Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)
план-конспект урока (5 класс) на тему

Чиркунова Марина Сергеевна

Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Технологическая карта урока русского языка

Класс: 5

УМК : Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А

Тема: Заглядываем в сердце слова (Почему корень – самая важная часть слова?)

Цель деятельности учителя

Создать условия для формирования устойчивого представления о корне слова, его функциях в слове

Тип урока

Урок-исследование

Планируемые образовательные результаты

Предметные : знать определение корня слова (в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов), понятие «однокоренные слова»,уметь правильно выделять корень слова и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести самостоятельный поиск информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Поисковый, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Лексическое значение слова, корень слова,

        

                                                                                 Организационная структура (сценарий) урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемы умения (универсальные учебные действия)

Мотивация

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

Доброе утро! Сегодня отличный день, и это замечательный повод провести его с пользой. Тем более, что к нам на урок прибыли не совсем обычные гости.

Смотрят инсценировку, подготовленную старшеклассниками (приложение 1)

фронтальное

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Постановка проблемы исследования

Формулирование проблемы исследования, постановка учебных целей и задач

Итак, какую важную проблему нам сегодня на уроке придётся решить? (Мы должны ответить на вопрос «Почему корень самая важная часть слова?» )

- А для этого я предлагаю заглянуть в «сердце слова». Готовы?

- Сегодня мы будем настоящими исследователями. И нам прежде всего следует определить цель нашего исследования. ( Цель: доказать, что корень самая важная часть слова через анализ текста)

- Цель сформулировали. Давайте попробуем поставить задачи. Вам помогут формулировки : « узнать…»,  «изучить…», «объяснить » (узнать больше про корень слова; изучить роль корня в слове; объяснить,

Предмет исследования: текст

С помощью учителя формулируют проблему. Самостоятельно формулируют цель ,задачи исследования

парное

Личностные: могут ставить цель к работе, формулировать задачи

Познавательные: могут проводить грань между знаю- затрудняюсь, стремятся к преодолению трудностей

Коммуникативные: могут задавать вопросы и отвечать на них

Выдвижение гипотез

Мозговой штурм

  1. Выдвижение гипотез

Подумайте и выскажите гипотезы (Гипо́теза (др.-греч. ὑπόθεσις — предположение; от ὑπό — снизу, под + θέσις — тезис) — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство), которые впоследствии нам придётся доказать.

Давайте устроим мозговой штурм самых смелых предположений, фиксировать их будут два помощника – Алина и Ирина.

Они заполнят таблицу гипотез.

  1. Нет слов без корня
  2. В корне заключается лексическое значение
  3. Корень помогает нам понять значение незнакомого слова.

Теперь нам предстоит сложная задача- доказать или опровергнуть наши гипотезы.

Выдвигают гипотезы, фиксируют их в таблице гипотез

фронтальное

Регулятивные: самостоятельно планируют учебные действия, операции.

Познавательные: систематизируют информацию, полученную ранее

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Проверка гипотез

Выполнение практических заданий, подтверждающих гипотезы

Ребята, а хорошо ли мы знаем, что такое корень. (Корень-это морфема). Давайте составим карту понятий на доске, первым её составляющим будет «морфема» (прикрепляю на доске)

Алина, познакомилась с корнем ещё ближе

- Я, чтобы лучше узнать корень, заглянула в словарь и нашла синонимы к этому слову.

Начало, причина, источник, основа, происхождение, суть. Запишите те синоним, который вам запомнился. Прикрепите его на доску.

- Ребята, а каким словарём пользовалась Алина? (синонимов)

Я тоже потрудилась и открыла словарь. Как вы думаете какой? (толковый)

Послушайте внимательно текст. ( Это неприхотливое растение есть в каждом дворе, его трудно не заметить, оно ярко выделяется среди других растений своими большими размерами и множеством фиолетовых цветков-репешков. Он копит все необходимое в толстом веретене корня. В природе лопух ведет себя, как типичный двулетний: в первый год развивает розетку листьев, набирается питательных веществ; которые под осень стенают в его подземные кладовые. На другое лето выкидывает мощный ствол, цветет, обзаводится корзинками семян— репьями и, отплодоносив, погибает. От репьев и прозвище — репейник, другое название травы.)

Что это за растение? (лопух). Почему лопух как бы умирает, но весной оживает вновь? (в земле находятся корни). А если корня не будет? Лопух погибнет. Одно такое растение есть у меня. Что с ним случилось? Как ему помочь?

Сейчас я его спасу. Корень –нос-. У вас на парте есть лепестки, напишите на них по одному слову с таким корнем. Прикрепляют на доску. Учитель прикрепляет лепесток со словом носить. Правильно ли?

Как называются все эти слова? Однокоренные.

Давайте сделаем вывод? (Без корня слов не бывает)

3.Перед вами высказывание известного лингвиста Л.В.Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка»

1) Что перед нами? (предложение)

2) Понятен ли нам его смысл? (не очень)

3) Какое значение мы можем определить у слов этого предложения? (грамматическое)

4) А какое значение определить не можем? Почему?

5) Сделайте вывод. (корень слова выражает его лексическое значение)

4.    Полюбил заурядный восхитительную. Сам на рядне спит, рядном укрывается, а ей наряды покупает.

  Хоть и заурядный, а порядочный.

  Потому что и заурядный, и порядочный и наряд, и рядно – всё это слова одного корня.

  А восхитительная всё норовит побольше ухватить, на всякие хитрости идёт, чтоб удовлетворить свои хищные аппетиты.

 Потому что и хищные, и хитрости слова того же корня, что и она – восхитительная.

Нужно всё-таки в корень смотреть. Тогда не будешь на рядне спать, рядном укрываться.

Выполняют практические задания ,формулируют вывод

парное

Личностные: могут преодолевать возникающие трудности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вывод по результатам исследовательской работы

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Итак, ребята, смогли мы доказать наши гипотезы? Достаточно ли подобрали примеров? А теперь давайте устно составим письмо Слову. Не забывайте, что мы проводили исследование, поэтому ответ должен начаться со слов «Анализ примеров показал, что корень действительно самая важная и значимая часть слова, он достоин звания «Сердце слова».

Во-первых, слов без корня не бывает

Во-вторых, если убрать из слова корень, то и лексическое значение пропадёт.

В-третьих, корень помогает нам понять значение незнакомого однокоренного слова.

Таким образом, мы убедились в справедливости выбора СЛОВА.

Составляют связный ответ на поставленный в начале урока вопрос

индивидуальное

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Рефлексия

Заполняют листы рефлексии

Ребята, напишите,пожалуйста, на репейниках,чему вы научились за урок. Ваши репейники прикрепите на доску.

Заполняют репейники и прикрепляют их на лопух

Индивидуальное

Познавательные:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Тема урока. Деление обыкновенных дробей. 6 класс, часть I

Тип урока: урок открытия нового знания. Формы организации взаимодействия на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.Цели урока:Дидактическая цель: сформировать представление о делени...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования  представления...

Технологическая карта учебного занятия: "Работа сердца"

Материал содержит технологическую карту, дидактическую структуру учебного занятия и его психолого-педагогическое обоснование и сценарий проведения учебного занятия. В сценарии используются ссылки на Э...

технологическая карта "Строение и работа сердца"

Цель урока: Изучить особенности строения и  работы сердца человека.      Задачи урока:      Образовательные:...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"

Технологическая карта урока соответсвует требованиям ФГОС...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи»

Тип урока: комбинированный:Форма работы: индивидуальнаяЦель урока: создать необходимые условия для понимания обучающимися того, что местоимение часть речи, которая указывает на предмет, не называя его...

Технологическая карта урока по теме "Сердце и душа слова"

Обобщающий урок по темам "Лексика", "Словообразование" и "Этимология". Межпредметные связи с литературой....