Устный журнал для учащихся 10-х классов Кубань! Люблю тебя светло... ( по произведениям Виктора Ивановича Лихоносова)
проект (10 класс) на тему

Семашова Наталья Евгеньевна

К познанию России и нашей малой Родины Кубани зовет нас добрый, чистый и нежный талант Виктора Ивановича Лихоносова.

«Я вот так останусь иногда один, вспомнится это лето, поле, три дороги – и счастлив бываю снова, потому что душа моя отозвалась на самое колыбельное, и, значит, не высохла она, значит, не умерла она в нас, и в урочные минуты все та же русская, памятливая. А уж что в душе, то и свято... – так написал Виктор Иванович Лихоносов в повести «Осень в Тамани».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ustnogo_zhurnala_o_kubanskih_pisatelyah.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал

 

для учащихся 10-х классов

 Кубань! Люблю тебя светло...

( по произведениям Виктора Ивановича Лихоносова)

Подготовили и провели 

учитель русского языка 

и литературы Семашова Н.Е.

и учащиеся 10 «А» класса 

2010 год

Как хорошо ступать по старой земле!

Успевай же насладиться родимой стороной,

Не бурчи на жизнь, она прекрасна.

Идёшь и вздыхаешь воздух залива,

Несколько раз оглядишься,

Примешь в себя взором блеск воды

И умирающий свет над чертой...

И все наше, живое...

           В.И. Лихоносов

Жизненный  и творческий путь

 кубанского писателя

Виктора Ивановича Лихоносова

(1936 г.)

К познанию России и нашей малой Родины Кубани зовет нас добрый, чистый и нежный талант Виктора Ивановича Лихоносова.

«Я вот так останусь иногда один, вспомнится это лето, поле, три дороги – и счастлив бываю снова, потому что душа моя отозвалась на самое колыбельное, и, значит, не высохла она, значит, не умерла она в нас, и в урочные минуты все та же русская, памятливая. А уж что в душе, то и свято... – так написал Виктор Иванович Лихоносов в повести «Осень в Тамани».

Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области.  Детские и юношеские годы провел в городе Новосибирске. Его впрямую не опалила война, хотя в семилетнем возрасте он испытал потерю отца, погибшего на фронте. В 1961 году Виктор Иванович Лихоносов закончил историко-филологический факультет Краснодарского государственного педагогического института и работает учителем в школах Кубани. С 1963 года начинается литературная деятельность. Осенью 1964 года, когда А.Т. Твардовский готовил собрание сочинений И.А. Бунина,  в предисловии к нему он написал: «Из совсем молодых, начинающих прозаиков, нащупывающих свою дорогу не без помощи Бунина, назову В.Белова и В Лихоносова. Проза у них светится». Так же как стихотворения

Мы сказками предания зовем,

Мы глухи днем, мы дня не понимаем;

Но в сумраке мы сказкою живем

И тишине доверчиво внимаем.

Мы в призраки не верим; но и нас

Томит любовь, томит тоска разлуки...

Я им внимал, я слышал их не раз,

 Те грустные и сладостные звуки

«В городе еще шла гроза, еще гремело, лилось и вспыхивало над зданиями, над тротуарами и садами окраин. А в вагоне электрички потели от тепла стекла, было шумно от разговоров и песен, все были счастливы и не замечали погоды. Под насыпью сыро чернели дороги, по кромкам полей тяжелыми темными полосами изгибались перелески... Ночь же казалась ему не  просто темна и хороша, а темна и хороша по-особенному».  Так начинается повесть «Чалдонка», одна из первых повестей, в которых мы видим беспокойного человека, который ходит и езди по своей земле, цепко вглядывается в лица, что-то вспоминает, чему-то радуется, о чем-то тоскует,  - и все время ищет чего-то. Познание России становится для героя лирической прозы Лихоносова главной жизненной школой, позволяющей обрести прочный нравственный фундамент и горизонты духовности.  В повестях «На долгую память», «Тоска-кручина», «Люблю тебя светло»  прослеживается та же авторская особенность –  настоящее непрестанно перебивается прошлым, тайной милосердия отмечены поступки героев, а мысль о России становится главным героем: «Представьте воскресенье, десять километров пути в районный центр, телеги, машины воле базара, очередь за пивом возле столовой, молодые смеющиеся лица женщин и вечер, темную дорогу среди пологих холмов, мои мечты, мои старания не потеряться. Иду, иду и иду – и наконец вижу в молодых ветках дубов белые очертания наших строений, черепичную крышу своего дома и мастерскую столяра. Тишина, свежесть и одинокость. Я закуриваю, оглядываюсь на желтые окошки и думаю, думаю. Думаю и надеюсь. На что-то...

С 1966 года Виктор Иванович Лихоносов является членом Союза писателей.  Рассказы и повести переведены на румынский, словацкий, чешский, болгарский, немецкий, английский, японский, польский и другие языки.  Неоднократно издавались и переиздавались произведения писателя. В 1993 году Виктор Иванович Лихоносов стал первым лауреатом утвержденной правлением Всекубанского казачьего войска премии Я.Г. Кухаренко. Удостоен он её за правдивое отображение исторической судьбы казачества и процесса его возрождения, за смелую позицию патриота и гражданина.

Нам особенно знаменательны произведения о Кубани: рассказ «Казак», повесть «Осень в Тамани» (подзаголовок Записки после дороги) и роман «Наш маленький Париж».  

Рассказ «Казак» -

Поездка в Тамань на древние Тмутараканские земли и посещение рассказчиком музея-имения Осиповых Тригорское становится поводом для широких размышлений о России отошедшей, отзвучавшей и тем не менее близкой и дорогой каждому. Так появляется «Осень в Тамани».

В 1986 году в журнале «Дон» впервые опубликован роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж», повествующий об истории бывшей Черномории,  нынешней Кубани, осмысление времени, эпохи, истории. За это произведение В.и. Лихоносову присуждена Государственная премия России 1988 года в области литературы.

Просмотр слайдов «Город Краснодар»

«Родиться на Кубани, жить там до семидесяти лет, прославить в своих трудах казачью историю, - так писал в «Корнях историка»  о Ф. А. Щербине. Эти слова можно отнести к Виктору Ивановичу Лихоносову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал для учащихся 9 класса «Императорскому Царскосельскому Лицею 200 лет»

Разработка внеклассного мероприятия по литературе. Устный журнал....

Устный журнал для учащихся 5-6 классов «Сказки, фокусы, логогрифы и другие»

Несколько десятков лет назад была объявлена премия за сочинение на тему «Как человек без математики жил». Премия так и осталась не выданной, так как, по-видимому, не нашлось сочинителя, который бы сум...

"Наркомания: социальная болезнь" устный журнал для учащихся 9-11 классов

Цель: расширить знания учащихся о пагубности вредных привычек,            выработать у детей негативное отношение к табаку, алкоголю,...

"Большое и маленькое счастье" - устный журнал для учащихся 3-4 классов

«Большое и маленькое счастье» - устный журнал для учащихся 3-4 классов.    Цель данного мероприятия – расширить знания детей о жизни и содержании домашних питомцев, в...

Классный час по профориентации. (В форме проведения устного журнала для учащихся 10-х классов II вида школы-интерната)

Классный час  по профориентации "Человек и профессия" в форме устного журнала с презентацией,способствующий профессиональному самооопределению учащихся старших классов спроблемами слухами....

Устный журнал для учащихся 8-9 классов "Моя Саратовская область"

Устный журналдля учащихся 5-11 классов "Моя Саратовская область"...

Устный журнал для учащихся 8-11 классов «Свет моей звезды» (К юбилею В. Закруткина).

Данная разработка будет полезна как учителям, так и учащимся 8-11 классов...