Роль писем в жизни человека. Особенности написания письма. Фронтовые письма (ко Дню Победы) (Урок в 7 классе)
план-конспект урока (7 класс) на тему

Новикова Елена Борисовна

Цели и задачи:

·         развитие интереса у обучающихся к эпистолярному жанру;

·         воспитание познавательного интереса к написанию бытового, делового письма;

·         воспитание бережного отношения к своему языку;

·         воспитание вдумчивого, уважающего читателя, способного сострадать и любить;

·         развитие  речевых навыков, расширение представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;

·         анализ фронтовых писем солдат – участников Великой Отечественной войны и определение их ценности как исторического источника;

·         дать представление о значении писем времен Великой Отечественной войны;

·         воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Роль писем в жизни человека.

Особенности написания письма.

Фронтовые письма (к 70-летию Победы)

(Урок в 7 классе)

Учитель: Новикова Елена Борисовна, высшая квалификационная категория. Преподаватель  русского языка, литературы и МХК, город Пермь.

Цели и задачи:

  • развитие интереса у обучающихся к эпистолярному жанру;
  • воспитание познавательного интереса к написанию бытового, делового письма;
  • воспитание бережного отношения к своему языку;
  • воспитание вдумчивого, уважающего читателя, способного сострадать и любить;
  • развитие  речевых навыков, расширение представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;
  • анализ фронтовых писем солдат – участников Великой Отечественной войны и определение их ценности как исторического источника;
  • дать представление о значении писем времен Великой Отечественной войны;
  • воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Ход урока.

1 часть урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас третий урок из цикла на тему «Роль писем в жизни человека». Давайте вспомним всё, о чём мы с вами говорили на предыдущих уроках.

  • Вопрос классу:
  • А вы  пишете письма?
  • Как вы думаете, есть ли правила написания письма или их можно писать как угодно?

Прослушайте письмо  бабушке современного подростка, отдыхающего в  лагере,  и выскажите своё мнение о его содержании:

                   Бабуля, здравствуй! Не грусти.

                Конфеты кончились, учти.

                Я сделал лук. Носки сушу.

                Два дня письмо тебе пишу.

                А у меня большое горе-

                Пропали плавки на заборе.

                Здесь скучно. Я в поход ходил.

                Кончаю. Все. Твой внук Кирилл.

(Ребята высказывают своё мнение)

  • Знакомство с правилами написания письма и речевыми клише  с применением презентации (у каждого  ученика – раздаточный материал)
  • Словарная работа

Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске: «адресат» и «адресант». В чем их отличие? Только ли в написании? (Составляются словосочетания и предложения, записываются в тетрадях). Вспомните значения слов «марка», «индекс», «конверт». (Объясняются значения этих слов).

Учитель: В связи с развитием телефонной связи письма в настоящее время пишут редко. Многие думают, что не стоит тратить свое время на написание писем, что гораздо быстрее позвонить другому человеку и сообщить ему что-то. Может быть,  это верно, но разве можно сравнить разговор по телефону или так называемые SMS с письмом, созданным в расчете на внимательное прочтение того самого человека, с которым мы хотим поделиться горем или радостью?

Правда, в современных условиях традиции написания писем начинают возрождаться, получают второе дыхание. Это связано с развитием электронной почты, совмещающего быстроту доставки с индивидуальной направленностью сообщения. Но все-таки, как описать те ощущения от осознания того, что письмо, лежащее перед тобой, некоторое время назад держал в руках дорогой человек.

Слово адрес вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме (посылке, бандероли), указывающую получателя и место назначения.

  • Обратимся к словарю:
  • Адресат - [нем. Adressat < фр.] – получатель, тот, кому адресовано письмо (посылка, бандероль).
  • Адресант - [нем. Adressant < фр.] – отправитель, тот, кто оправляет письмо (посылку, телеграмму и т.д.).
  • “Эпистола” - “послание”, перевод с латинского языка, литературный жанр, послание в форме письма.
  • “Эпистолярный” жанр - один из лирических жанров в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной в прозе и поэзии.
  • Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).
  • Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)
  • Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)
  • Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).
  • Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон).

 Почтовый конверт (история, вид) – сообщение заранее подготовленного ученика.

Правила подписания конверта  (сообщение ученика)

  • Правила написания письма.

– Существуют правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). К.Г. Паустовский заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».

– То есть, правильная структура письма должна включать в себя некоторые компоненты:

1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя, .
2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.
4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
5. Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.

Языковое оформление письма (памятка для учащихся)

1. Принятые условные эпистолярные формулы – обращения, приветствия:

– непринужденная форма обращения (между знакомыми или близкими): – Мой дорогой мальчик! – Дорогой Александр Степанович! – Милый дружище Александр – Дорогой друг;

– официальные формы обращения: Господин редактор! – Глубокоуважаемый Александр Степанович!

2. Этикетные формулы, клише:

– Я знаю, какую смелость беру на себя, обращаясь к Вам... – Не откажите в любезности... – Если у Вас хватит времени и терпения прочесть это письмо... – Смотрел спектакль и хочу выразить Вам свое восхищение... – Давненько мы с Вами не виделись... – Спешу тебя поздравить... – Ты, мой друг, высказал мнение... – Как-то ты утверждал ... – Не знаю, может быть, дорогой друг, у тебя возникнет иное мнение, но я думаю...

3. Типичные разговорные обороты, краткие конструкции, вопросительные, восклицательные предложения:

– Какое ты мне хорошее письмо написал(а)! – Как ты учишься? – Как вы живете? – Ах, да. Забыл написать... – Представляешь?

4. Типичные обороты конца письма:

– Искренне Ваш... – С уважением... – С глубоким уважением... – До свидания... – До скорого... – Ваш Виталий. – Я надеюсь, мой друг, что, прочитав мое письмо, ты... – На этом я заканчиваю писать. До свидания. С уважением, Михаил. Дата, место. – P.S. – Vale!

Какие коммуникативные задачи (задачи, которые вы ставите перед собой и стремитесь решить при общении с другими людьми) преследует адресант?

1. Сообщить, оповестить.
2. Поздравить.
3. Извиниться.
4. Поделиться впечатлениями, чувствами.
5. Поблагодарить; и т.д.

Характерные признаки   личного письма:

  • Включение в письмо не только общеупотребительных слов, но и просторечий, архаизмов, диалектизмов.
  • Речь письма синтаксически разнообразна. Есть и простые короткие предложения, и неполные, и предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами, междометиями. Есть и сложные предложения. Разнообразны предложения по цели высказывания.
  • Используются образные средства: эпитеты, сравнения, экспрессивные синонимы и антонимы, метафоры и др.
  • Взволнованный тон.
  • Эмоционально окрашенные слова.
  • Использование риторических вопросов, восклицаний.

  • Проверка домашнего задания: ( по группам – Зачитывают свои письма)

1 группа: Ребята читают письма, написанные в стиле XIX  века

2 группа: Ребята читают письма, написанные  маме

3 группа: Ребята читают письма, написанные другу

  • Давайте сравним эти письма
  • Задание.  Какие черты эпистолярного жанра сохраняются во всех этих письмах?

- (ребята отвечают)

  • Ребята! Письма также используются авторами в художественных произведениях. Но об этом мы будем говорить позже, на  уроках литературы.

2 часть урока

  • Вторая, и основная,  часть нашего урока посвящена письмам Великой Отечественной войны, фронтовым письмам.

 Слово учителя. Старые, дорогие сердцу письма. Письма 1941–1945 годов.

  • Фронтовые треугольники, письма наших дедов и прадедов, которым уже более 70  лет. Они давно стали семейной реликвией, святыней, памятью, документами, достоянием музеев Боевой Славы

Отгремела война, уже давней историей стала,
Но никак не отпустит тревожную память бойца.
От фугасов и мин мы очистили наши кварталы, 
Но какой же сапер разминирует наши сердца?
В. Кочетков

  • 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны, немецкие войска атаковали границы нашей Родины. Началась самая страшная в истории нашей страны война. На борьбу с фашистами поднялся весь народ, от мала до велика. Все, кто мог держать в руках оружие, стремились попасть на фронт. Военкоматы были переполнены добровольцами. Вслед за отцами уходили на фронт сыновья, безусые мальчишки, прямо из-за школьных парт шагнувшие в окопы. Вся страна жила одной мыслью: «Все для фронта! Все для победы!»
  •  Великая Отечественная война ушла в прошлое. Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. Героические подвиги защитников Отечества навечно вписаны золотыми буквами в трагическую и славную летопись нашего народа. Трудно выразить словами, сколько боли, горечи и слез выпало на долю матерей в годы войны? Какая безмерная тяжесть легла на хрупкие женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт? Как поддерживали они любимых сыновей теплыми, ласковыми словами в своих письмах.

  • Сегодня мы познаем смысл словосочетания «фронтовые письма». У каждого человека с этими словами связаны воспоминания о самой страшной трагедией на Земле, которая унесла миллионы человеческих жизней, жизней тех, кто так хотел жить и любить, мечтать и творить. Писать стихи и сочинять песни, а также о Великом дне, дне который стал воистину Великим, Дне Победе.
  • Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!

Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Они бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. В них сама история, величие и трагедия ВОВ.

Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.

Наш урок проходит  в год  72-летия  Победы, 72-летия Великого Парада Победы. Давайте перенесемся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С Великой Отечественной… С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они.

А письма
В треугольничках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
                                 Г. Серебряков

(Звучит песня «Фронтовые письма» в исполнении  гр. «Непоседы»)

(На экране треугольник солдатского письма с фронта ВОВ).

– Что вы видите на экране?

– Как вы думаете, почему письмо сложено треугольником?

(Сообщение детей о письмах-треугольниках).

 Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.

Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

– Объясните словосочетание полевая почта.

(Полевая почта – это вид почтовой связи, которая устанавливалась в условиях боевых действий).

– О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, о семье, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив – здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой.

  • Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек  жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами, десятилетиями.

 

  • Хранили эти письма и в нашей семье. До сих я перебираю и читаю письма, которые мой отец писал своей маме, Анне Фёдоровне.

  • Перед вами лежат конверты, откройте их. Что вы в них видите?
  • Да! Это те самые письма! Письма Великой Отечественной. Вы держите в руках Частичку Истории. Рассмотрите их ! Прочитайте!

Что вы чувствуете? Что вы видите? Может, вы хотите задать вопросы? Эти письма прошли по всей нашей стране, некоторые из них прошли по Европе. Из Венгрии, Болгарии, Румынии…

Может, вам не понятно, почему они адресованы в город Молотов?

 Кто ответит на этот вопрос?

– Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.

Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!

– Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.

 (Звучит песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева «Письмо отца»).

– Как много письма значили для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине – Валентине Серовой. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, газета «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.… Предлагаю послушать его и ответить на вопрос: «В чем сила этого стихотворения?»

(Звучит стихотворение К. Симонова «Жди меня»).

  • Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения).

– С той поры прошло много лет. Но по-прежнему острые солдатские треугольники, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков, напоминают молодым: без этих писем тоже не было бы победы.

  • Подберите слова-ассоциации к словосочетанию «Фронтовые письма». 

– Охарактеризуйте свое душевное состояние, когда вы слышите это словосочетание. Запишите на листочках.

(Фронтовые письма – радость, неожиданность, тревога на душе, наша история, вечная память, семейная реликвия, счастье, согревающие строчки, стук сердца, биение сердца, слезы радости, шелест старых страниц…)

Итоги урока

– Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами. Как вы думаете, каково значение писем военных лет?

– Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. Они помогали выжить в нечеловеческих условиях, отвечали на вечные и бесконечные жизненные вопросы.

Домашнее задание:  написать  письмо Ветерану  Великой Отечественной

Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку.  72 года прошло со дня  Великой Победы, и  я предлагаю вам написать письмо. Это может быть  письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны; письмо-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире» и др.

(используя требования и особенности составления писем).

В письмах вера солдата в наши мирные дни
Хоть и были когда-то далёко они.
Прошу Вас: храните солдатские письма
Они и просты и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла.
Прошу Вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!

P.S.  После проверки писем учителем ребята подарили их ветеранам, встреча с которыми состоялась через неделю. Письма получились проникновенными и искренними.

Приложение

Текст писем учеников

  1.  Здравствуй, дорогой Ветеран Великой Отечественной войны!

     Вот уже 70 лет небо нашей Родины освещают победные праздничные салюты.

     Вы бились за нашу жизнь. Мы благодарны Вам, без Вас нас бы не было. Каждый день Вы уходили на поле и верили, что увидите своих родных. Они же надеялись, что вы вернетесь.     Мы дорожим Вами. Я не представляю, как там, на войне, а Вы прошли весь этот путь с начала и до конца.

      Ваша жизнь – это частичка истории. Сейчас у нас мирное небо над головой, всё благодаря Вам.

Дорогой ветеран, живи долго! Мы не забудем Вас!

    Масалкина Влада, ученица 7 А класса,

средней школы № 48 города Перми.

  1.                   Здравствуйте, уважаемый ветеран!

     Пишет Вам семиклассница города Перми. Пишу Вам с невероятной благодарностью. Спасибо за всё, что Вы сделали во время Великой Отечественной войны. Спасибо за то, что Вы доблестно сражались, бесстрашно бросались под пули, шли в последний бой за Родину, за близких, за будущую жизнь своих потомков. Спасибо за то, что не сдались, не опустили руки. Вы сражались до последней капли крови, не отступая даже на метр, боясь отдать врагу частичку нашей земли. Спасибо Вам за чистое небо, за ясный день. Мы благодарны      Вам за то, что не слышим  гул самолётов, взрывы  бомб, рёв танков. Можно бесконечно продолжать Ваши заслуги.

     Знайте, мы никогда не забудем Ваш подвиг. Мы будем передавать эту память остальным потомкам из поколения в поколение.

     Всего Вам самого наилучшего, долгих лет жизни, крепкого здоровья. Не болейте!

                          До свидания.

С уважением, Кристина Смелякова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Роль школы в жизни подростков" для 7 класса

Это  методическая разработка урока из раздела "Школьные проблемы подростов" УМК Биболетовой  З.М. для 7 класса. Это третья тема раздела и полностью опирается на предыдущие темы и является их...

Урок литературы в 11 классе "Роль маски в жизни и творчестве Николая Степановича Гумилёва"

О Николае Степановиче Гумилеве остались противоречивые воспиминания современников. Одни считали его высокомерным, другие добрым и щедрым. Поэт в стихотворениях примерил не мало масок: пирата, бродяги,...

Презентация к уроку "Роль гидросферы в жизни Земли" часть1 7 класс

Презентация о роли воды в природе и жизни человека...

Презентация к уроку "Роль гидросферы в жизни Земли" часть 2 7 класс

Продолжение презентации "Вода - необходимое условие для существования жизни на Земле"...

Урок – практикум «Роль экономики в жизни общества» 10 класс.

Урок – практикум «Роль экономики в жизни общества»  10 класс....

Урок обществознания в 10 классе по теме "Роль СМИ в жизни общества"

Конспект урока обществознания "Роль СМИ в жизни общества" и презентация к уроку.  Цель урока: подвести к выводу о той роли ,которую играют СМИ в политической, экономической, духовной жизни общест...