Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

 Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных эпох. В нем отражены произведения Шекспира,Ахматовой, Маяковского. Шолохова. Цоя и других авторов, отобраны те отрывки и стихи, отражающие самые важные понятия  в нашей жизни : любовь, доброта. патриотизм. мужество, счастье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnoy_gostinoy.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературной гостиной «В стране литературной»

Цель: познакомить  учащихся с творчеством русских и зарубежных поэтов и писателей, через знакомство с поэзией, музыкой и танцами  пробудить желание  читать  художественные произведения; повысить мотивацию самосовершенствования как в эстетическом,  так и в интеллектуальном плане.

Аудитория: 8-10 класс.

План:


1)  Колыбельная  из  мультфильма «Умка» (исполняется вживую)
2)  В.Маяковский «Что такое хорошо…»

3)  Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
4)  Шекспир  сонет 141 (танец под  музыку Нино Рота из фильма «Ромео и Джульетта») 
5)  Отрывок из  фильма «Война  и мир»: бал Наташи Ростовой, танец в исполнении  учеников, монолог о любви  кн. Андрея и Пьера
6)  Э.Асадов «Доброта»
7)  А.Ахматова «Мужество»

8)  М. Исаковский  «Враги сожгли родную хату»
9)  Отрывок из  фильма «Судьба  человека»: А. Соколов признается Ване. что он его отец.
10) Р. Рождественский  «Человеку надо  мало»

11)  В. Цой "Кукушка" –песня  исполняется вживую


Сценка внука и деда. Внук сидит за компьютером, на столе валяются диски, банки из-под колы, конфеты и бумажки; увлеченно играет, не слышит родителей, стоящих рядом. Заходит дедушка (в берете, очках, шарфе, плаще, в руках трость и книга), стучит по плечу внуку, тот отмахивается, и дед выдергивает шнур из розетки.

Дед: не тем занимаешься, внук мой, чтобы стать человеком надо много читать, а ты, к сожалению, совсем не читаешь. Я хочу познакомить тебя с творчеством великих поэтов и писателей, открыть дверь в страну литературную.

Рождаясь, ребенок с первых дней не только слышит голос мамы, но и познает мир через колыбельную  (ученица исполняет колыбельную)

Колыбельная Медведицы. (Мультфильм)

Ответная реакция мальчика: безразличие.

Дед: А вот чтобы ребенок знал, что такое хорошо и что такое плохо, известный русский поэт – футурист серебряного века  Владимир Маяковский  написал: *слайд: портрет Маяковского*, ученик читает

Владимир Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Дед: Говорят, труд сделал из обезьяны человека, а Николай Заболоцкий советует всем не позволять душе лениться.

Николай Заболоцкий

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

1958

Мальчик: Понятно. Они что, только о труде писали?

Дед: Конечно, нет. Все чувства человеческие им подвластны. Еще в 16 веке английский поэт и драматург Уильям Шекспир создал удивительную трагедию о первой любви Ромео и Джульетты и замечательные сонеты.

Музыка из фильма« Ромео и Джульетта», отрывок из фильма. На этом фоне ученик читает сонет

 Шекспир. Сонет 141

Мои глаза в тебя не влюблены, -
Они твои пороки видят ясно.
А сердце ни одной твоей вины
Не видит и с глазами не согласно.
Ушей твоя не услаждает речь.
Твой голос, взор и рук твоих касанье,
Прельщая, не могли меня увлечь
На праздник слуха, зренья, осязанья.
И все же внешним чувствам не дано -
Ни всем пяти, ни каждому отдельно -
Уверить сердце бедное одно,
Что это рабство для него смертельно.

В своем несчастье одному я рад,
Что ты - мой грех и ты - мой вечный ад.

Дед: А так русский писатель Лев Николаевич Толстой представил историю первой любви Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского в романе «Война и мир». *включается фильм*

Сценка: Наташа в ожидании кавалера, Пьер просит Андрея  пригласить ее на танец.

Отрывок из фильма «Война и  мир»- гости прибывают на бал и Наташа Ростова. Музыка из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» Евгения  Доги, Наташа и кн. Андрей исполняют танец. По окончании князь подходит к Пьеру и говорит

Андрей: Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить. Это совсем не то чувство, которое у меня было прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где её нет, там все уныние и темнота... Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив...

Дед: Так литература передает чувства человека. Но иногда в жизни  что-то плохое случается, тем не менее никогда не надо опускать руки. А советский поэт Эдуард Асадов считает, что доброта и умение прощать всегда помогут оставаться счастливым.

Эдуард Асадов  «Доброта»

Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби с плеча.

Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться,
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!

Мальчик: Красивые слова…

Дед: О, друг мой, слово не только красиво звучит, слово способно изменить человека. В военные годы патриотические стихотворения поднимали боевой дух целой роты, армии, страны. Вспомнить, к примеру, стихотворение Анны Ахматовой о мужестве.

Анна Ахматова

«Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Мальчик: Дедушка, а расскажи еще что-нибудь о войне…

Дед: Не я тебе поведаю о том, как тяжело далась победа русскому народу, а Михаил Исаковский. который написал строки, передающие трагичность войны. (Читают юноша и девушка в солдатской форме)

Враги сожгли родную хату

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат — и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,

Героя-мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол, —

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел..."

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

"Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам..."

И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.

Он пил — солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

"Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил..."

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Мальчик: Жалко солдата. А как он дальше? Без семьи?

Дед: Самое главное – не разочаровываться в жизни, прощать обиды, смотреть только вперед, надеясь на лучшее, находить возможность сделать не только свою жизнь, но и жизнь другого человека счастливее. Вот как об этом написал М. Шолохов в рассказе «Судьба человека».

Фильм «Судьба человека»- отрывок: признание А.Соколова, что он и есть отец мальчика.

*в это время по сцене проходят  Соколов и  Ванюшка*

Мальчик: Хотелось бы, чтобы у них было все хорошо.

Дед: И правда, дом и семья играют важную роль в жизни человека.

Звучит стихотворение

Роберт Рождественский

* * *

Человеку надо мало:

чтоб искал

и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг -

один

и враг -

один...

Человеку надо мало:

чтоб тропинка вдаль вела.

Чтоб жила на свете

мама.

Сколько нужно ей -

жила..

Человеку надо мало:

после грома -

тишину.

Голубой клочок тумана.

Жизнь -

одну.

И смерть -

одну.

Утром свежую газету -

с Человечеством родство.

И всего одну планету:

Землю!

Только и всего.

И -

межзвездную дорогу

да мечту о скоростях.

Это, в сущности,-

немного.

Это, в общем-то,- пустяк.

Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку

мало

надо.

Лишь бы дома кто-то

ждал.

1973

Дед: А сейчас я хочу познакомить тебя с кумиром сегодняшней образованной молодежи, таким является и Виктор Цой – поэт, музыкант и актер. Его жизнь трагически оборвалась в 1990 году, когда ему было 28 лет.

Но его творчество, его искренность и открытость покорили сердца миллионов людей и превратили его в живую легенду, которая до сих пор остается в нашей памяти. Его голос стал голосом целого поколения. (Исполняется   песня вживую)

Кукушка

Песен ещё ненаписанных

Сколько, cкажи, кукушка, пропой.

В городе мне жить или на выселках,

Камнем лежать или гореть звездой, звездой.

Солнце моё, взгляни на меня,

Моя ладонь превратилась в кулак,

И если есть порох, дай и огня,

Вот так.

Кто пойдёт по следу одинокому,

Сильные да смелые головы сложили

В поле в бою.

Мало кто остался в светлой памяти,

В трезвом уме да с твердой рукой

В строю, в строю.

Солнце моё, взгляни на меня,

Моя ладонь превратилась в кулак,

И если есть порох, дай и огня,

Вот так.

Где же ты теперь, воля вольная,

С кем же ты сейчас ласковый рассвет

Встречаешь, ответь.

Хорошо с тобой да плохо без тебя,

Голову да плечи терпеливые

Под плеть, под плеть.

Солнце моё, взгляни на меня,

Моя ладонь превратилась в кулак,

И если есть порох, дай и огня,

Вот так.

Солнце моё, взгляни на меня,

Моя ладонь превратилась в кулак,

И если есть порох, дай и огня,

Вот так.

Мальчик: Вот это даа, мощно! Красиво! Я потрясен!

Дед: Цой был не единственным, кто в своем творчестве отразил дух времени, стал неким пророком для поколений. Об этом и сказал ныне живущий поэт  Евгений Евтушенко в стихотворении «Поэт в России – больше, чем поэт».

Е. Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт»

Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней - образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.

Сумею ли? Культуры не хватает...
Нахватанность пророчеств не сулит...
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.

И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты...

Мальчик: Да, дедушка, теперь я понимаю, как литература важна! Она учит размышлять, чувствовать, да и вообще – жить! Теперь я обязательно буду читать!

Дед: Хорошо, что ты понял это, теперь я хочу подарить тебе книгу стихов. Читай и будешь настоящим человеком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария ВИТАМИННАЯ СТРАНА

Предлагаю вашему вниманию  сценарий игры-викторины для учащихся начальной и средней (5 класс) школы....

Методическая разработка "Путешествие по стране здоровья"

Данная методическая разработка представляет собой преобразование материалов учебного пособия "Букварь здоровья (авторы: Баль, Ветрова) в цикл из восьми занятий для детей младшего школьного возраста. Н...

Методическая разработка "Путешествие в страну здоровячков"

Воспитательное мероприятие по программе "Здоровый образ жизни" для учащихся 1-2 классов...

Методическая разработка урока Тема: Страна изучаемого языка – Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Урок в 6 классе построен в своответствии с требованиями ФГОС  основного общего образования. Урок базируется на технологиях   личностно – ориентированного  и системно – деятел...

Методическая разработка по географии стран Западной Европы

Творческое задание для учащихся 10-11 классов в рамках подготовки к олимпиадам по географии. Задача: подобрать кажой стране по две характеристики из предложенного списка....

Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps

Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/angliyskiy-yazyk/4-kla...