Инновационные методы преподавания татарского языка и литературы
статья на тему

Фазлыева Альбина Радусовна

Выступление в региональной научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fazlyeva_a.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фазлыева А.Р.

Инновационные методы преподавания татарского языка и литературы.

Очень важно оптимально использовать те сорок пять минут урока, которые должны обеспечить должный уровень основных знаний, умений и навыков, приобретаемых нашими учениками. Кроме основных методических приемов, выполнить эти задачи поможет применение компьютера.

К основным средствам обучения татарскому языку относятся средства, входящие в учебно-методический комплект (программа, учебник, звукозапись), и вспомогательные средства (методические пособия, журналы, различный дидактический материал, ТСО). Таким образом, учитель имеет множество различных средств обучения, при умелом использовании которых можно достичь желаемых результатов.

Но как сделать обучение более эффективным? Какими методами, средствами поддерживать у детей интерес к языку? Размышляя над этим вопросом, я пришла к такому выводу: настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, когда не заставляют учиться, а увлекают предметом.

В процессе обучения татарской речи мы имеем дело с учащимися, имеющими речевые навыки владения русским языком. Потому изучение второго языка непосредственно связано с особенностями русского языка. Таким образом, возникает методическая необходимость использовать имеющий опыт получения первоначальных знаний, умений и навыков на родном языке. Значит, чтобы выработать эффективную технологию обучения татарскому языку русских учащихся, необходимо установить особенности контакта языков на уровне фонетики, лексики, грамматики.

При изучении татарского языка самое трудное и самое скучное занятие для учащихся - грамматика. Тем не менее, достижение грамматически правильной речи учащихся неизменно остаётся одной из целей обучения. Без грамматики нет речи. Не отрицая необходимость обычной системы упражнений, можно изучать грамматику творчески, активно, увлекательно, используя мультимедийные презентации и интерактивную доску.

Мультимедийные презентации и интерактивная доска могут применяться на всех этапах учебного процесса:

  • в процессе объяснения нового материала.
  • для закрепления и повторения на практических занятиях.

В своей педагогической практике я  широко использую презентации.         На первый план при обучении татарскому языку выдвигается коммуникативное обучение через диалоговые тексты. Недопустимо голое изучение грамматики, необходимо соблюдать ситуативно-тематический принцип. То есть искусственно создается ситуация “в магазине”, “в театре”, “на празднике” и ученик свободно общается в рамках ситуации с соседом по парте. Но одной диалоговой речи недостаточно, поэтому я использую презентации на своих уроках, чтобы заинтересовать учеников материалом, который я хочу преподнести им. Таким образом, в легкой, непринужденной форме диалога, сопровождаемые показом слайдов, приобретаются навыки разговорной речи и легче заучиваются, запоминаются новые слова.

Красочность представленного материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, создавая дополнительный стимул к изучению татарского языка, и облегчает его восприятие. Наглядная подача материала, не перегруженная большим количеством текста, способствует лучшему усвоению и делает урок неутомительным.

Для более прочного и быстрого усвоения знаний необходимо активно задействовать разные виды памяти, с этой целью в презентации используются звуки, озвученные видеосюжеты, анимированные иллюстрации, текст, таблицы, схемы. Для тренировки навыков говорения на татарском языке можно применять разнообразные интерактивные задания, реализация которых весьма проста при наличии интерактивной доски. Учащемуся можно предоставить максимальную помощь в виде справочного материала. В мультимедиа- уроках можно предусмотреть различные виды проверок выполняемых заданий.

Чтобы урок был более интересным, имел «изюминку», я использую различные ребусы, кроссворды, игры. На уроках татарского языка игры имеют особое значение для изучения нового языкового материала, закрепления и активизации пройденного лексического и грамматического материала. Игра развивает у детей мышление, речь и память. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских учащихся татарской речи. Дети даже не задумываются о том, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения.

В связи с этим учителю сегодня недостаточно ни традиционных информационных источников, которыми он привык пользоваться, ни стандартных видов учебной деятельности, которыми он привык оперировать на уроке. ИКТ могут обогатить его информационный, методический и дидактический арсенал, помочь в решении современных образовательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы

Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес ребенка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он делае...

Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы

Успешное обучение возможно только в том случае, если преподавателю  удается пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его. В связи с эт...

Информационно-коммуникативные технологии в преподавании татарского языка и литературы

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной цел...

Использование современных инновационных подходов к преподаванию татарского языка и литературы

Подобное обучение для меня – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, что является ...

Методы преподавания татарского языка и литературы в школе

Успех преподавания иностранных языков в первую очередь определяется его методиками. Покажу это на примере обучения иностранным языкам рядового человека в советское время.Люди изучали иностранный ...

Использование современных инновационных подходов к преподаванию татарского языка и литературы

Инновационные подходы к преподаванию татарского языка связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал п...