Сказка Степана Григорьевича Писахова «Собака Розка»
методическая разработка (5 класс) на тему

Анализ текста.

Задача работыпоказать особенности сказки, её языковые отличия, право на выдумку, ирреальность событий. Сказка написана в разговорном стиле с диалектными включениями, в тексте ярко проявляются особенности устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка Степана Григорьевича Писахова «Собака Розка».

Анализ текста.

1. Задача работы – показать особенности сказки, её языковые отличия, право на выдумку, ирреальность событий. Сказка написана в разговорном стиле с диалектными включениями, в тексте ярко проявляются особенности устной речи.

        

Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут прочные знания.

Давайте улыбнёмся и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Ребята, а что необходимо нам для успешной работы на уроке?

Откройте тетради и запишите число.

Повторение.

Предлагаю вспомнить то, что нам известно уже по этой теме: сыграем в игру «Верите ли вы, что…»

Формулировка темы, целей и задач урока.

  1. Слово учителя.

        Сказка – фольклорный жанр, и большинство сказок не имеет автора. Они и созданы в ту пору, когда запись произведений такого «Низкого» жанра никем не осуществлялась, когда первоначально автор был человеком неграмотным. Переходя от поколения к поколению и изменяясь и отрабатываясь, сказка становилась «ничейной», теряла автора, превращаясь в сказку народную.

        Значительно позже, когда письменность на Руси стала охватывать широкие слои населения, когда грамотность стала явлением обычным, когда развилась и окрепла литература, появилась и авторская сказка, литературная. Здесь прежде всего следует назвать сказку «Конёк-горбунок П.П. Ершова. Среди литературных сказок мы, конечно, назовём сказки А.С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.М. Гаршина. И других писателей.

        Некоторые сказки по своей идейно-содержательной направленности и по форме были настолько близки сказкам народным, что не только читались, но и рассказывались устно и претерпевали, передаваясь из уст в уста, различные изменения. Среди сказочников, умевших написать по-настоящемународную сказку, был архангельский писатель и художник Степан Григорьевич Писахов.

        Сказки у Писахова – бытовые, но с такой фантазией, что поверить нельзя, а читать-слушать радостно. Писахов рассказывает сказки от имени известного на Печоре сказочника Сени Малины, как Гоголь утверждал, что его рассказы написаны пасечником Рудым Панько, как Пушкин преподносил свои повести от имени Ивана Петровича Белкина.

        Сеня Малина – сказочник отменный, фантазёр неуёмный, не уступит и барону Мюнхаузену в своей выдумке: у него и старая оглобля, которую Малина воткнул в землю, пошла в рост, а потом вызрел на ней урожай – вёдра, шайки, грабли, лопаты, катки и вальки… И всем в селе хватило.  У него и рассказ о том, как его топор начал избы строить, мосты наводить, да такую деревню построил, что назвали её Уйма и даже хотели железную дорогу по деревне прокладывать, да железа не хватило, обошлись пружинами, которые на каждом конце деревни поставили: принагнули  пружину, она тебя и бросила, лети куда надо – до середины деревни или до самого конца.

        Наш народ весёлый, шутник, любит прихвастнуть, приврать, посмеяться. Смех простой, искренний, необидный, смех не для ссоры – для веселья.

        Идёт такой вот ловкий шутник, известный враль деревенский – торопится. Мужики сидят на скамейке, покуривают. Окликают своего сказочника:

        - Вань, куда торопишься? Заверни лучше к нам, соври что-нибудь.

        - Некогда, -отвечает Ваня, - бегу на озеро, озеро загорелось. Надо рыбу вытаскивать.

        Мужики спохватились: озеро горит! Помчались по домам за вёдрами. Прибегают на озеро – никакогозамора нет. Бабы в проруби бельё полощут, рыбы не всплывают.

        Мужики – к Ване с претензией: «Ты чего это нас обманул?! Мы тебе как человеку поверили.»

        А Ваня спокойненько им:

        - А я нечего! Сами же просили: зайди, соври что-нибудь. Вот я вашу просьбу и уважил, соврал.

        Степан Григорьевич Писахов (1879 – 1960) был изумительным сказочником, сочинял он в чисто народном стиле, и судьба некоторых его сказок близка к народным.

        Обратимся к одной из них, сказке «Собака Розка».

        Слушая сказку, обратите внимание на её построение, на типичные в ней особенности повествовательного текста, отметьте диалектные особенности.

        Готовьте себя к пересказу сказки, надо, чтобы она звучала весело, задорно, с лукавством розыгрыша, с наигранной верой, будто рассказывается истинная, подлинная история.

3. Чтение сказки.

«Собака Розка».

        Моя собака Розка на охоту ходила – ходила да и научилась сама одна охотиться, особлИво за зайцами.

        Раз Розка зайца гнала. Заяц из лесу за деревней, да к реке, а тут щука привелась (случилась), на берег головищу высунула, пасть разинула. Заяй от Розкиной гонки не досмотрел, что щукина пасть растворена, думал – в како хорошее место спрячется, в пасть к щуке и скочил. Розка за зайцем – в щукино пузо и давай гонять зайца по щукиному нутру. Догнал-таки!

        Розка у щуки бок прогрызла, выбежала, зайца мне принесла.

        Со щукой у нас много хлопот было. Мой дом, вишь, заднее всех стоит. Щуку мы всей семьёй, всей роднёй домой добывали.

        Тащили, кряхтели, пыхтели.Притащили. Голова во дворе, хвост в реке. Вот какая была рыбина!

        Мы три зимы щуку ели. Я в городу пять бочек солёной щуки продал.

        Вот пирог на столе, думаешь, с треской? Нет, это шука Розкина лова, только малость лишку присолилась, да это ничего, поешь, обсолонись, - лучше попьёшь. Самовар у меня ведёрный, два раза дольём – оба досыта попьём!

4. Беседа.

1. Интересно ли было слушать? Почему?

2. Почему выдумка вам нравится? Что в ней привлекательного? Имеет ли к данному случаю отношение народная поговорка: «Не любо – не слушай, а врать не мешай»? Веселит ли вас умное изобретательное враньё?

3. На какие 2 части можно разделить сказку? (1. Погоня за зайцем. 2. Хлопоты со щукой.)Обязательна ли вторая часть? Можно ли её опустить?

4. Разберём только 1 часть. Разъединив сказку на 2 части, мы лишаем 1 часть обычного для повествователя текста окончания. Последнее предложение можно прочитать без завершающей интонации протекавших действий. Послушайте. (Прочитать это предложение).

        Отчего это происходит? Обратите внимание на порядок слов в тексе – во всех предложениях имеется прямой порядок, т.е. на первом месте подлежащее, а сказуемое на втором, позже. Такой порядок хорошо и передаёт интенсивность действия, текст динамичен, события в нём развиваются безостановочно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степан Григорьевич Писахов «Собака Розка »

Слайд 2

Сказка «Собака Розка »

Слайд 3

П. П. Ершов

Слайд 4

А. С. Пушкин

Слайд 5

В. Ф. Одоевский

Слайд 6

М. Е. Салтыков-Щедрин

Слайд 7

В. М. Гаршин

Слайд 8

Степан Григорьевич Писахов 1879-1960

Слайд 9

Сказка «Собака Розка »

Слайд 10

Газета «Известия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здесь русский дух,здесь Русью пахнет..." Урок по сказке С.Г.Писахова "Морожены песни"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по сказке С.Г.Писахова "Морожены песни"....

Визитная карточка проекта "Путешествие по сказкам Сергея Григорьевича Козлова"

Наш  проект, является обобщением опыта в создании  такого важного и необходимого для современного человека умения , как обработка информации.             ...

Путешествие по сказкам Сергея Григорьевича Козлова

Цель проекта-Стимулировать читательскую , познавательную  и творческую   активность детей , на основе знакомства   с  произведениями С. Козлова;  провестиисследование ...

Презентация проекта "Путешествие по сказкам Сергея Григорьевича Козлова"

Задачи проекта: формирование интереса к творчеству С.Козлова ;развитие эмоциональности читателя, умение видеть и слышать прекрасное;привлечения учащихся к книге и стимулирования их читательской ...

Проектная работа "Самое интересное из жизни Степана Григорьевича Писахова"

Проектная работа ученицы МБОУ "СОШ№5" г. Северодвинска Проходцевой Арины. "Самое интересное из жизни Степана Григорьевича Писахова...

Сценарий музыкальной сказки "Собака ищет друга" на французском языке.

Данный материал содержит сценарий сказки "Le chien cherche un ami". Материал может быть использован учителями французского языка для внеклссной работы и во внеурочной деятельности. Рекоменду...

Методическая разработка занятия по дополнительному образованию с учетом требований ФГОС по теме "Собака" для сказки "Репка"

Методическая разработка занятияпо теме "Собака, выполненная в технике вязания", составлена с учетом требований ФГОС.Дана технологическая карта занятия....