«Пути организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в современных условиях»
статья на тему

Дронова Наталия Викторовна

Материал из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_organizatsii_obrazovatelnogo_protsessa.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Пути организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в современных условиях»

                                            Дронова Н.В.,  учитель  русского языка и  литературы                                                                                                                                                    

             МОУ «СОШ с.Сторожевка» Татищевского района Саратовской области                                                                      

Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, выявления приоритета интересов гражданина. Значительную роль в данном процессе может и должна сыграть школа. Именно она призвана воспитывать и образовывать молодое поколение россиян, подготавливать будущее страны.

Основной задачей современного образования является развитие каждого учащегося с учетом индивидуальности и переход от репродуктивного обучения к активно-творческому и продуктивно-деятельному.[1]

Время требует не просто воспроизведения готовых знаний, а умения добывать их, находя нестандартные решения проблем, расширяя горизонты, реализуя личностный потенциал. Одна из задач современной школы при переходе на ФГОС и заключается в формировании потребности в таком подходе к жизни, а также способности реализовать его на практике.

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение по изучаемой проблеме, проявлять собственные интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, чувствовать и переживать успех, - мечта любого учителя. К таким урокам я иду в течение многих лет работы в школе.

  Определённое место в работе  занимают оправдавшие себя традиционные методы и приёмы обучения. Но залогом формирования многообразных умений и навыков самосовершенствования обучающихся, обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития является  использование   современных образовательных  технологий: проблемного обучения, проектного обучения, личностно-ориентированного  обучения, технологии «Французская мастерская», информационно-коммуникационных и других.

     Компьютерная поддержка уроков русского языка и литературы создаёт более комфортные, по сравнению с традиционными уроками, эмоционально-психологические условия для обучения. В последнее время существенно влияние на психологические и мировоззренческие качества школьников новых информационных технологий, поэтому применение мультимедийных программ позволяет заинтересовать учащихся образовательной деятельностью и   получить индивидуальный результат. Структура урока русского языка в большей степени обусловлена той методикой, которая реализована в учебнике. Однако можно выделить структурно-содержательные элементы урока, где планируется деятельность учащегося и применение ИКТ: на этапе проверки домашнего материала – тренировочные упражнения и т.д.; на этапе объяснения нового – работа с предложениями, текстами; на этапе диагностики – тестирование; на этапе самоконтроля – работа с опорными таблицами, справочными материалами.

     Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся. Задания должны быть доступными, вызывать чувство необычности, в то же время в простой форме задания может быть заложена возможность глубоких поисков.

    Особое внимание   уделяю  работе по развитию речи учащихся. Использование ИКТ позволяет организовать работу с творческим подходом. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой на серьезном уровне, с пятого класса использую презентации, содержащие рекомендации к написанию сочинений, различные тексты для анализа, презентации, готовящие учащихся к написанию сочинений по картинам. Использование личностно - ориентированного подхода позволяет добиться выполнения целей и задач урока, его результативности. Мотивация ученической деятельности создаётся за счёт использования групповой формы работы и работы в парах. Например, на уроке «Подготовка к сочинению – описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» в 5 классе предлагаю групповую работу с рабочими материалами по подбору лексики, составление таблицы: объекты- характеристика объектов. Сначала ребята выполняют  эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяют  качество  выполнения у членов своей группы, результаты корректируются, а потом обсуждаются  в классе. На другом уроке «Сочинение-описание по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» использовала работу в парах: из данных слов нужно было составить вступление (1 вариант), заключение (2 вариант). Пары обменивались листками с выполненными заданиями и проверяли, обсуждали выполненную товарищами работу.

     Методика компьютерной поддержки эффективна и на уроках литературы. Учащиеся заинтересованно работают, усваивают больший объём информации, если доклад сопровождается презентацией. При составлении презентаций учитываются следующие параметры: самостоятельность, оригинальность ответа, общая эрудиция учащегося, уровень владения языковым материалом,

способность чётко и последовательно развивать мысль, оформление работы.

    С помощью мультимедийной системы можно посмотреть отрывок из художественного фильма, созданного на основе произведения литературы, чтобы затем сделать сравнительный анализ, прослушать стихотворение в исполнении артиста, песню и т. д., можно совершить путешествие на родину писателя, поэта.

    В сочетании с технологией сотрудничества формируется устойчивый интерес к предмету. Для старшеклассников эффективны уроки-семинары. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, исследователей, экспертов, что помогает им раскрыть  свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается за свою работу, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться  от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Школьник ещё не может исследовать проблему самостоятельно, поэтому я направляю его действия, учу работать с источниками и литературой. Исследовательская работа позволяет научить детей отбирать необходимую информацию, правильно оформлять работу. В процессе научно-исследовательской деятельности раскрываются и развиваются творческие способности личности. Формируется умение презентации итогов своей работы.

Дифференцированный подход позволяет реализовывать творческие возможности всех учащихся. А исследовательские навыки, полученные в стенах школы, важны для дальнейшего обучения.

Создавая комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, я приношу не только пользу, но и радость общения и себе, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

Много времени  уделяю индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любому творческому поиску.

Эффективной работой в данном направлении  считаю творческие мастерские. С технологией творческих мастерских я познакомилась недавно, теперь использую в своей деятельности. Например, мастерская творческого письма «Зима». В такой форме  проведены уроки  развития речи в 6 классе по теме «Описание природы». В качестве индуктора – «копилка слов». Далее – песня Э.Рязанова «У природы нет плохой погоды», аудиозапись  «Четыре сезона. Зима. (Аллегро)» из концерта Вивальди.  И  ребята незаметно для себя погрузились в процесс поиска, познания и самопознания. Я лишь направляла их действия, навязать свое мнение просто невозможно.  У учащихся была самостоятельность и свобода в выборе способов выполнения заданий, во  мнениях и суждениях,  имел место взаимообогащающий диалог всех участников мастерской. Ученики  не получали готовых знаний, они  их добывали, строили  сами, сопоставляя имеющийся у них личный опыт с произведениями мастеров художественного слова (текстом Ю.Ф. Флоринской и стихотворением В.Брюсова «Первый снег»), а также живописи (полотна И.Э.Грабаря, Б.Кустодиева, К.Ф. Юона, А.М.Васнецова). На этапе рефлексии ребята отмечали изменения в умении чувствовать и ощущать.

     Основной составляющей такого урока является мыслительная деятельность, которую организовать труднее, чем просто сообщить новые знания. Но самое главное – интересные творческие работы детей и их одобрительные отзывы.

Итак, в системе моей работы  – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

Главное содержание мотивации в школьном возрасте – научиться сотрудничать с другим человеком. На моих  уроках самостоятельная, групповая учебная деятельность позволяет сделать урок интересным, так  как в процессе этой работы происходит активизация различных форм обучения. Урок должен быть напряжённым, трудным, целенаправленным и одновременно приносящим удовлетворение. Совместная деятельность учителя и ученика воспитывает любовь к упорному труду, приносящему результаты.

Библиографический список

1. Ялынычев И.Н. Вступительное слово на открытии конференции                      // Исследовательская деятельность в современной школе: проблемы и              перспективы. 2006.С.3.


[1] Ялынычев И.Н. Вступительное слово на открытии конференции // Исследовательская деятельность в современной школе: проблемы и перспективы. 2006.С.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах...

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...

Методическая разработка «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО»

Конспект открытого урока по литературе  в 10 классе по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» "Простая русская семья"...

Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы

Выступление ( из опыта работы) на фестивале методических идей  на тему "Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на  уроках русского языка и литературы""...