Творческий проект" Место и роль семьи в современном мире".
проект (11 класс) на тему

Брусинская Людмила Владимировна

 

Тема семьи и семейных отношений в русской культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vereshchak_npk_proekt.docx61.79 КБ

Предварительный просмотр:

               Городская научно-исследовательская конференция школьников

«Шаг в будущее»

Место и роль семьи в современном мире.

Тема семьи и семейных отношений в русской культуре

                 (  Разработка раздела образовательной программы  по изучению вопросов        семейных отношений  с использованием примеров из русской литературы и кино)

                                 

                                   

                                                                Автор проекта: Верещак Анна Сергеевна,             ученица 11 класса Б, МАОУ «СОШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Когалыма

                     

                                          Руководитель: учитель русского языка и литературы Брусинская Людмила Владимировна

                                                           

                                                             

                                                                     Когалым -2013

                                         

                                                          Введение

1.1. Актуальность проекта

                  В нашем городе ежегодно проводится творческий конкурс  «Мой мир: Семья, Югра и я». Целью такого конкурса является формирование престижа семьи среди жителей Югры. Когда я была еще в 5 классе, я тоже в нем участвовала, писала сочинение о традиции отмечать праздник Пасхи в нашей семье. Сейчас я в 11 классе, а вопросы семьи как основного института современного общества меня по-прежнему волнуют. Я очень рада, что эти вопросы волнуют не только меня, одиннадцатиклассницу, но и государственных мужей тоже. «Преемственность семейных и нравственных традиций необходима для формирования гуманного общества в России»,- заявил президент РФ Владимир Путин на торжественной церемонии открытия Года семьи в Государственном Кремлевском дворце. «Думаю, вы согласитесь, что преемственность таких традиций очень нужна современной России. И чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильнее они скреплены общими целями и нравственными началами, тем гуманнее все наше общество», — сказал президент.

          Д.А. Медведев тоже высказался о проблемах семьи в современном мире. "Мы за последнее десятилетие растеряли представление о том, как должна выглядеть семья, мы забыли о наших предках, о наших предшественниках. В большинстве семей знание о предках заканчивается вторым, третьим поколением. Очень редко кто может похвастаться тем, что скажет: а вот мои предки - крестьяне, которые жили в 18-м веке в этой губернии. Хотя это очень важно».

         Медведев привел пример Европы, где "практически любой человек, начиная от университетского профессора и заканчивая обычными фермерами, знает, кто был его предком на пять-семь колен вниз". "Очень важным является большая семья, которая хранит свои традиции", - убежден первый вице-премьер.

        Первый вице-премьер вспомнил 1990-е годы, когда "стеснялись говорить о семейных проблемах, все выживали и с удивлением смотрели на иностранные образцы, как они культивируют семью, детей". "Нам казалось, что в этом даже есть что-то такое фальшивое. Но это не так", - уверен он. "Мы должны пропагандировать семейные ценности, здоровый образ жизни, просто вопросы воспитания детей и чем больше, честнее мы об этом будем говорить, тем лучше для общества", - сказал Медведев.

1.2.Проблемы современной семьи.
      Почему же об этих вопросах следует больше говорить? Какие проблемы современной семьи мы наблюдаем не только из средств массовой информации, но и в повседневной жизни, общаясь со сверстниками, соседями, близкими?
На рубеже веков семьи в России столкнулись с рядом серьезных проблем, имеющих место и в других странах. (Приложение №1)

2. Цель проекта.

 Мы считаем, что в русской культуре: фольклоре, языке, литературе- проблемы семьи занимают важное место, поэтому  необходимо создать образовательную программу, которая бы формировала у молодежи положительные установки для создания семьи и брачных отношений.
           Мы полагаем, что данный проект позволит создать нестандартную образовательную программу, точнее, ее часть, объединяющую разноплановые дисциплины: обществознание, русский язык, литературу, кино и науку о семейном воспитании.

Разработать раздел образовательной программы, позволяющий  в более эффективной форме вести процесс изучения художественной литературы, родного языка ,наиболее полно отражающий образ семейной  жизни, традиции семьи, преимущества семейной жизни.

Предложить произведения для элективного курса с целью изучения и освоения богатейшего культурно-исторического наследия, способствующего развитию духовно-нравственной личности ученика.

3.Задачи проекта:

- разработать раздел образовательной программы «Место и роль семьи в современном мире. Тема семьи и семейных отношений в русской культуре»,

 в рамках которой  предполагается реализовать данный проект;

- подготовить компьютерную базу данных: видео- и аудиодиски художественных произведений, кинофильмов;

- разработать систему оценки знаний учащихся по данной программе;

 - создать условия для демонстрации полученных в ходе реализации проекта данных в форме электронных презентаций;

-предложить  провести апробацию проекта в рамках элективного курса в учебном процессе  школы №8.

                                                         Основная часть.

4.1.Роль Домостроя в формировании основных семейных ценностей.

Семья всегда играла очень большую роль как в экономической, так и в духовной жизни России, составляла хозяйственную и нравственную основу жизни людей.

        История сохранила своеобразный памятник, излагающий основы русской семейной жизни, - Домострой. Судьба его не менее интересна и показательна, чем его содержание. Письменная версия Домостроя появляется с середине XVIв. Как и большинство произведений того времени, он известен в различных редакциях, анонимен и, видимо, существовал задолго до своего письменного оформления.

          Домострой — практически единственный из источников того времени дает возможность взглянуть на семейные отношения изнутри. Большинство исследователей судят о русской семье XVI-XVIIвв. по запискам иностранцев. Именно в них сохранилось наиболее подробное описание брачных обрядов, взаимоотношений в семье, отношения к женщине, детям. Внутренние отечественные письменные источники того периода практически не интересовались такого рода вопросами: есть описания сражений, биографии героев, жития святых, законодательные документы. По ним тоже, конечно, можно судить о русской семье, но лишь опосредованно. А иностранные путешественники живо интересовались бытом и нравами диковинной (а для некоторых и дикой) страны и щедро делились с читателями своими «впечатлениями». Другое дело, что пользовались они в основном слухами и готовыми стереотипами, да и оценивали большинство непонятных им явлений не слишком доброжелательно. Домострой же создает представление об идеальной семье глазами русского человека.(Приложение №1)

         4.2 Семейные ценности  в русской культуре.

        Отношение народа к одиноким людям отразилось и в русском языке. Так, слово «бобыль» изначально применялось к крестьянам, не владевшим землей и не несшим тягла. У бобыля могла быть бобылиха, бобылята (зафиксировано в словаре  Даля, 11, с.202), т.е. его положение не  предполагало непременно статуса одинокого человека. Постепенно бобыли все больше приравнивались в податном отношении к остальным крестьянам, а после введения подушной подати в 1724 г. окончательно слились с ними. Но в языке слово сохранилось и по-прежнему содержало в себе значение ущербности, обездоленности, лишенности нормального состояния. Так, в середине XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля оно зафиксировано в значении крестьянина, «не владеющего землей, не потому чтобы занимался промыслами или торговлей, а по бедности, калечеству, одиночеству, небрежению», иногда применительно к крестьянину, у которого нет сына, а только дочки. К XXв. осталось лишь просторечное значение - «одинокий, бессемейный человек» (см. словарь С.И.Ожегова, 12, с.156). А фраза « живет бобыль бобылем» до сегодняшнего дня донесла жалостно-бесприютный смысл этого слова из глубины времен, когда бобыли были действительно ущемленной в правовом отношении группой населения.  

        О том, насколько хорошая жена важнее любого богатства, говорят и старинные народные обрядовые свадебные песни. На свадьбах, согласно этнографическим данным, существовал обычай вьюнства, жениха называли вьюнец, невесту — вьюница молодая. Этимология этих слов не совсем ясна. Бытописатель XIX в. А.Терещенко полагал, что это от испорченного слова юный, молодой, а вьюнстовать — значит чествовать молодых. Он же писал о том, что вьюн в некоторых северных районах России — это круг, хоровод, во время которого поются песни.

        В одной из песен вьн — растение, видимо, старинный обычай слился в конце концов и с известным цветком. В этой песне жениху предлагают разные богатства, но он всех их отвергает, так как нет ничего ценнее жены.  (Приложение 2, диск)

Сохранился и замечательный пласт «семейных» пословиц и поговорок. Многие из них живы в языке и по сей день. Серьезные и шутливые, они говорят об одном: только семья, со всеми ее горестями и радостями, является нормой существования человека. Приведем лишь некоторые из них (приводятся по собранию В.И. Даля , 11): «Семейная каша погуще кипит. В семье и каша гуще. На что мягко стлать, коли не с кем спать. Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи. Холостой, что бешеный. Холостой — полчеловека. Одному спать — и одеяльце не тепло. И в раю жить тошно одному. Живешь — не с кем покалякать; помрешь — некому поплакать. Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет».

        Хотя здесь же, справедливости ради, есть и такие: «одинокому — хоть утопиться, женатому — хоть удавиться». Семейная жизнь была, как и всегда и везде, разной — счастливой, несчастливой — и все-таки единственно правильным и праведным путем для человека, ибо «одному и топиться идти скучно».

4.3.«Мысль семейная» в русской литературе и зарубежной.

        В полной мере «мысль семейная» (Л.Н. Толстой) нашла свое выражение в русской литературе. Семейная тема нередко оказывалась в центре внимания писателей, причем незыблемость семейных устоев оставалась залогом жизненного счастья. Адюльтер, страсть, даже любовь однозначно отступали перед законным браком. Татьяна Ларина хранит верность своему мужу-генералу, даже откровенно признаваясь в любви к Онегену (значит, сильна она, любовь, если плачет над письмом и, не таясь, признается в ней). Анна Каренина изменяет мужу ради этой самой любви (кстати, почти не скрывая, обман претит ее честной натуре) и гибнет, иного пути нет. Лиза из «Дворянского гнезда» И.С.Тургенева всю жизнь «отмаливает» грех влюбленности в женатого мужчину, даже если эта влюбленность и заключалась в одном свидании в саду, а его семейная жизнь была сплошным страданием.

        Почти в одно и то же время создаются два романа - «Госпожа Бовари» Г.Флобера и «Анна Каренина» Л.Н.Толстого. И это не случайно. Проблема женской свободы, изменившееся отношение общества к семейным устоям, пошатнувшимися под влиянием новых веяний, появление феминистических идей, революционно — демократических доктрин равенства полов и т.д. - все это было одинаково актуально и для России и для Франции второй половины XIXв. И в том и в другом романе в центре внимания  - измена жены мужу, обе героини, вкусив запретной любви, погибают по своей воле в конце произведения.

        Сюжет схож, но как различно он развивается. Мадам Бовари начинает томиться и страдать сразу после свадьбы, ее тяготит муж, не радует ребенок, она ждет любви, причем любви чувственной. Она завлекает и соблазняет, пусть и наивно, неопытно. «Веление плоти, жажда денег, томление страсти — все слилось у нее в одно мучительное чувство», - пишет Флобер о своей героине. Изменив мужу, она усиливает свое к нему внимание (в отличие от Анны Карениной  Эмму муж раздражает до измены), подобно средневековой Изольде[1], направив все силы своего женского ума на обман. И преуспевает в нем, муж до самой ее смерти не догадывается о ее любовниках. Эмма тщеславна, мечтает о богатстве и роскоши и в конце концов пускает всю свою семью по миру, что, собственно, и становится причиной ее решения уйти из жизни. Французская героиня любит двоих возлюбленных почти одновременно, и это прежде всего страсть, чувство физиологическое, ее тянет к мужчинам, она страдает от своего томления и физической неудовлетворенности. Оба мужчины предают ее и выглядят, в общем-то, далеко не лучшим и благородным образом, бросая ее на произвол судьбы. Только муж хранит ей трогательную верность, даже после смерти, даже узнав о ее изменах, и умирает, не вынеся разлуки.

Другое дело - Анна Каренина. Она выходит замуж, рожает сына и не представляет и не хочет другой жизни. Вне рамок романа остаются причины и условия ее брака с немолодым Карениным, но до встречи с Вронским ее семейная жизнь спокойна и обыденна. Любовь все меняет. Она не может обманывать своего мужа, постоянно выдает себя, жизнь с ним становится для нее невыносима. Изменив супружескому долгу, она не может продолжать и супружеских отношений. Физическая сторона ее любви к Вронскому не имеет для нее большого значения. Для счастья ей нужно объединиться с любимым, жить с ним вместе, создать новую семью. Но, показывает Толстой, это невозможно. Анна страдает из-за разлуки с сыном, из-за нанесенной обиды Каренину, из-за неуверенности в том, что Вронский может любить такую испорченную, падшую женщину. И уходит из жизни. Муж и любовник на протяжении всего романа не только любят героиню, но постоянно соревнуются в благородстве, в том числе и после ее гибели.

Флобер показывает, что за ханжескими семейными устоями скрываются человеческие страсти, желания, чувства, он разоблачает лицемерие, пустоту, обыденность жизни французской провинции. Толстой подтверждает правоту Татьяны Лариной: нет счастья вне семейных уз, только они являются спасением от суеты и мелочности света, от ничтожества и суетности повседневной жизни.

Еще более определенно, хотя, может быть, и не так наглядно эта мысль раскрывается в романе Толстого "Война и мир". В русских народных сказках сюжет очень часто "опоясывается" семейным мотивом: с семьи начинается развитие истории, потом герой покидает дом, проходит через испытания, чтобы в конце вновь создать свою новую семью. Таков же путь и главных героев самого великого романа Толстого. Их искания, духовные и нравственные странствия, интеллектуальные сомнения и просто жизненные перипетии имеют только одно возможное разрешение - семейные узы. Именно через создание семьи приходит к ним успокоение, понимание смысла жизни, обретение душевного покоя. Если же такой выход по законам развития сюжета и характера героя невозможен, герой, подобно князю Болконскому, обречен на смерть.

Вот как чувствовал это Пьер Безухов, прошедший через сомнения, неверие, разочарование, войну, разврат, испытание бедностью и богатством. Он мнителен, у него низкая самооценка, порой сменяющаяся чувством превосходства, он неуравновешен, постоянно во всем сомневается. На протяжении всего романа он ищет самого себя в масонстве, гулянках, сражениях, беседах с князем Андреем, а находит только в эпилоге, в семейной жизни: "После семи лег супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он недурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только что было истинно хорошо: все не совсем хорошее было откинуто. И отражение это произошло не путем логической мысли, а другим - таинственным, непосредственным отражением"

Многие критики и читатели романа сразу после его выхода в свет выражали Толстому недовольство тем, что так банально и неромантично завершилась судьба Наташи Ростовой, наверное, самой любимой героини писателя. Сравним Наташу в начале романа и в его эпилоге.

Юная Наташа, какой ее увидел князь Болконский, "...черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, подвязанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос…" Она сидит ночью у открытого окна, готовая обхватить себя руками и полететь от переполняющего се счастья при виде чудесной ночи, она обращается к подруге: "Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!.. Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало..." Наконец, Наташа окончательно завоевывает сердце князя своей внутренней, душевной прелестью: " ...замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой".

Зрелая Наташа, какой она досталась Пьеру Безухову, "пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно се лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка". Она изменилась не только внешне, но и внутренне, причем вполне сознательно: "Она то, что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью"                  Контраст разителен. Толстой подчеркнуто не жалеет красок для описания преображения своей очаровательной героини. Сами же критики оправдывали писателя тем, что он увлекся внутренней полемикой с набиравшим силу феминистическим движением в России и утрировал "падение" своей героини. На самом деле такая концовка представляется логичной, вытекая из всего развития судеб толстовских героев и вообще русской традиции. Не приземленность и пошлость Наташи хотел показать Толстой, а воплощение высшего идеала женщины как жены и матери, для которой все юношеские романтические порывы, эти ночные полеты из окна, эти вальсы на балу, даже глупые влюбленности и страдания, всего лишь подготовка к главному, великому и единственному предназначению. Даже для своего времени в этом уже наблюдалась некоторая узость и консерватизм взглядов, но в том-то и заключался гений великого художника, что он отражал особенности своей национальной культуры, ценности и идеалы, даже порой вопреки собственным частным убеждениям и установкам.

         Литература в России всегда играла большую роль в общественной жизни. Она скрупулезно отражала современные реалии (пусть даже, как говорят некоторые, через "кривое зеркало"), и она же формировала характер и вкусы людей.

         4.4. Отношение к семье после революции 1917 года и в последующие годы.

Революция 1917 г. представляет особый интерес для тех, кто изучает традиции русской культуры. С точки зрения жизненного уклада, быта, нравов и идеалов это можно рассматривать как своего рода эксперимент, величественный в своей грандиозности, хотя и жестокий в силу того, что проводился он над живыми людьми. Все традиционные ценности были поставлены под сомнение, перевернуты, извращены или уничтожены. То, что уцелело в горниле этого пожара, что выжило, обрело новые формы, во многих случаях наполнив их старым содержанием, можно считать подлинным и настоящим, присущим русскому миру в целом.

Одной из таких непреходящих ценностей оказалась семья. Сразу после революции, как институт устаревший, присущий старому режиму, брак был подвергнут суровой критике. Статьи в журналах 1920-х гг. были безжалостны: "Пролетариат должен немедленно приступить к уничтожению семьи... Я трактую семью как чисто товарищеский, физиологически необходимый, исторически неизбежный союз рабочего-мужчины и работницы-женщины... Ребенок после рождения принимается на коллективное иждивение и передается в ясли... Дошкольники, школьники и комсомольцы живут трудовыми коллективами.,. Старость пользуется коллективным призором" ."Не прелюбосотвори"- неверная заповедь: "Половая жизнь — для создания здорового боевого использования всего энергетического богатства человека, для революционно целесообразной организации eго радостей, для боевого формирования внутриклассовых отношений - вот подход пролетариата к половому вопросу... Класс, в интересах революционной целесообразности, имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов.

Стремление к подрыву семейных ценностей в первое послереволюционное десятилетие еще раз подчеркивает ту огромную роль, которую традиционная семья играла в общественной и даже политической жизни страны. Ее, как носительницу национальной традиции, как оплот консерватизма, хранительницу общественных устоев и порядка, необходимо уничтожить наряду с самодержавием, общиной, православием. Только тогда можно будет строить совершенно новый мир, когда эти российские твердыни падут или хотя  бы  будет подорвано доверие к ним.

На этом этапе открыто пропагандируется свободная любовь (в свободной стране все должно быть свободным!). Создаются комунны, где нет своих, "единоличных" мужей и жен, а есть свободные граждане, которые ведут сообща, по графику, хозяйство, воспитывают детей, где нет места проявлениям  собственничества, такого, например, как ревность. Каждый волен сходиться и расходиться, руководствуясь исключительно взаимным согласием. Надо ли говорить, что такого рода опыты были недолговечны. Чувство собственности, "пережитки прошлого" в виде любви и ревности довольно быстро положили им конец.

Новая власть всеми способами старалась коренным образом изменить основы семейной жизни, положение женщины, способы и методы воспитания детей. При этом наряду с действительно насущными и передовыми для своей эпохи действиями принимались и крайние, и безрассудные, и просто абсурдные меры. Уже в декабре 1918 г.отменяется церковный брак и вводится гражданская регистрация. Одновременно с этим принимается декрет "О расторжении брака", процедура развода становится светской, простой и общедоступной. Легализовывались и самые разные формы семейных союзов - гражданские, гомосексуальные, тройственные, семьи-коммуны и т.д. Наконец, в 1920 г было принято постановление, разрешавшее аборты, первое такого рода в европейской практике. Как следствие резко возросло число незарегистрированных браков, разводов. Число абортов, которые, кстати, делались бесплатно, становится столь велико, что медицинские учреждения не справляются с ними.

Об отношении власти и революции к семейным ценностям очень определенно написал один из основателей и идеологов Советского государства, Л.Д. Троцкий, в работе "Преданная революция: Что такое СССР и куда он идет?''. Книга написана в 1936 г. в эмиграции и представляет собой своеобразное подведение итогов  деятельности советской власти, разбитой как бы на два этапа: до отстранения Троцкого от государственной деятельности и после. Надо ли подчеркивать, что все, что произошло "после", характеризуется как измена революционному делу.

Относительно семейной политики первых лег строительства нового, Советского государства Троцкий пишет: «Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый ''семейный очаг", т.е. то архаическое, затхлое и косное учреждение, в котором женщина трудящихся классов отбывает каторжные работы с детских лет и до смерти. Место семьи... должна была, по замыслу, занять законченная система общественного ухода и обслуживания... Доколе эта задача задач не разрешена, 40 миллионов советских семей остаются, в подавляющем большинстве своем, гнездами средневековья, женской кабалы и истерии, повседневных детских унижений, женских и детских суеверий». Однако, признается Троцкий, "взять старую семью штурмом не удалось". Рабочие начали постепенно возвращаться к домашнему столу, домашней стирке, домашнему уходу за детьми. Причина, по мнению революционного идеолога, в плохом качестве общественного сервиса. Итог - возвращение старого семейного рабства. Это выражается, считает Троцкий, в возвращении домашних очагов, восстановлении авторитета родителей, в поддержании идеи необходимости семейного воспитания детей.

Ситуация в корне меняется в 1930-е гг., когда возрождение идеала большой, крепкой и дружной семьи становится не только потребностью общества, но и частью государственной политики. И это неслучайно. Дело не только и, может быть, даже не столько в демографическом факторе, хотя, конечно, Гражданская война, разруха, голод, репрессии неизбежно привели к значительному сокращению численности населения. Правительство понимает, что семья как важнейшее явление общественной жизни России имеет огромное значение для укрепления государства. Поддержание, развитие и укрепление этой традиционной твердыни русского общества (пусть даже и под маркой "новой советской семьи") совершенно необходимо для нормального функционирования всего общественного механизма. То же можно сказать и о других основах русской жизни - религии, общинности, но с ними дело обстоит сложнее, они в корне противоречат новому режиму, хотя и пробиваются сквозь систему. С семьей проще, она вполне вписывается в рамки социалистической идеологии. В этот период происходит активное разрушение экономической, социальной и религиозной основы старой семьи, но она сохраняется и прославляется в идеальном виде, как некая традиционная форма без присущего ей содержания.

4.5. Пропаганда семейных ценностей в кино.

         Пропаганда семейных ценностей принимает различные формы. Очень ярко она прослеживается в новом, но очень массовом, а значит, мощном по своему воздействию на людей виде искусства - кино. Известна фраза вождя мирового пролетариата В. И. Ленина: «Важнейшим из всех искусств для нас является кино». Когда-то она украшала залы почти всех кинотеатров Советского Союза, oт Москвы до самых до окраин, и трудящиеся не уставали удивляться ее некоторой загадочности. Советские люди в послевоенные годы воспитывались на жестких установках: высокое искусство - это литература, классическая живопись, музыка, скульптура и т,д. Затем шли театр, опера, балет. Кино считалось развлекательным видом искусства, может, даже и недостойным называться ним высоким званием - искусство. А тут вдруг "важнейшее"…

        XX век подтвердил правоту слов классика марксизма-ленинизма. Кино оказалось самым важным видом искусства с точки зрения идеологического воздействия на массы. Ничто так не служит целям пропаганды, не тиражирует стереотипы, не навязывает готовые идеи, мысли, образы, как кино.

        В 1927 г. еще были возможны съемка и прокат такого, например, фильма, как "Третья Мещанская" (другое название "Любовь втроем"). Герой фильма приезжает из провинции в Москву к своему боевому товарищу и поселяется вместе с ним и его женой в московском подвале. Развязка фильма наступает в тот момент, когда герония обнаруживает, что беременна, и не знает от кого. Более того, оба ее мужчины уговаривают ее сделать аборт, и она в конце концов уходит от обоих. Сценарист В. Шкловский утверждал, что почерпнул эту историю на страницах «Комсомольской правды», которая рассказала историю о том, как в роддом за молодой матерью пришли сразу два отца ее ребенка. Все молодые люди были честные советские граждане - комсомольцы, студенты, а традиционную семью они называли пережитком прошлого, считая ревность недопустимым чувством для комсомольцев. Такие случаи в то время были не редкость, сюжет никого не удивил (некоторые увидели в нем намек на личную жизнь великого советского поэта В.В. Маяковского, проживавшего в то время в семье своей любовницы Л. Брик).

            Начиная с 1930-х гг. советский кинематограф твердо переориентируется на героические картины и комедии, кстати, тоже чаще всего заканчивающиеся счастливым браком. Семейная тема как самостоятельная проблема возникает к началу войны и сохраняет свои позиции почти до самого развала Советского Союза. На протяжении всего этого периода решается она практически однозначно - в пользу большой, крепкой и дружной семьи как основы процветании п счастья человека (наравне с социалистическим трудом и строительством коммунизма, конечно).

В фильме «Моя любовь» (1940) героиня усыновляет сына своей умершей сестры. Но все решают, что это ее собственный внебрачный ребенок  и осуждают ее. Даже любимый отказывается от нее. Хорошо, что режиссер точно знает, что она невинна, это спасает героиню от того, чтобы быть уничтоженной окончательно и бесповоротно .

       Свадьбой заканчиваются даже веселые легкие комедии "Веселые ребята" (1934),  "Свинарка и пастух" (1941), прославляющая межэтнические браки, "Небесный тихоход" (1945), "Кубанские казаки" (1949), где уже немолодые и состоявшиеся как личности герои все-таки находят свое семейное счастье.

Тема супружеской верности особенно острой становится в военные годы; самый знаменитый в это время фильм - "Жди меня" (1943) по пьесе К. Симонова. Хранить верность надо даже погибшему, даже не мужу, а жениху, как в прекрасном фильме "Летят журавли" (1957).

Тема семейная развивается и продолжается в послевоенные годы. В фильме "Высота" (1957) героиня И. Макаровой, которая в начале фильма пьет, курит, гуляет с парнями и нарушает трудовую дисциплину, находит свое спасение в любви и семейной жизни, которая преображает се, превращая чуть ли не в ангела земною. В кинофильме "Дело было в Пеньковке" (1957) выбор между любовью и семьей однозначно решается в конце в пользу семьи: разрушив ее, счастья не построишь. В "Медовом месяце" (1956) легкомысленная героиня Л. Касаткиной выходит замуж "по расчету", чтобы остаться в Москве, а оказывается на далекой сибирской стройке. Но то, что начиналось почти как шутка, оказывается серьезно: семьи есть семья, и разрушить ее уже нельзя (почти что "Браки свершаются на небесах" в разгар социалистической идеологии). Большие семьи, с их трудностями и радостями, сильные благодаря своему единству, несмотря ни на что, в любых ситуациях, основа и опора общества, прославляются в чудесных фильмах "Большая семья" (1954), "Дом, в котором я живу" (1957), "Шумный день" (1960) и др.

         Даже в скептическую эпоху 1970-х гг. все-таки прорывается в самых неожиданных местах уважение и почет к семейному статусу. Вот, комедия Э. Рязанова "Гараж" (1979) на совсем  другую тему. Герой В. Невинного обзывает юную аспирантку любовницей пожилого профессора (коей она, кстати говоря, и является). Профессор осаживает нахала: "Наташа не любовница мне, а жена". Оскорбитель уничтожен, он униженно извиняется: "Я же не знал, что вы жена" Что, собственно, изменилось? Ситуация прежняя: аспирантка пристает к своему руководителю, уважаемому и явно состоятельному человеку (две машины на одну семью в то время были показателем значительного материального благополучия), пожилому профессору, будучи ровесницей его дочери. Но важен статус - она жена, и этим сняты все обвинения и насмешки. Да и другие цитаты из фильма мимоходом передают общественное мнение той эпохи, например, ставшая расхожей фраза: "Если женщина с такими внешними данными борется за правду, значит, она наверняка не замужем".

         Безусловно, государственная политика не ограничивалась только пропагандой. В 1936 г. был введен запрет на аборты. Часто в литературе встречается мнение, что практически не уменьшило их числа. С этим трудно согласиться. Хорошо известно, что полное запрещение абортов увеличиваем число нелегальных операций, это характерно для всей мировой практики. И все-таки запрет не может не пугать, особенно если мы вспомним, что речь идет о 1930-х гг., когда нарушение правительственного постановления могло повлечь за собой серьезные наказания.

        4.6. Идеи семьи в русской жизни.

         С.Г. Тер-Минасова [2]часто шокирует иностранцев фразой: "Своею жизнью я обязана И.В. Сталину". Потрясенные слушатели начинают вглядываться в лицо в поисках сходства, но с облегчением узнают правду. Мама Светланы Григорьевны не собиралась больше иметь детей, и только правительственное постановление заставило ее, жену государственного чиновника, сохранить ребенка и дать жизнь будущему декану. История эта далеко не единичная: многие из тех, кто родился перед войной, могли бы повторить эту фразу.

Принимаются в то время и иные меры: увеличивается материальная помощь роженицам и многосемейным гражданам, усиливается уголовное наказание за неуплату алиментов, расширяется сеть родильных домов, детских яслей, детских садов. В военные годы вводится почетное звание "Мать-героиня", учреждается орден "Материнская слава" и медаль "Материнство" - меры, призванные поднять престиж материнства в общественном сознании. Указ 1944 г. придавал правовое значение только зарегистрированным бракам (более того, всем, кто в предшествующую свободную эпоху брак не оформил, предписывалось сделать это в кратчайшие сроки), ужесточалась процедура развода (только через суд). Меры были действительно жесткие, порой жестокие и бескомпромиссные. Так, Указ 1944 г. также запрещал установление отцовства детей, рожденных вне брака: они не могли носить фамилию отца, даже если он признавал отцовство, в свидетельстве о рождении в графе "отец" ставился прочерк, т.е. ребенок фактически объявлялся "незаконнорожденным" - понятие, ушедшее в прошлое после 1917 г.

Несмотря на послабления последующих эпох (например, запрет на аборты был отменен в 1955 г.), идеал семейной жизни как основы общества продолжал сохранять свою силу. Аморальные истории (т.е. попросту случаи семейной измены) разбирались трудовым коллективом как угроза общественному порядку. В характеристики было введено понятие "моральная устойчивость", которая определялась очень просто: есть семья, - значит, устойчив, а нет - тогда жди, чего хочешь от человека. Путешествующие мужчина и женщина, чтобы поселиться и гостинице в одном номере, еще до совсем недавнею времени (особенно поглубже в провинции) должны были непременно показать паспорт со штампом, доказывающим, что они муж и жена. Регистраторши всегда особенно внимательно следили за соблюдением этого правила. Сохранялось и подозрительное отношение к холостякам (незамужних женщин скорее жалели, чем осуждали): о серьезной дипломатической или государственной карьере неженатый человек не мог и мечтать.

Надо отмстить, что и сегодня, в эпоху коренных изменений в общественной и социальной жизни России, когда число разводов, кажется, превысило число браков, смертность - рождаемость, а среднестатистическая семья сократилась до минимума, идея семьи по-прежнему играет большую роль в русской жизни. Как и когда-то, одинокая женщина в России воспринимается с сочувствием, а одинокий мужчина - с подозрением. Самая состоявшаяся и успешная в плане карьеры дама неохотно идет на собрание однокурсников, зная, что главный вопрос будет: "Как? Ты до сих пор не замужем?" И все ее карьерные достижения померкнут перед пересказом семейных успехов, которыми будут хвастаться другие. Отсутствие полноценной семьи, как и прежде, является признаком несостоятельности.

Интервью, проведенное среди деловых женщин  Когалыма , это наглядно демонстрирует. Все женщины в один голос говорили о том, что карьера, конечно, хорошо, но семья-то важнее. Промолчала только одна, незамужняя, она этот вопрос обошла вообще, т.е. не стала убеждать, что ей и так хорошо, знала, что не поверят. Даже если ей и правда хорошо одной, почему бы и нет. Но этого в нашем обществе по-прежнему принято стесняться.  (Приложение № 4) Вот вам и новая жизнь в новой России.

         В проведенном опросе моих одноклассников статистические данные говорят о том, что преобладающее число опрошенных придерживаются вполне традиционных представлений о семейной жизни. Подавляющее большинство опрашиваемых считает, что брак должен быть зарегистрирован, не согласно с тезисом, что сейчас не время рожать детей и отрицает необходимость жить сначала в удовольствие, а только потом обзаводиться настоящей семьей.

И совершенно неслучайно правительство России в начале XXI в., стремясь к укреплению государства и упрочению стабильности, обратилось к проблемам семьи. В ежегодном послании в 2012 г. Президент России В.В. Путин назвал семью и армию двумя столпами Отечества. Далее он подчеркнул, что "мы должны восстановить старинные бережные отношения к семье и родному очагу". Таким образом, вновь взят курс на восстановление традиционных семейных ценностей.

         5. Организационное и экономическое обоснование проекта

Данный проект способствует переходу на новую схему организации учебного процесса, предполагая интегративный подход к обучению.

Реализация данного проекта предполагает творческое взаимодействие учителя и учеников, то есть активное взаимодействие всех участников проекта, что значительно повышает качество образования.  Возможна также  работа в малых группах или индивидуально.  Организация такой формы обучения позволяет также обеспечить учет индивидуальных способностей ученика. На основе данного проекта возможно не  только повышение качества образования, но и модернизация обучения с последующей разработкой нового поколения учебно-методических рекомендаций в форме интегрированных программ, в которых наряду с традиционными формами  используются  современные технические средства обучения.

Для реализации проекта необходимо обеспечить учебный процесс мультимедийными энциклопедиями по «Русской литературе» и «Истории России», аудиокнигами, видеофильмами – экранизациями произведений классической художественной литературы, оборудованием для демонстрации электронных презентаций.

              6. Ожидаемые последствия и жизнеспособность проекта

Данная форма обучения способствует не только поиску, обработке и усвоению информации, но и развивает у учащихся познавательную деятельность, формирует творческий подход к изучаемому предмету, а также стимулирует его к самостоятельной работе и готовности  к постоянному саморазвитию.

При изучении данной темы  ученики также приобщаются к оригинальности, богатству и выразительности русского языка. История всякого языка отражает не только социальную историю народа, но и все важнейшие этапы его культурного развития. При чтении классиков художественной литературы ученики приобщаются к русскому языку, имеющему огромный лексический запас. Немаловажное значение при такой творческой форме обучения придается формированию у учащихся потребности к чтению художественной литературы. В связи с этим уместно вспомнить высказывание С. Бэлза: «Чтение художественной литературы – своего рода творчество или по крайней мере сотворчество. Только творческое чтение доставляет истинное наслаждение, способствует духовному развитию человека».

Обращение к произведениям Толстого, Пушкина  и других писателей с целью изучения проблемы семьи, которая недостаточно затрагивается в школьной программе, предоставляет ученикам возможность более глубоко осмыслить данные произведения  и с другой стороны посмотреть на образ жизни главных героев.

 Таким образом, сформировать высокий уровень культуры можно, не только опираясь на научные знания, но и на усвоение ценностей культуры, накопленных человечеством, в том числе на примерах классической художественной литературы и кино.

Данный учебный проект позволяет учащимся овладеть конкретным способом познавательной деятельности, прививает навыки сотрудничества и использования различных источников информации, повышает их творческий потенциал и интерес к родному языку,  способствует развитию  духовно-нравственной личности.

Проект может также служить основой для создания новых интегрированных образовательных программ в сфере учебно-методической работы, поскольку предполагает получение знаний в более эффективной форме  в результате соединения близких по содержанию предметов, обеспечивая тем самым  межпредметные связи. Такая организация учебного процесса, стимулирующая заинтересованную работу учеников, позволяет  организовать переход от репродуктивного получения знаний к саморазвитию обучающегося  и самосовершенствованию как ведущей цели обучения.

Список использованной литературы.

        Автор статьи

1.     Антонов А.И., Борисов В.А. Динамика населения России в 19 веке и приоритеты демографической политики.- М.: Ключ-с, 2006,-193с.

2.     Ганнак А.Л. Семья. Версии катастрофы.- Вопросы социального обеспечения, 2008, №19, с. 37-39.

3.     Горячев А.П. Проблемы семейных отношений.- Ростов – на - Дону: Феникс, 2005.- 124с.

4.     Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни.- М.: Пед. общ- во России, 2005.- 143с.

5.     Егидес А.П. Учебник семейных отношений, или Брак без брака.- М: АСТ- Пресс, 2006.- 331с.

6.     Козырев Г.И. Социология.- М.: Акад. Проект, 2006.- 304с.

7.     Курпатов А.В. Конфликты в семье.- М.: Олма Медиа Группа, 2006.- 90 с.

8.     Обчарова Р.В. Психология  родительства.- М.: Академия, 2005.- 363с.

9.     Панкратова Н.В. Социальный и биологический аспекты родительства.- Социологические исследования, 2006, №10, с.116-123.

10. Черняк Е.М. Социология семьи: учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2006.- 248с.

11. Словарь Даля в трех томах.- М.: Академия, 2007

12. Словарь Ожегова.- М.: Акад. Проект, 2006.- 304с.

Приложение № 1.

Демографические проблемы семьи.
Малодетность семьи - первая по значимости проблема.
В 1998, в связи с отделением республик Средней Азии и ухудшением  материального положения большей части населения, число малодетных семей (1-2 ребенка до 16 лет) значительно выросло и составило около 90 %. На долю среднедетных (3-4 ребенка) приходится 9 %, а на долю многодетных- 1%. Опросы (середина 90-х годов) женщин 18- 44 лет показали, что 24% из них не собираются обзаводиться детьми, 41- предполагали родить одного ребенка, 31- двоих и лишь 3,4% - троих. (8,с.34)

Еще одна острая проблема- кризис родительства, т.е. отказ отца и/или матери от выполнения своих родительских обязанностей, отказ от детей. Сегодня в России 0,6 млн. детей- сирот. При этом 90 % из них брошены родителями (2,с.38).  Это говорит о забвении ими материнского и отцовского долга. Чаще всего причинами этого являются внебрачные связи молодых (и даже малолетних) женщин, обрушившаяся на многих людей бедность. Если учесть, что в стране 4 млн. беспризорников, т.е. детей, родители которых не проявляют о них заботы, то это усугубляет проблему родительства.(8,с.42)

Указанные проблемы характерны для семьи как социального института. Растущая
эмансипация женщин, все более активное их участие в общественной жизни создают большие трудности в выполнении предписанной им природой обязанности быть матерью. В этом заключается основное противоречие современной семьи. С ним связано такое явление, как отказ части женщин заводить детей, заниматься их воспитанием. Поэтому и сегодня вопрос о том, как женщинам выполнять семейные функции, остается открытым.
Большинство
бедных в России - это семьи с детьми трудоспособных работающих супругов. В самом тяжелом положении, когда речь идет о прямом выживании, находятся семьи безработных, одиноких матерей и многодетные семьи. Бедные семьи среди семей с детьми составляют 50%, с тремя детьми - 85%, с четырьмя - 90%. При этом в многодетных семьях в России воспитываются около 20% всех детей.(4,с.118)

Психологические проблемы семьи.
В семейных отношениях  закономерны критические периоды. Психологи говорят о жизненном цикле семьи.
Жизненный цикл семьи - это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. На разном этапе существования семьи  качество взаимоотношений между членами семьи разное. Иногда  отношения совсем исчерпывают себя, и семьи распадаются.
В настоящее время необходимо всестороннее изучение названных проблем. На основе полученных данных следует обосновать научно- практические  программы подготовки молодежи  к разработке жизненных стратегий, а  также формирование положительных установок на построение адекватных семейно- брачных отношений.

Приложение 2.

Авторство Домостроя до сих пор окончательно не установлено, но большинство исследователей считают, что написан, а точнее, составлен из разного рода источников он был Сильвестром (начало XVIв. - 1577г.), священником кремлевского Благовещенского собора. О жизни Сильвестра известно крайне мало, что удивительно, так как он играл заметную политическую роль в правление юного Ивана Грозного.

        Помимо политики,  Сильвестр занимался и литературным ремеслом. Так, достоверно известно, что он был автором жития св.княгини Ольги, нескольких посланий царю Ивану Васильевичу. Авторство или составительство Домостроя не столь бесспорно, но очевидно, что руку к его написанию он приложил. Заключительный раздел «Посление и наставление отца к сыну», в котором подводятся итоги Домострою, совершенно точно написан самими Сильвестром. Он обращается к своему сыну Анфиму, недавно женившемуся и поступившему на царскую службу, т.е.начавшему самостоятельную жизнь.

      Трогательно и нежно обращается отец к сыну : «сынок», «чадо мое любимое», «милое мое чадо дорогое» и т.д. В тоне послания чувствуются искренние любовь и забота. Он призывает сына следовать простым и вечным заповедям: верить в Бога, творить добрые дела, остерегаться неправедного богатства, верно служить государю и отечеству. Особое место в послании занимает семейная тема: отец просит сына беречь семью как великую ценность, заботиться о ней, содержать в любви и достатке, дает советы, как обращаться с женой и детьми.

         Больше всего предостерегает он сына от двух бед семейной жизни — пьянства и измены: «Законный же брак со всей осторожностью соблюдай до конца своей жизни, чистоту телесную сохрани, кроме жены своей не знаю никого, а также пьянственного недуга берегись — в тех двух причинах все зло заводится вплоть до преисподнего ада...» При этом он ссылается на свой личный положительный опыт: «Не познал я другой жены, кроме матери твоей; как дал ей слово, так и исполнил». Через послание к сыну личность реального, живого Сильвестра, мужа и отца, а не политика и священника, пожалуй, раскрывается наиболее полно и ярко.

        Домострой в полной мере отразил господствовавшие в России нравы и представления о семейной жизни. Он не являлся законом, как его часто неграмотно толкуют, но и не был просто личным внутрисемейным сборником. Он собрал и отразил народные представления о семейной жизни, причем характерные не только для городской среды, в которой он возник.

        Для исследователей русского мира Домострой прежде всего исторический источник, дающий редкий материал по истории быта и нравов XVIв., предоставляющий возможность взглянуть на повседневную жизнь того времени, раскрывающий то огромное значение, которое придавали семейным ценностям в России.

        Удивительным образом, вопреки распространенным стереотипам, Домострой настойчиво повторяет мысль о совместных обязанностях мужа и жены, о необходимости сообща решать проблемы: «Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, по колокольному звону встав, и после молитвы мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое  дело велено вести...» Домострой наделяет хозяйку дома, «государыню». Как он ее величает, практически такой же полнотой власти, что и хозяина. И запреты для всех — господина, жены и детей, их домочадцев, т.е. слуг, - одинаковые, вечные: «Не красть, не блудить, не  лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым».

        Главное отличие  положения хозяина дома от положения всех остальных членов семьи, в том числе  и жены, заключается в двух взаимосвязанных моментах, и именно они определили последующее критическое отношение к Домострою. Первое — это та огромная ответственность, которая возлагалась на главу семьи, не только за свою жизнь и, что еще важнее, спасение душ своих домочадцев: « Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божьи ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, - и сам он погиб в этом веке и будущем, и дом свой, и всех остальных увлек с собою».

        Второе заключается в том методе «учения», который предлагается, - через наказание жены, детей, домочадцев. Надо отметить, что в первую очередь Домострой предлагает «воспитывать жен своих с любовью и примерным наставлением». И только если это не помогает, то, советует Домострой, «сурово накажи ее, страхом спасая, но не гневайся на жену, а жена — на тебя. Поучай наедине, да поучив, успокой и пожалей, и приласкай ее; также и детей и домочадцев своих учи страху божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного Суда». Отнюдь не оправдывая физическое наказание, хотелось бы обратить внимание  на то, что подобная идея, - изнуряя тело, спасешь душу — вполне соответствовала религиозным нормам. Совет же наказывать жену наедине свидетельствует, как это ни парадоксально, о ее важной роли в семейном и домашнем укладе: тайное наказание не умаляет авторитета жены среди детей и домочадцев и остается некой почти интимной тайной между мужем и женой.

        Для того, чтобы понять подобное отношение к наказанию, надо помнить о том, что, несмотря на вечные и всегда актуальные ценности и проблемы, которые освещают Домострой, он был создан в  вполне конкретную историческую эпоху, когда наказание было общепринятым и общеевропейским методом воспитания. Беда Домостроя в том, что он во многом был очень современен в самые разные эпохи, что он посвящен вопросам, волновавшим русское общество всегда, а историческое несоответствие в виде наказания сбивало с толку и рождало негатив. Если же абстрагироваться от исторических реалий и взглянуть на суть, то мы получим важные итоги. Согласно домострою, основой праведного существования человека (согласно трехчастному делению книги) были вера в Бога, верность семье и труд во имя Бога и на благо семьи. Все эти факторы являлись определяющими в духовной жизни русского человека.

        Место и роль семейных отношений в системе национальных ценностей нашли свое отражение и в этнографическом материале.

В крестьянской среде неженатый мужчина и незамужняя женщина были чем-то вроде «довеска» в семье,  бесправными рабочими руками, без перспектив. Сами крестьяне говорили об этом так: «неженатый не считается у нас настоящим крестьянином. На него смотрят отчасти с сожалением, как на нечто нецельное, отчасти с презрением». Женщина, как правило, жила в доме родителей, а после их смерти у братьев или при их отсутствии у сестер. Для одинокого мужчины главной возможностью самостоятельной жизни был уход в город на заработок, в крестьянской среде он мог оставаться только работником в доме.

Весь уклад деревенской жизни одновременно и отражал важность семейных отношений, и как бы подталкивал к созданию семьи. Только женатые крестьяне (а тем более замужние и овдовевшие крестьянки) могли участвовать в сельских сходках, завести самостоятельное хозяйство, получить самостоятельный земельный надел. Для крестьян  брак был «не только залогом благосостояния, самостоятельности и веса в обществе (общины), но это был еще и моральный долг.

                                                                                                                                  Приложение 3 .

            Вьюн над водой,

        Да вьюн над водой,

        Ой, да вьюн над водой

                        расстилается.

        

        Жених у ворот,

        Ой, да жених у ворот,

        да жених у ворот дожидается.

        Вынесли ему,

        Да вынесли ему,

        Ой, да вынесли

        Сундуки полны добра.

        -Это не мое,

        Да это не мое,

        Ой, да это не мое,

        Это деверя маво.

        Вьюн над водой,

        Да вьюн над водой

                расстилается.

        Жених у ворот,

        Да жених у ворот,

        Ой, да жених у ворот дожидается.

        Вывели ему вороного коня.

        -Это не мое,

        Да это не мое,

        Ой, да это не мое,

        Это шурина маво.

        Вьюн над водой,

        Да вьюн над водой,

        Ой, да вьюн над водой,

                расстилается.

        Жених у ворот,

        Да жених у ворот,

        Ой, да жених у ворот дожидается.

        Вывели ему,

        Да вывели ему,

        Ой, да вывели ему

        Свет Настасьюшку.

        -Это вот мое,

        Да это вот мое,

        Ой, да это вот мое,

        Богом даденное.

        Вьюн над водой,

        да вьюн над водой,

        Ой, да вьюн над водой

                расстилается.

        Жених у ворот,

        Да жених у ворот,

        Ой, да жених у ворот дожидается.

                                                                                                                           Приложение 4.

Приведем выдержки из высказываний:

"Муж меня очень сильно поддерживает. На самом деле сеть два мужчины в моей жизни, которые помогают мне развиваться, быть успешной. Это мой муж и мой сын. Благодаря  им, их присутствию в моей жизни, я чувствую сильные плечи, на которые можно опереться. Для любой женщины немаловажно, чтобы был с ней рядом сильный мужчина" (И. Перебатова, заместитель директора  МАОУ СОШ № 8),

«Стимул - это и семья: супруг и дети, которые помогают, позволяют мне реализоваться, принимают меня такой. Если бы дома было все плохо, я уверена, что не смогла бы самозабвенно отдаваться бизнесу» (Н.В. Софронова, руководитель аптечной сети )

«Если бы не было такой семьи, как у меня, если бы не было тыла, который важен и мужчине и женщине, не было бы успеха. Меня очень поддерживает моя семья, особенно муж" (Н.П Беленкова, менеджер магазина « Книги").

А журнал "Финансы" начинает статью, посвященную деловым женщинам и приуроченную к празднику 8 Марта, с некоторого даже извинения: "Что считать успехом? Когда дело касается мужчин, все понятно: успех измеряют деньгами и властью. С женщинами сложнее: для них однозначно приоритетнее хорошая семья и здоровые дети. И, пожалуй, успех мужа. Тем не менее, от хорошей карьеры отказываться глупо"

Таким образом, мы разработали примерную программу, которую можно ввести как раздел общеобразовательного курса. Важно, чтобы с ранних лет  дети приобщались к основам семейной жизни, изучали традиции русской семьи, ее культуру и историю. Тема семьи является ключевой темой русского искусства. Для изучения мы предлагаем следующие произведения:

  • «Домострой» - своеобразный памятник, излагающий основы русской семейной жизни.
  • Русская народная песня «Вьюн над водой…» - отношения молодоженов, формирование русской семьи.
  • «Евгений Онегин» (А.С.Пушкин) - незыблемость семейных устоев, тема супружеской верности и преданности.
  • «Анна Каренина» (Л.Н.Толстой);«Госпожа Бовари» (Г.Флобер) - трагическая история о семейной жизни,проблема женской свободы.
  • «Дворянское гнездо» (И.С.Тургенев) - грех влюбленности в женатого мужчину, страдания в семейной жизни.
  • «Война и мир» (Л.Н.Толстой) - семейные узы – разрешение всех  духовных и нравственных странствий, интеллектуальных сомнений. Консерватизм и национальная культура русской семьи.
  • Фильм «Третья Мещанская» (другое название «Любовь втроем») - Режиссёр Абрам Роом, сценарист В. Шкловский. Традиционная семья как «пережиток прошлого»?
  • Фильм «Моя любовь»-Режиссер: В. Корш-Саблин (1940).
  • Фильмы «Веселые ребята»- Режиссер: Григорий Александров(1934);

«Свинарка и пастух»-Режиссер: Иван Пырьев (1941).

 Тема  крепкой и дружной семьи как основы процветания и счастья человека.

  • Фильм  «Небесный тихоход»-Режиссер: Семен Тимошенко(1945).Тема межэтнических браков.
  • Фильм«Кубанские казаки» -Режиссер: Иван Пырьев (1949). Тема поздних браков.
  • Фильм«Жди меня»-Режиссер: Борис Иванов, Александр Столпер(1943);

«Летят журавли» -Режиссер: Михаил Калатозов (1957).

Тема супружеской верности.

  • Фильм «Высота»- Режиссер: Александр Зархи(1957). Спасение от всех невзгод в любви и семейной жизни, преображение человека в семье.
  • Фильм «Дело было в Пенькове» - Режиссер: Станислав Ростоцкий (1957).
  • Фильм «Медовыймесяц» - Режиссер: Надежда Кошеверова (1956).Брак по расчету.
  • Фильм «Большая семья»- Режиссер: Иосиф Хейфиц (1954);

Фильм «Дом, в котором я живу» - Режиссер: Лев Кулиджанов, Яков Сегель (1957);

Фильм «Шумный день» - Режиссер: Анатолий Эфрос, Георгий Натансон.(1960).

Тема большой  семьи с ее трудностями и радостями. Семья  - основа и опора общества.

  • Фильм «Гараж» -  Режиссер: Эльдар Рязанов (1979).Тема уважения и почета к семейному статусу в современном обществе.


[1] Тристан и Изольда (Tristan & Isolde или Tristan & Yseult) — легендарные персонажи средневекового рыцарского романа XII века.

[2] Декан Факультета иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.

Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).Цель: воспитание ценностного отношения к...

Роль поэзии в современном мире

Урок проводится в 11 классе, каждый ученик свободен в выборе стихотворения. Главное, это не то, что горят свечи и звучит классическая музыка, главное - это услышать друг друга, попытаться понять, поче...

Роль женщины в современном мире

Женщина во все времена, след в истории,дискриминация в арабских странах и т. д....

Роль математики в современном мире

Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. ...

Презентация" Роль биологии в современном мире"

Отражая живую природу и человека как её часть, биология приобретает  всё большее значение в научно-техническом прогрессе,становясь производительной силой.Биология создаёт новую технологию- биолог...

Роль математики в современном мире

Опубликована в сборнике докладов 14-ой ежегодной научно-практическая конференции Северо-кавказского филиала БГТУ им.В.Г.Шухова г. Минеральные Воды 21 апреля 2011 годаВ пр...

Научная работа Роль денег в современном мире

Работа заняла 1 место в школе...