Урок-киносценарий по повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство»
план-конспект урока (7 класс) на тему

Мунасипова Гульсум Мубаряковна

         В нетрадиционном уроке в течении одного урока совместно с учениками набросать сценарий фильма к повести «Долгое-долгое детство» М.Карима (выявить идею, построить композицию, определить актеров, место действия и т.д.), посмотреть отрывок из фильма Б. Юсупова «Долгое-долгое детство», снятой по одноименной повести Мустая Карима и сопоставить с фильмом, возникшем в «головах» детей и научить находить сильные и слабые стороны в экранизации, вывести учащихся к вопросу о том, что важней: «Посмотреть фильм» или «Прочитать книгу».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Мунасипова Гульсум Мубаряковна

Предмет Башкирская литература 

Класс 7

Тема урока:  «Повесть «Долгое-долгое детство» Мустая Карима»

Форма урока: урок – киносценарий

Цели урока:

 1.Углубить и обобщить знания через анализ содержание повести, научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.

2.Развивать метапредметные умения и навыки, активизировать мыслительную деятельность учащихся, формировать обобщённые знания и умения, научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, стремиться развить у учащихся единства  в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье.  

3.Воспитывать внимание к художественному слову, чувство прекрасного, воспитать всесторонне развитого человека, научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий.

Оборудование: учебник литературы 7 класса, фильм Булата Юсупова по одноименной автобиографической повести башкирского писателя Мустая Карима, иллюстрации к повести, раздаточный информационный материал.

Технологическая карта урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

I. Организацион-ный момент (мотивация к учебной деятельности)                       Цельэтапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день, ребята! На ваших партах лежат по 3 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

II.  Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение повести народного поэта Башкортостана Мустая Карима «Долгое –долгое детство».  Задача сегодняшнего урока – углубить самостоятельно полученные знания, постараться увидеть и услышать то, что происходило на страницах автобиографической повести. Поэтому мы представим себя сегодня режиссерами – постановщиками фильма «Долгое-долгое детство» и попробуем составить киносценарий, по которому будет сниматься фильм.

Записывают дату и тему урока

III. Открытие нового

знания. «Программа действий»

Давайте наметим программу действий (задачи по группам):

1.Определить места, где будут развиваться события фильма; в связи с этим установить, сколько частей будет в нем и какие кадры будут сниматься.

2.Назвать героев, участников событий (действующих лиц фильма).

3.Продумать звуковое оформление.

- Принимаем эту программу действий?

Дети записывают ответы

IV. Работа над киносценарием.

1.Проверка домашнего задания.

- Дома вы перечитывали текст, готовили его выразительное чтение. Поделитесь с товарищем планами сюжета, составленными самостоятельно

Работа в парах.

2. Поработаем над идейно-тематическим содержанием повести

- Ребята, надо, чтобы фильм не стал заснятыми кусками из повести, необходимо, чтобы фильм зацепил зрителя за душу, научил чему-то хорошему. Чему должен учить фильм?

- Эта повесть является автобиографией писателя Мустая Карима. Она включает в себя описание родных и близких, друзей и односельчан. У каждого жителя села - своя история. Композиция нелинейна, автор забегает то в прошлое, то в будущее. В повести описаны народные легенды и предания, например о Царе и хлебной крошке или о волшебном коне Акбузате. Юмор, любовь, дружба, суд, война - всё переплетается и делает эту повесть необычайно захватывающей. Жизнь всегда преподавала уроки Мустаю, а повесть знакомит с этими уроками читателя

3.План киносцена-рия (примерный)

 простой (устно)

Какие основные части (серии) можно выделить в зависимости от места происходящих событий? Можете выбрать наиболее удачные заголовки с соседом по парте.

1. Безобразные птицы (немецкие самолеты)

2. Пополнение в семье Черного Юмагула

3. Драка во время Курбан-Байрама  

4. Знакомство с Асхатом и его жизнь

5. Поход в Уфу на калашный праздник

6. Первый класс в деревенской школе

7. Деревенский суд, Самигуллу забили до смерти

8. Появление у одного из деревенских невесты по имени Ак-Йондоз, история любви Ак-Йондоз и Марагима

9. Смерть Старшей Матери

10. Фотография на память, сон Матери

4.Цитатный план (письменно) (развитие навыков цитирования)

- Давайте подберем соответствующие названия каждой серии с помощью цитат.

План киносценария.

I серия «Прозвище Пупок на всю жизнь пристало ко мне».

II серия «И как твердая ось кружащегося мира стоит моя Старшая Мать».

(Другой вариант «Сейчас она будет исполнять самое высокое, самое святое, самое красивое в своей жизни дело»)

III серия «Усманова поляна в моем воображении стала поляной счастливых. Каждый раз, когда я прохожу через луг, оборачиваюсь к тому ольховнику и смотрю долго-долго».

IVсерия «В ребячестве - чистота».

5. Работа над 1 частью киносценария.

Обратимся к первой части фильма и назовем действующих лиц. Много ли артистов понадобится для съёмок?

- Сам Пупок, Старшая мать, Младшая мать, Самигулла агай и Хамитьян (Огуречная голова), Асхат, Насип Удачливая Рука

Круглый Талип, Ак-Йондоз и Марагим

- Выразительно читая, продумаем, какие эпизоды, кадры фильма необходимо отснять. Что вы представляете в каждом кадре? (Словесное рисование).

1. Пупок и его друзья. Какими вы представляете себе мальчиков довоенной поры?

2. Пупок со Старшей Матерью в доме Кара Юмагула? Каким вы нарисовали бы Пупка?  (рисунки учащихся)

3. Пупок и Асхат. (два друга – мечтатель, фантазер и мальчик, ценящий дружбу)

4. Прощание со Старшей Матерью. Какие подарки она дарит всем, кого когда то приняла на свет?

5. Пупок на войне. Что с ним случилось? Кто ему помог? Образ Людмилы.

(Людмила - вместе со взрослым Мустаем они лечились в госпитале. Переписывались друг с другом, будто он отважный Капитан, а она прекрасная синьора).

Любовь Ак-йондоз и Марагим. Может уберем этот эпизод, ведь это второстепенные герои? Как вы думаете?

  Нет, нельзя убрать, потому что в этой истории тоже раскрывается характер Пупка – он восхищается этой любовью и учится защищать любовь и не предаваться действию большинства односельчан и не осуждать их за любовь.

- Что важно показать в фильме?

Жизнь во всех ее проявлениях. Счастье, радость, горечь, смерть, дружба, ненависть, страх, ликование, жалость, гордость, глупость, находчивость. Людские качества.

6. Работа над 2 частью киносценария.

Давайте, еще раз прочитаем наши цитатные планы и устно выделим кадры, которые нужно отснять

Выразительно чтение учащимися. Устно выделяют кадры, которые можно отснять.

7. Работа над 3 частью киносценария.

Выразительное чтение (сильный ученик).

- Что вы увидели в этой картине?

(Словесное рисование или цитирование)

8. Работа над 4 частью киносценария

Выразительное чтение заключения.

-Сколько кадров можно снять?  Опишите финал фильма.

Учащиеся отписывают свое видение финала фильма

V. Детализация фильма

-Мы составили киносценарий, выполнив всю программу действий. Какие еще действия надо продумать при съемке фильма?

- декорацию, место съемки, костюмы, грим артистов, озвучивание, наложение музыки и т.д.

VI. Просмотр отрывка из фильма «Долгое-долгое детство» по одноименной повести Мустая Карима режиссера Булата Юсупова.

Фильм участвовал в конкурсной программе межго кинофестиваля мусульманского кино «Золотой Минбар» в Казани в 2006 г.

- Ваш Пупок чем отличается от экранного? Что бы вы изменили в фильме? Какое решение нашли бы вы для экранизации, если бы вам доверили снимать фильм по повести?

Просматривают отрывок фильма

VII. Рефлексия.

А теперь подведем итог нашей работы.

- Какую цель ставили на урок?

- Добились мы поставленной цели?

- Оцените свою работу на уроке.

- Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам.

Отвечают на вопросы

VIII. Итог урока

- Кто сумел увидеть свой фильм? Существуют ли другие экранизации  произведений Мустая Карима?

Отвечают на вопросы

IX. Домашнее задание:

группе с гуманитарным уклоном: Написать отзыв об уроке.

группе с техническим уклоном: Сделать буктрейлер к повести.

группе с художественным уклоном: Сделать рисунки к повести (декорации к повести, костюмы главных героев, афиша вашего фильма (как вы ее представляете)

группе с музыкальным уклоном: Сделать подборку музыки к фильму.

Записывают домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение Мустая Карима "В городе далеком".Презентация к стихотворению.

Стихотворение, подготовленный на конкурс ко Дню Республики Башкортостан " Пою мою Республику". Чтение - это радость, удовольствие, счастье познания и творчества....

Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).

Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....

Лучший знаток творчества Мустая Карима (внеклассное мероприятие)

В данном конспекте мероприятия содержится материал, посвященный жизни и творчеству башкирского народного поэта  Мустая Карима....

Театральная постановка "Похищение девушки" (по одноимённой пьесе Мустая Карима)

Мероприятие открывает учитель стихотворением Мустая Карима. Ведущие  рассказывают о Народном Поэте Башкортостана Мустае Кариме. После выступления ведущих артисты -ученики 10 б класса показали спе...

Жизненный путь Мустая Карима

Данная презентация раскрывает основные этапы жизни писателя Мустая Карима.Наглядный материал помогает учителю расширить образовательное пространство урока ....

Внеклассное мероприятие "Жизненный и творческий путь народного поэта Башкортостана Мустая Карима"

Разработка внеклассного мероприятия содержит краеведческий материал...