Басни дедушки Крылова
методическая разработка на тему

Гусева Анжелика Петровна

Игра-путешествие по басням Крылова «Басни дедушки Крылова», которую рекомендуется проводить во внеурочное время.

Ход.

Разминка

Узнай героя по реплике

Найди пару

Домашнее задание

Разгадай кроссворд

Конкурс капитанов

Блиц турнир

Физминутка

Черный ящик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basni_dedushki_krylova.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Куйбышевский район, с. Куйбышево

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза А.А. Гречко

Игра-путешествие

по басням И.А. Крылова

«Басни дедушки Крылова»

Составил

Учитель русского языка и литературы

Гусева А.П


Игра-путешествие по басням Крылова «Басни дедушки Крылова»

Цели: в игровой форме обобщение, углубление и закрепление знаний учащихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»; развитие в учениках способности размышлять, правильно, с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развитие творческих и актёрских способностей учеников; формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров, обучение работе в группе; воспитание интереса к чтению, доброго и чуткого отношения к окружающим. 

Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова, рисунки учащихся, игрушки (лягушка, свинья, мартышка, волк, стрекоза, кот), черный ящик, кроссворд, картинки животных (волк и ягненок, ворона и лисица, лев и мышь, слон и собака, лягушка и вол), клей – 3 шт., карточки с баснями для конкурса капитанов. На доске запись: “В баснях Крылова всем есть уроки” Н.В.Гоголь.

Ход.

Разминка

Узнай героя по реплике

Найди пару

Домашнее задание

Разгадай кроссворд

Конкурс капитанов

Блиц турнир

Физминутка

Черный ящик

Ведущий 1: Известный поэт М.И.Исаковский писал о Крылове:

 Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Ведущий 2: Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

Ведущий 1: Сегодня мы проводим литературную игру – путешествие по произведениям И.А.Крылова. Наша игра будет состоять из нескольких конкурсов, в результате которых будут выбраны лучшие знатоки басен.

Ведущий 2. Наш первый конкурс «Литературная разминка». За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.

1. Назовите басни, героем которых является лев. (“Лев и Барс”, “Лев и Мышь”, “Лев и Лисица”, “Лев и Волк”, “Лев, Серна и Лиса”, “Воспитание Льва” и др.)

Ведущий 1:   Герои басен И.А.Крылова : добродушный увалень Медведь, хитрая и льстивая Лиса, тупой и упрямый Осел как будто пришли из народных сказок. Все звери у Крылова разговаривают. Ведут они по-человечески: спорят, ссорятся, мирятся. Поэтому следующий Конкурс - «Узнайте героя по реплике». Нужно узнать героя по реплике и угадать из какой басни этот герой. За каждый правильный ответ так же 1 балл

 1.« Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (Волк из басни «Волк и Ягненок»)

2. « А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь!» ( Соловей из басни « Квартет»)

3.« Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!» (Муравей из басни «Стрекоза и Муравей»)

4.« Тьфу пропасть! – говорит она, - а тот дурак

Кто слушает людских всех врак » ( Мартышка из басни «Мартышка и Очки»)

5.« Вот то-то мне и духу придает, что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки.» (Моська из басни «Слон и Моська»)

6..« Смотри-ка, - говорит ,- кум, милый мой!

Что это там за рожа?» (Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна»)

7.« Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище» ( Осел из басни «Осел и Соловей»)

8. « Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица из басни «Ворона и Лисица»)

9. «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею» (Свинья из басни «Свинья под дубом»)

Ведущий 2. Великого русского баснописца И.А.Крылова любят и знают и взрослые, и дети. В Летнем саду в Ленинграде (теперь это город Санкт-Петербург) находится бронзовый памятник И.А.Крылову, который был сооружен на деньги собранные по всей России. Баснописец изображен сидящим в кресле. В руках у него книжка. Он глубоко задумался. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, изображения персонажей наиболее известных басен И.А.Крылова – разных зверей и птиц.

Ведущий 1. Третий конкурс «Найди пару». Задача команд составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Ведущий 2. На выполнение отводится 2 минуты. Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

Ведущий 1. А сейчас проверим ваше домашнее задание – инсценировку басни.

Пока команды переодеваются или готовятся

Ведущий 2 Пока команды готовятся предлагаю немного поиграть.

Детям предлагаются рисунки к различным басням. Они должны угадать к какой басне создан рисунок.

Пантомима – изобразить героев басни И.А.Крылова “Мартышка и Очки

Ведущий 1. Язык басен Крылова удивительно прост и ясен. Стихи звучат, как живой и непринужденный разговор.

Ведущий 2. Да, басни Крылова очень легко запомнить – такие они ясные и складные. А многие фразы из них стали крылатыми и употребляются в нашей речи как пословицы и поговорки.

Ведущий 1.  И следующий конкурс “Разгадай кроссворд”

Прочитав “крылатые” выражения, написав из каких они басен, вы узнаете их автора.

http://festival.1september.ru/articles/622780/img1.jpg

  1. Щуку бросили в реку.
  2. А ларчик просто открывался.
  3. Слона – то я и не приметил
  4. Как белка в колесе
  5. Все кажется в другом ошибкой нам.
  6. А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.

(1. “Щука”. 2. “Ларчик”. 3. “Любопытный” 4. “Белка” 5. “Обоз” 6. “Квартет” )

Ведущий 2.  Школьники знают много басен – коротких и занимательных рассказов в стихах, где действуют животные, растения и различные предметы, а подразумеваются под ними люди. Многие поколения детей зовут баснописца «дедушкой Крыловым», любят и знают наизусть его басни.

Ведущий 1. Для следующего конкурса мы приглашаем капитанов и вы конечно догадались, что впереди - «Конкурс Капитанов».

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Например:

Для команды № 1

 Квартет

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

__________________сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под _____________,-

Пленять своим искусством свет.

____________________ в смычки,

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-

                    Погодите!

Как музыке идти! Ведь вы не так __________.

Ты с басом, Мишенька, садись против__________,

Я, прима, сяду против вторы.

Для команды № 2

 Волк на псарне

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь _______________ двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -

И вмиг ________________  на запор;

В минуту _____________ стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ______________.

 

Для команды № 3

 Волк и Ягнёнок

У сильного всегда ________________ виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

                         Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.

               

Ягнёнок в жаркий день ___________  к ручью  напиться;

                И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный ____________    Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

                            Здесь чистое мутить __________

                           Моё

С песком и илом?

Ведущий 2. Пока капитаны заполняют карточки, мы проведем  «Блиц-турнир». Задача участников команд ответить на скорость на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла

1) Назовите русских баснописцев. (М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, В.И.Майков, И.И.Хемницер, И.И.Дмитриев)

2) Какой язык выучил И.А.Крылов к 50-и годам? (древнегреческий)

3) Как подписал И.А.Крылов свой перевод с итальянского «Менос, или Пример сыновней любви к матерям»? (Нави Волырк – перевёрнутое  Иван Крылов)

4) Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И.А.Крылов? (журналистикой)

5) В каком городе родился И.А.Крылов? (в Москве)

6) С какого возраста И.А.Крылов работал переписчиком бумаг в губернских канцеляриях? (с 8 лет)

Ведущий 1. Думаю вы немного устали. Давайте проведем Физкультминутку.     

Вспомним устное народное творчество.  Я называю  фольклорного героя, если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, вы вытягиваете прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваете на груди (обнимаем героя).

Василиса Премудрая,  Баба Яга, Иван - царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын, Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо.

Ведущий 2. Каждый герой басни олицетворяет собой определенные пороки. Мы смеемся над героями басен: потешными зверями. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки и недостатки: лень, зависть. Невежество и другие. Сам баснописец говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать.»

Ведущий 1. И наш последний конкурс называется «Черный ящик». Участники команд по очереди достают из черного ящика героев басен. Ваша задача - назвать свойство характера зверя-персонажа, носителем которого они являются в сказках и баснях, а также название басни. ,Правильный и полный ответ оценивается в 3 балла

(лягушка, свинья, мартышка, волк, стрекоза, кот)

Ведущий 2.  В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Ведущий 1. Это был последний конкурс и мы просим жюри объявить результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина "Басни дедушки Крылова"

ЦЕЛЬ ВИКТОРИНЫ: Обобщение знаний учащихся о баснях И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе....

Урок внеклассного чтения "Басни дедушки Крылова" 7 кл

в помощь педагогам коррекционных школ...

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...

Басни дедушки Крылова.

Презентация к уроку литературы по теме басни И.А.Крылова....

Басни дедушки Крылова

Литературная игра, к 245-летнему юбилею И.А.Крылова, для 5-7 классов....

Басни "дедушки" Крылова

Цель: выявить специфические особенности басен И.А.Крылова  Задачи: 1) развитие навыка анализа художественного произведения;2) осознание роли и значения слова как главного средства создания х...