Вовлеченность учащихся во внеурочную деятельность
методическая разработка на тему

Хажметова Ирина Азировна

Вовлеченность учащихся во внеурочную деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchet.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

 Информационно-аналитический  отчет

 В настоящее время в нашем государстве идёт становление новой системы образования. Большое значение в реализации образовательной инициативы придаётся работе с современными информационными технологиями, значение которых позволит ученикам стать более конкурентоспособными в будущем.

В связи со становлением новой системы образования с применением новых информационных технологий в традиционном образовании традиционные приемы, методы и средства обучения при переносе в современный урок должны быть соответствующим образом модифицированы, а достижение целей обучения, должно обеспечиваться комплексом новых приёмов обучения:

1). Убеждать учеников не бояться высказывать прямо своё отношение к обсуждаемому предмету, явлению на уроке, по возможности поощрять добрым словом.

2). Чаще задавать вопрос учащимся: согласны ли они с таким мнением их одноклассника? При необходимости приводить доводы учёных по данному вопросу и только в случае, если ученики настаивают, высказывать своё мнение.

3).  Привлекать к обсуждению тех, кто молча отсиживается на уроке. Молчат — значит мыслят иначе, а это уже повод посмотреть на вопрос под другим углом зрения.

В научном сообществе людей, имеющих непосредственное отношение к становлению новой системы образования, сложилась новая классификация методов интерактивного обучения:

•Творческие задания

•Сходства/Различия

•Ранжирование

•Рейтинг

•Классификация

•Обобщение

•Верно/Неверно

•Правильно или требует изменений

•Преимущества и недостатки

•Кейс – метод

•Как вы думаете?

•Исследование и отчет

•Мозговой штурм

•Дискуссия

•Интерактивная лекция

  Естественно, из данного перечня методов и приёмов  использую только те, которые мне понятны, не вызывают у меня недоумения и, на мой взгляд, являются более эффективными для развивающего обучения.

Вот методы (приёмы), которые  использую  в процессе обучения:
1. «Творческие задания». Такие учебные задания требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов, чем и мотивируют учащихся к их выполнению. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего одноклассника, приводят к сотрудничеству, общению всех участников образовательного процесса, включая педагога. Такие задания не должны иметь однозначного и односложного ответа или решения, а должны быть связаны с жизнью учащихся, иметь практическую направленность, вызывать интерес у учащихся, максимально служить целям обучения.

2. «Ранжирование» - это приём интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них.

3. «Рейтинг». Само название метода говорит за себя, то есть требует рассмотрения учащимися ряда утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Необходимо каждому утверждению присвоить свой рейтинг. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах.

4. Приём «Верно/Неверно». Учащимся даются уже готовые утверждения, которые внимательно надо рассмотреть и решить, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах (материалах статей и т.п.) и проверить их понимание.

5. Метод мозгового штурма мало чем отличается от метода традиционного обучения с таким же названием — это метод помогает мне решить проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагаю высказывать большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы XX века. В России он стал широко использоваться гораздо позже, примерно в 60-80 годы.

6. Приём «Дискуссия». Основная задача дискуссии — выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости проведение всестороннего  анализа каждой из них. Этот приём даёт возможность учащимся  не просто пассивно получать знания, а «добывать» их, решая познавательные задачи. Также в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приёмы доказательной полемики), развивать навыки критического мышления.

7. Интерактивная лекция представляет собой показ необходимого обучающего фрагмента (представления) с применением активных форм обучения: мотивационной речи, дискуссии или беседы, демонстрации слайдов или учебных фильмов.

8. Примерно по такому же принципу, как организация учебной деятельности методом «Верно/Неверно», строится работа методом «Сходства/Различия». Только наряду с готовыми утверждениями даётся возможность  подбора  противоположных признаков сходства или различия сопоставляемых предметов или признаков самим учащимся.

9. «Кейс-метод» —  метод эдукологии1, призванный ускорить процесс обучения путем привлечения обучаемых к анализу, открытому, свободному обсуждению и принятию окончательного решения относительно рассматриваемой ситуации. На практике его ещё называют игровой метод обучения, сочетающий в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Различают  практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Этот метод  позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов: индивидуальный подход к каждому ученику, максимальное предоставление свободы  в способах выполнения задания,  достаточное количество наглядного материала и минимум теоретического.  Эдукология — одна из наук об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования;   наука о принципах формирования образованного человека и определения фундаментального знания как части общечеловеческой культуры, с одной стороны, и являющейся основой для профессиональной подготовки специалистов – с другой.
10. «Дебаты» (Данный метод обучения будет описан позже)

11.  «Метод обобщения» широко известен каждому педагогу как один из традиционных методов, позволяющий систематизировать  и обобщать полученные знания. В такой трактовке он применяется и при  современном подходе к образованию.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано также немало форм, которые применяю в своей работе. Наиболее известные из них – «Большой круг», «Аквариум», «Мозговой штурм», «Дебаты», «Вертушка». Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Самая простая форма групповой работы, которую  использую на уроках,  — «Большой круг». При подготовке к уроку выделяю 3 проблемных вопроса, относящиеся к теме урока. Один вопрос на круг. Так удобнее, потому что и рядов в классе три. На уроке предлагаю всем учащимся подойти к столу и выбрать перевёрнутую буквой (словом) вниз карточку (дети, перевернув карточку лицевой стороной, читают (букву) слово, написанное на ней, и отыскивают (её) его в выведенных на интерактивной доске вопросах-проблемах, приготовленных мною заранее. Примерно так на первом этапе урока формирую группы учащихся для работы. Столы в классе расставлены таким образом, что, устроившись на стульях возле них, учащиеся оказываются в большом круге. На втором этапе работы каждый ученик индивидуально на своей карточке или в тетради записывает предлагаемые меры для решения проблемы. На обдумывание мер по решению проблемы (вопроса) даю примерно 10-12 минут. По истечении времени уже на третьем этапе работы предлагаю выслушать предложения учащихся по кругу. После каждого высказывания провожу голосование на предмет согласия или несогласия с данным высказыванием. Большинством голосов принимается общее решение, которое записывается на доске. Этот приём позволяет быстро определять пути решения проблемы (вопроса).

Приём «Дебаты» — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Цель этой формы — научить учеников высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной манере. Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение. Несомненно, эта форма работы  больше подходит для обсуждения проблем, связанных с интерпретацией литературных текстов, анализа поступков героев, изучения критических статей  или монографий известных литературоведов.

Такой общественный форум, как научно-практическая конференция, вошёл в жизнь творчески мыслящего сообщества людей. Не остаются в стороне и учебные заведения. Готовя к ней своих учеников, мы выбираем метод (приём) «Проектов». Проектные технологии формируют у учащихся мотивацию к познавательной деятельности, направляют на поиск новых знаний, помогают не только сформировать жизненный опыт, необходимый для решения жизненных проблем, но и делают собственную жизнь успешной и значащей для общества. Начинаю работу над проектом с определения той проблемы, которая представляется ученику или группе учеников интересной и решаемой. В первую очередь помогаю определить актуальность выбранной проблемы, сформулировать цели её решения, затем наметить план поисковой деятельности ученика (группы учеников) путей решения проблемы, отобрать необходимую для исследовательской деятельности литературу или другие источники необходимого материала и направляю его (их) деятельность вперёд к намеченной цели. Уже по готовому  проекту  учащиеся сами создают презентацию и  защищают свой проект сначала в классе, затем на школьной конференции  и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вовлечение учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка

Выбор темы моего опыта не случаен, интерактивные технологии и уроке  иностранного языка — актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Использ...

Статья: "Формирование универсальных учебных действий через вовлечение учащихся в проектную деятельность".

Стья о формировании УУД на уроках музыки через вовлечение учащихся в проектную деятельность....

Развитие коммуникативной компетенции через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность

Интернационализм в дополнительном и обязательном образовании....

Вовлеченность учащихся во внеурочную деятельность

Вовлеченность учащихся во внеурочную деятельность...

"Профилактика правонарушений и преступлений, через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность и организацию содержательного досуга".

Занятие разработано в рамках работы с детьми, требующими особой заботы, с детьми группы социального риска.В разработке описано совместное занятие родителей и детей лепкой из глины. Предлагается слепит...