Рабочая программа по письму, чтению, развитию речи 6 класс.
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ (умеренной умственной отсталостью).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_pismu.docx | 558.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА »
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей ______________________ Протокол № ___ от «___»_________2014 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе КУ «Нефтеюганская коррекционная» общеобразовательная школа-интернат VIII вида _______________ Н.А. Шапошникова «___»______________ 2014 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор КУ «Нефтеюганская коррекционная» общеобразовательная школа-интернат VIII вида ___________________М.И. Иванова приказ №____ от «___»___________2014г. |
Рабочие программы
по предметам учебного плана
Класс социальной адаптации
и реабилитации
Объём программ: 272 часа
Развитие устной речи 68 ч
Чтение 102 ч
Письмо 102 ч
Учитель: Омарова П.И.
г. Нефтеюганск - 2014
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Паспорт программы | |
2. | Календарный график реализации программы | |
3 | Пояснительная записка | |
3.1 | Адресность программы: тип учебного учреждения, определение класса обучающихся, описание контингента детей | |
3.2 | Концепция (основная идея) программы | |
3.3 | Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) | |
3.4 | Образовательная область, в которую входит данный предмет | |
3.5 | Место и роль курса в обучении | |
3.6 | Цели, задачи | |
3.7 | Сроки реализации программы | |
3.8 | Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы | |
3.9 | Общая характеристика учебного процесса: методы общепедагогические и коррекционные, формы обучения и режим занятий | |
3.10 | Предполагаемые индивидуально-дифференцированные результаты | |
3.11 | Система оценки достижений обучающихся, воспитанников | |
4 | Содержание тем учебного курса | |
4.1 | Учебный план программы | |
4.2 | Содержание учебной программы, основные изучаемые вопросы | |
4.3 | Требования к знаниям и умениям обучающихся, воспитанников | |
4.4 | Требования к уровню подготовки обучающихся, воспитанников, обучающихся по данной программе | |
4.5 | План коррекционно-развивающих упражнений, направленных на реализацию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников | |
4.6 | Формы контроля | |
4.7 | Перечень практических работ обучающихся, воспитанников | |
4.8 | Перечень экскурсий | |
5 | Календарно-тематический план | |
6 | Перечень учебно-методического обеспечения | |
7 | Список литературы | |
8 | Контрольно-измерительные материалы |
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Названия учреждения | Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» |
Наименования программы | Рабочие программы по предметам учебного плана: «Развитие устной речи», «Чтение», «Письмо». |
Вид программы | Специальная образовательная программы |
Нормативное обеспечение |
|
Цель программы | Обучающийся, воспитанник со сформированными ключевыми компетенциями: общекультурной, допрофессиональной, методологической, в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями на основе формирования знаний, умений и практических навыков по предметам «Развитие устной речи», «Чтение», «Письмо». |
Задачи программы |
«Развитие устной речи»
«Чтение»
«Письмо»
|
Целевая аудитория программы | Обучающиеся, воспитанники класса социальной адаптации и реабилитации Нефтеюганской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида |
Сроки реализации программы | 2014 -2015 учебный год |
Объём программы | 272 часа: Развитие устной речи 68 часов в год (2 ч. в неделю) I четверть – 18 часов II четверть – 14 часов III четверть – 20 часов IV четверть – 16 часов Чтение 102 ч в год, (3 ч. в неделю) I четверть – 27 часов II четверть – 21 часов III четверть – 30 часов IV четверть – 24 часов Письмо 102 часов в год (3 ч. в неделю) I четверть – 27 часов II четверть – 21 часов III четверть – 30 часов IV четверть – 24 часов |
Перечень учебников | С.В. Комарова. Устная речь 2 класс. Москва «Просвещение» 2012г. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-состовитель: С. Ю. Ильина. Санкт-Петербургский филиал, «Просвещение» 2013. А.К.Аксёнова. Э.В.Якубовская. Русский язык.2 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» 2009. |
Ожидаемые результаты | Обучающийся, воспитанник со сформированными ключевыми компетенциями: общекультурной, допрофессиональной, методологической в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья. |
Автор программы | Омарова П.И. - учитель русского языка и чтения |
Контактная информация | Адрес: Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121, тел./факс 8(3463) 22-81-48 E-mail: Specschool8@mail.ru E-mail: rfybreks2012@mail.ru. |
II. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по________________________________
название предмета в соответствии с учебным планом
Четверть | Сроки | Количество | Подпись проверяющего | ||||
Учебных недель | Учебных дней | Запланированных часов по классам (предметам для 1-4 классов) | Фактически проведенных часов | ||||
Класс | Часы | ||||||
I четверть | 01.09 – 31.10.2014г. | 9 | 45 | ||||
II четверть | 10.11 – 29.12.2014г. | 7 | 36 | ||||
III четверть | 12.01 – 23.03.2015г. | 10 | 49 | ||||
VI четверть | 01.04 – 29.05.2015г. | 8 | 40 | ||||
ИТОГО: | 34 | 170 |
III. Пояснительная записка
3.1. Адресность программ ( тип учебного учреждения, определение класса обучающихся, описание контингента детей)
Рабочие программы адресованы обучающимся, воспитанникам класса социальной адаптации и реабилитации Нефтеюганской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида. Данные программы составлены по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1 - 4 классы под ред. В.Воронковой с учетом рекомендаций адаптированной программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью общеобразовательной школы VIII вида № 123 г. Екатеринбурга.
Рабочая программа разработана при опоре на Образовательную программу школы - интерната на период до 2015 г. и направлена на реализацию цели и задач школы – интерната на 2014-2015 учебный год.
Тема: социально-трудовая адаптация обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья на основе формирования ключевых компетенций (общекультурной, до профессиональной, методологической).
Цель: обучающийся, воспитанник компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
Задачи:
- Сформировать уменье организовывать свою деятельность социально-приемлемыми способами на основе освоения предметов учебного плана и правил поведения в обществе.
- Проводить профориентационную работу на основе освоения профилей трудового обучения (занимательного и ручного труда). Психологической коррекции и практической деятельности.
- Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
- Обеспечить ресурсные условия (кадровые, материально-технические, финансово экономические, организационные) реализации цели образовательного учреждения.
Для формирования единого понятийного аппарата поясняем, что педагогический коллектив понимает под терминами «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенции:
Компетенция общекультурная – это уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учреждениях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность личности оценивать границы собственных возможностей;
Общекультурную компетенцию – мы понимаем, как сформированность ОУУН по предметам учебного плана и выполнение требований, предъявляемых к учебному труду(готовиться к уроку до звонка, содержать в порядке школьные принадлежности)соблюдение правил поведения на уроке, перемене, в столовой под контролем взрослого,
Компетенция допрофессиональная – это уровень, достаточный для выбора профессии и успешного обучения в учреждениях начального профессионального образования (или началу трудовой деятельности).
Допрофессиональная компетенция – как овладение элементарными видами и приемами труда (работа с природным материалом, работа с бумагой, работа с пластилином, глиной) посредством предметов труда (работа с ножницами, стекой, кисточкой, клеем, линейкой). Совершенствование общетрудовых умений и навыков обучающихся, ориентировка в задании, планирование предварительного хода работы над изделием согласно плану. Обучение видам трудовых действий, закрепление и совершенствование выполнения двигательных приемов(резать ножницами, склеивать бумагу, сшивать ткань прямыми и косыми стежками, пришивать пуговицы, размечать материал по шаблону и с помощью линейки)
Компетенция методологическая – это уровень, достаточный для самостоятельного решения задач прикладного характера. (вычерчивание линий, геометрических фигур, решение задач).
В соответствии с адаптированной образовательной программой школы-интерната данные программы предполагают формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья следующих компетенций (см. таблицу).
Таблица 1
Основные компетенции образовательной программы школы – интерната
Компетенция | Основные характеристики |
Методологическая самостоятельное решение задач прикладного характера |
|
| |
| |
| |
До профессиональная достаточный уровень для выбора профессии (или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях начально-профессионального образования |
|
| |
| |
| |
| |
| |
Общекультурная уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учреждениях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность оценивать границы собственных возможностей |
|
| |
| |
| |
|
К результатам сформированности ключевых компетенций обучающихся относят универсальные учебные действия (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
Методологической основой формирования УУД является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:
- личностные;
- познавательные;
- коммуникативные;
- регулятивные.
Личностные универсальные учебные действия
- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка);
- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»);
- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков);
Познавательные универсальные учебные действия
- работа с информацией;
- работа с учебными моделями;
- использование знако-символических средств, общих схем решения;
- выполнение логических операций:
- сравнения,
- анализа,
- обобщения,
- классификации,
- установления аналогий
- подведения под понятие
Регулятивные универсальные учебные действия
- управление своей деятельностью;
- контроль и коррекция;
- инициативность и самостоятельность;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- речевая деятельность;
- навыки сотрудничества;
В соответствии с образовательной программой школы-интерната данная программа предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий:
Универсальные учебные действия | Основные характеристики | Содержание по предмету |
Регулятивные УУД | Управление своей деятельностью | Выполнение учебного задания в соответствии с целью; Определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности; Выполнение учебного действие в соответствии с планом; Использование в своей деятельности простейшие инструментов и приборов: линейку, треугольник и т.д. Организация рабочего места. |
Контроль и коррекция | Оценивание результатов работы, их коррекция: система заданий, ориентирующая школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков. | |
Познавательные УУД | Общеучебные учебные действия | Умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, умение работать с информацией; Ориентировка в учебнике; Использование знако-символических средств:
Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. |
Логические учебные действия:
| Сравнение предметов и, объектов: нахождение общего и различий; Группировка предметов, объектов на основе существенных признаков. Установление причинно-следственных связей; | |
Коммуникативные УУД | Речевая деятельность | Умение отвечать на вопросы; Умение слушать и понимать речь других; Участие в диалоге. Соблюдение простейших норм речевого этикета. |
Навыки сотрудничества | Работа в паре, малой группе. | |
Личностные УУД | Самоопределение | Осознанность учения и личная ответственность; положительное отношение к школе. |
Смыслоообразование | Сформированность самооценки, осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; |
Таким образом, данная рабочая программа предполагает формирование у обучающихся, воспитанников методологической, допрофессиональной и общекультурной компетенций посредством изучения предметов «Развитие устной речи» , «Чтение», «Письмо». Универсальные учебные действия в образовательном процессе выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения школьниками образовательной программы.
Описание контингента обучающихся, воспитанников.
При описании контингента обучающихся, воспитанников мы руководствуемся результатами психолого – педагогической диагностики - показатели ЗУН, ОУУН.
В классе по списку на начало 2014-2015 учебного года 15 обучающихся, воспитанников. Из них – 9 мальчиков,6 девочек. Обучающиеся Гахроманов Аят и Фаттахова Радмила обучаются индивидуально. Программа ориентирована на обучающихся, воспитанников, имеющих следующие возможности в усвоении программного материала:
Агаева Сакина
Владение письменной речью. Списывает буквы, слова предложения с учебника или ориентируясь на образец учителя. Наблюдается не сформированность фонематического восприятия, соскальзывание написанного с рабочей строки. Орфографический режим в тетради не соблюдает.
Чтение. Узнает и называет предметы окружающей действительности, обобщает с затруднением. Навык чтения сформирован, техника чтения 14 слов в минуту.
Развитие устной речи. Темп речи медленный, в разговорной речи присутствует эмоциональная окраска. Словарный запас беден. Высказывается простыми предложениями из 2 слов. Ответы на вопросы односложные. Испытывает трудности при составлении описательного рассказа по картине. Учебный материал запоминает медленно.
Жиленков Константин
Владение письменной речью. Навыки письма в стадии формирования. Силу нажима ручки не регулирует, не удерживается направленность движения руки. Слабо развита, общая и мелкая моторика. Раскрашивает рисунки неравномерно, выходит за контур.
Чтение. Узнает и называет предметы окружающей действительности, обобщает не всегда верно. Изученные буквы часто путает. Слияние звуков в слоги или слова не выполняет. Смысл прочитанного учителем текста понимает с опорой на наглядность. Воспроизводит простые высказывания из 2 слов.
Развитие устной речи. Темп речи быстрый, речь непонятная из-за не сформированости звукопроизношения, эмоционально не окрашена, словарный запас ограничен бытовой лексикой. Высказывается простыми предложениями из 2 слов. Ответы на вопросы односложные, обращённую речь понимает.
Комиссаров Даниил
Общая успеваемость. Из наблюдений за учебной деятельностью Даниила можно сделать следующие выводы: школу посещает без интереса, присутствие на уроке носит формальный характер, предпочтение не отдает ни одному учебному предмету. Работоспособность низкая, быстро утомляется. Испытывает трудности при переключении с одного вида деятельности на другой. Учебный материал не запоминает.
Владение письменной речью. Пишет правой рукой. При письме буквы обводит ручкой по карандашу, выполняет неаккуратно, не всегда правильно выполняет инструкцию учителя. Списывать рукописный текст не может: забывает графический образ букв. Орфографический режим в тетради не соблюдает.
Чтение. Изученные буквы не запоминает, называет отдельные буквы, но соединять звуки в слоги, читать не умеет. Темп речи медленный, речь эмоционально не окрашена, словарный запас ограничен бытовой лексикой.
Кристьян Иван
Владение письменной речью. Под диктовку не пишет. При списывании с печатного текста нарушает границы слов и предложений, пропускает буквы, допускает замену одних букв на другие. Графический образ письменной буквы не сформирован.
Чтение. Техника чтения 34 слова в минуту. Ваня не отвечает на вопросы по содержанию прочитанного. Наизусть стихи не заучивает.
Развитие устной речи. Самостоятельно составить рассказ, план рассказа не умеет, пересказывает по опорным схемам. Участвует в беседе, с помощью учителя отвечает на вопросы односложно. Словарный запас беден.
Литвиновская Татьяна
Владение письменной речью. Сформированы навыки механического списывания печатного текста побуквенно, допускает орфографические и дисграфические ошибки (пропуски, замену букв, нарушение границы слов и предложений), темп письма медленный. Орфографический режим в тетради соблюдает под контролем учителя.
Чтение. У Тани сформирован навык послогового чтения, техника чтения 13 слов в минуту, смысл прочитанного текста не понимает, характеризовать главных героев, пересказывать содержимое прочитанного не может. Рассказывает наизусть небольшие по объёму стихотворения. Речь эмоционально не окрашена, словарный запас ограничен бытовой лексикой.
Развитие устной речи. Воспринимает на слух, содержание прочитанного не понимает, орфографически грамотно проговаривать слова и словосочетания не может, наблюдаются нарушения произношения. Не владеет способами словообразования, не умеет образовывать слова с помощью суффиксов, приставок, окончаний, подбирает родственные и однокоренные слова с помощью учителя.
Лупляк Александр
Владение письменной речью. Под диктовку не пишет. Списывает с печатного текста побуквенно, при списывании нарушает границы слов и предложений, пропускает буквы, допускает замену одних букв другими. Орфографический режим в тетради соблюдает только под контролем взрослого.
Чтение. Саша читает побуквенно, смысл прочитанного самостоятельно не улавливает. Может ответить на несложный вопрос по содержанию прочитанного. Заучивать наизусть стихи не может. На страницах учебника ориентируется с помощью учителя.
Развитие устной речи. Активный словарный запас ограничен. Словарь характеризуется малой распространённостью предложений - пользуется короткими конструкциями. Словесные определения воспринимаются медленно. Запоминает словесный материал после дополнительных повторений и разъяснений непрочно, при воспроизведении материала допускает ошибки. Самостоятельно составить рассказ, план рассказа, пересказывать по опорным схемам не умеет, может пересказать по картинкам.
Мустафин Ленар
Владение письменной речью. Ведущая рука – правая. Орфографический режим в тетради соблюдает не всегда. При письме буквы, слоги, предложения пишет по образцу, при выполнении заданий старается, но не всегда получается аккуратно.
Чтение. Узнает и называет предметы окружающей действительности, обобщает. Изученные буквы путает редко. Чтение послоговое. Смысл прочитанного учителем текста понимает с опорой на наглядность.
Развитие устной речи. Темп речи быстрый, речь непонятная из-за не сформированности звукопроизношения, эмоционально не окрашена, словарный запас ограничен бытовой лексикой. Ответы на вопросы односложные, высказывается простыми предложениями из 2 слов.
Минина Дарья
Чтение - Ответы односложные. Техника чтения 34 слова в минуту. Слушает небольшую сказку, рассказ, стихотворение, смысл услышанного понимает не всегда точно, нуждается в разъяснениях, ответить на вопросы по содержанию прочитанного не может. Заучивает стихи, рассказывает их наизусть.
Письмо - Списывает, ориентируясь на образец учителя. Наблюдается соскальзывание букв со строки. Под диктовку писать не может, так как испытывает затруднения в начертании букв и неправильно воспринимает звуки. Орфографический режим в тетради не соблюдает.
Хохуля Влад
Владение письменной речью. Навыки письма в стадии формирования, письмо элементов букв затрудненно. Силу нажима ручки не регулирует, не удерживается направленность движения руки. Орфографический режим не соблюдает.
Слабо развита, крупная и мелкая моторика. Раскрашивает рисунки неравномерно, выходит за контур.
Чтение. Предметы окружающей действительности узнает, называет, но обобщать не может. Звуки на слух не дифференцирует. Навык чтения не сформирован. Слушает небольшую сказку, содержание воспринимает при опоре на иллюстрации. На вопросы, по прочитанному, отвечает односложно: «да», «нет».
Развитие устной речи. Фразовая речь не сформирована. В речи присутствует эхолалическое повторение слов. Словарный запас очень беден. Наблюдается замедление темпа речи. Обращённую речь понимает в малом объёме, после многократных повторений.
Удонова Наталья
Чтение - Изученные буквы не запоминает, называет отдельные буквы а, о, у, с, х, но соединять звуки в слоги, читать не умеет.
Письмо - Пишет правой рукой. Орфографический режим в тетради не соблюдает. Списывать рукописный текст не может, так как испытывает затруднения в начертании букв.
Ямалов Артем
Владение письменной речью. Ведущая рука – левая. Орфографический режим в тетради не соблюдает. При письме буквы, слоги, предложения пишет по образцу, при выполнении заданий старается, но не всегда получается аккуратно.
Чтение. Узнает и называет предметы окружающей действительности, но обобщать не может. Изученные буквы часто путает. Слияние звуков в слоги или слова затрудненно. Смысл прочитанного учителем текста понимает с опорой на наглядность, отвечать на вопросы по тексту затруднятся.
Развитие устной речи. Темп речи быстрый, речь понятная, эмоционально не окрашена, словарный запас ограничен бытовой лексикой. Высказывается простыми предложениями из 2 слов. Ответы на вопросы односложные, обращённую речь понимает.
Ямалова Анастасия
Чтение - Изученные буквы запоминает, но допускает ошибки, соединяет звуки в слоги, читает по слогам. На вопросы дает односложные, неразвернутые ответы. Темп речи медленный, речь эмоционально не окрашена, словарный запас ограничен бытовой лексикой.
Письмо - Пишет левой рукой. Списывать рукописный текст не может, так как испытывает затруднения в начертании букв. Орфографический режим в тетради не соблюдает.
В своей практике мы используем следующую дифференциацию обучающихся:
I группу составляют обучающиеся, которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Им доступен некоторый уровень обобщения. При выполнении более сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем дети I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом щкольники снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью
К III группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Темп усвоения материала у этих школьников значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Обучающиеся III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Они могут усвоить меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой специальной (коррекционной) школы 8 вида.
К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне.
Дифференцация по группам:
2 уровень Агаева Сакина, Кристиан Иван, Лупляк Александр, Ямалова Анастасия, Минина Дарья, Суханов С.
3 уровень - Удонова Наталья, Литвиновская Татьяна,
4 уровень Мустафин Ленар, Ямалов Артем, Комиссаров Даниил, Хохуля Влад.
3.2. Концепция (основная идея) программ.
Концепция программ - создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Направленность заключается в достижении образовательного результата каждым конкретным учеником.
Алгоритм предложенных коррекционно-развивающих программ основывается на:
- учете структуры дефекта обучающегося (низкая познавательная потребность),
- знании его психофизических возможностей,
- знании механизмов формирования ЗУН,
- осуществлений межпредметных связей,
- на скоординированности практических действий учителя, специалистов школы, родителей,
- на применение дифференцированного подхода, предполагающего ориентацию на конкретного ребёнка, располагающего индивидуальными возможностями, особенностями и потребностями.
Развитие обучающихся, воспитанников относительно своих потенциальных возможностей осуществляется на основе реализации задач индивидуального образовательного маршрута в основу которого взяты уровень актуального развития и зона ближайшего развития обучающегося, воспитанника.
Качественный уровень результатов программ предполагает следующую образованность выпускников образовательного учреждения с умеренной степенью умственной отсталости:
Элементарная грамотность – начальный, самый простой, но универсальный уровень обученности основным способам деятельности (письмо, чтение, ремесло и т.д.)- это уровень сформированности знаний, умений и навыков по предметам учебного плана;
Функциональная грамотность – способность решать простейшие прктические задания в различных жизненных ситуациях (самообслуживание, пользование социальными учреждениями )
3.3. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
При отборе учебного материала учтена необходимость формирования личности, которая займет достойное место в обществе. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения направлена на интеграцию детей в общество.
Актуальность. Обучение по данной программе имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано, направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя, воспитателя. В программе прослеживается принцип преемственности между ступенями образования и предметами («Самообслуживание», «ХБТ», «Окружающий мир»). Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер.
Новизна. Предлагаемая программа создает условия для реализации компенсаторного потенциала обучающегося, воспитанника с аномальным развитием, обеспечивают его образовательное движение. Однако, содержание программы не может сохраняться в постоянном виде, т.к. изменения в обществе, достижения медицины, педагогики, психологии стимулируют процесс обновления. Основы программы отвечают ее главному предназначению: тематическая взаимосвязь, практическая направленность, дозированная поэтапная подача материала, учёт особенностей обучающихся.
Значимость. Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах. В программе дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку обучающихся в рамках задач, приоритетных для II этапа обучения.
3.4. Образовательная область.
Данный предмет входит в образовательную область – «Русский язык».
3.5. Место и роль курса в обучении.
Программа обучения составлены с учетом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлены на разностороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию. Программа содержат учебный материал помогающий обучающимися, достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы для социальной адаптации и реабилитации.
Обучение грамоте, чтению и письму направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные тексты, инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в определенной последовательности. Они должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные записи.
Особенностью преподавания предмета по письму учащихся с умеренной степенью умственной отсталости носит практическую направленность, не требующих от них усвоения каких-либо правил. С учетом индивидуальных возможностей часть детей в состоянии овладеть простейшими навыками написания отдельных слов, коротких предложений, часть учащихся способно только к письму по обводке.
Обучение письму ведется по звуковому аналитико- синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики и развития общей и мелкой моторики, с учетом специфических особенностей детей. Формирование навыков письма ведется в игровой форме, с использованием природного материала, дидактических игр, ИКТ технологий, интегрированные уроки. Для усвоения навыков письма, темы спланированы так, что изучению нового материала предшествует повторение, в конце четверти контрольное списывание по пройденному материалу. Для учащихся, которые испытывают трудности, предлагается индивидуальная форма работы.
Специальной задачей обучения является исправление дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также трудовыми навыками. Обучение носит воспитывающий характер. Большое внимание уделяется коррекции речи и мышления, формированию навыков самообслуживания и хозяйственно бытового труда. Ограниченные возможности здоровья ребенка, затрудняют решение задач воспитания, но не снимают этих задач. При отборе учебного материала усилена идейно-нравственная направленность, у обучающихся формируются такие черты (в поведении, в трудовой деятельности), которые способствуют обучающимся стать более адекватными в своих поступках, что способствует быстрейшей социальной адаптации и реабилитации.
3.6. Цель, задачи.
Цель: обучающийся, воспитанник со сформированными ключевыми компетенциями: общекультурной, допрофессиональной, методологической, в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями на основе формирования знаний, умений и практических навыков по предметам «Развитие устной речи», «Чтение», «Письмо».
Задачи:
- Формировать у обучающихся, воспитанников класса социальной адаптации и реабилитации необходимый уровень ЗУН и ОУУН по предметам:
«Развитие устной речи»
- развивать коммуникативные навыки посредством формирования умения общаться со взрослыми, со сверстниками, с детьми младшего возраста.
- развивать лексическую сторону речи посредством формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, действием.
- научить правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом.
«Чтение»
- научить читать целыми словами без искажения звукового состава слова (послоговое чтение трудных слов), соотносить текст и иллюстрации (по возможности);
- научить элементам выборочного чтения (чтение простых по содержанию текстов, пересказ прочитанного по вопросам учителя);
- закрепить навыки правильного чтения с соблюдением пауз на точках;
«Письмо»:
- закрепить знание звуков и букв русского алфавита;
- научить правильному начертанию букв и соединению их в слоги и слова;
- научить списыванию коротких предложений с печатного и рукописного текста, писать самостоятельно на слух слова, короткие предложения из 2-4-х слов, написание которых не расходятся с произношением;
- Формировать навыки социального поведения на основе знаний о себе, других людях, окружающем мире.
3.7. Сроки реализации программ;
Данная программа рассчитана на 1 год.
По учебному плану на изучаемый материал отводится 272 часа в год:
Развитие устной речи
68 часов в год (2 ч. в неделю)
I четверть – 18 часов
II четверть – 14 часов
III четверть – 20 часов
IV четверть – 16 часов
Чтение
102 ч в год, (3 ч. в неделю)
I четверть – 27 часов
II четверть – 21 часов
III четверть – 30 часов
IV четверть – 24 часов
Письмо
102 часов в год (3 ч. в неделю)
I четверть – 27 часов
II четверть – 21 часов
III четверть – 30 часов
IV четверть – 24 часов
3.8. Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программ.
Основные принципы отбора программного материала это – коррекционная и практическая направленность, научность материала и системность его изложения. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, воспитывающей и развивающей направленности обучения, доступности учебной информации, практической направленности, связи с жизненным опытом обучающихся, воспитанников, а также сезонность полевых работ и индивидуальные психофизические возможности обучающихся, воспитанников. Все это способствует профориентации и социальной адаптации обучающихся, развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные качества.
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т.е. неравномерность развития. Закон неравномерности, гетерохронности, развития личности подростка свидетельствует о том, что каждый человек находится как бы на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития подростка, а не сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведения. Своевременно принятые превентивные (профилактические) меры позволят избежать ненужных осложнений в его развитии и поведении, а следовательно, необходимости развертывания в дальнейшем полномасштабных специальных коррекционных мероприятий. Вместе с тем любая программа коррекции развития обучающегося, воспитанника должна быть направлена не столько на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, сколько на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности подростка.
Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, если у нас нет объективных данных о подростке, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений или их отсутствия, т.е. контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур, пронизывающих (охватывающих) все этапы коррекционно-педагогической деятельности - от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата;
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассмотреть в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие психологический возраст ввел Л.С.Выготский, который видел в этом "новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период".
Д.Б.Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса.
Первый параметр - это "социальная ситуация развития" (по Л.С.Выготскому), единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Второй параметр - уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития. Подростковый возраст, как никакой другой, богат на психологические новообразования (в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений с окружающими).
Третий параметр - уровень развития ведущей деятельности обучающегося как деятельности, играющей решающую роль в его развитии. Здесь возрастает роль общения подростков, оно становится наиболее значимым явлением, без которого довольно трудно построить коррекционный процесс;
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения.
Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции;
Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направления личности, резкому изменению поведения подростка. Поэтому в коррекционной педагогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей. Должны присутствовать при этом и определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов, определенная ступенчатость воздействия на сознание подростка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечения его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослыми. В программе реализуются межпредметные связи.
3.9. Общая характеристика учебного процесса.
Методы общепедагогические и коррекционные, формы обучения и режим занятий
При реализации программы были использованы основные группы технологий:
1. Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, - суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных (предмет), умений.
2. Технология личностно – ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.
3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьник
4. Технология дифференцированного обучения, при ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.
5. Здоровьесберегающая технология, в течении уроков планируются физ. минутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для снятия психоэмоциональной напряженности. Правильная посадка ученика, смена видов деятельности. Чередование видыов учебной деятельности: опрос, письмо, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание. Распределение материала с учетом зоны работоспособности учащихся
В рамках этих технологий были использованы следующие методы:
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)
- Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)
- Интерактивные
Практические:
- упражнения в виде записей и графических работ
- игры: дидактические, сюжетно-ролевые, имитирующие, деловые
- моделирование ситуаций
- экскурсии
Наглядные:
- наблюдение
- рассматривание рисунков, картин, иллюстративно-текстовых карт, инструкций, текстовых технологических карт
- демонстрация кинофильмов, слайдов;
- демонстрация опытов.
Словесные:
- рассказ
- беседа
- объяснение
- метод объяснительного чтения
Методы воспитания
Общие методы воспитания:
- Беседа
- Рассказ
Методы организации деятельности и формирование опыта поведения:
- Поручения
- Игра
Методы стимулирования:
- Поощрение
- Одобрение
- Награждение
Формы организации учебного процесса:
- урок экскурсия
- урок путешествие
- урок инсценировка
- практическое занятие
- дидактические игры
- самостоятельная домашняя работа
Формы учебной работы:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая (в парах)
- индивидуальная работа со слабоуспевающими
Основные типы уроков:
1.Урок изучения нового материала - лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2.Урок совершенствования ЗУиН - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3.Урок комбинированный - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4.Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5.Урок контроля и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе (базовый уровень):
способность обучающихся, воспитанников решать следующие практические задачи:
- планировать и вести домашнее хозяйство;
- вести здоровый образ жизни;
- пользоваться источниками получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
- планировать и оформлять интерьер комнаты, участка;
- ухаживать за одеждой и обувью;
- соблюдать личную гигиену;
- выражать уважение и заботу к членам семьи;
- принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
- пользоваться услугами различных бытовых и социальных учреждений;
освоение обучающимися, воспитанниками коммуникативных компетенций:
- умение работать в группе, бригаде;
- устанавливать хорошие взаимоотношения;
- разрешать конфликты.
овладение обучающимися, воспитанниками общетрудовыми и специальными умениями:
- поиск и использования информации;
- создания продуктов труда.
3.10. Предполагаемые индивидуально — дифференцированные результаты
Для удобства оценивания и эффективности работы педагога вводится принцип образовательного процесса по уровням:
I уровень – учебный материал, где допускается оказание индивидуальной помощи.
II уровень – учебный материал тот же, допускается снижение объёма материала, предусматривается оказание индивидуальной помощи на уроке, исключаются темы, носящие творческий характер.
III уровень – учебный материал для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (3, 4 группа)
Разные уровни программных требований предназначены для усиления адаптационных возможностей школы. Разноуровневый подход – необходимое условие и основа индивидуализации учебного процесса в школах VIII вида.
При оценивании сформированных знаний, умений навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются 3 группы обучающихся, воспитанников.
2 уровень Агаева Сакина, Кристиан Иван, Лупляк Александр, Ямалова Анастасия, Минина Дарья, Суханов С.
3 уровень - Удонова Наталья, Литвиновская Татьяна,
4 уровень Мустафин Ленар, Ямалов Артем, Комиссаров Даниил, Хохуля Влад.
3.11. Система оценки достижений обучающихся
Знания и умения обучающихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
В соответствии с Уставом Нефтеюганской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интерната IIIV вида по предметам «чтение», «письмо», «математика» — зачетная система оценивания.
Зачёт по чтению - ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну - две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении стихотворения наизусть одну - две самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
Зачёт по письму - ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4—5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Организуя итоговую (контрольную) проверку знаний школьника с интеллектуальной недостаточностью, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания поданной теме.
Он позволяет обучающимся усвоить последовательность грамматических, математических, технологических операций; - рубежный, который проводится после завершения изучения каждой темы.
- Он закрепляет знания и умения, связанные грамматической, математической, технологической характеристикой темы;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита творческой работы, участие в конкурсах, выставках. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные проверочные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также тестовые задания.
4. Содержание тем учебного курса
4.1 Содержание программы:
«Развитие устной речи» (68 часов).
Повторение ранее изученного материала. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся.
Уточнение значения слов по схеме: натуральный объект – его изображение – вербальное описание.
Закрепление умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику. Работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам.
Закрепления умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных. Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемых действий по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам.
Использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся на основе своих наблюдений, в связи с трудом, с самообслуживанием, просмотром телепередач, с различными видами деятельности: экскурсии, коллективные игры и т.д.
Просмотр фильмов с последующим обсуждением. Подготовка к праздникам. Элементы драматизации.
Тематика.
Овощи (чеснок). Внешний вид чеснока. Вкус. Употребление в пищу.
Ягоды (смородина, крыжовник). Цвет, форма, вкус (описание по вопросам учителя)
Сад. Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах.
Деревья (липа). Название. Распознавание.
Растения (деревья, кусты, травы). Узнавание, различение.
Комнатные растения (алоэ). Название, распознавание.
Цветы (роза, георгин). Название, распознавание.
Домашние животные (овца). Внешний вид, чем питается, какую пользу приносит человеку.
Дикие животные (волк, медведь). Части тела. Чем питаются, как передвигаются. Сходство и различие по внешнему виду. Жизнь диких животных зимой и летом.
Птицы (скворец). Внешний вид. Где живет, какую пользу приносит человеку. Бережное отношение к птицам.
Насекомые (муравей, муха, божья коровка). Название. Внешний вид, где живут.
Труд людей летом и осенью.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Название месяцев и времен года.
Лето: солнечные, жаркие дни. Летние работы в деревне. Летние месяцы. Осень: дует холодный ветер. Часто идут дожди. Зима: снегопад, в морозную погоду снег скрипит под ногами, замерзли пруды, реки. Весна: пригревает солнце, на реке ледоход, разлив рек, первые проталины. Ведение календаря погоды по сезонам. Ежедневные наблюдения за погодой.
Чтение (102 часа)
Повторение ранее изученного материала.
Составление слогов из букв, слов из слогов с использованием кассы букв и слогов разрезной азбуки. Чтение слогов и слов со стечением согласных.
Чтение коротких, сюжетно завершенных текстов с последующим пересказом по вопросам учителя и по серии последовательно подобранных сюжетных картинок. Соотнесение текста и иллюстрации.
Элементы выборочного текста. Нахождение в тексте слов с заданным звуком, заданного значения.
Закрепление навыков правильного чтения с соблюдением пауз на точках.
Упражнения в чтении рукописного материала.
Переход к чтению целыми словами.
Заучивание отрывков из стихотворений по выбору учителя.
Письмо (102ч.)
Повторение пройденных звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (и-ш, о-а), пространственным расположением элементов (б-д), а также трудные по начертанию (з,к)
Звуки и буквы.
Соотнесение звука и буквы, их различение. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие.
Слово.
Слог как часть слова. Перенос части слова при письме (с помощью учителя). Слова со стечением двух согласных, деление данных слов на слоги.
Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает?
Большая буква в именах людей и кличках животных.
Предложение.
Построение простого предложения (составление предложений по вопросу, по картинке на тему, предложенную учителем).
Запись предложения с помощью учителя.
Упражнения в списывании рукописного и печатного текста.
Списывание предложений, вставка пропущенных слов в соответствии с данными картинками.
Написание большой буквы в начале предложения, точка в конце предложения.
4.2 Основные программные требования
Развитие устной речи.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- поддержать беседу;
- установить контакт;
- пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю;
- правильно строить свои речевые высказывания;
- определять тему и главную мысль текста.
Чтение.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно читать вслух целыми словами, читать про себя.
- работать над выразительным чтением: соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
- выделять главную мысль произведения, осознавать последовательность, причинность и смысл прочитанного;
- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
- придумывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять план;
- объяснять выделенные учителем слова и обороты речи;
- сравнивать прочитанное с собственным опытом и ранее прочитанным;
- выделять главные действующие лица, оценивать их поступки;
- выбирать в тексте слова, выражения, характеризующие героев, события, картины природы;
- читать доступные детские книги из школьной библиотеки, детских газет, журналов; отвечать на вопросы по содержанию.
Обучающиеся должны знать:
- наизусть 5-8 стихотворений.
Письмо
Обучающиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты (20-25 слов)
Обучающиеся должны знать:
- алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
4.3. План коррекционно - развивающих упражнений, направленных на реализацию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников.
По результатам психолого – педагогической диагностики (от 27.05.14г.) и анализа работы по реализации индивидуальных коррекционно – развивающих задач на 2014 – 2015 учебный год были поставлены задачи индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, воспитанников класса
Задачи индивидуальных образовательных маршрутов
на 2014-2015 учебный год
Агаева Сакина
Учебно – коррекционная задача: сформировать умение отвечать на вопросы по прочитанному, по прослушанному.
Коррекционно – воспитательная задача: сформировать умение выполнять организационные действия по рекомендации учителя.
Коррекционно – развивающая задача: сформировать умение удерживать пошаговую инструкцию и выполнять задания до конца с помощью учителя.
Жиленков Константин
Учебно – коррекционная задача: формировать умение различать и называть основные цвета спектра, форму и размеры предметов.
Коррекционно – воспитательная задача: сформировать умение соблюдать правила поведения на уроке.
Коррекционно — развивающая: коррекция и развитие крупной и мелкой моторики.
Комиссаров Даниил
Учебно – коррекционная задача: Коррекция умения находить в учебнике нужную страницу, номер упражнения, задачи, примера.
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение подбирать одежду и обувь по сезону.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция пространственной ориентировки
Кристьян Иван
Учебно – коррекционная задача: коррекция умения слушать, слышать и выполнять инструкцию учителя (с организующей помощью).
Коррекционно – воспитательная: формировать умение выполнять организационные требования учителя.
Коррекционно – развивающая: коррекция пространственной ориентировки.
Литвиновская Татьяна
Учебно – коррекционная задача: Коррекция умения слушать, слышать и выполнять инструкцию учителя (с организующей помощью).
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение выполнять инструкции учителя.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция восприятия (цвет, форма, размер).
Лупняк Александр
Учебно – коррекционная задача: коррекция умения слушать, слышать и выполнять инструкцию учителя (с организующей помощью).
Коррекционно – воспитательная: формировать умение выполнять организационные требования учителя.
Коррекционно – развивающая: коррекция пространственной ориентировки.
Мустафин Ленар
Учебно – коррекционная задача: сформировать умение отвечать на вопросы по прочитанному.
Коррекционно – воспитательная задача: сформировать умение выполнять организационные действия по рекомендации учителя.
Коррекционно – развивающая задача: сформировать умение удерживать пошаговую инструкцию и выполнять задания до конца с помощью учителя.
Минина Дарья
Учебно – коррекционная задача: Формировать умение находить в учебнике нужную страницу, номер упражнения, задачи, примеры.
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца.
Коррекционно — развивающая задача: Коррекция и развитие пространственной ориентировки.
Суханов Сергей
Учебно – коррекционная задача: Сформировать умение слушать вопрос и отвечать на него с использованием слов из вопроса
Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение удерживать пошаговую инструкцию и выполнять задания до конца с помощью учителя.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция и развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
Хохуля Влад
Учебно – коррекционная задача : Формировать умение различать и называть основные цвета спектра, форму и размеры предметов.
Коррекционно – воспитательная задача: сформировать умение выполнять организационные действия по рекомендации учителя.
Коррекционно – развивающая задача: сформировать умение удерживать пошаговую инструкцию и выполнять задания до конца с помощью учителя.
Удонова Наталья
Учебно – коррекционная задача: Научить писать прописные буквы с печатного текста
Коррекционно – воспитательная задача: Коррекция моделей поведения в построении взаимоотношений со сверстниками под контролем взрослого.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция восприятия пространства.
Ямалов Артем
Учебно – коррекционная задача: сформировать умение послогового чтения.
Коррекционно – воспитательная задача: сформировать умение внимательно слушать учителя и ответы одноклассников..
Коррекционно – развивающая задача: сформировать умение удерживать пошаговую инструкцию и выполнять задания до конца с помощью учителя.
Ямалова Анастасия
Учебно – коррекционная задача:Формировать умение писать печатные и прописные буквы.
Коррекционно – воспитательная задача: Коррекция моделей поведения в построении взаимоотношений со сверстниками под контролем взрослого в малых группах.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция восприятия времени.
4.4. План коррекционно-развивающих упражнений, направленных на реализацию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников
№ п/п | Коррекционно - развивающие методики | Четверти | Примечания | |||
I | II | III | IV | |||
1. | Коррекционные и развивающие упражнения на восприятие | * | * | * | * | Для 2 группы при направляющей помощи педагога, для 4 – группы с обучающей помощью |
2. | Развитие фонематических процессов
| * | * | * | * |
4.5. Формы контроля
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные проверочные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с использованием технологического оборудования.
4.6. Перечень практических работ обучающихся, воспитанников
Примерный перечень практических работ
Развитие устной речи
- сезонные работы на огороде;
- сбор листьев, классификация по размеру, форме и принадлежности к породе деревьев.
- наблюдение за изменениями в погоде, ведение дневника наблюдений за изменениями в погоде;
- посильный уход за комнатными растениями в классной комнате.
- сервировка стола в школьной столовой;
- дежурство по классу;
- уход за зимней обувью, одеждой;
- накрывания стола к обеду, размещение предметов сервировки на стол.
Чтение
- Закрепление умения различать слова, сходные по звучанию. Чтение целыми словами без искажения звукового состава слова. (Послоговое чтение трудных слов).
- Чтение незнакомого текста (коротких рассказов, сказок, статей) и пересказ прочитанного по вопросам. Чтение статей и
- рассказов из детских журналов.
- Выборочное чтение простых по содержанию текстов, по усмотрению учителя, с учетом возможности учащихся.
- Заучивание отрывков из стихотворений по выбору учителя.
Письмо
- Звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с). Сравнение гласных (а-я, о-е, у-ю, э-е, ы-и). Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Слово. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос кто это? что это? (с помощью учителя).
Расширение круга собственных имен: названия городов, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях.
Предлоги (на, в, под, ). Умение с помощью учителя находить предлоги и писать их раздельно со словами.
Одушевленные, неодушевленные предметы.
- Предложение. Упражнения в составлении предложений по вопросу, картинке, опорным словам, на заданную тему, с использованием предлогов. Графическая запись данных предложений. Составление с помощью учителя предложений из слов, данных вразбивку (не более 3 слов). Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов.
- Письмо под диктовку слов и простых по структуре предложений из двух-трех слов, написание которых не расходится с произношением.
- Умение написать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать своё имя и фамилию, адрес школы (детского дома).
4.7. Перечень экскурсии
Библиотека семейного чтения «Аллегро»
Экскурсия Культурный центр «Обь»
V Календарно - тематический план
VI Перечень учебно-методического обеспечения
6.1 Базовая программа, рекомендованная Министерством образования РФ, ее уровень
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 - 4 классы. Под ред. В.Воронковой; Просвещение; 2010;
6.2 Учебники
А.К.Аксёнова. Э.В.Якубовская. Русский язык.2 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» 2009
6.3 Методическое обеспечение
1. А.К. Аксёнова Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Москва: Владос, 2002.
- Оборудование
Дидактический инструментарий
Таблицы:
- Алфавит в картинках.
- Алфавит в прописи.
- Алфавит с названием букв.
Демонстрационные материалы:
- Демонстрационные материалы. Картины русских художников: репродукции и описания. В.Васнецов, И.Билибин.
- Демонстрационные материалы. Картины русских художников: репродукции и описания. А. Саврасов, И. Левитан.
- Плакат «Правильная осанка».
- Плакат «Гимнастика для глаз».
- Учебное-методическое пособие «Времена года» вып.2: 10 репродукций с описанием.
Игры развивающие и обучающие:
- Развивающая игра «Сам себе сказочник».
- Игра-лото на синонимы «Скажи по-другому».
- Обучающая игра «Словарные слова».
- Развивающая игра «Ребусы».
- Развивающая игра «Время».
- Обучающая игра «Часы».
- Дидактические карточки «Правила личной безопасности».
- Дидактические карточки «Азбука здоровья».
- Дидактические карточки «Безопасность в доме».
- Дидактические карточки «Правила поведения»
- Дидактические карточки «Будь здоров!»
- Словарик синонимов и антонимов.
- Дополнительные материалы
Стенд «Люби, цени и знай русский язык!». Рубрики:
- Высказывание о русском языке
- Запомни пословицы
- Прочти, это интересно!
- Памятки
- Литературный календарь
- Мы читаем
- Образцы делового письма
VII Список литературы
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми . // Дефектология, № 1.-1984.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями . –М., 1996.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2000.- 124 с.
- Вестник регионального образования. Официальное справочно-информационное методическое издание Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. № 1, 2002.
- Лопатина А, Скребцова М, Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - 3-е изд., исп.и доп. - М.: Амрита — Русь, 2007.
- Лопатина А, Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в пртчах, легндах и сказках народов мира. Кн. 1. - М.: Амрита — Русь, 2007.
- Лопатина А, Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в пртчах, легндах и сказках народов мира. Кн. 2. - М.: Амрита — Русь, 2007.
- Лопатина А, Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в пртчах, легндах и сказках народов мира. Кн. 3. - М.: Амрита — Русь, 20078.
- Микляева А.В Я – подросток. Программа уроков психологии. СПб.: Издательство «Речь», 2006.
- Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - Москва, 2002.
- Петрова В.И., Трофимова Н.М,, Хомякова И.С., Стульник т. д. Азбука нравственного взросления. - Спб.: Питер, 2007
- Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
- Ресурсы Интернета: (http://www.narmet.ru/pervaya-pomoshh/proverka-pulsa-u-vzroslyx/
VIII Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа
Вариант 2 (группа 3)
Вариант 1 (группа 1,2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса для специальных (коррекционных) классов VIII вида
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса предназначена для обучения детей специальных (коррекционных) классов VIII вида. Планирование составлено на ...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению 5-9 классы для коррекционной школы 8 вида
Рабочие программы...
Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида
Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...
рабочая программа по письму и развитию речи, чтению и развитию речи
рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс
Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы: Развитие речи, мышления, воо...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс
Название курсаПисьмо и развитие речи Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 8 класс
Название курса«Язык и речь» (письмо и развитие речи)Класс8Количество часов136 ч (4 часа в неделю)СоставительЕремина Е.В.Цель курсаРазвитие речи, мышления, воображения школьников, способнос...
- Мне нравится (2)