5-6 класс. План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе
классный час (5 класс) на тему

Смирнова Яна Михайловна

5-6 класс. Внеклассное мероприятие "Юный филолог"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе

«Юный филолог»

Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.

К.Г.Паустовского

Цель проведения: повторить теоретические знания и практические умения учащихся по русскому языку и литературе. Развивать сообразительность, творческие способности учащихся. Прививать интерес к языку.

Описание игры: Класс  с помощью карточек делится на две команды и садится за два стола. Командам предлагается 18 заданий по русскому и литературе. Карточки прикреплены к доске. Представители команд вытаскивают задания, отвечают на них. Если ответа нет — задание переходит к противоположной стороне.   На доске табло для отметок. Задания оцениваются по пяти балльной системе. На задания дается 2 — 3 минуты.

Ход мероприятия.

Учитель:  Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка и Литературы! Сегодняшнее занятие пройдет в игровой форме. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка, знатоков русского языка и литературы. Итак, начинаем. Вы уже разделились на две команды. Теперь выберите капитана и придумайте название вашей команде. На доске прикреплены разного рода задания. Один человек от команды тянет задание, все остальные выполняют. Кто начнет, решаем по жребию.

Задание 1. Найдите общее окончание для данных буквосочетаний

Фла
Бал                                          (КОН)
Дра
За

Пла
Ис                                   (ТОК)
Ка
Напи

Задание 2. Попробуйте придумать новые слова из слова КИНЕМАТОГРАФИСТ

Задание 3. Закончи пословицу

  1. Не ищи правды в других, …. ( коли нет ее в тебе).
  2. Стыдно сказать, а …( грех утаить).
  3. Сладкая ложь лучше …. ( горькой правды).
  4. Милость над грехом - что….( вода над огнем).
  5. Слово не воробей, … ( вылетит – не  поймаешь).
  6. Кончил дело - …( гуляй смело).
  7. Тише едешь - … ( дальше будешь).
  8. Под лежачий камень…( вода не  течет).
  9. Как аукнется, так …( и откликнется).
  10. Пашню пашут - …( руками не машут).

Задание 4. Составьте предложение, каждого слово которого должно начинаться на букву К и П. (например, буква К. Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна, Прасковья Петровна пригласила Петра Петровича поужинать пирогами.)

Задание 5. 

Перечислите по порядку 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

 

Превратите слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число? (МелЬ, уголЬ, шестЬ)

Задание 6.  Назовите сложное слово

А) Специалист по разведению садов. (Садовод) 
Б) Канал для выхода дыма из трубы. 
(Дымоход)
В) Русская народная игра-пляска. 
(Хоровод)

А) Лес, поваленный бурей. (Бурелом) 
Б) Аппарат для помола кофе. 
(Кофемолка) 
В) Дом, где живут студенты. 
(Общежитие) 

Задание 7. Что обозначают эти выражения? (Попробуйте привести свои примеры)

Шиворот-навыворот
Спустя рукава
Точить лясы

При царе Горохе
Медведь на ухо наступил
Семь раз отмерь, один раз отрежь

Задание 8. Вставить недостающие орфограммы (Для обеих команд (кто быстрее)

    В старом  м…крорайоне  города  д…вным-д…вно  в…звели   гр…ндиозное  …дание театра.  В…ст…бюль театра укр…шают  ч…дес…ые   …рнаменты, м..н..атюрный ф…нтан, б…лкон, …громный …квариум с г…лубыми, ф…олетовыми, л…ловыми, з…леными ры…ками.  На дне …квариума притаился крошеч…ный к…раблик, на палубе которого можно разгл…деть  с…рьезного  к…питана с б…ноклем на р…мне. Но мотор  к…рабля молчит, в этом «море» нет …пасностей.  У входа в зал стоит к…нтролер с п…ртфелем, проверяет п…чати на б…летах и бросает их в к…рзину. На сцене -  в…ликолепный б…лет. В театральном буфете можно попробовать разные фрукты и ягоды: …роматные л…моны, …ранжевые …апельсины, ч…рную  см…родину, спелый крыж…вник, душистую м…лину  и  …жевику.Желающие могут отведать бут…рбро…  с к…лбасой или  ш…коладные  к…нфеты. Залы опустели, наступила ноч…  Ин..й с..яет и бл…стит на  р…ш…тках окон. М…тель запорошила подходы к театру. Старая  …кация и, р…вес…ник театра, дуб накинули снежные к…пюш…ны. Ра…веет уже близко. Скоро проснется театр, зазвучит м…лодия вальса или запоет под  г…тару ц…ганский хор.  Б…гат  тр…дициями  ру…кий театр! Издавн… приглашает он зрителей в д…лину грез и м…чтаний!

Задание 9.Блицопрос.

  1. Раздел языкознания,   изучающий части речи. (Морфология)
  2. Раздел языкознания, изучающий расстановку знаков препинания? (Пунктуация)
  3. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? Куда? Как? (Обстоятельство)
  4. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. (Дополнение)
  5. Что изучает морфемика? (Части слова)
  6. Слова, имеющие несколько лексических значений (Многозначные)

Задание 10. Подбери антонимы.

Конец – начало

Холод – жара

Злость – доброта

Сила – слабость

Счастье – горе

Наказание – награда

Молодость – старость

Аккуратность – неряшливость

Задание 11.«Всезнайка сказок»  

Из каких сказок эти чудеса?

1. Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя кожу. («Царевна -лягушка»)

2. Спрыснул отец дочку живой водой-ожила Алёнушка.( Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»)

3. У двора дуб стоит. На дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба. Ударился озимь, обернулся молодцем. («Марья Моревна»)

4. Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась , женщина ударила её по спине» Плыви,-говорит.- белой уточкой» И поплыла княгиня белой уточкой. («Белая уточка»)

5. Вдруг серый волк ударился о сырую землю и стал конём златогривым. («Сказка об иване — царевиче, жар- птице и сером волке»)

6. Вдруг прилетают 12 голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами.(«Морской царь и Василиса Премудрая»)

 Задание 12. Вернисаж литературных героев

Назовите героя и произведение

  1. Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла.

Поднялась -- и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(Царевна «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

  1. Ветер дале побежал. Королевич зарыдал И пошел к пустому месту На прекрасную невесту. Посмотреть еще хоть раз.                                                      

(Королевич Елисей «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А Пушкин)

  1. Тяжелые русые косы Упали на смуглую грудь, Покрыли ей ноженьки босы Мешают …. взглянуть. (крестьянка « Мороз, красный нос» Н.А. Некрасов)

  1. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых -- дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, (Герасим. «Муму» И С Тургенев.)

Задание 13. Самый внимательный читатель.  

(по 1 ученику с команды)

1.Каково телосложение Герасима? ( богатырь)

2. Какую одежду сшили Герасиму в Москве на лето? ( кафтан)

3. Где в барском доме поселился Герасим? ( в каморке)

4. Что напоминал по своему виду замок на двери каморки Герасима? ( калач)

5 На какую степную птицу походил Герасим? (на гусака)

6 Как звали пьяницу башмачника. Которого барыня решила женить на Татьяне (Капитон)

7  Что подарил Герасим Татьяне неожиданно схватив её локоть во дворе?

 (пряничного петушка)

8.Куда бросился Герасим не найдя муму во дворе и в своей каморке? ( на сеновал)

          

Задание 14. Блиц-опрос, юный литературовед

1)Этот писатель прославился тем, что воспел не очень-то приятных для нас насекомых. МУХА-ЦОКОТУХА,ЧУКОВСКИЙ

2) Герой арабских сказок, совершивший семь путешествий

Синдбад-мореход

3) Чтобы их победить, пришлось попить киселя и поесть кислых яблок. Гуси-лебеди.

4) Этот обычный с виду предмет заменял героям русских сказок и карту и компас.клубок

5) Какую пословицу повторяют герои русских народных сказок перед трудным заданием?Утро вечера мудренее.

6)  Эзоп, Лафонтен, Крылов, Михалков. Что объединяет этих писателей?баснописцы

7) Героями басен часто бывают животные, растения, предметы, а подразумеваются люди с их недостатками. Как называется такое свойство басни?аллегория

8)  Именно эта сказка Пушкина заканчивается словами «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка о золотом петушке.

 Задание 15. Сказочные зачины.

Любая сказка имеет свое начало. Как оно называется в теории литературы? (Зачин)
Предлагаю вам вспомнить сказочные зачины. За каждый зачин вы получите один балл. На выполнение этого задание – 4 мин.
(«В некотором царстве, в некотором государстве..», «В стародавние годы в неком государстве, в не в нашем государстве…», «За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был…»).


Задание 16. Русские народные сказки.
Вспомните, какие виды русских народных сказок существуют (
волшебные, бытовые и сказки о животных)

Задание 17. Русские народные сказки.

Назвать волшебные предметы из сказок — скатерть-самобранка, скороходы, волшебная палочка, шапка-невидимка, ковер-самолет, клубок и тд.

Задание 18. Русские народные сказки.

Вспомните сказочные концовки.
(«На том пиру и я был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»,
«Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили припеваючи»,
«У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, а всей сказке конец»,
«Погостили они, попировали и поехали в свое царство, приехали и стали жить-поживать да медок попивать»)

Примечания: на каждое задание дается 2-3 минуты. Если команда выполняет быстрее задание, сумма баллов удваивается за него. По необходимости можно давать два задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"Своя игра" для 7 класса

Цели: • активизировать познавательную деятельность детей, • развивать логику, интеллект, • способствовать повышению интереса к изучению русского языка, • воспитывать чувство коллек...

внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов

Не секрет, что у учащихся 5-6 классов снижается интерес к учению. Одним из способов воспитывать интерес к обучению является, на мой взгляд, внеклассная работа по предмету. А так как 5-6-классники еще ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе (для учащихся 8 – 9 классов) «Последний герой»

Данная разработка ставит своей задачей развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, а также расширить кругозор учащихся....

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Путешествие в страну Русского языка»

Внеклассное мероприятие  по русскому языку и литературе «Путешествие в страну  Русского языка»...