Практическая работа по теме «Жанровое своеобразие лирики Н.А. Некрасова»
учебно-методический материал на тему

Солоненчук Ирина Олеговна

Цель:

- ознакомить обучающихся с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием;

- совершенствовать навыки анализа  поэтического текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_r_zhanrovoe_svoeobrazie.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме  «Жанровое своеобразие лирики Н.А.Некрасова»

Цели:

- ознакомить обучающихся с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием;

- совершенствовать навыки анализа  поэтического текста.

Выполните предложенные задания.

  1.  Прочитайте  о своеобразии лирики  Некрасова.  Письменно ответьте на вопрос «В чем же заключаются неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова?»

Н.А. Некрасов - один из гигантов русской поэзии XIX в. Продолжив традиции своих великих предшественников - Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу; в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт-новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.  Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления. Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлака и т. д.  Новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас «грубую» «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».  Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.  Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.  Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социально отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью. Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.

  1. Повторите основные темы лирики Некрасова, выполняя предложенные задания

2.1. Тема поэта и поэзии.

2.1.1.Прочитайте  стихотворение  «Поэт и гражданин» (1856).

Ответьте письменно на вопросы:

 О чем спорят герои стихотворения?

 Кто победил в этом споре?

2.1.2.Прочитайте  стихотворение  «Муза» (1852).

Ответьте письменно на вопросы:

Кто такая Муза?

А как изображает поэт Музу?

2.1.3.Прочитайте  стихотворение   «Элегия» (1874).,

Запишите определение элегии «Элегия - жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.»

 Ответьте письменно на вопросы:

О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?

 Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы?

 Какой смысл этих вопросов?

 О чем говорится в четвертой строфе стихотворения?

Итак, каким представлен народ в «элегии»?

Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?

  1. Тема родины и народа.

Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов вперед в русскую поэзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлаки, крестьяне-просители, строители железной дороги - все они в центре внимания поэта. Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика, холода, голода и всяких жестокости, то мотивы для моих стихов беру из их среды».

2.2.1.Прочитайте о стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

 Это стихотворение написано в 1858 г. В первоначальной редакции «Размышлений...» автор выражал надежду, что народ забудет свои печальные песни, подобные стону, и споет веселую песню. В окончательной редакции нет этой оптимистической уверенности. - Ответьте письменно на вопросы:

Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?

2.2.2.Прочитайте  стихотворение  «Забытая деревня».

Письменно ответьте на вопросы:

О чем это стихотворение?

Какие картины встают перед глазами, читая это стихотворение?

 Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

Только ли сожаление автора о жизни крестьян и судьбе деревни мы видим в стихотворении?

  1. Идеал общественного деятеля.

Прочитайте  тезис:

Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864). Слушаем стихотворение. Личное чувство гражданина-борца наполняет стихотворец «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно слаживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит ли: в подтексте, выражается лишь в том, что, обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит о нём в прошедшем времени: «Суров ты был...» Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение и невозвратимой утраты. Последние две строчки, напоминающие восклицание Горация над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека. В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге - учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение. В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.

2.4. Некрасов-сатирик.

Прочитайте стихотворение стихотворения «Нравственный человек». –

Ответьте письменно на вопросы:

Каков герой этого стихотворения?

Что говорит автор о нравственности?

2.5. Любовная лирика Некрасова.

Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире. Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем, и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 8 классе на тему: Жанровое и языковое своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про ...купца Калашникова"

Данный урок по литературе в 8 классе (ЗПР) на тему: "Жанровое и языковое своеобразие поэмы "Песня про ...купца Калашникова" ставит перед собой три цели: образовательная, коррекционно-развивающая и вос...

Своеобразие лирики А.Некрасова. 10 класс.

На уроке рассматривается вопрос своеобразия лирики русского поэта А.Некрасова....

Урок по литературе в 7 классе на тему «Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Урок на тему «Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога» построен интересно, охватывает многие стороны анализа произведения. Вся необходимая информация и...

Презентация на тему "Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.А.Некрасова "Железная дорога"

Презентация по теме "Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.А.Некрасова "Железная дорога" выступает как необходимая наглядность при раскрытии темы урока. Иллюстрация многих аспе...

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова.

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова....