Доклад "Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках русского языка и литературы"
материал
для выступления на методических объединениях
Скачать:
Предварительный просмотр:
(слайд 1) Рабочий лист как способ организации учебного процесса
на уроках русского языка и литературы
Современный урок должен быть привлекательным и содержательным для обучающихся с разными образовательными способностями. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения материалом для каждого учащегося. Возможным решением этой проблемы, способом реализации индивидуального подхода, формой организации познавательной деятельности на уроке может стать применение рабочих листов. (слайд 2)
Рабочий лист – это вид дидактического материала на печатной основе для индивидуальной, парной, групповой или коллективной работы, позволяющий организовать деятельность обучающихся на уроке. Данный лист может включать вопросы, элементы схем (схемы), таблиц (таблицы), рисунки, графики, иллюстрации, кроссворды, поля для ответов и т.д., выстроенные в определённой логической последовательности.
Главная задача «Рабочего листа» – обучать ученика, учить его учиться, показывать, что процесс обучения может быть увлекательным. «Рабочий лист» является таким инструментом, который отражает в себе все когнитивные процессы и полностью отвечает требованиям ФГОС.
Рабочий лист позволяет обучающимся самостоятельно получать, осмысливать и осваивать новый материал, обрабатывать полученную информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации; развивает умение работать с различными источниками информации. Он позволяет также провести комплексную оценку формирования компетенций обучающихся.
Также применение на уроках рабочих листов помогает развивать функциональную грамотность обучающихся. Достигаются регулятивные, коммуникативные и познавательные метапредметные результаты. При использовании на занятиях рабочих листов включаются все универсальные учебные действия. Благодаря рабочим листам отчётливо прослеживается развитие обучающихся, их переход с уровня на уровень на основе таксономии Блума. (слайд) (Таксономия Блума — это система классификации образовательных целей, разработанная группой учёных из Чикагского университета во главе с психологом Бенджамином Блумом в 1956 году)
(слайд) На уроках литературы в структуру рабочего листа может входить биография писателя (поэта), адаптированная для самостоятельной работы ученика (можно добавить необходимый иллюстративный материал, документы; некоторые факты представить завуалированно или обобщенно). Задания могут быть сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации, с которой необходимо произвести различные операции: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей, обобщение и прочее.
Например, при изучении лирики М.Ю. Лермонтова можно использовать данный рабочий лист. Структура листа дублирует структуру сочинения-анализа стихотворения, но подача материала и его оформление вызывают интерес обучающихся: после прочтения статьи учебника они с удовольствием заполняют сведения об истории создания, а после прослушивания стихотворения (при наведении QR-кода) – определяют и записывают тему, композицию, жанр. Чтобы ребятам было удобно определять стихотворный размер, первая строчка немного отделена от второй. А при анализе средств художественной выразительности у школьников есть выбор: записать тропы и стилистические фигуры в соответствующий блок или выделить цветным маркером в тексте стихотворения.
Обучающиеся планомерно поднимаются от первого уровня (знание) к четвёртому уровню (анализ). Заполнив на уроке подобный рабочий лист (самостоятельно или коллективно), ребята получают домашнее задание: например, на основании заполненного рабочего листа написать сочинение-анализ данного стихотворения. Все материалы собраны, систематизированы, нужно только облечь их в текстовую форму (пятый уровень – синтез).
На уроках русского языка рабочие листы также находят своё применение. Тема «Дефисное и слитное написание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-» отдельно в курсе русского языка 6 класса не изучается. Однако примеры на это правило нередко включаются в контрольно-измерительные материалы ОГЭ в 9 классе. Поэтому я использую рабочий лист, заполняя который, шестиклассники в игровой форме изучат правило и закрепят его. Этот рабочий лист можно дать для самостоятельной отработки домой, в том числе и на дистанционном обучении.
И опять мы наблюдаем, как обучающиеся, выполняя задания рабочего листа, поднимаются «по лесенке Блума»: от воспроизведения и запоминания определений и терминов к способности судить о ценности материала для данной конкретной цели.
Что делать с заполненными рабочими листами? Их можно собирать в портфолио школьников по предмету, отслеживая таким образом динамику продвижения обучающихся, можно сводить промежуточные данные, полученные в рабочих листах по отдельным учащимся, в общую наглядную ведомость.
Исходя из своих наблюдений, я сделала вывод, что РЛ не только даёт возможность проверить у обучающегося знание определенной темы, но и помогает в работе над формированием регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий – как предметных, так и метапредметных – а также вести работу по воспитанию и развитию нравственных качеств ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к организации учебного процесса на уроках русского языка.
Данный материал содержит примеры, подтверждающие необходимость применения данной педагогической технологии в тпроцессе обучения учащихся русскому языку....

Статья "Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы".
Темой статьи является изучение проблемы, как построить дифференцированное обучение на уроках, чтобы оно являлось средством формирования учебной мотивации учащихся, активизации учебной деят...
«Пути организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в современных условиях»
Материал из опыта работы...

Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов...
Реферат "Способы формирования коммуникативной компетенции у молодого педагога при использовании ФГОС: современные стратегии организации учебного процесса на уроках иностранного языка в работе".
Объектом исследования в работе является развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка посредством использования новых технологий обучения лексике....

Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы
Выступление ( из опыта работы) на фестивале методических идей на тему "Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы""...

Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках русского языка
Использование индивидуальных рабочих листов позволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и п...
