Урок "Имя числительное"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Трофимова Ольга Владимировна

Тема урока в 6 классе: «Имя числительное как часть речи»

Форма проведения: урок – игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe_urok.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока в 6 классе: «Имя числительное как часть речи»

Форма проведения: урок – игра.

Цели и задачи урока:

- обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Имя числительное»; повторить грамматические признаки числительного как части речи.  

- развивать навыки связной речи, работать над построением предложений, включая в них числительные; развитие положительной мотивации учебной деятельности, мышления, памяти, воображения.

- воспитание интереса к родному языку, внимательности, мышления, формирование самостоятельности, воспитание уважения к другим, способности к сотрудничеству.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор, учебник.

  1. Организационный момент.
  2. Ход урока.

Вступительное  слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы завершили изучение имени числительного. Сегодняшний урок мы проведем в форме игры. Во время урока вы покажете свои знания по изученной части речи. Разделимся на три команды. Начнём с представления команд. Ваше домашнее задание было придумать название команды и нарисовать эмблему своей команды.

Задание для команд. Я вам сейчас прочитаю стихотворения. Послушайте их внимательно и посчитайте, сколько числительных я назову. Ответ запишите.

Одна дана нам голова,                                              

А глаза два

И уха два,

И два виска, и две щеки,

И две ноги, и две руки,

Зато один и нос, и рот.

А будь у нас, наоборот,

Одна нога, одна рука,

Зато два рта, два языка, -

Мы только бы и знали,

Что ели и болтали!

_______________ С. Я. Маршак

        У простого сторожа

Непросторный дом:

Часто в нём стоножка

Бродит под столом.

Дорожит стоножка

Чистотою ног

И столичной ваксой

Чистит сто сапог.

Вместо двух непросто

Вычистить все сто,

Сразу столько обуви

Не носил никто!

У простой стоножки

Стоит постоять

И у той стоножки

Опыт перенять!

        Ванда Хотомская

Разминка

  •  В каких словах имеется сто одинаковых букв Л? (стол)
  •  А сорок А? (сорока)
  •  Какое числительное приказывает? (три)

Опрос по пройденной теме:

  • Что такое числительное? 
  • На какие разряды делятся числительные?
  • На какие разряды делятся количественные числительные?
  • На какие ещё группы делятся  числительные?
  • Какими членами предложения могут быть числительные?
  • Используя исторические сведения о происхождении числительных 11-19, расскажите, почему пишется нн в числительном 11.

Закрепление изученного.  

Вспомним правило написания Ь в количественных числительных

  1. на конце слова: от 5 до 10 и на –дцать(11-20 и 30)
  2. в середине слова: на десят(50,60,70,80)

                                 на сот (500,600,700,800,900)

Сейчас я запишу математические выражения, вы должны посчитать ответ и правильно записать получившееся числительное.

10 + 9       10+1          10+ 5        10 * 5        10 * 7        100 * 8      

100 *6       100 *9      10 * 9      

Синтаксический разбор предложения:  

Я взял с собой в дорогу два журнала.

Морфологический разбор:  

Два

Фонетический разбор:

Двадцать

Физкультминутка:

Я называю числительные, если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вверх, в конце – встаньте, если его в слове нет – похлопайте.

700, 11, 300,19, 40, 16, 500, 90, 100, 6, 9, 1,5, 800, 900

Задание для команд:

Назовите пословицы, поговорки и фразеологизмы с числительными. Кто сможет вспомнить больше?

       

Задание для команд:

Отгадайте загадки, в которых есть числительные:

  1. Два братца пошли в реку купаться (ведра)
  2. Не мотылек, не птичка, а держит две косички (бант)
  3. Две сестренки, две плетенки из овечьей шерсти тонкой. Как гулять, так надевать, чтоб не мерзли пять да пять! (варежки)
  4. У двух матерей по пять сыновей, а имя одно всем (руки, пальцы)
  5. Между двух светил я в середине один (нос)
  6. Тридцать два молотят, один поворачивает (зубы и язык)
  7.  Сто одёжек и все без застёжек (капуста.)
  8. Есть у каждого лица два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора! (глаза)
  9. Один костер светит, весь мир согревает (солнце)
  10. Сговорились две ноги делать дуги и круги (циркуль).

Задание для команд:

Сочинение-миниатюра. Придумайте и напишите рассказ по фотографии, которую вам дали. Озаглавьте рассказ. Используйте числительные разных групп.

Задание – тест:

1. Какое из слов является именем числительным?

1. пятёрка      2. пятерня      3. пятый      4. пятиэтажный

2. В каком случае нужно употребить слово «обеими»?

1. слышат___ ушами                          2. встретиться с___друзьями

3. видит___глазами                             4. взял___ руками

3. В каком числительном Ь пишется посередине?

1. 17          2. 80          3. 18          4. 19

4. Укажите составное порядковое числительное:

1. пятьдесят рублей                            2. тридцать семь учеников

3. одиннадцать страниц                     4. сорок шестой участок

5. Укажите собирательное числительное:

1. двадцать два градуса                    2. седьмое апреля

3. одна треть сада                              4. четверо друзей

6. Укажите простое порядковое числительное:

1. две десятых урожая                        2. пятеро малышей  

3. семьсот восемьдесят пятый             4. семнадцатый год

7. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1. четырьмястами строчками

2. шестьюстами учениками

3. свыше пятисот шестидесяти тысяч километров

4.  в двух тысячи восьмом году

  1. Подведение итогов.

Подсчет количества баллов каждой команды, поздравление победителей.

 Вопросы ученикам:

  1. Чем был полезен сегодняшний урок?
  2. Какие задания были трудны для вас, а какие вы выполняли с легкостью?
  3. Что вас сегодня удивило на уроке?

  1. Домашнее задание.

Подготовить рисунок на тему: «Как я представляю имя числительное?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"

Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....