Методическая разработка "Путешествие по стране здоровья"
план-конспект занятия по теме

Артеева Анна

Данная методическая разработка представляет собой преобразование материалов учебного пособия "Букварь здоровья (авторы: Баль, Ветрова) в цикл из восьми занятий для детей младшего школьного возраста. Направление - воспитание здорового образа жизни. Такие занятия можно проводить в рамках оздоровительных лагерей или группы продленного дня. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артеева А.А.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЗДОРОВЬЯ»

Цикл занятий для детей младшего школьного возраста, разработанный на основе учебного пособия

Баль Л.В., Ветровой В.В «Букварь здоровья»


Пояснительная записка

Школа, как общественный институт, не ограниченa лишь передачей научных знаний. Одна из важнейших задач школы — содействие социализации личности ребенка с первых месяцев обучения. Первичная социально-профилактическая работа прямым образом включается в осуществление этой задачи. Данный вид деятельности приобретает особое значение в связи с переходом школы на новые государственные образовательные стандарты, где большое значение уделяется профилактической работе уже с первого этапа обучения — в начальной школе.       «Особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой

(ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

   Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены»[1].

Наибольшую актуальность такая работа приобретает в связи с ухудшением здоровья детей в нашей стране, часто обусловленного индивидуальными предпосылками (ранняя алкоголизация, увлеченность компьютерными играми, малоподвижный образ жизни детей и т.д.)

Предложенная методическая разработка выполнена на основе материалов учебного пособия «Букварь здоровья» (Баль Л.В., Ветрова В.В.) и представляет собой цикл занятий для детей 6-8 лет, содержащих основные правила здорового образа жизни «Путешествие по стране здоровья». Здесь сочетаются различные методы и формы работы, используется вспомогательный сказочный сюжет с  сопровождающими персонажами. Проводить такие занятия можно в рамках классных часов, в группе продленного дня, пришкольном и загородном лагере, а также в «Школе будущего первоклассника» и старшей группе детского сада.

Цель методической разработки:

Способствовать усвоению основ здорового образа жизни  младшими школьниками.

Задачи методической разработки:

  1. Передать детям информацию о правилах здорового образа жизни
  2. Обучить детей практическим навыкам ведения здорового образа жизни.
  3. Способствовать самостоятельной заботе детей о своем здоровье и личной безопасности.

Ожидаемый результат:

  1. Усвоение детьми теоретических и практических основ здорового образа жизни.
  2. Самостоятельное выполнение детьми правил здорового образа жизни.
  3. Разнообразие и конструктивная направленность досуга детей в школе.
  4. Эмоциональный подъем в коллективе, активизация работы пассивных детей.
  5.  Усвоение детьми принципов и правил работать в группах в рамках активной формы обучения.

 Используемые методы:

  • игра
  • беседа
  • лекция с элементами беседы
  • «мозговой штурм»
  • демонстрация наглядных пособий
  • использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутки).

Субъекты работы:

  • социальный педагог;
  • учитель начальных классов;
  • педагог-организатор;
  • фельдшер;
  • воспитатель ГПД;
  • воспитатель ДОУ, лагеря;
  • волонтер, активист из старших классов.

Объект работы — дети 6-8 лет.

Сфера применения методической разработки:

  • во время учебного процесса;
  • группа продленного дня;
  • пришкольный лагерь;
  • загородный лагерь;
  • ДОУ (старшая группа).

 Содержание методической разработки

Профилактика (греч. prophylaktikos предохранительный, предупредительный) — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, в т.ч. улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды.

На всех этапах развития здравоохранения профилактическое направление в нашей стране было и остается основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа. Различают индивидуальную и общественную, первичную и вторичную профилактику.

Индивидуальная профилактика включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.

Общественная профилактика включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения.

Первичная профилактика — система социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды.

В отличие от вторичной профилактики, нацеленной на раннее выявление заболевания, предупреждение рецидивов, прогрессирования болезненного процесса и возможных его осложнений, целью первичной профилактики является сохранение здоровья, предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды, способных вызывать патологические изменения в организме.

В рамках данного цикла занятий будет осуществляться первичная профилактическая работа, направленная на обучение детей младшего школьного (старшего дошкольного) возраста основам здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle (то же что и ЗОЖ), так и Health promotion (укрепление здоровья).

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

-воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

-окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

-отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

-питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

-движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

-гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

-закаливание и т.д.

Обучение детей правилам здорового образа жизни будет осуществляться посредством проведения цикла профилактических тренингов. Слово «тренинг» происходит от английского «train» - обучать, дрессировать. В самом широком смысле под тренингом обычно понимают активные формы усвоения знаний, познания себя и окружающего мира, формирования отдельных умений и навыков. С точки зрения содержания, круг задач, решаемых свойствами тренинга, широк и разнообразен, соответственно разнообразны и формы тренинга. Поэтому тренинг используется не только в решении психологических проблем, но и в обучении детей, школьников, подростков, молодежи, взрослых людей.

Тренинг является отличным средством социальной профилактики. Он не только информирует человека о проблеме. Тренинг- активное обучение дает ему возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы и тут же отрабатывать полученные знания, формировать навыки поведения. Такой способ побуждает участников подойти к процессу обучения ответственно. Также обучающий тренинг делает процесс познания более эмоциональным и творческим.

Специфика тренинга заключается в том, что он, как активная форма обучения и получения знаний, не воспринимается подростками как простое занятие в школе или лекция. Неформальную обстановку общения здесь обеспечивает ведущий. Он общается на равных с участниками и является  как бы частью группы.

Следующей характеристикой, отличающей тренинг от традиционных занятий, является необычное расположение участников в аудитории – они рассаживаются по кругу. Круг (тренинговый круг) является необходимым условием таких занятий. Круг обеспечивает доверительную атмосферу, позволяет участникам видеть друг друга, свободно общаться друг с другом и с ведущим (Примечание: проведение данного цикла занятий допускает стандартную посадку детей и увеличение количества детей до 1 класса).

Алгоритм занятий следующий:

  1. Вводная часть — 2 мин.
  2. Информационный (актуальность темы включена) — 10 мин.
  3. Закрепление материала — 4 мин.

                  Физкультминутка — 2 мин.

  1. Приобретение практических навыков — 10 мин.
  2. Заключительная часть, выводы. - 2 мин.

В начале занятия также можно провести физкультминутку (особенно если дети перед занятием учились).

Каждое занятие рассчитано приблизительно на 30 минут.

Практические рекомендации по проведению цикла занятий

«Путешествие по стране здоровья»

  1. Необходимо учитывать психологические и физиологические особенности данной возрастной группы (см. Приложение 1).
  2. Предпочтительна посадка детей по кругу (идеальное количество детей — 10-12 человек), однако учитывая особенности условий работы в школе, вполне допускается стандартная посадка в детей (в количестве до одного класса).
  3. В начале каждого занятия рекомендуется 1-2 минуты уделить повторению предыдущей темы и напоминанию правил работы в группе.
  4. Сюжетная линия сказки может быть приспособлена под любое практическое задание (не только в начале и в конце занятия), однако должна носить сопутствующий характер, не перекрывая основного целевого назначения мероприятия. Сюжет может варьироваться на усмотрение ведущего.
  5. Информационный блок лучше проводить в форме беседы (объединяются актуализация и передача информации), однако допускается и обычная лекция (в этом случае время передачи информации рекомендуется сократить на несколько минут, а саму информацию передать как можно конкретнее).
  6. В ходе беседы и выполнения практического задания следует задействовать разных учащихся, стараясь активизировать наиболее пассивных.
  7. На занятиях удобно использовать магнитную доску.

Содержание цикла занятий «Путешествие по Стране Здоровья»

             

Занятие 1 (вводное):  «Что такое здоровье».

Инструментарий: картинки с изображением главных героев — Жени и Вити, (примечание: вместо картинок с изображением героев можно использовать куклы на руку), фломастеры (карандаши, краски — по выбору), чистые листы.

Блок 1 — вводная часть. Введение в тему курса, установление правил поведения,  знакомство с героями

(Пример: «Ребята, познакомьтесь, это брат и сестра, Женя и Витя. Они первоклассники. Однажды Витя наелся снега и сильно заболел. Когда Витя поправился, ребята решили совершить путешествие в страну здоровья, чтобы узнать — как быть здоровым, что нужно кушать, как правильно отдыхать и учить уроки, где и как лучше гулять... И я приглашаю вас полететь в страну  здоровья вместе с нашими героями. Много городов мы посетим, много нового узнаем, но нам нужно быть очень внимательными, чтобы ничего не прослушать, все запомнить, а также активно отвечать на вопросы и участвовать в играх.)

Блок 2 — информационный. Беседа на тему «Что такое здоровье?» (вариант сюжета: «У ворот страны здоровья Женя и Витя встретили стражника, и он сказал, что не пропустит их в страну здоровья, пока они не ответят на его вопросы»)

Рекомендуемые вопросы:

                 «О чем вы думаете, когда слышите слово «Здоровье?»

                             «Что такое здоровье?»

                             «Что такое нездоровье?»

                             «Почему хорошо быть здоровым?»

                             «Что было бы, если бы все люди на земле были больными?»

                             «Как нам сохранить свое здоровье?»

              Блок 3 — физкультминутка (большое разнообразие физкультминуток можно найти в интернете)

              Блок 4 — творческая часть. Детям дается задание нарисовать «Здоровье» ,

              «Болезнь» согласно их представлениям

              Блок 5 - Заключительная часть.  Подведение итогов занятия. (вариант сюжета:

«Женю и Витю, наконец, пропустили в страну здоровья и мы можем вместе с ними совершить замечательное путешествие по этой чудесной стране. Теперь мы посетим «Город хорошего дня», а что это за город, узнаете на следующем занятии.»)

            Занятие 2: «Режим дня»

Инструментарий: картинки с изображением главных героев, игрушечные, самодельные или настоящие (не работающие) часы с большим незащищенным циферблатом.

Блок 1 - Введение в тему (вариант сюжета:«Витя и Женя шли, взявшись за руки по стране здоровья, мимо лесов и полей пока не увидели перед собой ворота и табличку «Город хорошего дня». Ворота перед ними распахнули два очень аккуратно причесанных и одетых мальчика. Да и весь город был такой  красивый, чистый, - просто заглядение. На главной башне города висели огромные часы. «А почему этот город называется Городом хорошего дня?», - спросил Витя у одного из жителей. «Потому что все жители этого города очень аккуратно соблюдают режим дня, и всегда все успевают — и уроки сделать, и погулять, и родителям помочь. Давайте вместе с вами ребята, перенесемся в Город хорошего дня и поговорим о том, что такое — «режим дня» и для чего он нам нужен!»)

Блок 2 — информационный. Беседа на тему «Режим дня».

Рекомендуемые вопросы к беседе:

«Что такое режим дня?»

«Для чего человеку нужен режим дня?»

«Какие дела должны быть обязательно в режиме нашего дня?»

Блок 3 — закрепление материала. Упражнение «Чей режим дня лучше?»

(зачитывается режим дня Жени и Вити, дети должны ответить, чей режим дня правильный и почему — см. Приложение 1)

Блок 4 — физкультминутка.

Блок 5 — приобретение практических навыков. Упражнение «Хороший день».  Составить правильный режим дня вместе с детьми с использованием больших часов: дети по очереди подходят к часам, и следуя подсказке ведущего, переводят стрелки часов, показывая время завтрака, утренней гигиены, учебы, отдыха и т.д. Кроме того, по желанию дети могут рассказать о своем режиме дня.

Блок 6 - заключительная часть. Подведение итогов занятия ( вариант сюжета: «Женя и Витя подошли к выходу из города, им очень понравилось жить по режиму дня, когда все занятия распределены, и на лень и безделье просто не остается времени. Ребята, давайте тоже постараемся с помощью родителей составить себе режим дня и постараемся его выполнять, тогда вы станете лучше учиться, будете всегда активными, бодрыми. Ну а на следующем занятии мы отправимся в гости к тете Соне»).

            Занятие 3: «Хороший сон»

 Инструментарий: портреты героев (Витя, Женя, тетя Соня, фонограммы песни   «Колыбельная медведицы»)

Блок 1 — вводная часть. Введение в тему занятия. (вариант сюжета: «К вечеру Витя и Женя очень устали, ведь они давно покинули Город хорошего дня, и теперь шагали по Городу сладких снов. Ребят пригласила в гости тетя Соня. В комнате для гостей стояла большая кровать с пуховыми подушками. Женя перед сном проветрила комнату, умылась, почистила зубы, выпила стакан молока и легла спать, Витя наелся всякой еды, посмотрел телевизор, поиграл в компьютер, и лег спать только в 12 ночи. А потом всю ночь не мог уснуть, и заснул только под утро. Как выдумаете, ребята, почему Витя всю ночь не спал?»)

            Блок 2 — информационный. Беседа на тему «Хороший сон».

            Рекомендуемые вопросы:

            «Что нужно сделать, чтобы у нас был хороший сон?»

            «Почему на ночь нельзя долго смотреть телевизор, играть в компьютер?»

            «Спать до обеда — это хорошо или плохо?»

            «Почему с утра так трудно вставать?»

            Вместе с детьми определить правила хорошего сна.

Блок 3  — разминка — пауза. Вместе с детьми спеть песню «Колыбельная медведицы»

Блок 4 — игровой. Проведение игра «День-ночь». (Правила: Дети выходят к доске группами по 10 человек. По команде день все свободно двигаются: прыгают, ходят, танцуют. По команде «Ночь» - замирают в одной позе»).

Блок 5 — заключительная часть.. Подведение итогов занятия (вариант сюжета: «Давайте, ребята, поможем Вите вспомнить правила хорошего сна. Что нового мы узнали на сегодняшнем занятии? А в следующий раз мы узнаем, как сделать утро по-настоящему добрым»).

           Занятие 4: «Утро. Гигиена»

         Инструментарий: картинки с изображением главных героев, фотографии          

утреннего пейзажа (показываются во время выводной части, телевизор (компьютер, или  проектор) — не обязательно.

Блок 1 — Вводная часть. Введение в тему (вариант сюжета: «Проснувшись утром у тетушки Сони, Женя и Витя выглянули в окно. Как красива была страна здоровья утром: над полями всходило розовое солнце, пели птицы на все голоса.

«Медвежонок сонный вышел

              И застыл на задних лапах.

              И увидел и услышал,

              И учуял теплый запах.

              Запах радостный и свежий

              Ветра,

              Что листву колышет…

              А туман все реже, реже,

  А рассвет все ближе, ближе...» (Л. Мезинов. «Рассвет». отрывок)

Вдруг Женя спохватилась: «Витя, мы засмотрелись на красоту и совсем забыли  о том, что надо умыться и почистить зубы!» «Витя спросил : «А зачем?» Женя удивилась: «Как это — зачем? Каждый ребенок знает, что «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам!» Ребята, давайте поможем Вите — объясним ему, для чего надо умываться по утрам!»).

Блок 2 — информационный. Беседа на тему «Личная гигиена».

Вопросы:

«Для чего надо умываться?»

«Зачем мы чистим зубы?»

«Зачем нужен завтрак?»

«Что нужно сделать перед едой, после прогулки, уборки?»

Рассказать о последовательности утренних процедур.

Физкультминутка (можно на отрывок из «Мойдодыра» К. Чуковского - «ранним утром на рассвете...»). Как вариант перерыва — просмотр данного отрывка из  мультфильма «Мойдодыр».

Блок 3 — приобретение практических навыков. Упражнение «Что нам нужно по утрам?» (Правила: На парту выкладываются различные предметы, два человека должны разложить их на те, которые пригодятся и не пригодятся утром).

Упражнение «Грязнуля и чистюля» (Детям предлагается нарисовать «грязнулю» из вышеприведенного стихотворения,  а рядом - «чистюлю». Показать рисунки группе).

Блок 4 - заключительная часть. Подведение итогов занятия. (вариант сюжета: «Спасибо, ребята, за помощь Вите. Теперь он всегда будет умываться и чистить зубы, делать зарядку и хорошо кушать на завтрак. Ну а в следующий раз мы отправимся в ресторан и познакомимся с поваром Поварешкиным»).

Занятие 5: Правильное питание

инструментарий: картинки с изображением героев (Витя, Женя, Повар Поварешкин), наглядные пособия из бумаги «Продукты питания» (изготовленные самостоятельно или готовые), муляжи фруктов, овощей, упаковки из-под снека, чая, какао и т.д. (по желанию).

Блок 1 - Вводная часть. Введение в тему (вариант сюжета: «Гуляя по Городу чистых тарелок, Витя и Женя очень проголодались и решили пообедать в ресторане. Женя заказала себе пирожное, мороженое, кока-колу и чипсы, а Витя — суп, картошку с котлетой, салат и компот. Когда ребята ждали свой заказ, к ним подошел повар и сказал: Позвольте представиться — повар Поварешкин! Девочка, а тебе не кажется, что если каждый день есть на обед пирожные и мороженое, можно заработать себе много неприятностей? Женя спросила: «Почему?» «С удовольствием расскажу вам о правильном питании!» - ответил повар»).

 Блок 2 — информационный. Проведение беседы на тему «Правильное питание».

Рекомендуемые  вопросы:  

«Чей обед правильный — Вити или Жени, и почему?»

«Зачем мы едим?»

«Что нужно сделать перед едой?»

«Правильно ли поступают те, кто ничего не ест на завтрак?»

«Правильно ли поступают те, кто не хочет кушать в школе/детском саду?»

«Как питаться правильно?» (вывести  правила хорошего питания вместе с детьми).

Блок 3 — закрепление информации. Упражнение «Правила питания» (Правила: детям зачитываются правила рационального и нерационального питания. При  верном правиле дети должны хлопнуть в ладоши, при неверном — не хлопать.»

           Физкультминутка

Блок 4 — практическая часть. Упражнение «Готовим обед!» (Правила: на парту выкладываются муляжи фруктов, овощей, наглядные пособия «Продукты питания» Первый доброволец выбирает о, что за столом лишнее (лишние предметы) и кладет пакет. Двое других — распределяют еду по группам: «Полезно есть каждый день», «Не полезно есть каждый день». Следующие трое добровольцев распределяются и «готовят»: один — завтрак, второй — обед, третий — ужин. Обсудить вместе со всеми выполнение упражнения»).

Блок 5 — заключительная часть. Подведение итогов занятия (Вариант сюжета: «Ребята1 Наконец Женя и Витя научились правильно питаться, давайте и мы вспомним несложные правила питания. А на следующем нашем занятии мы поговорим об учебе и отдыхе, посетив «Школу здоровых ребятишек»).

 Занятие 6: «Учеба и отдых».

Инструментарий: картинки с изображением героев (Витя, Женя, воспитательница пришкольного лагеря), тетрадь, ручка, книга, рюкзак.

 

Блок 1 - вводная часть. Введение в тему занятия (Вариант сюжета: «Витя и Женя посетили пришкольный лагерь в школе Здоровья. Дети там играли в догонялки, в футбол, в теннис, купались в бассейне. На стене было большая надпись: "Учеба - это труд. Поработал - отдохни". Витя сказал: А у нас в классе есть девочка, которая целыми днями учит уроки, ходит бледная, худая, зато отличница. Мама постоянно её в пример приводит. Женя сказала: а у нас в классе есть мальчик - наоборот - целыми днями на диване лежит и телевизор смотрит, не заставишь его уроки делать. Целый день отдыхает. Тут к ребятам подошла воспитательница и поздоровалась. "Ребята!" - сказала она. - "И то, и другое неправильно. Мы должны и работать, и отдыхать тоже. Но и учеба, и отдых должны быть правильными. Давайте вместе подумаем - для чего нам работать и отдыхать").

Блок 2 — информационный.

Рекомендуемые вопросы:

«Для чего нужно работать?»

«Почему учеба - это работа?»

«Для чего нам нужен отдых?»

«Как вы отдыхаете?»

 Обсуждение правил учебы и отдыха.

 

Физкультминутка

 

Блок 3 — приобретение практических навыков.

Упражнение "научим глазки отдыхать». Выучить с детьми простое упражнение для расслабления глаз (см. Приложение 4).

Упражнение "Покажи ученика" (Правила: к доске вызываются добровольцы по 2 человека, и с помощью ведущего демонстрируют: правильную и неправильную посадку за столом, правильное и неправильное положение при чтении, письме, правильное и неправильное выполнение физкультминутки, правильное и неправильное ношение рюкзака).

Блок 4 -  заключительная часть, Подведение итогов занятия. (Вариант сюжета: «Витя и Женя усвоили правила учебы и отдыха, теперь они научились как учиться и отдыхать так, чтобы не сильно уставать, получать удовольствие и не вредить здоровью»).

            Занятие 7:  «Безопасность в быту»

Инструментарий: картинки с изображением героев — Вити, Жени, доктора   Неболейки,  картинки с изображением опасных бытовых предметов, листы бумаги, ватман, фломастеры (краски, карандаши — по   желанию).

Блок 1 — вводная часть. (Вариант сюжета: «Путешествие по стране здоровья стало подходить к концу. Витя и Женя шли по полям и лугам этой прекрасной страны, и тут увидели большой забор. На заборе висело множество табличек, надписи на которых начинались со слова «Нельзя». «Нельзя трогать горячий чайник!» - читал Витя, «Нельзя оставлять утюг включенным, когда уходишь» - читала Женя. «Для чего столько «Нельзя?!» - возмутился Витя. Какое плохое слово!» И тут к ребятам подошел высокий доктор и спросил: «А разве это такое уж плохое слово — Нельзя? По-моему, это замечательное слово! Но помогает нам сохранить наше здоровье! Ребята, я — доктор Неболейка, мы находимся на самой границе страны здоровья, но перед тем, как вы отправитесь домой, я бы хотел отвести вас в «Музей опасных вещей. Вы увидите как простые и знакомые нам вещи могут быть очень опасными и навредить нам, а могут и стать нашими друзьями. Пойдемте со мной!» Давайте и мы отправимся в этот удивительный музей. О хочу сказать — что в этот музей вход был разрешен только со взрослыми, поэтому дети и отправились туда не одни, а с доктором»).

Блок 2 — информационный. Упражнение «Опасные вещи» ( Правила: Поделить детей на 3 группы, поочередно показывать ребятам картинки с изображением бытовых предметов — одна группа должна объяснить назначение данных предметов, другая группа — каким образом они могут причинить вред, третья группа — объяснить как правильно пользоваться данными предметами. В ходе обсуждения корректировать, направлять мысли детей).

 Физкультминутка

Блок 3 — приобретение практических навыков. Выполнение коллективной творческой работы «Музей опасных вещей» (каждый ребенок рисует правильное использование опасных бытовых предметов, после чего все работы вырезаются, наклеиваются на ватман с надписью «Музей опасных вещей». Примечание: на каждом рисунке вместе с ребенком должен быть нарисован взрослый).

Блок 4 — заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 8 (заключительное):  «Улица полна неприятностей».

Инструментарий: картинки с изображением героев — Витя, Женя, доктор Неболейка, дорожного знака «Пешеходный переход», светофора, листы бумаги, фломастеры (по желанию — краски, карандаши), ватман.

Блок 1 — вводная часть. Введение в тему занятия. (Вариант сюжета: «Наступила минута прощания у выхода из страны здоровья. Доктор Неболейка, Женя и Витя стояли в воротах, всем было немножко грустно. Доктор посоветовал: "Ребята, пусть в вашей памяти навсегда останутся правила страны здоровья, но не забывайте о том, что в вашем городе, котором вы живете, опасности могут подстерегать вас на каждом шагу, и не только дома, но и на улице. А если вы будете невнимательны, то можете получить много неприятностей, поэтому я должен научить вас. как нужно вести себя на улице во время прогулки или по дороге в школу, в магазин»).

Блок 2 — информационный. Беседа на тему «Правила поведения на улице».

Вопросы:

«Что может неприятного случиться с нами на улице?»

«Как правильно переходить дорогу?»

«Почему нельзя разговаривать с незнакомыми людьми?»

«В какие игры нельзя играть с друзьями по двору?»

Обсуждение правил поведения на улице (основы правил дорожного движения, безопасность при играх во дворе, недопустимость общения с незнакомыми, места, где находиться опасно - под крышами, на пустырях, в зоне гаражей и т.п.; отношение к уличным животным и т.д.).

 

 Физкультминутка

Блок 3 - повторение всей темы в форме беседы (можно с помощью загадок  - см.приложение 2)

Выполнение коллективного задания: каждый ребенок должен проиллюстрировать любую тему из пройденных занятий, после этого работы наклеиваются на ватман под названием "Страна здоровья".

Блок 4 — рефлексия по всему циклу занятий. Открытое обсуждение впечатлений учащихся о курсе занятий. Заключительное слово (Вариант сюжета: «Витя и Женя дома. Теперь, когда они вернутся в школу, то обязательно расскажут одноклассникам о своем путешествии в страну здоровья и научат их простым правилам здоровья. И мы с вами не будем их забывать»).

Приложение 1

Режим дня Жени и Вити (к занятию №2)

Режим дня Вити:

«Просыпаюсь я в семь тридцать, а к восьми уже в школу, поэтому я быстренько умываюсь, собираю портфель и бегу в школу. На бегу в школу я ем бутерброд. После школы я иду гулять, поэтому обедаю только в 4 часа. С четырех до шести я отдыхаю — смотрю телевизор, С шести до восьми я делаю уроки. Я делаю их так долго, потому что к вечеру голова уже совсем ничего не соображает. В восемь вечера я ужинаю, потом играю в компьютер до одиннадцати вечера — тайком от мамы. С одиннадцати до половины двенадцатого я ужинаю во второй раз, и в двенадцать ложусь спать. На помощь маме по дому времени у меня не остается.»

Режим дня Жени:

«Я встаю в семь часов утра, умываюсь, принимаю душ, и в семь пятнадцать сажусь завтракать. В школу прихожу за 10 минут до начала уроков. В школе я обязательно ем во второй раз после второго урока. После школы иду сразу домой и обедаю в час дня. Потом сплю, играю или просто отдыхаю. В 3 часа сажусь за уроки, и до пяти успеваю все сделать. Потом у меня полдник и помощь маме по дому. Гуляю я с пяти до семи вечера, потом ужинаю, играю в настольные игры, в восемь часов принимаю ванну, потом смотрю «Спокойной ночи, малыши». Перед сном выпиваю стакан молока, читаю или слушаю сказку.

Влполовинелдесятоголложусьлспать».

Приложение 2

Варианты загадок на тему «Здоровье»

(источник - интернет)

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

И несут меня не кони,

А блестящие...

(Коньки)

 

Мне загадку загадали:

Это что за чудеса?

Руль, седло и две педали,

Два блестящих колеса.

У загадки есть ответ –

Это мой...

(Велосипед)

 

Работает с пылом,

Уверенно, четко.

Ни грязи, ни пыли

Не вытерпит...

(Щетка)

 

И в жару, и в гололед

Захочу - и дождь пойдет,

Зашумит над головой,

Дождь придет ко мне домой.

(Душ)

 

Вот такой забавный случай!

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый,

На полу не видно луж.

Все ребята любят...

(Душ)

 

Лег в карман и караулит

Рёву, плаксу и грязнулю,

Им утрет потоки слез,

Не забудет он про нос.

(Носовой платок)

 

Что полезно –

Всем известно?

А ответ найду легко.

По моей любимой чашке

Нарисованы ромашки,

Ну а в чашке - ...

(Молоко)

 

 

На снегу - две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то...

(Лыжи)

 

Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.

(Расческа)

 

 

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец - глупца,

баран - барана,

Овцу в нем видела овца,

А обезьяну - обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя увидел неряху лохматого.

К.Чуковский (Зеркало)

 

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расческа)

 

Не обижен, а надут,

Его по полю ведут.

А ударят - нипочем,

Не угнаться за...

(Мячом)

 

Я ими платьица крою,

Узоры вырезаю.

Сама ли штопаю и шью,

Иль маме помогаю,

Для дочек, бабушек и мам

Хорошие помощницы.

Наверное, знакомы вам

Стальное чудо ...

(Ножницы)

 

Его все гладят и купают,

А он худеет, будто тает,

Теряет форму, вид и вес

И, наконец, исчезнет весь.

Но он надежный ваш дружище,

Общаясь с ним, мы станем чище.

(Мыло)

 

Ходит гном с бородой

Под диваном и тахтой.

По всему дому

Пройти надо гному.

Он не просто ходит,

Чистоту наводит.

(Веник)

 

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю.

(Зубы)

 

Я молча смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Веселые видят смех,

С печальными плачу я.

Глубокое, как река,

Я дома на вашей стене.

Увидит старик старика,

Ребенок - ребенка во мне.

(Зеркало)

 

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

Она станет чище.

(Платяная щетка)

 

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

Помойся ты немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.

(Полотенце)

 

Гладко, душисто, моет чисто,

Нужно, чтобы у каждого было.

Что это, ребята?

(Мыло)

 

Ускользает, как живое,

Но не выпушу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

(Мыло)

 

Волосистою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам и вечерам.

(Зубная щетка)

 

Хвостик из кости,

На спине - щетина.

(Зубная щетка)

 

Список использованных источников

  1. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья: учебное пособие для дошкольного возраста. - М.: ЭКСМО, 1995.
  2. Проведение обучающих семинаров-тренингов по наркомании и ВИЧ/СПИДу: руководство для сотрудников интернатов и детских домов/ авт. - сост. Кружкова И., Морозова Н. - М.: 2002. - 144с.
  3. Электронные ресурсы (материалы сети Интернет): add.net.ru, www.vikipedi.org, bee-bee.ukoz.ru, luntiki.ru, www.psihologu.info, standart.edu.ru, www.mmal.ru, www.razumniki.ru

[1]        ФГОС: ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (подраздел Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игра-эстафета "Путешествие в страну здоровья""

Цель "Игры-эстафеты "Путешествие в страну здоровья": выявить представление детей о понятии  «Что такое хорошо и что такое плохо», создать   ситуации выбора ме...

Методические рекомендации к проведению учебно - профилактической игры "Волшебники в стране Здоровья!"

Методические рекомендации к игре «Волшебники в стране здоровья» (профилактика употребления психоактивных веществ учащимися начальной школы)....

Конспект внеклассного мероприятия по воспитанию здорового образа жизни Путешествие в страну «Здоровья»

Путешествие в страну «Здоровья» Занятие по воспитанию здорового образа жизни   Цель: Формирование привычки  здорового образа жизни. Задачи:  Познакомить обучающихся с ...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровья"

Цель: способствование формированию представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятиями «здоровье», «эмоциональное здоровье».2. ...

Воспитательное мероприятие по здоровье сбережению: "Путь в страну здоровья"..

Методическая разработка воспитательного мероприятия: "Путь в страну здоровья"....

программно-методическое сопровождение образовательного процесса "В стране здоровья"

Программы по сопровождению воспитательно-образовательного процесса направлены на развитие и коррекцию детей с отклонениями развития....

Методическая разработка занятия по ЗОЖ Тема: «Путешествие в страну Здоровья»

Цель: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.Задачи: Образовательные:    • Познакомить детей с правилами, помогающими сохранит...