Язык мой - друг мой!
презентация к уроку (7 класс) на тему

Бережанская Людмила Андреевна

Викторина для 7 класса. Предметы: русский язык, литература. Повторение пройденного материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык мой – друг мой Викторина 7 класс Русских слов глубокое течение Дарит силу песенной строке Ах, какое это наслаждение – Говорить на русском языке! Воздушен, легок, сочен, вкусен, Суров и нежен, многолик, Во всех мелодиях искусен наш удивительный язык. Ему к лицу и термин узкий И междометий вздох, и клич, Гордись, что понимаешь русский, Старайся глубину постичь.

Слайд 2

Разминка 5

Слайд 3

Л и т е р а т у р а

Слайд 4

Какая иллюстрация изображает героя былины « Вольга и Микула Селянинович »? 5

Слайд 5

Какое произведение иллюстрирует данная иллюстрация? «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» «САДКО» «БОРИС ГОДУНОВ» 5

Слайд 6

«Поучение Владимира Мономаха» «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Повесть временных лет » «Житие протопопа Аввакума» К какому произведению древнерусской литературы представлена иллюстрация? 5

Слайд 7

Что подразумевала Феврония под словами: «Плохо, когда дом без ушей?» нет ставней на окнах нет собаки нет ребёнка никто не подслушивает 10

Слайд 8

«Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… Леность ведь мать всему дурному : что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее». Из какого произведения приведены строки? Г.Р.Державин «Последние стихи» «Поучение» В.Мономаха И.С.Тургенев «Два богача» «Тарас Бульба » Н.В.Гоголя 10

Слайд 9

Какое произведение не относится к древнерусской литературе? «Повесть временных лет» «Ода на день восшествия…» «Слово о полку Игореве » «Житие протопопа Аввакума» 10

Слайд 10

Как называется одно из произведений Г.Р.Державина? А) Борис Годунов Б) Лесной царь В) Признание 5

Слайд 11

Александр Сергеевич Пушкин родился в А) 1769 Б) 1799 В) 1699 10

Слайд 12

Какое произведение не принадлежит А.С. Пушкину? «Песнь о вещем Олеге» «Княгиня Трубецкая» «Борис Годунов» «Медный всадник» 10

Слайд 13

А. С. Пушкин умер в возрасте А) 83 лет Б) 48 лет В) 37 лет 10

Слайд 14

Кто изображён на данном портрете? М.В.Ломоносов В.А. Жуковский М.Е.Салтыков-Щедрин Н.В. Гоголь 10

Слайд 15

Кто воспел красоту Бежина луга? И.С. Тургенев Л.Н. Толстой М.Ю. Лермонтов Н.В. Гоголь 10

Слайд 16

Посмотрите на фотографию и скажи, как звали этого русского поэта? А) М.Ю.Лермонтов Б) Н.А. Некрасов В)Г.Р. Державин 10

Слайд 17

Какому историческому событию посвящена поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины»? Отечественной войне 1812 года Восстанию декабристов Отмене крепостного права Обороне Севастополя 10

Слайд 18

Губернатор какого города стремился задержать княгиню Трубецкую на её пути в Нерчинск к осужденному мужу? Екатеринбурга Иркутска Саратова Петербурга 15

Слайд 19

И.С.Тургенев в своем стихотворении в прозе «Русский язык» называет русский язык : СМЕЛЫМ ПРАВДИВЫМ БЫСТРЫМ ВЕЛИКОЛЕПНЫМ 10

Слайд 20

Кто автор этих строк? 5

Слайд 21

Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зелёного листка…

Слайд 22

Кто автор этих строк? 5

Слайд 23

«Я тебя породил, я тебя и убью!» В.А Жуковский М.Ю. Лермонтов Н.В. Гоголь А.С . Пушкин

Слайд 24

Главные герои повести «Тарас Бульба » Н.В.Гоголя? 5

Слайд 25

Кто автор этих строк? 5

Слайд 26

«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий стройный вид … » М.Ю. Лермонтов Н.В.Гоголь А.С . Пушкин В.А Жуковский

Слайд 27

Кто автор этих строк? 5

Слайд 28

Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольной волею, А за что про что – не скажу тебе, Скажу только Богу единому. А.С.Пушкин Н.В.Гоголь М.Ю. Лермонтов В.А. Жуковский

Слайд 29

Назовите имя женщины, из-за которой был кулачный бой. А) Алена Дмитриевна Б) Алена Федоровна В) Алена Антиповна 5

Слайд 30

Какой эпизод из поэмы М.Ю. Лермонтова иллюстрирует эта картинка? Бой Калашникова и Кирибеевича Смерть Калашникова Смерть Кирибеевича 10

Слайд 31

Как поступил царь с купцом Калашниковым в «Песне про …купца Калашникова»? казнил наградил выгнал из города взял на службу 10

Слайд 32

Кто автор этих строк? 5

Слайд 33

« Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен» М.Ю. Лермонтов Н.В.Гоголь А.С . Пушкин В.А Жуковский

Слайд 34

Завоевание какого города предсказывает князю Олегу кудесник в «Песне о вещем Олеге»? КОНСТАНТИНОПОЛЯ МОСКВЫ РИМА АЛЕКСАНДРИИ 10

Слайд 35

Кто из русских князей присутствует «на тризне плачевной Олега» ? Князь Игорь и княгиня Ольга Владимир Галицкий и Ярослав Мудрый Князь Игорь и Ярославна Владимир Красное солнышко 15

Слайд 36

Кто автор этих строк? 5

Слайд 37

А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой? Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? А.С.Пушкин М.Ю. Лермонтов Н.В.Гоголь В.А. Жуковский

Слайд 38

Кто автор этих строк? 5

Слайд 39

Ещё одно, последнее сказанье - И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному… М.Ю. Лермонтов Н.В.Гоголь А.С . Пушкин В.А Жуковский

Слайд 40

Конкурс капитанов

Слайд 41

Закончите названия произведений русских писателей 18- 19 века. «Ода на день восшествия…» «Повести покойного…» «Песня про царя Ивана…» 15 Конкурс капитанов

Слайд 42

Найдите грамматические ошибки. Позволь мне держаться обоими руками или я упаду. Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. Здесь ты можешь купить памятный сувенир. 15 Конкурс капитанов

Слайд 43

Конкурс капитанов Cкороговорки 15

Слайд 44

На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора! Скреативлен креатив не по-креативному , нужно перекреативить ! Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали. Рапортовал, да не дорапортовал ; дорапортовал , да зарапортовался.

Слайд 45

Русский язык

Слайд 46

На одной из стен в церкви Спаса(постройки1198 года) археологами была найдена загадочная надпись (передаём буквами русского алфавита): НЕ ПО ВТ СЕ ЧЕ ПЯ СУ. Что имел в виду автор надписи? 10

Слайд 47

ОТВЕТ Это начала названий дней недели в церковной седмице (неделе). 15

Слайд 48

ЭТО ИНТЕРЕСНО! НЕделя , ПОнедельник , Вторник, Середа, ЧЕтверг , ПЯтница , СУббота . НЕДЕЛЯ –название выходного дня, возможно от «не делати ». ПОНЕДЕЛЬНИК – после «недели». Среда – средний день седмицы. ВТОРНИК, ЧЕТВЕРГ и ПЯТНИЦА – второй, четвёртый, пятый день недели. Появление календаря на стенах храма вполне естественно. Счёт дней недели вести умел не каждый.

Слайд 49

ЭТО ИНТЕРЕСНО! До сих пор в богослужебных описаниях, расписаниях богослужений и календарях Русской православной церкви седмица обозначает промежуток времени в семь суток, причем отсчёт начинается с воскресенья ; неделя обозначает первый (воскресный) день седмицы .

Слайд 50

Замени одним словом: Говорить тихо, неразборчиво. Перевёртываться через голову. Идти, делая частые, мелкие шажки. 15

Слайд 51

ОТВЕТ Говорить тихо, неразборчиво. БОРМОТАТЬ Перевёртываться через голову. КУВЫРКАТЬСЯ Идти, делая частые, мелкие шажки. СЕМЕНИТЬ 15

Слайд 52

В словаре В.И.Даля встречается ныне забытое слово КОЛОЗЕМИЦА . Каким заимствованным словом оно оказалось вытесненным в наши дни? 15

Слайд 53

ОТВЕТ А ТМ О СФ Е Р А 15

Слайд 54

Какая русская пословица следующим образом переведена на иностранный язык: «Недостаток ума компенсируй ходьбой»? 5

Слайд 55

ОТВЕТ Дурная голова ногам покоя не даёт. 5

Слайд 56

Озвучьте свой заказ в кафе, если из предложенных в меню блюд вы выбрали: Суп из щавеля; Салат из свеклы; Тефтели; Блинчики с творогом и сливовым вареньем. 15

Слайд 57

ОТВЕТ Суп из щав Е ля ; Салат из св Ё клы ; Т Е фтели ; Блинчики с тв О рог О м и сл И вовым вареньем. 15

Слайд 58

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно? 1) Эксперт 2) туфлЯ 3) созвонИмся 4) облЕгчить 10

Слайд 59

ОТВЕТ созвон И мся 10

Слайд 60

Как называют устойчивые сочетания слов, разные по значению либо одному слову, либо целому предложению? А) Жаргонизмы Б) Диалектизмы В) Фразеологизмы Поставить на ноги, задирать нос, кусок в горло не идет … 5

Слайд 61

Угадайте, какой фразеологизм можно употребить в данном случае: В последнее время ученик 8 класса Киров Алеша перестал делать домашние задания, стал злостным прогульщиком. Про него учителя говорят, что Алеша совсем... В эти дни Юля ходила печальная, даже папа это заметил и спросил ее: “Что ты, дочка,...” Учитель вызвал ученика к доске, чтобы тот пересказал заданный параграф по истории. Тот смог пересказать всего 2-3 предложения и замолчал. - Ну, продолжай, не тяни время. Ученик продолжал молчать. - Ты что же язык ... , - сказал учитель. 10

Слайд 62

Сколько фразеологизмов в тексте? Укажите их. С ног до головы. Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (не с той ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!..Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда- руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки! 15

Слайд 63

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? Бежать со всех ног. 5

Слайд 64

Даны слова, необходимо подобрать к ним синоним. В скобках указано, сколько букв должно быть в искомом слове. Сражение (3) – синоним должен состоять из 3-х букв ( бой). Внешность -(3) Ураган- (4) Противник -(4) Нелепица-(6) Труд- (6) Гардероб- (10) Антитеза- (18) Единство- (12) 15

Слайд 65

ОТВЕТ Внешность - (3) - вид Ураган - (4) - буря Противник - (4) - враг Нелепица - (6) - ерунда Труд- (6) - работа Гардероб - (10) - раздевалка Антитеза - (18) - противопоставление Единство - (12) - сплоченность 15

Слайд 66

Запишите слово по его лексическому значению. Место стоянки судов. Глава государства. Человек, совершивший подвиг. Руководитель предприятия. Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте. Больной, лечащийся у врача. Титул древнеегипетских царей. 15

Слайд 67

ОТВЕТ Место стоянки судов ( пристань ) Глава государства ( президент ) Человек, совершивший подвиг ( герой ) Руководитель предприятия ( директор ) Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте ( пассажир ) Больной, лечащийся у врача ( пациент ) Титул древнеегипетских царей ( фараон ) 15

Слайд 68

Назовите способ образования этих слов: Прибежать. Самосвал. Подоконник. Ловушка. 15

Слайд 69

ОТВЕТ Прибежать ( приставочный ). Самосвал ( сложение с соединительным гласным О ). Подоконник (приставочно-суффиксальный). Ловушка ( суффиксальный ) 15

Слайд 70

Найдите слово в слове Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке? Какой овощ всегда с собою носит черепаха? Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход? С какой рыболовной снастью всегда почему-то ходит оленевод? Какого хищного зверя всегда можно увидеть в телевизоре, даже в выключенном? 15

Слайд 71

Ответ Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке? Иней. Какой овощ всегда с собою носит черепаха? Репа. Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход? Рис. С какой рыболовной снастью всегда почему-то ходит оленевод? Невод. Какого хищного зверя всегда можно увидеть в телевизоре, даже в выключенном? Лев. 15

Слайд 72

Дополнительные вопросы 5

Слайд 73

Супер-игра Кто больше Составьте слова из данного слова ПОЗДРАВЛЕНИЕ Поза, пора, пол, пар, пение, пир, пила, правление, зов, зола, зона, зал, зев, доза, дар, давление, депо, дерево, дело, роза, род, ров, репа, воз, вода, двор, дарение, вор, вол, вера, вид, вино, лоза, лаз, лев, липа, лира, нора, ил, ор, ад, владение, ива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 3 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА3 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 3 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА4 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 4 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе "Язык мой - друг мой"

Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характерис...

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК : ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК  : ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА     http://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2015/12/begrussung.mp3...

Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)

Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....