Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Леонтьева Ольга Эдуардовна

Технологическая карта урока соответсвует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

                                                                                               Итоговая

практико-значимая работа

Технологическая карта урока-исследования

«Причастие как часть речи»

(русский язык, 7 класс)

                                                                                                                                               Выполнил: слушатель группы АИ  7- 16

Леонтьева Ольга Эдуардовна

                                                                                                                              Проверил: канд.пед.н., доцент

                                                                                                                                                             Мухорина Наталья Борисовна

К О Л О М Н А – 2016

                                                                        Содержание .

  1. Введение  …………………………………стр. 2 - 3 
  2. Технологическая карта урока  …………..стр. 4 – 11
  3. Заключение  ………………………………стр. 12
  4. Список литературы……………………….стр. 13                                       

Введение.

Как известно,  язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Поэтому именно на уроках русского языка можно выработать основные компетенции, необходимые учащемуся.

Предложенный вариант технологической карты урока русского языка соответствует рабочей программе по данному предмету на 2015-2016 учебный год по УМК под редакцией  Т.А. Ладыженской, отражает цели и задачи урока, основные его элементы,  формы организации учебно-познавательной деятельности, методы и приемы, используемые  в ходе формирования универсальных учебных действий.

 Технологическая карта содержит общее описание основных элементов урока,  даются методические разработки каждого этапа работы, в которых представлены конкретные задания, вопросы, предлагаемые учащимся, методические комментарии, предполагаемые ответы учащихся, приемы взаимодействия учителя и учащихся, а также степень и порядок использования презентации.

На данном уроке реализуются основные принципы, предусмотренные ФГОС:

  1. Возможность формирования предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний ( усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц,
    освоение базовых понятий лингвистики (на примере усвоения понятия   причастия );

  1. Возможность достижения личностных результатов обучения ( понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования, достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);
  2. Возможность достижения метапредметных результатов обучения (овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
    умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств).

Содержание урока соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся.

На уроке используются проблемная, информационная, исследовательская технологии, что способствует повышению интереса учащихся к предмету, даёт возможность выработать исследовательские навыки, получить умение ставить цели и достигать их, научиться находить информацию и работать с ней (анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать). Объяснение нового материала сопровождается презентацией, что делает обучение наглядным.

Технологическая карта урока.

Урок построения понятия

(урок-исследование)

Тема: «Причастие как часть речи».

Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Задачи урока:        

Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

-- формировать умение  отличать  причастие  от  других  частей  речи

- обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

- развитие внимания;

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- формирование логических умений;

- развитие умения формулировать проблему;

Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развитие  коммуникативных УУД:

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- получение  новых знаний о  причастии;

- работа с   текстом.

Метапредметные:

- формирование ценностного отношения к русскому языку,

- формирование нравственных ценностей.

Личностные:

- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование:- карточки с текстами.

Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

Универсальные учебные действия

Действия учителя

Действия ученика

1. Оргмомент (цель:  мотивация к действиям на уроке, целеполагание)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Приглашение ребят к плодотворной и интересной работе.

- Ребята, вчера прочитала стихотворение об осени и поняла, что не могу определить части речи всех слов. Может быть, вы сможете мне помочь. Вот это стихотворение.

Пожелтел на старый сад.

Листья жёлтые летят.

Пожелтевших клёнов ряд…

Это осени наряд.

Я в желтеющем саду лета больше не найду.

- Ребята, что помогает автору создать образ осени?

- Сможем ли мы  легко определить части речи всех этих слов.

- А слова «пожелтевших» и «в желтеющем»?

- Давайте попробуем сделать морфемный разбор всех однокорекнных слов.

- Ребята, у нас проблема. Мы не знаем, какой частью речи являются эти слова, мы поняли лишь, что они каким-то образом причастны к прилагательным и глаголам,но это не прилагательные и не глаголы,так как имеют различие в значении и морфемном составе. Какую цель мы себе поставим?

Учащиеся читают стихотворение

- Повторы. В тексте много однокоренных слов.

 Учащиеся отвечают, что  слово «пожелтел» - глагол, т.к ообозначает действие и отвечает на вопрос  «что сделал?»; слово «жёлтые» - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какие?».

- Похожи на прилагательные, т.к. отвечают на вопрос «какой?», но  показывают, что клёны пожелтели,  сад желтеет,т.е. произошло действие, а действие обозначают глаголы.

 Учащиеся разбирают слова и замечают, что что в словах «пожелтевших» и «желтеющем» есть суффиксы, с которыми они раньше не сталкивались.

- Возможно, это какая-то новая часть речи?

- Исследовать подобные слова, узнать, какая это часть речи, научиться находить её в тексте.

Принцип психологической комфортности.

УУД:

- личностные,  коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала

2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений их использовать)

- Ребята, как вы думаете, знание морфологических признаков каких уже известных нам частей речи необходимо вспомнить?

- Тогда давайте выполним морфологические разборы слов  «пожелтел» и жёлтые».

 Работа выполняется по вариантам. Два человека выпоняют её у доски.

Прилагательного и глагола, так как мы уже выяснили, что новые слова причастны именно к этим частям речи.

Ученики выполняют морфологический разбор предложеннных слов, называют морфологические признаки глагола и прилагательного.

 Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала

3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию)

-Итак, вы показали, что хорошо знаете глаголы и прилагательные.

 А что вы хотите узнать о словах новой части речи?

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

- Что имеют общего с прилагательным и глаголом?

- Какие имют морфологические признаки?

- Какова  синтаксическая роль подобных слов?

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

4.Наблюдение над фактами (родного языка, химии,  географии, физики, математики и т.п.) (цель: при помощи сравнения и сопоставле-ния фактов выделить существенные признаки предметного понятия (или правила)

- Ну что ж, приступим к исследованию. Обратим внимание на слова «пожелтевший» и «желтеющий».  Обозначают ли они признак предмета?

- Постоянный ли это признак? Всегда ли эти клёны и сад были жёлтыми?

 

- Итак, мы выяснили общее значение слов данной части речи. Эти слова мы нашли в тексте. Можем ли мы судить об их синтаксической роли?

 

- Что ж, давайте продолжим сопоставлять новые слова с прилагательными. Что мы для этого будем делать?

- Давайте попробуем просклонять прилагательное и новое слово.

Составляется таблица. Два ученика вызываются к доске, один склоняет прилагательное другой причастие, выделяют окончания

- А изменяются ли они по числам?

- А по родам?

(всё записывается на доске, окончания выделяются)

- Мы увидели, что у слов новой части речи много общего с прилагательными. Но мы с вами уже отмечали сходство этих слов и с глаголами. Давайте сопоставим два новых слова «пожелтевший» и «жёлтеющший». Что они означают?

Учитель замечает только, что формы будущего времени у этих слов нет.

 Да, жёлтый цвет, они отвечает на вопрос «какой», как прилагательное.

-Нет, клёны  пожелтели в какое-то время, сад сейчас желтеет.

Значит, если прилагательные обозначают постоянный признак, то эти слова признак, проявлящийся в какое-то время.

- Конечно. Давайте определим, какими членами предложения они являются.

Учащиеся подчёркивают слова «пожелтевших и желтеющем». Делают вывод о том, что, подобно прилагательному, в предложении слова новой части речи являются определением.

- Раз прилагательные изменяются по родам числам и падежам, давайте проверим, есть ли эти признаки у слов новой части речи?

падеж

прилагательное

причастие

И.п.

жёлтый лист

желтеющий сад

Р.п

жёлтого листа

желтеющего сада

Д.п.

жёлтому листу

желтеющему саду

и т.д.

Давайте проверим.

Жёлтый лист – жёлтые листья

Желтеющий сад – желтеющие сады

- Да, изменяются.

- Проверим.

Желтеющий сад – желтеющая роща – желтеющее поле.

Учащиеся делают вывод, что новые слова изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные, и имеют сходные окончания.

- Пожелтевший – значит уже пожелтел, действие завершилось в прошлом.

Желтеющий – сейчас желтеет, действие длится в настоящем.

Значит, эти слова, как и глагол, моут иметь время и вид.

Принцип деятельности.

УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение)

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания

5.Обобщение структур-ных и семантических признаков понятия /правила (Цель: научить обобщать, делать выводы)

- Ребята, мы много наблюдали, сопоставляли. Кто сможет обобщить наши наблюдения и сделать вывод о том, какими призгнакаи обладают исследуемые нами слова?

- Молодцы. Ребята, мы не случайно весь урок говорили о том, что новые слова причастны к прилагательому и глаголу. Эта часть речи так и называется – причастие. Давайте посмотрим, какое определение причастия предложено в учебнике.  Все ли выводы мы сделали правильно?

Учитель уточняет, что авторы учебника (Баранов, Ладыженская) относят причастие к самостоятельным частям речи, а некоторые лингвисты считают его особой формой глагола, о чём тоже можно подумать.

А В.И. Даль дал такое яркое определение этой части речи:  "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного".

-  Это часть речи, которая отвечает на вопрос «какой», обозначает признак предмета, проявляющийся во времени. Как и глаголы, причастия имеют форму вида и времени (настоящего и прошедшего), как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. В предложения обычно бывают определениями.

Читают определение  по учебнику, видят, что все выводы они сделали правильно

Принцип деятельности.

УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение)

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания

6.Применение понятия (или  правила) на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия/правила)

- Ребята, что ещё нам необходжимо сделать, чтобы окончательно убедиться в справедливости наших выводов.

- Хорошо. Прочитайте отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» о прекрасном юноше Данко и о его подвиге во имя людей. Выпишите из текста причастия и укажите их морфологические признаки, подчеркните их как члены предложения.

   И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.  

   Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

   - Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на прежнее место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

- Нужно проверить всё это на новом тексте.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Затем осуществляется проверка.

Принцип деятельности.

УУД:

-коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)

-регулятивные:

(ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания;

пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации;

проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности)

-познавательные:

(умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления)

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания

7. Итог урока 

Рефлексия

(цель: сформулировать новое знание: ЧТО –  предметное содержание –  и КАК – способ действий, алгоритм познавательной деятельности)

- Ребята, мы достигли своей цели?

-  А как мы всё это узнали, что мы для этого делали?

- Да, узнали,  что есть новая часть речи – причастие, определили, какие она имеет морфологическиу признаки, какую роль играет в предложении.

- Мы прочитали текст и поняли, что не можем определить часть речи некоторых слов.

- Выполняли морфемный разбор и увидели, что в составе причастий есть неизвестные нам суффиксы.

- Выполняли синтаксический разбор предложения, чтобы выявить синтаксическую роль причастий.

-Мы исследоваои  морфологические признаки причастия(склоняли, изменяли по числоам и родам,опредеяли вид и время),сопоствляли причастия с прилагательными и глаголами, искали, что у них общего.

Принцип деятельности, умение осознавать пройденное, отвечать на вопрос о достижении цели, давать оценку своей деятельности

УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи)

6. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)

- Ребята,  а какие умения вы будете тренировать дома?

- Хорошо. Выполните дома упр. 76, где вы сможете потренироваться в определении морфологических признаков  причастий  или найдите  причастия в тексте из учебника физики, запишите предложения с причастиями, укажите их морфологические признаки, подчеркните как члены предложения.

- Умение отличать причастие от других частий речи.

- Умение определять род, число и падеж причастий.

- Умение определять вид и время причастий

-Умение определять синтаксическую роль причастий.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи)

Заключение.

Данный урок был реально проведён в 7 классе. Большинство учащихся усвоили понятие причастия, научились находить его в тексте, строить свои высказывания с использованием причастий. Поскольку 7 класс в нашей школе не занимается по ФГОС, то главной трудностью было реализовать принцип самостоятельности, когда ученики сами должны ставить цели, предлагать пути их достижения. Приходилось «подталкивать» их к этому, помогать формулировать промежуточные задачи. Однако было заметно, что учащимся интересно, они с готовностью включались в новую для них работу. Все цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

Список  литературы.

1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку. 7 класс.// Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.-М., Просвещение, 2014.

2.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.,  и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2013.

3.Поурочные разработки по русскому языку для 7 класса/ сост. Беляева О.В., Доценко О.А. М., Вако, 2012.

4.Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ сост. Колчанова С.С. Волгоград,Учитель, 2013.

5. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 7 класс/ сост. Егорова Н.В. М., Вако, 2015.

6.Русский язык. 7 класс. Тематические тесты по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. / сост. Мальцева Л.И. Ростов-на-Дону, 2012.

7.Тематические зачеты по русскому языку. 7 класс./ Малюшкин А.Б., Рогачева Е.Ю. М., Сфера, 2009.

8.Уроки русского языка с применением информационных технологий.5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.,Глобус, 2010.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования  представления...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"

Подробное описание урока в соответствии с  требованиями  ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"

В архиве технологическая карта урока и презентация. Урок разработан по учебнику под ред. А. Д. Шмелёва...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.«Имя прилагательное как часть речи.»

Урок служит для актуализации и востановления знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прильных....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи" в рамках ФГОС...