Мотивация как залог успешного обучения родным языкам
статья на тему

Янышева Рәүзилә Рәвис кызы

Выступление на заседании ГМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация ученика - основное условие успешного обучения

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности  в знаниях, нет интереса к учению.

Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно изучить ее. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития.

Мотивы будут проявляться по-разному в зависимости от того в каких ситуациях оказывается ребенок. Более того, мотивы не во всех ситуациях достаточно явно обнаруживаются. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.

Личность ученика неповторима. У одного - невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого - средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Иногда ученик обладает хорошими способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.

Широко известно: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться».

Учителя говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, — мы научим их всему!».

Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе  тягу к знаниям имел, в первом полугодии (к декабрю) мы теряем еще 20%.

Правда, нужно сделать одно уточнение — ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня. Возникает резонный вопрос: почему не хотят?

Учителя, пытаясь ответить на этот вопрос, называют обычно: перегрузка, неинтересно, телевидение, компьютер — круче, просто лень; трудно; не умеют; не понимают, зачем им это надо; проблемы со здоровьем. Безусловно, перечень можно продолжить. Понятно, что причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем-таки повлиять. Попробуем разобраться, что здесь в наших силах, что нам необходимо учесть, чтобы сделать учебную ситуацию действительно мотивирующей к учению. Обратимся к словарю и вспомним:

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.  Главная задача мотивации учения: организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Как сказал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому наша главная задача – развитие внутренней мотивации.

И мы должны постараться помочь ребёнку почувствовать себя способным.

Пути разрешения проблемы мотивации

  • Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать
  • Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.

Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими:

  • использование ситуации выбора;
  • эмоциональный тренинг.
  • продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности.

Причины мотивационного кризиса учащихся.

  1. колоссальная избыточность учебного материала;
  2. отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования);
  3. все в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником»;
  4. в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.

Способы повышения внутренней мотивации.

1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой. Исходя из личного опыта могу сказать, что призы и награждения не за выполненные задания, а за хорошо сделанную дополнительную работу наоборот повышают и мотивацию, и интерес. Внеклассные и внешкольные мероприятия, проводимые учителем, учащихся вдохновляют больше, чем просто хорошо выполненная работа на уроке. Они чувствуют себя сопричастными к большому делу, будь то праздник «Весна Тукая» или другие мероприятия, для них – это и опыт, и самооценивание одновременно.

2. Как можно меньше использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребёнка анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Однако любое соревнование – это и способ проявить себя в наилучшем качестве, и познать свои способности. Так что считаю, что все можно в меру и осторожно. Особенно у учащихся начальных классов развит этот дух соперничества, главное, чтобы он был без негативной окраски.

3. Стараться не навязывать учебных целей «сверху». Совместная работа с ребёнком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее. Для примера приведу один из недавних уроков в 7 классе по теме Звукоподражательные слова. Ребятам сначала включила звуки природы, а потом попросила их воспроизвести эти звуки самим. В процессе этого мы вместе определили и тему, и цели нашего урока. Оттого и урок получился интересным и увлекательным.

4. Помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребёнка к учебной деятельности. К современным детям применять наказания в принципе и сложно, и некорректно. Любой ребенок – личность, а особенно сейчас в эпоху развитых технологий, когда все обо всем знают. Наказание, конечно, не самый действенный путь решения проблем мотивации.

5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это предоставляется возможным, т.к. это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации. На уроке, естественно, временные ограничения существуют. Нам отведено 45 минут и, если в этот срок мы не укладываемся, то не можем заставлять ребенка доделать работу на перемене. Поэтому иногда исключения делать, думаю, можно, так как дети по характеру очень разные и степень их восприятия тоже. В крайнем случае можно позволить доработать дома либо на следующем уроке, не прибегая к укорам в медлительности.

6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребёнка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом. Как было сказано выше, дети к нам приходят разные. Есть ребенок с достаточным багажом знаний и словарным запасом, который все на лету схватывает и ему невдомек, что не все дома говорят на родном и почему же он до сих пор не усвоил, что «керергә ярыймы?” – это “можно войти?» Поэтому и задания им даются соответствующие их интеллектуальному и психологическому развитию. Несмотря на то, что у нас гимназия и дети учатся в основном нацеленные на результат, но микрорайон у нас считается не самым благополучным и дети тоже приходят разные. Поэтому приходится использовать как индивидуальные, так и дифференцированные методы.

7. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения. Для некоторых учащихся и само обучение родному языку в новизну. Есть семьи смешанные, где один из родителей не является носителем языка. Есть семьи, где просто нет навыков языкового общения. Поэтому и этот постулат можно использовать в полную силу. Применяя как инновационные, так и традиционные методы. Создание презентаций, подготовка сообщений, иллюстрирование произведений – все эти виды работ детьми любимы и посильны для выполнения.

Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:

  • значимый, интересный для них материал;
  • задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
  • положительная обратная связь;
  • предлагаются задания с очевидным результатом;
  • возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;
  • продумать «изюминку» урока.

Памятка учителю.

  • Учитель учит внешним видом, делом, словом.
  • Требуешь от детей — будь образцом во всем.
  • Не кричи, а учи!
  • Познай каждого ученика.
  • Учитель учится всегда.
  • Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
  • Помни истоки свои, учи детей любить отчий край.
  • Дети — зеркало нравственной жизни взрослых.

Памятка «Начни урок, как песню»

  • Начинай урок со звонком.
  • Радуйся встрече с классом.
  • Организуй погружение в свой предмет.
  • Используй доску как информационное табло.
  • Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
  • Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса.
  • Снимай трудности, предотвращай ошибки.
  • Слушай внимательно ответы, не перебивай.
  • Люби детей и себя.

Хочется верить, что наши дети не потеряются в потоке жизни, а каждый из них с нашей помощью найдет свою дорогу в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество учителя - залог успешности обучения математике.

Решение проблемы творчества педагога в условиях информатизации и технологизации образования заключается в целенаправленном взаимодействии учителя и учеников, получающих удовлетворение от познани...

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация дви...

Здоровье школьников – залог успешного обучения

Основные направления работы школы. Презентация заместителя директора по УВР Морозова Т. В....

Формирование учебной мотивации как залог успешного обучения ребенка

Данная работа раскрывает содержание одного из приёмов организации учебного процесса по законам искусства....

Формирование учебной мотивации как залог успешной учёбы

Семинар-прктикум для учителей, воспитателей и педагогов школы-интерната...

Мотивация как фактор успешности обучения иностранному языку в системе СПО

Статья посвящена проблеме мотивации обучения иностранному языку в системе СПО....

Формирование учебной мотивации как залог успешного обучения ребенка.

Образ современного успешного человека невозможен без определенных знаний и опыта, полученных в детстве. Именно в школьные годы закладывается способность к организации учебной деятельности (или любой д...