"ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ"
методическая разработка на тему


Предварительный просмотр:

"ПЕДАГОГ ГОДА- 2017"

НОМИНАЦИЯ "УЧИТЕЛЬ ГОДА"

C:\Users\Рыхлова\Documents\герб.png

СЕМЁНОВА ОЛЕСЯ ВАЛЕРЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭССЕ

"ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ"

 «Окончить школу и не прочитать к этому времени основные классические книги, не полюбить их, не перечитывать их – значит обмануть и себя и людей вокруг себя: все будут думать, что у вас среднее образование, а у вас его нет, у вас только аттестат есть, но не образование». (С.Л. Соловейчик «Учение с увлечением»)

Я  учитель русского языка и литературы. В своей профессии считаю основной задачей донести до учащихся, что учиться нужно для себя, а не для отметки. С самого рождения мы воспитываем и учим наших детей, и до определенного возраста они воспринимают это как должное.  Но в век информационных технологий современные ученики  всё чаще задаются вопросами: для чего мне нужно это учить? как мне пригодятся эти знания в реальной жизни?

Ответить на такой вопрос учителю становится все сложнее,  ведь сейчас все идет к упрощению и многие совсем перестают обращать внимание на грамотность своей речи. Книги воспринимают, как пустую трату времени. Сочинение, как итоговый экзамен, сначала отменили, что еще больше увеличило расстояние между учащимися и великими писателями. Безграмотные комментарии в сетях, электронные письма, SMS- сообщения, факсы становятся нормой  нашей жизни. Совсем недавно появилось такое понятие в интернет - ресурсах как «граммар – наци», так называют людей, которые критикуют пользователей, допускающих грубые ошибки в своих текстах. Следовательно, получается, что грамотный человек – это «нацист» для современной действительности. Надеюсь, многие не согласны с таким радикальным мнением и понимают, насколько важно быть начитанным и образованным человеком в реальной жизни.

Учащиеся часто сообщают мне, что в мире все компьютеризировано, тексты в основном набираются в программах, и это поможет любому человеку, даже самому безграмотному, избежать ошибок. И здесь важно дать понять ученикам, что только самые элементарные правила знает компьютер, но уже исключениями из правил бездушная машина  не владеет. Как только дело касается более сложных вопросов орфографии: написания Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях, правописания НЕ с разными частями речи, разграничения на письме частиц НЕ и НИ, слитного, дефисного и раздельного написания многих слов – тут программа нас и подводит. Здесь нужны человеческие знания. В вопросах пунктуации компьютер вообще не может нам ничем помочь.

Во многих организациях документы заполняются от руки и, если не знать основных норм правописания, можно попасть в весьма казусную ситуацию. Я знаю, человека, который в паспорте записал свою фамилию с «н» вместо «нн» ( Иваников – Иванников). Казалось бы, как такое возможно, но если нет орфографического навыка, то ты просто не задумываешься и пишешь интуитивно. Незнание омофонимичных примеров с приставками пре- и при- ведет к полному искажению смысла высказывания, например: призирать сирот и вдов, что означает заботу о них, но замените букву «е» на «и» и получите совершенно противоположное значение. Компьютер ещё не умеет различать правописание слов в зависимости от контекста, а Интернет пестрит вопросами по этой теме, так как многие не понимают, что слова «призреть» и «презреть» равноправны, но различны по смыслу. Правило в школе было не усвоено. Хочется вспомнить слова С.Л. Соловейчика из его книги «Учение с увлечением»: «Кто учится только для отметки, тот все время попадает в такие капканы: сегодня вроде бы не надо слушать – завтра надо… А завтра слушать трудно, потому что не привык или потерял общую мысль уроков, отстал». Так и сейчас: отстаешь в школе по программе, кажется, не пригодится это все, а, когда сталкиваешься с необходимостью использовать знания на практике, уже трудно восполнить пробелы, упустил момент.

На мои рассуждения о том, что нужно быть грамотным всегда и везде, учащиеся сообщают, что в профессии, которую они выбрали, знания по русскому языку и литературе не понадобятся. "Как же не понадобятся?" -  возмущаюсь я, ведь при устройстве на работу мы заполняем анкеты, составляем свое резюме. Даже  если ты хороший программист или бухгалтер, знания по русскому языку тебе просто необходимы. Работодатель, читающий резюме с ошибками, сразу начнет сомневаться в профессиональных качествах будущего сотрудника.

Если вы не поверхностно знакомы с русским языком, то вы можете излагать свои мысли доступно и убедительно. А на какой работе  и в какой ситуации не пригодятся такие знания? Человек, умеющий грамотно строить свою речь, всегда приятен в общении. Мы встречаем гостя не только «по одежке», но и по тому, как он разговаривает. Знания пунктуационных правил помогают структурировать нашу речь, мысли, словно выстраивая все по полочкам.

Одна девочка из класса возражает мне, говорит, что хочет стать известной актрисой, а в актерской профессии самое главное, по ее мнению, - внешность и немного таланта. Я заметила такую закономерность, что сейчас многие из современного поколения мечтают попасть в шоу – бизнес, восхищаются элитой, которая входит туда. Учащиеся совсем не задумываются, что, если они хотят стать независимыми и известными, нужны колоссальные знания по многим предметам, а особенно по русскому языку и литературе.  Известный ведущий и шоумен Павел Воля, имеющий многих поклонников,  окончил филологический факультет и очень гордится этим. Именно умение общаться, большой словарный запас, отличные знания в области культуры, литературы и истории помогли ему добиться немалого успеха. Примеров таких много: Равшана Куркова, Евгений Гришковец, Диана Арбенина, Анна Прохорова и др.  – все они имеют филологическое образование, и это лишь верхушка айсберга. А ведь они являются для многих примером для подражания. И именно знания по русскому языку и литературе, в свое время, помогли им добиться успеха.

Каждый день говорю моим ученикам, что умение владеть русским языком поможет им лучше понять произведения культуры, литературы, фильмы, так как писатели, художники, кинорежиссеры в совершенстве владели родным языком. Мало научиться читать книги и понимать их содержание, нужно научиться находить скрытый смысл, заложенный автором между строк. Здесь не обойтись без знаний истории родного языка. Например, строки из известного романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» предстанут перед нами совсем в ином свете: «Он по-французски совершенно…И кланялся непринужденно…». В комментариях Ю. М. Лотмана к этому роману очень интересно объясняется смысл этих строк. Здесь говорится не просто о знании французского языка в целом, а о принадлежности Евгения Онегина к высшему свету. «Перечислены признаки, по которым светская элита отграничивала людей своего круга от чужих» (Ю.М. Лотман). А искусство непринужденных поклонов вырабатывалось в результате длительного обучения. Казалось бы, на первый взгляд, обычные слова приобретают совсем новый смысл. Без знания культуры и истории своей страны невозможно быть истинным гражданином своей Родины.

Конечно, в книгах мы узнаем не только историю и культуру страны,  мы познаем саму жизнь. Лучше любого психолога книга успокоит и направит на правильный путь. Вспомните роман Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Читая роман, понимаешь, как непросто двум главным героиням Нелли и Наталии, и начинаешь благодарить судьбу за свои, столь незначительные проблемы. И несмотря на всю ту боль, которую испытывают герои произведения, они не перестают быть людьми и совершают благородные поступки. Персонаж Элен Курагина из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» предстает перед нами, как безнравственная женщина, эгоистичного склада характера. Судьба её жестоко покарала за такой образ жизни. Этот сюжет может послужить хорошим  уроком для многих молодых девушек и не только. А Наташа Ростова, наоборот, может быть прекрасным примером для подражания. Она совершила опрометчивый поступок – влюбилась в Анатоля Курагина и решила с ним бежать из родного дома, но кто не ошибается в реальной жизни, главное, как ты потом относишься к ситуации. Наташа раскаивается в своем поступке, испытывая сильнейшие сердечные муки, которые приводят даже к болезни. Но судьба вознаграждает её сполна. Героиня пересмотрела свои ценности, поняла, что семья и дом для женщины – самое важное, и отдала свою руку и сердце достойному человеку.

Благодаря книгам мы учимся  на чужих ошибках, находим ответы на важные вопросы, волнующие душу. Классическая литература тем и прекрасна, что авторы берут образы из реальной жизни, не пытаясь их приукрасить или сделать счастливую концовку, если , конечно, это не комедия, где стоят совсем другие задачи. «Читать всего совсем не нужно; нужно читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы», - писал Л.Н. Толстой.

В конце хотелось бы добавить, что наша жизнь каждый день требует от нас определенных знаний по тому или иному предмету. Нет менее или более важных наук. А вот что нам действительно пригодится, покажет жизнь. Но, пока есть возможность, нужно постигать новые знания, «грызть гранит науки», обогащать каждый день новыми открытиями.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь! (Николай Заболоцкий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить".

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 1

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 2

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 3

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 3

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 4

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 5

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...