Урок "Имя числительное"
план-конспект урока (6 класс) на тему
Тема урока в 6 классе: «Имя числительное как часть речи»
Форма проведения: урок – игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe_urok.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока в 6 классе: «Имя числительное как часть речи»
Форма проведения: урок – игра.
Цели и задачи урока:
- обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Имя числительное»; повторить грамматические признаки числительного как части речи.
- развивать навыки связной речи, работать над построением предложений, включая в них числительные; развитие положительной мотивации учебной деятельности, мышления, памяти, воображения.
- воспитание интереса к родному языку, внимательности, мышления, формирование самостоятельности, воспитание уважения к другим, способности к сотрудничеству.
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор, учебник.
- Организационный момент.
- Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы завершили изучение имени числительного. Сегодняшний урок мы проведем в форме игры. Во время урока вы покажете свои знания по изученной части речи. Разделимся на три команды. Начнём с представления команд. Ваше домашнее задание было придумать название команды и нарисовать эмблему своей команды.
Задание для команд. Я вам сейчас прочитаю стихотворения. Послушайте их внимательно и посчитайте, сколько числительных я назову. Ответ запишите.
Одна дана нам голова,
А глаза два
И уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки,
Зато один и нос, и рот.
А будь у нас, наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка, -
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали!
_______________ С. Я. Маршак
У простого сторожа
Непросторный дом:
Часто в нём стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног
И столичной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто,
Сразу столько обуви
Не носил никто!
У простой стоножки
Стоит постоять
И у той стоножки
Опыт перенять!
Ванда Хотомская
Разминка
- В каких словах имеется сто одинаковых букв Л? (стол)
- А сорок А? (сорока)
- Какое числительное приказывает? (три)
Опрос по пройденной теме:
- Что такое числительное?
- На какие разряды делятся числительные?
- На какие разряды делятся количественные числительные?
- На какие ещё группы делятся числительные?
- Какими членами предложения могут быть числительные?
- Используя исторические сведения о происхождении числительных 11-19, расскажите, почему пишется нн в числительном 11.
Закрепление изученного.
Вспомним правило написания Ь в количественных числительных
- на конце слова: от 5 до 10 и на –дцать(11-20 и 30)
- в середине слова: на десят(50,60,70,80)
на сот (500,600,700,800,900)
Сейчас я запишу математические выражения, вы должны посчитать ответ и правильно записать получившееся числительное.
10 + 9 10+1 10+ 5 10 * 5 10 * 7 100 * 8
100 *6 100 *9 10 * 9
Синтаксический разбор предложения:
Я взял с собой в дорогу два журнала.
Морфологический разбор:
Два
Фонетический разбор:
Двадцать
Физкультминутка:
Я называю числительные, если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вверх, в конце – встаньте, если его в слове нет – похлопайте.
700, 11, 300,19, 40, 16, 500, 90, 100, 6, 9, 1,5, 800, 900
Задание для команд:
Назовите пословицы, поговорки и фразеологизмы с числительными. Кто сможет вспомнить больше?
Задание для команд:
Отгадайте загадки, в которых есть числительные:
- Два братца пошли в реку купаться (ведра)
- Не мотылек, не птичка, а держит две косички (бант)
- Две сестренки, две плетенки из овечьей шерсти тонкой. Как гулять, так надевать, чтоб не мерзли пять да пять! (варежки)
- У двух матерей по пять сыновей, а имя одно всем (руки, пальцы)
- Между двух светил я в середине один (нос)
- Тридцать два молотят, один поворачивает (зубы и язык)
- Сто одёжек и все без застёжек (капуста.)
- Есть у каждого лица два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора! (глаза)
- Один костер светит, весь мир согревает (солнце)
- Сговорились две ноги делать дуги и круги (циркуль).
Задание для команд:
Сочинение-миниатюра. Придумайте и напишите рассказ по фотографии, которую вам дали. Озаглавьте рассказ. Используйте числительные разных групп.
Задание – тест:
1. Какое из слов является именем числительным?
1. пятёрка 2. пятерня 3. пятый 4. пятиэтажный
2. В каком случае нужно употребить слово «обеими»?
1. слышат___ ушами 2. встретиться с___друзьями
3. видит___глазами 4. взял___ руками
3. В каком числительном Ь пишется посередине?
1. 17 2. 80 3. 18 4. 19
4. Укажите составное порядковое числительное:
1. пятьдесят рублей 2. тридцать семь учеников
3. одиннадцать страниц 4. сорок шестой участок
5. Укажите собирательное числительное:
1. двадцать два градуса 2. седьмое апреля
3. одна треть сада 4. четверо друзей
6. Укажите простое порядковое числительное:
1. две десятых урожая 2. пятеро малышей
3. семьсот восемьдесят пятый 4. семнадцатый год
7. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1. четырьмястами строчками
2. шестьюстами учениками
3. свыше пятисот шестидесяти тысяч километров
4. в двух тысячи восьмом году
- Подведение итогов.
Подсчет количества баллов каждой команды, поздравление победителей.
Вопросы ученикам:
- Чем был полезен сегодняшний урок?
- Какие задания были трудны для вас, а какие вы выполняли с легкостью?
- Что вас сегодня удивило на уроке?
- Домашнее задание.
Подготовить рисунок на тему: «Как я представляю имя числительное?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)
Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...
: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....
Имя числительное. Употребление числительных в речи.
Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....
Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».
Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...
Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"
Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....