чтение и развитие речи
рабочая программа на тему

Фролова Людмила Анатольевна

Рабочая программа по чтению и развитию речи. 3 класс. Коррекционная школа 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_3_klass.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

                                                      Утверждена приказом ОУ

                                                              от 31.08.2015 г. №71

                                                              Директор школы_______О.Н. Самойлова

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по чтению и развитию речи

для  3 класса

на 2015-2016 учебный год

                                                                                                         

                                                                                         Рассмотрена

                                                                            на методическом Совете

                                                                                         протокол № 1   от 28.08.2015 г.

Пояснительная записка

Цель:

продолжить формирование у учащихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.

Задачи:

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Коррекция и развитие устной и речи, коррекция высших психических функций; совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения навыками монологической и диалогической речи.

Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Нормативно-правовые  документы, на основе которых

 разработана  Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) далее (программа)

        Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(0)СКОУ С(К)0 школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.

Сведения о программе

           Основная особенность курса по данной программе - его ориентация на речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь {слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать). Курс отличается ярко выраженной направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития

учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков  использования  справочной литературы,  работы  со  словарем.

Программа реализует межпредметную связь при обучении чтению, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Место и роль учебного курса

              Курс  чтения и развития речи  для 3 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся. Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя. Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся

          В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения предмета совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Внеклассное чтение

        Самостоятельное чтение книг, журналов. Обсуждение прочитанного. Умение   передать   главную   мысль   произведения,   оценить   поступки действующих лиц.

Информация о количестве учебных часов

Количество часов на год - 171

количество часов в неделю – 5

административных контрольных работ – 3

Формы организации образовательного процесса

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Технологии обучения

Традиционные технологии:

-объяснительно-иллюстративные

 Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества;

-гуманно - личностная;

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

коллективный  способ  обучения  (работа в  парах постоянного  и сменного состава).

Виды и формы контроля

- обобщающая беседа по изученному материалу;

 - чтение вслух;

 - чтение «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- выделять черты характера главных героев;

- составлять план части произведения;

- пересказать содержание прочитанного;

-поурочное, почетвертное, годовое оценивание ЗУН учащихся,

-проверка техники чтения (3 раза в год).

Планируемый уровень подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь:

осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

отвечать на вопросы по прочитанному;

высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

пересказывать содержание прочитанного;

устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

•        Наизусть 5-8 стихотворений.

Содержание  программы

           В результате изучения курса чтения и развития речи ученик научится:

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

определять тему и главную мысль текста;

делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

вычленять     содержащиеся     в    тексте     основные     события    и устанавливать  их последовательность;  

упорядочивать информацию по заданному основанию;

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;

понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;

характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Информация об используемом учебнике

Авторы-составители С.Ю. Ильина, А.А.Богданова. Допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 2014г.

Материал учебника соответствует требованиям программы.  Учебник организован на основе принципа тематического распределения материала. В каждом  из разделов учебника представлены произведения различных жанров, объединённые общей темой. Отличительные его особенности - ориентация на коррекционное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник построен так, что каждый урок чтения становится уроком развития речи.

Учебно - тематический план по чтению и развитию речи

Общее количество часов, отведённое на изучение предмета   - 171

ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!

Сентябрь. М. Садовский.

 Весёлая улица. По В. Воскобойникову

Первое сентября. В. Берестов.

 Завтра в школу (По рассказу В. Драгунского «Первый день»).  Пятёрки. По Э. Шиму.  

 Смешинка. Котёнок хочет в школу. В. Берестов.  

 Кто лучшим будет. В. Бирюков.

   Обида. По В. Хомченко.

Наша учительница. А. Аксёнова.

  Школьные загадки        

Обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!».

11

ОСЕНЬ НАСТУПИЛА

Осень. О. Высотская.

  Последний лист. По Ю. Ковалю.

  «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокращении). А. Толстой.  

 Сентябрь на дворе (По рассказу Н. Сладкова «Кто куда»).

   Воробей. В. Степанов.  

 Лето на верёвочке. По А. Баркову.

 Улетают, улетели... Е. Благинина.

Смешинка. Ворона и синица.

По Э. Шиму.

За кормом для птиц (По рассказу Л. Воронковой «Танины

дела»).  

В октябре. Г. Ладонщиков.

Страшный невидимка. По Н. Сладкову.

Осень наступила... А. Плещеев.

Сказка об осеннем ветре. По Н. Абрамцевой.

Доскажи словечко (Осенние загадки). Н.Майданик

Обобщающий урок по теме  «Осень наступила».

17

УЧИМСЯ ТРУДИТЬСЯ

Всё для всех. Ю. Тувим.

 Работа. По Д. Габе.  

 Мои помощники. В. Орлов.

Смешинка. С. Васильева.

  Бабушка и внучка (По рассказу А. Потаповой «Бабушкина наука»).   Повара. Б. Заходер.  

 Сюрприз. По М. Дружининой.

Маргаритка. О. Высотская.   Пуговица. По В. Хомченко.

Портниха. Г. Ладонщиков.  

 Пуговица. В. Осеева.  

 Смешинка. А. Усачёв.

Как я помогал маме мыть пол. По В. Голявкину.

 Как Алёшке учиться надоело. По С. Баруздину.  

 Чем пахнут ремёсла (в сокращении). Дж. Родари.

Обобщающий урок по теме «Учимся трудиться».

16

РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ

Лисята (По рассказу Е. Чарушина «Путешественники»).

 Смешинка. Лисица и ёж. По Н. Сладкову.

Заяц. Е. Тараховская.  

Ёж. По М. Пришвину.  

 Смешинка. А. Богданова.

Материнская забота. По А. Баркову.  

 Белёк. По Г. Снегирёву.

Пин и Гвин. В. Приходько.

  Галка. По Б. Житкову.  

 Куриный воспитанник. По В. Гаранжину.

   Добрый волк. По М. Тарловскому.

 Живая шляпа. По Н. Носову.

Смешинка. По Л. Вершинину.

 Котята. По Н. Павловой.

 Кошкин щенок (в сокращении). В. Берестов.  

 Сердитый дог Буль. По М. Пляцковскому.

Обобщающий урок по теме  «Ребятам о зверятах»

16

ЧУДЕСНЫЙ МИР СКАЗОК

Русские  народные сказки: Лиса и журавль;

 Храбрый баран;

 Лиса и тетерев.

Овечка и волк (Украинская народная сказка).

 Медведь и пчёлы (Башкирская народная сказка).

  Тигр и лиса (Таджикская народная сказка).  

 Лиса и куропатка (Французская народная сказка).

 Куцый Хвост (Абхазская народная сказка).

Глупый котёнок (Удмуртская народная сказка).

Обобщающий урок по теме «Чудесный мир сказок»

10

ЗИМУШКА-ЗИМА        

Ой ты, зимушка-зима! (Русская народная        песня).

  Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По        В.        Бианки.  

 Декабрь. М. Садовский.

  Как ёлку наряжали. По Л. Воронковой.

  Смешинка. О. Григорьев.  

В новогоднюю ночь. С. Попов.

Смешинка. По В. Ячменёвой.

Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачёву .

Такой вот герой. По А. Потаповой.  

Зима (отрывок). С. Есенин.

Подарок. С. Суворова.

У Ники новые лыжи. По В. Голявкину.    

С прогулки. И. Шевчук.            

Неудачная находка. По М. Быковой.  

Детство (в сокращении). И. Суриков.  

 Смешинка. О. Григорьев.    

Что за зверь? По Е. Чарушину.

  Не стучать — все        спят! По Э. Шиму.  

   Зайка. В. Степанов.

Еловая каша. По Н. Сладкову.  

  Снежок (в сокращении). 3. Александрова.

Коллективная печка. По С. Баруздину.  

   Доскажи словечко (Зимние загадки).

В. Аникин, Н. Майданик.

Обобщающий урок по теме «Зимушка-зима»

23

ТАК НЕЛЬЗЯ, А ТАК МОЖНО

Снегирь и Синичка. По А. Ягафаровой.  

     Птица-синица. По        В. Хомченко        

Дельный совет. Г.Ладонщиков.

Смешинка. Положили на подушки. Г. Лагздынь.

    Косточка. По Л. Толстому.  

 Праздничный стол. По С. Георгиеву.

За игрой. В. Берестов.  

  Бревно. С. Баруздин.

 Как Артёмка котёнка спас. А. Седугин.

   Подвиг (По рассказу В. Осеевой «Мечтатель»).

 Смешинка. Девочка-копуша. И. Демьянов.  

  Лесные доктора. По В. Бирюкову

Обобщающий урок по теме «Так нельзя, а так можно»

13

ВЕСНА В ОКНО СТУЧИТСЯ

«Зима недаром злится...» Ф. Тютчев.  

 Весенняя песня. По В. Бирюкову.

Веснянка (Украинская народная песня).

 Сосулька. По Э. Шиму.  

 Выгляни, Солнышко... (Русская народная песня).

Мамин портрет. С. Вербова.

Разноцветный подарок. П. Синявский.

Тихо-тихо. А. Седугин.  

Лицом к весне. Р. Сеф.  

Ледоход. С. Вербова.  

Сон Медвежонка. По Р. Фархади.  

Медведь проснулся. Г. Ладонщиков.

Смешинка. 3. Хасанова, С. Шамсутдинова.

Заяц на дереве. По В. Бианки.  

 Наши гости. С. Погореловский.    

 Скворушка. По Г. Скребицкому.

 Весенняя гостья. И. Белоусов.    

 Пчёлки на разведках. По К. Ушинскому.  

 Тюльпаны. По А. Баркову.    

 Доскажи словечко (Весенние загадки). Е. Савельева.

Обобщающий урок по теме «Весна в окно стучится»

24

ВЕСЁЛЫЕ ИСТОРИИ        

Перепутаница. Р. Фархади.

Эхо. По Г. Остеру        .  

 Кто кем становится (в сокращении). В. Шибаев.

Волшебный барабан. А. Усачёв.  

 Шишки. М. Пляцковский.    

 Портрет. По Ю. Степанову.    

 Булочная песенка. М. Бородицкая.

Обобщающий урок по теме  «Весёлые истории»

11

РОДИНА ЛЮБИМАЯ

Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков.

Наше Отечество (отрывок). По К. Ушинскому.  

 Флаг России. По Т. Кудрявцевой.    

 Главный город страны. М. Ильин.

 Песня. В. Степанов.  

День Победы. А. Усачёв.  

Страшный клад. По С. Баруздину.  

Тульские пряники. По С. Алексееву

Обобщающий урок по теме «Родина любимая»

15

ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!        

Что такое лето? А. Усачёв.

Что сказала бы мама? По Л. Воронковой.

Земляника. М. Дружинина.

Смешинка. С. Васильева.    

Куда исчез гриб? По В. Хомченко.

Ёж-спаситель. По В. Бианки.  

Жарко. Р. Фархади.    

Верное время. По Э. Шиму.

Смешинка. Почему лето короткое? По В. Орлову.

Доскажи словечко (Летние загадки). Е. Савельева.

Обобщающий урок по теме «Родина любимая».

14

Литература и средства обучения

• Учебник для 3 класса начальной школы в 2-х частях. Родная речь. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. - М.: Просвещение, 2005г.;

• Методическое пособие к учебнику «Родная речь. 3 класс»». Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова-М.: Просвещение, 2007 г.;

Поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс. И.Ф.Яценко. -М:«ВАКО», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей ».

Доклад на тему :«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей »....

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Чтение. Развитие речи.

Презентации к урокам по чтению и развитии речи для детей с задержкой психического развития....

Рабочие программы для 2 класса по предметам: "Графика и письмо", "Альтернативное чтение", "Развитие речи и окружающий мир", "Живой мир", "Математические представления и конструирование" и другие

Все рабочие программы для 2 класса для детей со сложной структурой дефекта по предметами (15 предметов):-"Графика и письмо"-"Альтернативное чтение"-"Развитие речи и окружающий мир"-"Живой мир"-"Матема...

Интегрированный урок чтения, развития речи и математики "Творчество Л.Н. Толстого. Все действия с целыми числами и десятичными дробями"

Данный урок проходил в 8 классе. Предназначен для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Знакомит учащихся с жизнью и твочеством Л.Н. Толстого, основными...

Рабочая учебная программа Чтение развитие речи 6 класс.

Пояснительная запискаРабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для обучения учащихся 6 класса коррекционной школы.Программа разработана  на основе программы по чтению и развитию р...