И.А. Крылов "Свинья под Дубом". Урок литературы в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему

Данныые материалы помогут в проведении урока литературы в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx21.89 КБ
Файл i.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока – И.А. Крылов. Басня «Свинья под дубом».

Тип урока – урок знакомства и анализа художественного произведения.

Цель – выявление человеческих пороков на основе героев басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».

Задачи:

  1. Познакомится с биографией И.А. Крылова.
  2. Вспомнить жанровые особенности басни.
  3. Прочитать басню И.А. Крылова «Свинья под Дубом».
  4. Выявить пороки, присущие героям басни.
  5. Определить отношение учащихся к таким порокам как жадность, невежество.

Методы работы – репродуктивный (слово учителя, словарная работа, чтение басни мастером художественного слова), продуктивный (составление характеристик героев басни), эвристический (беседа).

Оборудование – компьютер, мультимедиа проектор.

  1. Организационный момент.

     - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас непростой урок, урок, который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения работать.

     II. Актуализация знаний.

*Работа с эпиграфом: (слайд №1)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский

     - О каком писателе говорится в стихотворении советского поэта М. Исаковского?

    - С сегодняшнего урока мы с вами начнем изучение русской литературы XIX века, которую называют Золотой литературой. На итоговом уроке мы с вами должны ответить на вопрос: почему XIX век литературы называется Золотым?

     - Золотой век литературы мы начнем с изучения произведений великого русского баснописца. Вы верно определили, что это И.А. Крылов. (запись темы в тетради, объявление цели и задач урока).

     - Прочитайте еще раз стихотворение М. Исаковского об И.А. Крылове. Согласны ли вы с его словами?

      - Почему крыловские слова названы «крылатыми»?

     *Викторина по проверке знаний учащимися о баснях И.А. Крылова (слайд №2,3)

     1. Продолжите крылатые слова:

  • Ты все пела? Это дело…  (Так поди же попляши)
  • А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь)
  • Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он Кукушку).

     2. Из каких басен эти строки?

  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и Ягненок»)
  • Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона! («Слон и Моська»)

     III.Этап усвоения новых знаний.

*Знакомство с биографией И.А. Крылова (учебник, страницы 85-87); эвристическая беседа.

     -  Когда, где и в какой семье родился И.А. Крылов?

     - Современником каких исторических событий был И.А. Крылов?

     *Слово учителя (слайд №4):

     Во время Пугачевского восстания отец будущего писателя служил помощником коменданта Яицкой крепости в приуральских степях. Когда казаки осадили крепость, малолетний Крылов и его родители едва не погибли: Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург. Вскоре последовала многомесячная осада Оренбурга. Об опасности пребывания в городе, о голоде, который испытали жители, позже Крылов рассказывал А.С. Пушкину. Позже Пушкин писал: «После бунта Ив. Крылов возвратился в Яицкий городок, где завелась игра в пугачевщину. Дети разделились на две стороны: городовую и бунтовскую, и драки были значительные, Крылов, как сын капитанский, был предводителем одной из сторон…» Игра кончилась, но Крылов всю свою жизнь оставался заводилой, забиякой и драчуном. Только его боевой силой сделались не кулаки, а острое меткое слово. Это острое меткое слово выразилось и определилось в таком жанре как басня.

     *Словарная работа (слайд №5)

     Басня – небольшой стихотворный рассказ, в котором дается нравоучительное сатирическое содержание.

  - Каковы особенности басни? (слайд №6)

  • Аллегорческая форма
  • Сатирическое изображение
  • Герои – животные
  • Диалог
  • Афористичность

     *Слово учителя

     - На планете Земля проживает большое количество людей. Жизнь у них разная, каждый выбирает свой путь, свою судьбу. Как нет одинаковых цветков, птиц, животных, так и одинаковых людей нет. Каждый человек индивидуален, имеет свой характер, стиль поведения.

     - Несмотря на то, что вы учитесь в одном классе, вы все совершенно разные. Есть только одна маленькая ниточка. Которая связывает не только вас, но и остальных людей. Этоу ниточку можно назвать «Отношение к порокам».

     *Словарная работ

     - Что такое порок? (слайд №7)

     - К слову порок можно подобрать синоним: порок – недостаток.

     - Как вы думаете, какие пороки бывают?

     - Во многих баснях Крылова практически каждый герой имеет свой недостаток. На необходимо выяснить, какие пороки присущи героям басни «Свинья под Дубом». Также определим, как сам Крылов относится к порокам.

     *Аналих художественного произведения.

     * Прослушивание басни «Свинья под дубом» (учащиеся слушают + читают в учебнике басню).

     *Эвристическая беседа.

     - Понравилась ли вам басня?

     - Кто является главными героям басни?

    - Найдите в басни строчки, которые описывают действия Свиньи.

(«…наелась желуде досыта, до отвала; … и рылом подрывать у Дуба корни стала»)

     - Для чего Свинья подрывала у Дуба корни? (искала желуди)

     - Найдите в басне слова, которые говорит Ворон Свинье.

     - Вняла ли словам Ворона Свинья? Что она ответила Ворону?

    - Как вы думаете, какая Свинья? (жадная, слайд №8)

     - Но знала ли свинья, что желуди растут на Дубе, и если Дуб погибнет, то желудей не будет? Как вы думаете, о какой черте характера Свиньи это говорит? (невежестве, слайд №8)

     - Какая Свинья? (жадная, невежественная)

     - Нравится ли она вам? А как относится к ней автор?

     - В басне И.А. Крылов не столько высмеивает Свинью, сколько осуждает ее пороки, недостатки.

     - Найдите мораль басни. Прочитайте ее. (слайд №9)

     - Как вы понимаете эту мораль? Чему учит нас басня? Можно ли быть жадными, невежественными в нашей жизни?

     - Если бы вам предложили сыграть в этой басне, какую. Роль вы бы сыграли? Ответ запишите в тетради. (данный методический прием проверяет личностные качества характера учащихся)

     IV.Закрепление полученных знаний.

    - Что нового на уроке об И.А. Крылове вы узнали?

     - Что такое басня? Каковы ее особенности?

     - О чем басня «Свинья под Дубом»? Чему учит нас эта басня?

     - Надеюсь, что басня И.А. Крылова приоткрыла занавесу на некоторые пороки людей. Вы поняли, что такие пороки как жадность, невежество – отрицательные черты характера. И я надеюсь, что эти пороки никогда не затронут вашей души.

 

     V.Объявление домашнего задания.

    Выучить басню. Нарисовать к басне иллюстрацию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М.Исаковский

Слайд 2

И.А. Крылов. Басня «Свинья под Дубом»

Слайд 3

Ты все пела? Это дело… Так поди же попляши А вы, друзья, как ни садитесь… Все в музыканты не годитесь Кукушка хвалит петуха … За то, что хвалит он Кукушку

Слайд 4

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» « Волк и Ягненок» «Ай , Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона !» « Слон и Моська»

Слайд 5

И.А. Крылов – очевидец восстания Пугачёва

Слайд 6

Басня - небольшой стихотворный рассказ, в котором дается нравоучительное сатирическое содержание.

Слайд 7

Особенности басни Аллегорческая форма Сатирическое изображение Герои – животные Диалог Афористичность

Слайд 8

Порок – нравственный, духовный недостаток: в се, что противно истине, добру; з ло, ложь, как свой свойство и качество человека

Слайд 9

«Свинья под Дубом»

Слайд 10

Свинья Жадная Невежествен-ная

Слайд 11

Мораль басни: Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды

Слайд 12

Домашнее задание: Выучить басню наизусть Нарисовать иллюстрацию к басне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...