достойнее имени гения"
план-конспект урока (10 класс) на тему

Кербутова Оксана Александровна

 “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость” Л.Н.Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_10_klass.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

5.02.2016.

Класс- 10

Открытый урок  « Л.Н. Толстой. Нет никого более достойного  имени гения...»

Цели урока:

образовательная: повторить известные факты из жизни Л.Н.Толстого, познакомиться с мировоззрением писателя, новыми страницами  биографии писателя;

развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное; развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности, пробуждение интереса к созданию проектов; сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; сформировать навыки делового общения.

воспитательная: привлечь внимание учащихся к личности Толстого, облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное, уважения к ценностям мировой художественной культуры.

 ЗАДАЧИ УРОКА

• создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью;

• обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;

• обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

• совершенствовать навык критического осмысления текста;

• развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ

выставка книг Л.Н. Толстого и о нем; иллюстрации по биографии и произведениям писателя; репродукции картин Крамского, Репина; аудиозаписи вальса Шопена, «Лунной сонаты» Бетховена, трио П.И.Чайковского, «Эй, ухнем» в исполнении Федора Шаляпина; мультимедийная презентация к уроку. Проекты учеников. Раздаточный материал: дневниковые записи Л. Н.Толстого.

Тип урока: защита проектов + интегрированный урок

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности.

Добрый день, я рада встрече, займите свои места.

-Ребята,  а кто такой гений?   (человек, обладающий какими-либо способностями).

М.Горький писал: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком» Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей в наши дни. Его произведения- романы, повести, рассказы читают с неослабевающим интересом всё новые и новые поколения людей на всём земном шаре. Об этом свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 год было объявлено ЮНЕСКО десятилетием Л.Н. Толстого.

-А можно ли Толстого назвать гением?

-Ребята, а как бы вы сформулировали тему нашего урока?

« Л.Н. Толстой. Нет никого более достойного  имени гения...»

- Скажите МОЖНО ЛИ ПОНЯТЬ И ОСМЫСЛИТЬ ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ, НЕ ИЗУЧИВ ОСНОВНЫХ МОМЕНТОВ ЕГО ЖИЗНИ, НЕ УЗНАВ, О ЧЕМ ОН ДУМАЛ, ЧЕМ ЖИЛ, ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР?

-Какова же цель нашего урока, как вы думаете?

-(цель)Сегодня мы повторить известные факты из жизни Л.Н.Толстого, познакомиться с новыми страницами  биографии писателя, поразмышляем над высказываниями Толстого и его современников о нем, поработаем с дневниками “великого Льва”. А еще мы послушаем музыку, которую любил Толстой, стихотворения о нем, совершить заочное путешествие в Ясную Поляну.

-  Мне хотелось бы, чтобы и вы, прикоснувшись к Толстому чуточку поближе, заинтересовались его судьбой и захотели читать его произведения. Вам станет понятнее, интереснее и значительнее личность Толстого, как и для его современников.

-Слушаем защиту проекта «Судьба и творчество Л.Н. Толстого», работаем с «Оценочными листами», выделяем для себя главное каждого проекта.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ  биография

Граф, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Принадлежит к богатому и знатному роду, занимавшему высокое положение еще во времена Петра Великого. Лев Николаевич родился 9 сентября (по старому стилю - 28 августа) 1828 в Крапивенском уезде Тульской губернии, в имении матери - Ясной Поляне. Отец - граф Николай Ильич Толстой (1794 - 1837); мать - Мария Николаевна (1790 - 1830), урожденная Волконская. Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать. По собственному признанию Толстого, с 15-летнего возраста вел "франклиновский дневник" (по имени Бенджамина Франклина), в котором ежедневно отмечал, какую из добродетелей, провозглашенных Франклином в его альманахе "Бедный Ричард", он нарушил за истекший день.Первое произведение, "Детство", было напечатано в "Современнике" в 1852, и подписано скромными инициалами Л. Н. Т. С ноября 1854 по конец августа 1855 был в Севастополе: командовал батареей в сражении при Черной, был при бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Там же был написан первый из трех "Севастопольских рассказов" и отправлен в петербургский журнал "Современник". Рассказ был замечен императором Николаем, велевшим беречь даровитого офицера, что было неисполнимо для Толстого, не хотевшего перейти в разряд ненавидимых им "штабных". Толстой имел все шансы на карьеру, но сам себе "испортил" ее, написав сатирическую песенку, упоминавшую ряд генералов. С 1862 Толстой стал издавать педагогический журнал "Ясная Поляна". В течение первых 10 - 12 лет после женитьбы Лев Толстой создает "Войну и мир" и "Анну Каренину". В начале 70-х гг. писателя снова захватывают педагогические интересы; он пишет "Азбуку" (1871-1872) и "Новую азбуку" (1874-1875), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре "Русские книги для чтения". В 1884 - поддерживает издательство "Посредник", руководимое последователями и друзьями Толстого В. Г. Чертковым и И. И. Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения Толстого по цензурным условиям печатались сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе Черткова было основано издательство "Свободное слово". 
Умер Лев Толстой 20 ноября (по старому стилю - 7 ноября) 1910 на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги (ныне станция Лев Толстой Липецкой области). Похоронен в Ясной Поляне. В 1928-1958 было издано Полное собрание сочинений Л.Н.Толстого в 90 томах. 
Среди произведений Льва Николаевича Толстого - романы, повести, пьесы, рассказы, сказки, публицистика.) 

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

  1. 1828-1849 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.
  2. 1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
  3. 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».
  4. 1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.
  5. 1880-1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».
  6. 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

Лучшие произведения Толстого.

  1. «Война и мир» (1864-1869)
  2. «Анна Каренина» (1870-1877)
  3. «Власть тьмы» (1866)
  4. «Крейцерова соната»(1889-1889)
  5. «Воскресение» (1889-1899)
  6. «Хаджи - Мурат» (1896-1905)
  7. Комедия «Плоды просвещения» (1900)
  8. Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий и другие» (1908)

9. «После бала» (1903)

 - Оцените проект.

- Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения. Он был свидетелем многих исторических и культурных событий, видел, как шло развитие литературы, искусства и науки второй половины ХIХ века. Слушаем защиту проекта «Крымская война», работаем с «Оценочными листами», выделяем для себя главное каждого проекта.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА «Крымсая война»

  Писатель стал свидетелем многих исторических событий:

1853–1856 — Крымская война.

1855 — смерть Николая I.

1860–1870-е годы — реформы императора Александра II.

1866 — покушение террориста Каракозова на Александра II.

1871 — европейские катаклизмы. Парижская коммуна.

1876 — возникновение террористической организации «Земля и воля».

1877–1878 — русско-турецкая война.

1881 — убийство террористами Александра II.

1887 — попытка (не единственная) покушения на Александра III.

1904–1905 — Русско-японская война.

1905 — 9 января. Кровавое воскресенье. И многие события отразились затем в его произведениях.

  - Оцените проект.

- Слушаем защиту проекта «Ясная Поляна», работаем с «Оценочными листами», выделяем для себя главное каждого проекта.

Чтение стихотворения наизусть:

К Толстому, в Ясную Поляну! —

Велеть бы кучеру:

Вези.

Я только гляну, только гляну,

Как гений выглядит вблизи.

Вот он сидит, нахмурив брови,

За знаменитым тем столом,

Где в слове ожили герои,

Россию спасшие в былом.

Как с мужиками косит ловко

В рубахе белой впереди,

А знаменитая толстовка

Висит на гвоздике, поди.

О том, что граф он, забывая,

Идет со всеми к роднику.

И что там слава мировая,

Когда он близок мужику.

И в счастье веруя мирское,

К неудовольствию властей,

В своей яснополянской школе

Крестьянских учит он детей.

…Велеть бы кучеру,

Да поздно:

Давным-давно Толстого нет.

Но, будто встречными опознан,

Вот-вот вернется в кабинет.

И, словно реки к океану,

Сюда дороги пролегли.

К Толстому, в Ясную Поляну

Стремятся люди всей земли.

 «Школа для крестьянских детей» 
Как известно, в 1859 году Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей– одну из первых народных школ. Дети и учитель работали весь день: занятия шли с 8 до 12 часов утра, а потом с 3 до 6 часов вечера. По утрам дети часто задерживали учителя до 2 часов дня, чтобы послушать его сказки.

Сам Толстой преподавал в своей школе математику и историю, проводил физические эксперименты. Лев Николаевич написал и опубликовал несколько выпусков оригинальной «Азбуки». Эти книги содержали и сведения из арифметики. Он систематизировал их и издал в 1874 году в книге «Арифметика». В ней Л.Н. Толстой дал и ценнейшие методические указания для учителя. Таким образом, изданию этой книги предшествовал его многолетний опыт работы в Яснополянской школе. Л.Н.Толстой сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит тем меньше дробь.

  - Оцените проект.

- Слушаем защиту проекта «Музыка в жизни Толстого», работаем с «Оценочными листами», выделяем для себя главное каждого проекта.

- Ребята, а кто-нибудь из вас ведет личный дневник? (ответы учеников). А вот у Л.Т. был такой дневник! Слово учителя.

Лев Николаевич Толстой – писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений.

Та нравственная высота, которую достиг Толстой-человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость. На эти недостатки указывал сам Толстой).

Особенно любопытны дневниковые записи человеку, который начинает задумываться о цели и смысле своей жизни, пытается разобраться в проблемах своей жизни и жизни окружающих.

Практикум. Работа с дневниковыми записями Л.Н.Толстого.

У вас на партах листы с отрывками из «Дневниковых записей» Толстого. Прочитайте их и выделите главные, на ваш взгляд, правила жизни Толстого. Какие проблемы волновали его тогда? Какие правила жизни Т. вам близки и понятны?

“1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

2. Что исполняешь, исполняй хорошо.

3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.

5. Читай и думай всегда громко.

6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают...”

- Что можно сказать о человеке, составившем такие правила? (Прямой, честный, бичующий себя, человек, который хочет изменить себя).

- Как можно назвать все это одним словом, по Толстому? (самосовершенствование)

Ему показалось недостаточным образование в университете, и он определил для себя задачи на ближайшие два года. Меня лично удивляет и восхищает это.

“1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.

2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4. Изучить сельское хозяйство — как теоретическое, так и практическое.

5. Изучить историю, географию, статистику.

6. Изучить математику, гимназический курс.

7. Написать диссертацию.

8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи”.

Самое интересное, что многое из запланированного было выполнено. Он, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек, побеждает лень. Он хотел до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Ему казалось, что только стоит расписать свою жизнь заранее – и всё пойдет как по маслу. Но Толстой стремится стать образованным человеком, поэтому сформулировал своё жизненное кредо: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость”. Как вы понимаете эти слова, какую грань характера писателя они открывают? Надеюсь, что отрывки из Дневника помогли вам не только узнать его ближе, но и заставили задуматься о себе, о вашем смысле жизни. Ведь не за горами начало и вашей взрослой жизни.

- С детства Лев Николаевич верил в легенду, что где-то в Старом Заказе спрятана зеленая палочка, на которой написано, как сделать людей счастливыми. Свою жизнь он посвятил этой великой цели – помочь людям устроить жизнь счастливо… И рецепты человеческого счастья заключал, как в кристаллы, в мудрые изречения:

(афоризмы на доске) 

- Как вы думаете, а что помогло Л.Н.Толстому стать таким, каким мы его сегодня увидели? (ВОСПИТАНИЕ, ВОЛЯ, ТРУД, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ). А где берет начало становления личности каждый человек? (в родном доме).

Учитель Смогли открыть для себя Л.Н.Толстого? Что формирует человека? Природа, любимые занятия, друзья и, конечно, работа над собой. Работа Толстого над собой огромна. Его дневниковые записи, мысли, разобранные нами на уроке, мы найдём на страницах знаменитого романа «Война и мир», любимые герои Толстого будут “путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать”. Другие будут жить спокойно, не меняясь, то есть, по Толстому, “душевно подло”. Мы увидим его отношение к войне и соотнесём с высказыванием о насилии. И сделаем ещё много открытий.

Викторина по биографии Толстого

Упражнение «Синквейн» (слово французское, обозначающее пять строк.

Правила написания:

1-я строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне;

2-я строчка- два слова, чаще всего прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета;

3-я строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия;

4-я строчка – фраза из трех, четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5-я строчка содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета или объекта

Темы для синквейна:

«Ученик»

«Урок»

«Лев Николаевич Толстой»

Ученик.

Знающий,  любознательный.

Урок.

Познавательный, интересный.

Толстой.

Известный, знаменитый.

Читал, писал, исследовал.

Учит, воспитывает, раскрывает.

Воспитывает, беспокоится, , пишет.

 

Узнал очень много нового.

Важную для нас тему.

О проблемах всех поколений.

Доволен!

Спасибо за урок!

Великий учитель!

Домашнее задание: напишите небольшое эссе по одному из высказываний Толстого

Итог урока: все ли цели урока мы выполнили?

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Это первый урок изучения жизни и творчества Л.Н.Толстого. Были определены цели и задачи урока, продумано оформление на уроке, раздаточный материал, оценивание результатов труда учащихся.

Тип урока: защита проектов + интегрированный урок

Ребят заинтересовала личность писателя, жизнь которого пришлась почти на весь 19 век и начало 20 века. Урок литературы в 10 классе по теме « Л.Н. Толстой. Нет никого более достойного  имени гения...» - результат совместной творческой деятельности учителя и учеников, считаю, что этот урок отражает ведущие тенденции и изменения, которые произошли в системе школьного образования. Государственный образовательный стандарт «ориентирует школу на переход от старых к новым принципам образования, от безличностной, к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся современной школы». Поэтому каждый свой урок стараюсь продумать до мелочей: учитываю специфику урока, методы контроля, формы деятельности, безопасность учащихся на уроке, соблюдение СанПиН. Задания  составленные с учетом индивидуальных возможностей  учащихся. Это способствовало развитию нравственных качеств, воли, эмоций, а значит, общему развитию личности. Все дети были вовлечены в различные виды деятельности на уроке: мыслительную, познавательную,практическую (работа с дневниковыми записями Толстого), защита проектов. Работали на уроке активно, видно было, что материал им интересен. Проекты учащихся по-новому представили личность писателя, его отношения с современниками и близкими, любовь к музыке. Мы протянули ниточку к последующим урокам по изучению произведений Л.Толстого. Урок достиг целей, поставленных в начале урока, все дети были оценены на уроке учителем, другими учениками класса (листы оценивания и критерии оценивания презентации), гостями (лист эксперта). Психологическая атмосфера на уроке - это атмосфера доверия, сотрудничества и взаимопонимания.

Материал рассчитан на урок. Но подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования определенных сторон жизни Л.Толстого.  С каждым годом на изучение литературы их все меньше? Поэтому форма урока - защита проектов + интегрированный урок - выбрана мною неслучайно. Элементы интегрированного урока позволяют развивать потенциал учащихся, приобщать к новому типу мышления, развивать речь, внимание. Использование на уроке научной литературы, музыки, живописи позволяет учащимся увидеть детям Л.Н. Толстого с разных сторон, представить эпоху, услышать музыку, которую любил писатель, увидеть его портреты. А проекты – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, презентации и многие другие. А также, проекты - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Я придаю успеху большое значение, ибо только успех порождает успех, нельзя рассчитывать на то, что ребенок вырастет успешным, если за плечами только груз неудач и разочарований.

Урок отличается от традиционной формы проведения, учащиеся становятся непосредственными его участниками, а не просто слушателями.

Урок может быть полезен учителям литературы и МХК, а его элементы можно использовать во внеклассной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нет человека более достойного имени гения…" Литературная игра, посвящённая жизни и творчеству Л.Н.Толстого

Литературная игра способствует развитию познавательной активности, интереса к жизни и творчеству Л.Н. Толстого, пробуждению чувства восхищения талантом мастера-человековеда....

Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...

Открытый урок литературы по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Тема урока: «Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».Тип урока: урок изучения нового материала.Цель урока: Показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литератур...

Открытый урок литературы в 10 классе на тему: "Каждая семья представляет явленье особенное..." А.С.Макаренко (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")

Цель урока - показать ребятам ценность семьи, ее роль в воспитании подрастающего поколения. В ходе урока рассматриваются семейный традиции Ростовых, Болконских....

Открытый урок литературы в 10 классе по теме "Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" - энциклопедия жизни и человека"

Война и мир – всемирно известный роман-эпопея, который написал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Эта книга вошла в фонд мировой классики и список пятидесяти самых продаваемых книг в мире....

Открытый урок литературы в 10 классе с использованием ИКТ на тему: Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Л.Н. Толстой

Цель урока: сравнить образы Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир»; узнать, как раскрываются они автором в романе, соответствуют ли реальным историческим личностям, рассмотреть вопрос...