Урок бурятского языка "Антонимууд"
презентация к уроку (5 класс) на тему

Мантыкова Людмила Александровна
Урок бурятского языка "Антонимууд" в 5 классе по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  Бурятский  язык 5 класс ФГОС

Класс: 5
Типурока: изучение нового материала.

Тема

Антонимы

Цель

дать понятие антонимов и их роли в речи.

Задачи

Задачи:  

- обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать  антонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; раскрыть роль антонимов в речи;

- воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к бурятскому  языку.

УУД

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к лексическим запасам языка и стремление к речевому самосовершенствованию;

Регулятивные УУД: формулировать тему и цель урока; высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

 Коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других; быть готовым корректировать свою точку зрения; владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию из учебника и словарей; владеть приёмами отбора и систематизации материала

Планируемые

результаты

личностные: формировать   интерес к бурятскому  языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные:расширить понятийную базу о лексике бурятского  языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Основные понятия

Синонимы, омонимы, антонимы

Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство

Образовательные

ресурсы

Основные:

  1. «Буряад хэлэн» Б.Б.Будаин, Б.Б. Гомбоев, С.Г.Будаин

Оборудование

 учебник компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная учителем, тестовое задание, раздаточный материал.

Методы

 и формы обучения

Поисковый метод

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группе.

Технология

Игровая, исследовательская,  проблемное обучение, здоровьесберегающая технология

        

        Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Мотивацияк учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

-Сайн байна, hурагшад,hуугты!

Картина «Yбэл» (слайд 1)

Ребята, сегодня за окном прекрасная зимняя погода. Надеюсь у вас у всех прекрасное настроение. У вас на столах лежат смайлики, подберите тот, который соответствует вашему сегодняшнему насторению. Молодцы! Целый класс улыбок. Я очень рада. Спасибо!

Я хочу сказать, что и моё настроение соответствует вашему.

(слайд 2)- улыбки-картинки

- МYнθθдэр газамнай hайхан гоё  Yбэлэй Yдэр. Найданаб, барандаа hайн настроениитэйт. θθрынгθθ настроениие смайлигуудаар харуулагты.БэрхэнYYд! БYхэли класснай миhэрэл, би баяртайб! hайн даа!

Слушают учителя; демонстрируют готовность к уроку

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

2

Актуализация и пробное учебное действие.

Ребята,  давайте вспомним какой раздел бурятского языка мы с вами изучаем и коротко его охарактеризуем. (Лексика)

-Ямар раздел гаража байнабди? Юу Yзэнэб тэрэ раздел?

- БэрхэнYYд! Зуб даа. «Омонимы и синонимы» гэhэн темэнYYдые гараhан байнабди, дабтая. Дуримуудые хэлэгты, жэшээнYYдые hанагты. Приведите примеры синонимов и омонимов.

Танай эрдэм шалгая - тест

А сейчас проверим ваши знания. На столе у вас лежат белые листочки  Тест.(слайд 3)

Работа по парам.(слайд 4) Кто закончит работу поднимите руку.

Взаимопроверка.

Ребята, а сейчас поднимите те, кто выполнил задание без ошибок, у кого 1 ошибка. У кого 2 ошибки. Молодцы!

Отвечают на вопросы, приводят свои примеры.

Оформляют лист оценивания.

Выполняют тестовое задание.

Оценивают работу товарищей.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к взаимопроверке.

3

Введениев тему

Ребята, сейчас мы свами поиграем в игру, которая называется «Наоборот» - Наадан Гэдэргээ

Игра очень простая. Вам нужно, когда я остановлюсь,  назвать слово, подбирая его по смыслу и в соответствии с рифмой. Чтение стихотворения.

И нам с тобой пришёл черёд  Наадаха саг ерээ

Сыграть в игру «Наоборот».   Гэдэргээ наадан.

Скажу я слово высоко,           Минии Yндэр гэхэдэ,

А ты ответишь… (низко),     Ши хэлэхэш   ……..

Скажу я слово далеко,          Минии холо гэхэдэ,

А ты ответишь…(близко).    Ши хэлэхэш  ……..

Скажу я слово потолок,        Минии Yhээ гэхэдэ,

А ты ответишь (пол).                      Ши хэлэхэш  …….

Скажу я слово потерял,        Минии гээгээб гэхэдэ,

И скажешь ты  (нашёл).        Ши хэлэхэш …..

Знаете, это не просто игра в умение сочинять стихи, но и вступление в новую для нас тему.

Соотнесите слова в парах:  высоко – низко, далеко – близко; пол – потолок; потерял – нашёл  (слайд 5)

Что вы можете о них сказать?

Учащиеся подбирают слова.

Соотносят слова в парах.

.

Набтар, ойро,пол,

олооб

Yндэр- набтар

Холо –ойро

Yhээ –пол

Гээгээ -олоо

Регулятивные:поиск и выделение информации.

Предметные:анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения.

Познавательныеумение строить высказывание, выражение собственного мнения.

4

Определение темы и цели урока

Сформулируйте тему урока. Хэшээлэймнай  темэ ямар гэжэ hананат?

Антонимы. (слайд 6)

Ребята, какая цель будет у нас на уроке?.

(слайд 7) Ямар зорилгонууд  байхаб хэшээлдэмнай?

Задачи:                                     Зорилго:

-узнать …                                -ойлгохо…….

-учиться определять…         - тодорхойлжо hуураха

-различать…                           - илгаруулха…..

Формулируют тему урока

Учащийся выясняет происхождение слова «антонимы».

Класс участвует в беседе.

Записывают происхождение слова, записывают дату,  тему урока в рабочую тетрадь

Регулятивные: формулируют   тему и цель урока.

5

Первичное закрепление с комментированием.

 Вам было задано найти и выписать понятие «антоним» из этимологического словаря. Давайте проверим, что у вас получилось. У всех также одинаково?

Замечательно, значит, мы делаем вывод, что Антонимы – противоположные по значению слова.

(слайд 8) Харша удхатай YгэнYYдые антоним гэдэг.

-Где еще мы можем найти нужную нам информацию об антонимах? (в учебнике)

Откройте учебник на с.88. (слайд 11)Работа с учебником. Правило

Чтение с использованием приема «Инсерт»На полях учебника ставим маркировочные знаки:

  • уже известно          ойлгостой байгаа

+   новое                         шэнэ

-    думал иначе            ондоо гэжэ hанааб

?   вызывает вопрос     асуудал гарана

Итак, что из прочитанного уже было известно?

Что нового  узнали?

Какие- то вопросы возникли при чтении?

Используя прием «Инсерт» читают параграф, обдумывают ответы на вопросы.

Работа с текстом как с источником информации.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Открываем рабочие тетради, пишем число, классная работа и тему «Антонимы».

Записали?

На доске написаны слова, спишите их и подберите к ним антонимы, определите какими частями речи они выражены.

Хорошо-плохо (нар)                        hайн-муу(нар.)

Молодой- старый (прил)     залуу- Yтэлhэн(Тэмд.н.)

Молчать- говорить (глаг)     аниргYй байха-хэдэхэ

Друг- враг (сущ)                    нYхэр-дайсан (юум.н.)

Проверка. Шалгалта.

Внимательно смотрим на слова и делаем вывод.

Антонимы могут выражаться  и существительными, и глаголами, и прилагательными, и наречиями.

Ребята, а сейчас поднимите те, кто выполнил задание без ошибок, у кого 1 ошибка. У кого 2 ошибки. Молодцы

6

Физкультминутка. (видео) (слайд 10)

Выполняют элементарные физические упражнения.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой

(слайд 11)А теперь мы поработаем с вами в группах. Каждая группа получает задание.(голубые листочки)Из каждой группы по одному ученику работают на доске.  Выполняются задания в тетради. Группы работают сообща.

1группа.

Подберите антонимы к прилагательным и существительнымв словосочетаниях:

         Добрый друг - …………..(злой враг)

         Теплый день - …………..(холодная ночь)

         Хорошее начало - ……….(плохой конец)

Взаимопроверка.

(слайд 12)

2 группа.

К словам левой колонки подберите антонимы

из правой.

арюухан

гараха

орохо

хара

сагаан

абаашаха

асарха

муухай

Взаимопроверка.

 (слайд 13)

3 группа.

Запишите пословицы правильно подобрав конец предложения

θθрын дайда дулаан,

нюдθθрθθ Yзэhэн-Yнэн.

Шэхээрээ дуулаан- худал,

эдихэнь  горшоог.

Ябахань биршоог,

хYнэй дайда хYйтэн.

Взаимопроверка.

 (слайд 14)

4 группа.

Найдите антонимы в пословицах, подчеркните их и определите какой частью речи они выражены.

Ажалша хYнэй амбар дYYрэн, залхуу хYнэй заглуу хооhон.

Хэлсэhэниинь ехэ, хэhэниинь бага.

Ребята, а сейчас поднимите те, кто выполнил задание без ошибок, у кого 1 ошибка. У кого 2 ошибки. Молодцы! (слайд 15)

Учащиеся в группах выполняют задания. От каждой группы по одному ученику работают на доске.

hайн нYхэр- ууртай дайсан

дулаан Yдэр-хYйтэн hYни

hайн  зхин-муу эсэс

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

8

 Включение  в систему знаний и повторения.

(слайд 16)  Ребята на слайде вы видите слова, я вам предлагаю найти антонимы изданной группы слов:

Газар, харгы, бежат,гYйхэ хара, тэнгэри, hайн, Yтэлэлгэ, сагаан, алтан, стул, ууртай, байха.

Определите, какие слова не имеют антонимичной пары, почему? (слайд 17)

Сделайте вывод о роли антонимов в речи?

- Антонимууд хэлэн соо ямар YYргэ дYргэнэб?

- Ребята, над какой темой мы сегодня работали?

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?

Ребята, как вы считаете достигли ли мы той цели, которую ставили в начале урока? (слайд 18)

Устно находят антонимичные пары.

Отвечают на вопрос.

Делают вывод о роли антонимов в речи.

Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

9

Работа с учебником.

Упр.176. Письменно. Выполняем первые три примера. (по времени)

Один ученик читает задание к упражнению и объясняет что нужно делать.

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

(слайд 19)Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

Хэшээлдээ дабтаабди…

2.Мы узнали…

Бидэ мэдээбди……

3.На уроке мы научились …

Хэшээлдээ hураабди….

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

hонирхолтой  байгаа……

5.Трудным для меня стало…

ХYшэр байгаа…..

-

Участвуют в рефлексии.

Оценивают свою работу на уроке

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой  выражать свои мысли.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

11

Оценивание

12

Домашнее задание

(слайд 20) Дифференцированное домашнее задание:

  1. упр. 174 (подобрать антонимы к указанным словам).
  2. Вспомнить и записать 3  пословицы, в которых используются антонимы.
  3. Написать четверостишие, используя антонимы.

Записывают домашнее задание (по выбору)

13

Лесенка успеха.

Оцените сами себя на лесенке успеха.(красные листочки и желтые смайлики)

Покажите смайлики, которые соответствуют вашему настроению.

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Э рдэм шалгая - тест з Y б/ буруу Yгэ « ногоон » ганса удхата . Yгэ « алтан гар » сэхэ удхатай Yгэ « ном » ганса удхата . Yгэн YY д « газар - тэнгэри » эхир Y гэн YY д . Yгэн YY д « ажал , х Y дэлмэри » синонимууд .

Слайд 4

з Y б/ буруу Yгэ « ногоон » ганса удхата . - Yгэ « алтан гар » сэхэ удхатай - Yгэ « ном » ганса удхата . + Yгэн YY д « газар - тэнгэри » эхир Y гэн YY д . + Yгэн YY д « ажал , х Y дэлмэри » синонимууд. +

Слайд 5

«Наоборот» - Наадан « Гэдэргээ » И нам с тобой пришёл черёд Наадаха саг ерээ Сыграть в игру «Наоборот». Гэдэргээ наадан . Скажу я слово высоко, Минии Yндэр гэхэдэ , А ты ответишь… (низко), Ши хэлэхэш …….. Скажу я слово далеко, Минии холо гэхэдэ , А ты ответишь…(близко). Ши хэлэхэш …….. Скажу я слово потолок Минии Y h ээ гэхэдэ , А ты ответишь (пол). Ши хэлэхэш ……. Скажу я слово потерял, Минии гээгээб гэхэдэ , И скажешь ты (нашёл). Ши хэлэхэш …..

Слайд 6

Антонимууд

Слайд 7

Задачи: Зорилго : -узнать … - ойлгохо ……. -учиться определять… - тодорхойлжо h уураха -различать… - илгаруулха ….. Антонимы – противоположные по значению слова. Харша удхатай Y гэн YY дые антонимууд гэдэг .

Слайд 8

уже известно ойлгостой байгаа + новое шэнэ - думал иначе ондоо гэжэ h анааб ? вызывает вопрос асуудал гарана

Слайд 9

С пишите слова и подберите к ним антонимы, определите какими частями речи они выражены. Хорошо-…… h айн - ……… Молодой- …… залуу - ……… Молчать- …….. аниргYй байха - ………. Друг- …………. нYхэр -…………

Слайд 10

Хорошо-плохо (нар) h айн-муу (нар.) Молодой- старый ( прил ) залуу - Yтэл h эн ( Тэмд.н .) Молчать- говорить ( глаг ) аниргYй байха-хэлэхэ Друг- враг ( сущ ) нYхэр-дайсан ( юум.н .)

Слайд 11

Физкультминутка.

Слайд 12

h айн н Y хэр - ……….. дулаан Y дэр -………. h айн э хин-…………. 1группа. Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Слайд 13

h айн н Y хэр - ууртай дайсан дулаан Y дэр-х Y йтэн h Y ни h айн э хин-муу эсэс 1группа.

Слайд 14

арюухан гараха орохо хара сагаан абаашаха асарха муухай 2 группа К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

Слайд 15

арюухан гараха орохо хара сагаан абаашаха асарха муухай

Слайд 16

  рын дайда дулаан , нюд  р  Y зэ h эн- Y нэн . Шэхээрээ дуулаан - худал , эдихэнь горшоог . Ябахань биршоог, х Y нэй дайда х Y йтэн . 3 группа. Запишите пословицы правильно подобрав конец предложения

Слайд 17

  рын дайда дулаан , нюд  р  Y зэ h эн- Y нэн . Шэхээрээ дуулаан - худал , эдихэнь горшоог . Ябахань биршоог, х Y нэй дайда х Y йтэн .

Слайд 18

4 группа. Найдите антонимы в пословицах, подчеркните их и определите какой частью речи они выражены. Ажалша х Y нэй амбар д YY рэн , залхуу х Y нэй заглуу хоо h он. Хэлсэ h эниинь ехэ , хэ h эниинь бага . Определите, какие слова не имеют антонимичной пары, почему?

Слайд 19

Найти антонимы изданной группы слов: Газар , харгы , бежат,г Y йхэ хара , тэнгэри , h айн , Yтэлэлгэ , сагаан , алтан , стул, ууртай , байха .

Слайд 20

П родолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… Хэшээлдээ дабтаабди … 2.Мы узнали… Бидэ мэдээбди …… 3.На уроке мы научились … Хэшээлдээ h ураабди …. 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … h онирхолтой байгаа …… 5.Трудным для меня стало… Х Y шэр байгаа …..

Слайд 21

Дифференцированное домашнее задание: упр. 174 (подобрать антонимы к указанным словам). Вспомнить и записать 3 пословицы, в которых используются антонимы. Написать четверостишие, используя антонимы.

Слайд 22

Оцените сами себя

Слайд 23

Баяртай ! Дахин уулзатараа !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка

Статья содержит подробное описание проектной работы - создание электронного справочника про родной город "Улан-Удэ". Этапы работы над проектом, также дана таблица оценивания проектной работы учащихся....

Открытый урок "Бурятский орнамент"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Баргузинский дом детского творчества»с. Баргузин План-конспект открытого урока по декоративно – прикладному и...

Урок бурятского языка "Тэмдэгэй нэрын бэхижуулгын хэшээл"

Урок бурятского языка направлен на закрепление знаний по етме "Имя прилагательное". В ходе урока учащиеся заполняют схему "Имя прилагательное", вставляя пропущенные признаки прилагательных....

Инновационный проект "Использование ИКТ-технологий на уроках бурятского языка"

В данном проекте описывается опыт использования электронных учебников, сайтов бурятского языка и Интернет-технологий на уроках бурятского языка и литературы....

"Игровая деятельность на уроках бурятского языка как второго в условиях реализации ФГОС"

       Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в сист...

Технологическая карта урока бурятского языка по ФГОС в 3 классе

Конспект урока по ФГОС в 3 классе на тему "Мишкада айшалаабди"("В гостях у Мишки")...