Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве В.С.Высоцкого "Я, конечно, спою..."
методическая разработка (9 класс) на тему

Чевис Марина Геннадьевна

Литературно-музыкальная композиция посвящена памяти замечательного человека, поэта, певца и актёра Владимира Семёновича Высоцкого.

 

Цель мероприятия:

  1. Познакомить обучающихся с жизнью и поэзией  В.С. Высоцкого.
  2. Показать важнейшие составляющие художественного мира                  В. Высоцкого, черты его индивидуальности.
  3. Развивать творческие способности учащихся.
  4. Воспитывать  любовь к поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vysotskiy_literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya.doc68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Лицей села Хлевное»

 Хлевеского муниципального района Липецкой области

                                                                           

Литературно-музыкальная композиция

«Я, конечно, вернусь весь в друзьях и мечтах.

Я, конечно, спою…»

 (о жизни и творчестве В.С.Высоцкого).

       

                                                                           

 

                                                               

             подготовила                                                                                                          

                                                             учитель русского языка  и литературы

                                         Чевис Марина Геннадьевна

с. Хлевное

2015

           Литературно-музыкальная композиция посвящена памяти замечательного человека, поэта, певца и актёра Владимира Семёновича Высоцкого.

Цель мероприятия:

  1. Познакомить обучающихся с жизнью и поэзией  В.С. Высоцкого.
  2. Показать важнейшие составляющие художественного мира                  В. Высоцкого, черты его индивидуальности.
  3. Развивать творческие способности учащихся.
  4. Воспитывать  любовь к поэзии.

Оборудование: портреты В.С.Высоцкого; гитара, стул, презентация, посвящённая В.С. Высоцкому, диск с записью документального фильма «Монолог» 1980г, аудиозаписи песен В.С.Высоцкого.

Ход мероприятия:

(звучит песня в исполнении актрисы Е.Гусевой «Прерванный полет», посвященная В. Высоцкому)

Учитель:

- Июнь 1980 года стал пеклом боли для современников  и вряд ли станет прохладой воспоминаний для других поколений – в это время умер В.Высоцкий, поэт, певец, актер и просто замечательный человек.

   Но у нас в календаре есть январь, чтобы радоваться дню рождения: 25 января 1938 года зажглась звезда по имени Владимир.

   В.Высоцкий – явление в нашей духовной жизни исключительное. Он прожил короткую (42 года), но яркую жизнь: 800 стихов и песен, 30 ролей в кино, 20 ролей в театре, 3 жены, 2 детей, 42 года жизни, 1000000 поклонников. Его популярность в нашей стране была и есть поистине грандиозной. Его песни звучали в каждом доме России, их пела вся страна: и в маленьких рыбацких поселках, и в общежитиях больших заводов, и в студенческих клубах, и за колючей проволокой, и на дачах высокопоставленных чиновников. Хочу сказать, что и в моей семье каждое утро отец ставил пластинку с песнями Высоцкого.

   У Владимира Семеновича был огромный талант понимать суть вещей. Он пел про то, чем живет и о чем думает народ. Сотни его прекрасных песен и стихов  останутся  навсегда в русской культуре. Подтверждение этому в стихах Ирины Рудевой:

Не поминайте ни добром, ни лихом,

Зажгите молча тонкую свечу.

И пусть в округе будет очень тихо,

А вдалеке лишь музыка чуть-чуть.

Не надо слов, ни хоровых, ни сольных.

Пусть время плещет сквозь его причал.

Такие люди тишины достойны,

За нас за всех он криком откричал.

(звучит песня в исполнении В.Высоцкого «Кони привередливые…»)

Учитель:

- Ребята, сегодня вы не будете пассивными наблюдателями происходящего. Каждый из вас поможет собрать в единое целое нашу литературно-музыкальную композицию. Для этого вам пришлось поработать, став на время биографами, критиками, документалистами, чтецами и даже певцами. Предоставляю слово биографу.

Биограф 1 (показ презентации):

- Родился В.С.Высоцкий 25 января 1938 года  в Москве в семье военнослужащего. Отец Семен Владимирович кадровый офицер, участвовавший в обороне Москвы, дошедший до Берлина. Мать, Нина Максимовна, работала начальником бюро в НИИ ХИММАШа. Будучи школьником, Володя посещал драматический кружок. Там он научился играть на гитаре, петь песни. Руководитель кружка советовал Владимиру идти в театральное училище. Но Высоцкий, закончив в 1955 году школу, поступил в МИСИ (Московский инженерно-строительный институт). Проучившись там всего один семестр, он бросил учебу и поступил в школу-студию МХАТ на актерское отделение. Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли с пометкой одного из экзаменаторов: «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет».

Учитель:

- А что вспоминал сам Высоцкий из этого периода своей жизни, уважаемый документалист?

Документалист:

- «Незадолго до окончания школы-студии, - рассказывал Высоцкий, - я услышал Окуджаву и тогда понял, что такая манера (свои стихи излагать под ритм гитары) более усиливает поэзию, делает ее выразительнее и доходчивее».

(звучит песня «На Большом Каретном»).

Биограф 2 (показ презентации):

- В 1960 году он успешно закончил школу-студию МХАТ и был зачислен в труппу театра им.  А.С.Пушкина, а через 3 года перешел в Московский театр миниатюр. В этот период Высоцкий много работает над песнями, балладами, стихами. С 1964 года Высоцкий  - ведущий актер Московского театра драмы и комедии на Таганке. До последних дней своей жизни он работал в этом театре. Здесь на протяжении 16 лет формировалось его сценическое мастерство. На подмостках Театра на Таганке Высоцкий вместе с Аллой Демидовой, Валерием Золотухиным, Леонидом Филатовым, Николаем Губенко и другими актерами играл героев, созданных Шекспиром, Пушкиным, Достоевским, Чеховым. Именно в этом театре состоялась премьера шекспировского «Гамлета». Именно эту роль Высоцкий считал самой лучшей своей работой в театре.

Документалист:

-«Гамлет – это моя любимая роль. – Говорил он на встрече со зрителями. – Я не играю принца Датского, я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелегким. Жеглова я сыграл, а Гамлета пришлось прожить».

Чтец 1: читает стихотворение «Мой Гамлет»

Биограф 1 (показ презентации):

- Несмотря на большую творческую  работу в театре, Высоцкий снялся более чем в 25 фильмах. Его киногерои – это люди разных судеб, характеров и профессий: радист Володя из  «Вертикали», бригадир Маркин из фильма «На завтрашней улице», танкист из фильма «Я родом из детства». Большой кинематографический успех принесла ему роль капитана Жеглова из телефильма «Место встречи изменить нельзя». Образ Глеба Жеглова – одна из самых сильных работ В.Высоцкого в кино.

(на фоне песни «Атас» группы «Любэ» показ кадров из фильма «Место встречи изменить нельзя»)

Учитель:

- У каждого поэта есть главная тема, которой он посвятил больше всего произведений. Какова же эта тема у Высоцкого? Послушаем нашего критика.

Критик:

- Особое место в песенном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне. Многие свои авторские  концерты и выступления Владимир Семенович начинал песней «На братских могилах…»  такими словами:

На братских могилах не ставят крестов

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букеты цветов

И вечный огонь зажигает.

Читая эти стихи, с  трудом веришь, что их написал человек, не участвовавший в войне. По мнению многих поэтов, военная тематика в песнях и стихах Высоцкого является вершиной его творчества. Погибших на войне Высоцкий считал не жертвами, а людьми, с честью выполнившими свой солдатский долг.

(звучит песня «Он тогда не вернулся из боя…»)

Учитель:

- О чем же еще писал Высоцкий? Почему был так интересен своим современникам? Послушаем критика.

Критик:

- А тем, что писал такие стихи и песни, в которых звучала острая сатира на современность. Стихи и песни Высоцкого очень ценил  знаменитый поэт Е.Евтушенко. Когда в большом эфире вышла песня «Охота на волков», Евтушенко прислал Высоцкому телеграмму, так как находился на Севере у моряков. Вот текст этой телеграммы: «Слушал твою песню 20 раз подряд. Становлюсь перед тобой на колени!»

Чтец 2: читает стихотворение «Охота на волков».

Учитель:

- Сегодня уже было достаточно сказано о Высоцком, как о поэте, актере. А что из себя представляет Высоцкий  как человек, личность?

Биограф 2:

- В.Высоцкий, наделенный от природы многими талантами, обладал и одним из самых лучших: он умел дружить. «И какое необыкновенное счастье было дружить с ним. – Пишет в своей книге «Владимир или Прерванный полет» Марина Влади. В своих отношениях с людьми Володя умел держаться как-то так по-особенному непринужденно и просто, что уже мог считать себя его давним и близким другом. Он был очень обаятельным человеком, что вызывало аналогичную ответную реакцию».

(звучит песня «О друге»)

Учитель:

- Согласитесь, умение дружить – одно из лучших качеств личности. И Высоцкий обладал этим качеством.

А что  нам известно о личной жизни поэта?

Биограф 1 (показ презентации):

- Высоцкий был человеком интересным, но вместе с тем и сложным. Его талант требовал постоянного движения вперед, поиска. Может быть, это и сыграло определенную роль в личной жизни Владимира Семеновича. И все-таки, в первую очередь он был человеком, и поэтому, как у каждого человека, была у Высоцкого настоящая любовь  - Марина Влади. Вспоминает Людмила Гурченко: «От этой пары исходило такое сияние, что если на свете есть настоящая любовь, то, ей-богу,  это была она!» Да, эту женщину Высоцкий любил по-настоящему, ей посвятил множество стихотворений.

Чтец: (читает стихотворение «Мне каждый вечер зажигает свечи…» на фоне тихой музыки фотослайдов)

Учитель:

- Я думаю, что теперь у вас сложилось общее впечатление о Высоцком, его характере, привычках, симпатиях, антипатиях. Давайте попробуем с помощью анкеты это проверить. На вопросы этой анкеты в свое время отвечал сам Высоцкий. Сравним ваши ответы с его ответами.

  1. Самый любимый театр? (на Таганке)
  2. Ваше увлечение? (стихи)
  3. Любимый город? (Москва)
  4. Любимая футбольная команда? (нет)
  5. Ваша мечта? (о лучшей жизни)
  6. Вы счастливы? (иногда)

А были еще и такие вопросы:

  1. Любимый писатель? – Булгаков.
  2. Любимый кинорежиссер? – Чарли Чаплин.
  3. Любимый композитор? – Шопен.
  4. Любимая песня? – «Вставай, страна огромная…».
  5. Любимое выражение? – «Разберемся».
  6. Что хотел бы подарить любимому человеку, если бы был всемогущ? – Вторую жизнь.

- Что же произошло с Высоцким, по какой причине оборвалась его интереснейшая жизнь?

Биограф 2 (показ презентации):

- Сердце В.Высоцкого, уставшее от бесконечных эксцессов, перестает биться. Первый раз это случилось 25 июня 1979 года в жаркий день в Самарканде во время спектакля «Гамлет». Он упал прямо на сцене. Укол в сердце вернул его к жизни.

Биограф 1:

- Ровно через год, день в день, 25 июня 1980 года встреча со смертью все же состоялась. Высоцкий умер на руках «студентки Ксюхи» (как он сам ее называл), а ныне Оксаны Ярмольник, жены Леонида Ярмольника. Он умер на руках женщины, которой суждено было стать его последней любовью. Через два дня Москва навсегда простилась с «Гамлетом ХХ века».

Чтец: (читает стихотворение Александра Городницкого “Погиб поэт. Так умирает Гамлет”)

Биограф 2:

- Видавшие виды были потрясены тем проявлением всенародной любви, которая выплеснулась на Таганскую площадку, где проходило прощание с Владимиром Высоцким. У Таганки собралась огромная масса народу, не хватало мест, люди залезали даже на крыши соседних зданий. Похороны Владимира Высоцкого внесены в Книгу Рекордов Гинесса. Очередь за траурной процессией растянулась на 10 километров. К началу второго дня прощание стало ясно, что старое здание театра не могло пропустить сквозь себя всех скорбящих. Тогда люди просили впереди стоящих передать туда, в театр цветы. Их передавали над головами. Река цветов текла над тысячами голов.

Критик:

-  Андрей Вознесенский скажет: «В 42 года ты издаешь свою первую книгу, в 42 у тебя выйдет вторая книга, и другие тоже в 42, в 42 придут проститься с тобой, в 42 тебе поставят памятник – все в твои теперь уже вечные 42. Постой, Володя, не уходи, спой еще, не уходи, пусть подождут там, спой еще… Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее…».

Биограф 2:

- Его именем в 1986 году назовут открытую планету. Ивановскому молодежному театру присвоят его имя. Бульвар в Киеве назовут именем Высоцкого. Миллионными тиражами будут выпущены диски его песен. В 1987 году ему присвоят Государственную премию СССР за роль капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя».

Учитель:

- Уйдя из жизни, Высоцкий остался в ней навсегда в своих стихах, песнях, на экране. Многие писатели говорили о том, что они – должники. Высоцкого к ним причислить невозможно. Свой долг он выполнил. И подтверждение этому есть  - его стихотворение «Я не люблю».

    Пока будет звучать аудиозапись, постарайтесь посчитать со сколькими «не люблю» Высоцкого вы согласитесь.

(звучит аудиозапись стихотворения Высоцкого «Я не люблю…»)

-Итак, сколько «не люблю» получилось у  каждого. Тот, у кого больше всего, ближе  по характеру к Высоцкому.

- Наше мероприятие подходит к концу. Но общение с творчеством В.Высоцкого, я надеюсь, каждый из вас продолжит. Продолжит, потому что на многие ваши сегодняшние вопросы вы можете найти ответ в песнях и стихах Владимира Семеновича Высоцкого. Например, что такое любовь?

(звучит песня «Баллада о любви»)

Список использованной литературы:

  1. «Владимир Высоцкий: страницы биографии». Зубрилина Светлана Николаевна. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону. 1998 г.
  2. «Я был душой дурного общества… Высоцкий». П.Е.Фокин. СПб.: Амфора. 2012 г.
  3. «Владимир Высоцкий без мифов и легенд». Виктор Бакин. М.: Эксмо: Алгоритм. 2011 г

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

  1. www.kinopoisk.ru/level/161142/
  2. www.ug.ru/issues07/action/
  3. www.vlivkor.com/esenin-glazami-lyubyashhix-zhenshhin.html/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)

Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина...

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...

«Красною кистью рябина зажглась…» Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой

Жизнь и творчество великой поэтессы. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней.В 1906 году поэтесса знакомится в Кры...

«ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ…» (Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой (1892-1941).)

«ЕСЛИ  ДУША  РОДИЛАСЬ  КРЫЛАТОЙ…» (Литературно-музыкальная  композиция о  жизни  и  творчестве  М. Цветаевой (1892-1941).)...