Рабочая программа по татарской литературе в 11 классе за 2017-2018 учебный год.
рабочая программа (11 класс) на тему

Арсланова Венера Мударисовна

Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:

1. “Закон об образовании в  Российской Федерации”.

2. Закон Республики Башкортостан “Об образовании”.

3. «Программа  по татарскому языку  для средней (полной) общеобразовательной школы” под редакцией М.З.Закиева(1-11 классы, Казань, “Магариф”,2003).

4. А.Г. Ахмадуллин “Программы по татарской литературе для средней (полной) общеобразовательной школы 5-11 классы”, Казань, “Магариф”, 2005.

 5.Учебное пособие:  Р. Г. Минниахметов, Т. Ф. Минниахметова. «Татарский язык». Учебник для 10-11 классов ОУ Республики Башкортостан сродным (татарским) языком обучения.  Уфа. Китап, 2007 год.

  6.А. Г. Ахмадуллин, Ф. Г. Галимуллин,  Т.Н Галиуллин   «Татарская литература». Учебное пособие для 11класса  с   родным (татарским) языком обучения.  Казань, «Магариф», 2005 год. А. Г. Ахмадуллин, Ф. Г. Галимуллин  «Хрестоматия по татарской литературе» .  Казань, «Магариф», 2005 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_11_klass.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с. Бураево»

муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан

Рассмотрено                              Согласовано                                     Утверждаю

на заседании ШМО                Зам. Директора по УВР               Директор школы

учителей__________            _____Фархутдинова Л.Р.                   _______Камильянова И.В.  

рук. ШМО

_______Ягафарова З.А.

пр.№___от____2017 г.        «___»_______2017 г.                    Приказ №___от_____2017г.  

Рабочая программа

по татарской литературе в 11 классе

за 2017-2018 учебный год.

Разработала: Арсланова В.М.,

учитель татарского языка и литературы.

с. Бураево, 2017.

                                       

                                        Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:

1. “Закон об образовании в  Российской Федерации”.

2. Закон Республики Башкортостан “Об образовании”.

3. «Программа  по татарскому языку  для средней (полной) общеобразовательной школы” под редакцией М.З.Закиева(1-11 классы, Казань, “Магариф”,2003).

4. А.Г. Ахмадуллин “Программы по татарской литературе для средней (полной) общеобразовательной школы 5-11 классы”, Казань, “Магариф”, 2005.

 5.Учебное пособие:  Р. Г. Минниахметов, Т. Ф. Минниахметова. «Татарский язык». Учебник для 10-11 классов ОУ Республики Башкортостан сродным (татарским) языком обучения.  Уфа. Китап, 2007 год.

  6.А. Г. Ахмадуллин, Ф. Г. Галимуллин,  Т.Н Галиуллин   «Татарская литература». Учебное пособие для 11класса  с   родным (татарским) языком обучения.  Казань, «Магариф», 2005 год. А. Г. Ахмадуллин, Ф. Г. Галимуллин  «Хрестоматия по татарской литературе» .  Казань, «Магариф», 2005 год.

                     Общая характеристика учебного предмета

  Татарский язык – важнейшее средство познания других наук, средство развития мышления и воспитания учащихся. Обучение татарскому языку в11  классе должно   заложить основы для его последующего развития и совершенствования при наличии значимой для учащихся речевой практики. Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культурологическом. Основными Принципами обучения татарскому языку в 11 классе являются принципы коммуникативности, сознательности (системности).  Второй подход, реализуемый в обучении  татарскому языку,- культурологический. В соответствии с этим подходом обучение татарскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре  татарского  народа, осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.

Литepaтypa - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и    ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его   национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации.   Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы  как культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство   человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текстa,  формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  - выразительное чтение художественного текста;

  - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с  творческим заданием);

  - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  - анализ и интерпретация произведения;

  - составление планов и написание отзывов о произведениях;

  - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

  Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с татарским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической.  И татарский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.   Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и татарского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение татарского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

   Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя.  

                        ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА

    Цели обучения татарскому языку – научить школьников практически владеть родным языком.   В ходе изучения родного  языка формируются речевые способности обучающегося,  культура речи,  интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям Башкортостана, заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка.

    Задачи преподавания татарского языка в  школе состоят в том, чтобы:

- дать определенный круг знаний о строе татарского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений),

- сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной, а также использовать их с учетом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;

- выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;

- пробудить интерес к изучению татарского языка.

Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:

 • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

 развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряд) других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основы историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечение базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур' выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания: грамотного использования татарского литературного языка при создании собственных устных высказываний.

         Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный план МОАУ СОШ с.Бураево 2017-18 уч.г. отводит в 11 классе на предметную область «Татарская литература» 68 часов, 2 часа в неделю. Данная программа рассчитана на 68 учебных часа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Татарская литература как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал который очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного  произведения  формируется  духовно- нравственного воспитание и развитие  учащихся.

Литература как вид искусства знакомит учащихся с нравственно- эстетическими ценностями своего народа  и человечества  и способствует  формированию  личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

На уроках литературы продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая  в рамках урока литературы, формирует личностные качества человечества, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

                                               

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения   учебного предмета

Личностные: 

 совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к татарской  литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

 

Предметные:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений  литературы 20 в., татарских писателей 20в ;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

Метапредметные:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

 • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

                               Содержание учебного  предмета

Татарская литература в зарубежных странах. Творчество Г.Исхакый (“Көз”), Н.Исәнбәт  (“Идегәй”), М.Джалиль  (стихотворения), Ф.Карим  (стихотворения),  Г.Баширов (“Намус”), Х.Туфан  (стихотворения), А.Еники  (Матурлык”), Г.Ахунов (“Хәзинә”), Н.Фаттах  (“Сызгыра торган утлар”), А.Гилязов  (“Әтәч менгән читәнгә”),  М.Магдиев  (“Кеше китә –жыры кала”), А.Баянов  (“Сәяхәтнамә”), И.Юзеев  (“Өчәү чыктык ерак юлга”), Т.Миннуллин  (“Әлдермештән Әлмәндәр”), Р.Файзуллин и Р.Харис, Р.Мухамадиев  (“Ак кыялар турында хыял”), Р.Батулла (“Сират күпере”), Р.Хамид (“Жиде бажа”,  современная татарская детская  литература. Письменная работа.  

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Загидуллина Д.Ф. Методика преподавания татарской литературы в школе. – Казан: “Мәгариф” 2000,

 Современная татарская литература Авторы.: Р.Г.Закирова,         Л.А.Гиззатуллина. – Казан: “Мәгариф”, 2004

   Поварисов С.Ш. Мәктәптә әдәби әсәрләрнең телен өйрәнү. - Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1978.

     Трофимова С.М. Учителю татарского языка и литературы. – Казань: “Яңалиф”,2005.

    Каюмова Г.Ф.  Из опыта преподавания татарского языка и литературы. – Казань: “Яңалиф”, 2003.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Дәреснең темасы

Тема урока

Сәгать

Часы

1

Чит илләрдә татар әдәбияты. Татарская литература в зарубежных странах.

1

2

Г.Исхакыйның тормышы. Жизнь и творчество Г. Исхаки.

1

3

Г.Исхакыйның “Көз” повесте. Повесть “Көз” Г. Исхаки.

2

4

БСҮ “Кеше үз язмышына үзе хуҗа”. Развитие связной речи.

1

5-6

30 нчы елларда поэзия үсеше. М.Җәлил, Г.Кутуй, Ф.Кәрим, Һ.Такташ шигырьләре. Развитие поэзии в 30х г.г. Стихи М. Джалиля, Г.Кутуя, Ф.Карима, Х.Такташа.

2

7

Н.Исәнбәтнең тормыш юлы һәм иҗаты. Жизнь и творчесто Н. Исанбата.

1

8-9

 Н.Исәнбәт драматургиясе. ”Идегәй” трагедиясе. Драматургия Н. Исанбата. Трагедия “Идегәй”.

2

10

40-50 еллар әдәбиятында Бөек Ватан сугышы һәм татар язучылары. Великая Отечественная война и татарские писатели в литературе 40-50 г.г.

1

11

40-50 еллардагы проза үсеше.Развитие прозы в 40-50 г.г.

1

12

40-50 нче елларда драматургия. Драматургия 40-50х г.г.

1

13

М.Җәлилнең тормышы һәм иҗаты. 20-30 нчы еллар иҗаты. Жизнь и творчесто М. Джалиля. Творчество 20-30х г.г.

1

14

М.Җәлилнең сугыш чоры иҗаты. Творчество М. Джалиля во время ВОВ.

1

15

М.Җәлилнең ”Моабит дәфтәрләре”. “Моабитские тетради” М. Джалиля.

1

16

БСҮ.  М.Җәлилнең бер шигырен яттан сөйләү. Развитие связной речи. Выучить наизусть стихотворение М.Джалиля.

1

17

Ф.Кәримнең тормышы һәм иҗаты. Жизнь и творчество Ф. Карима.

1

18

Класстан тыш уку. Ф.Кәрим шигырьләре. Внеклассное чтение. Стихи Ф. Карима.

1

19

Татар әдәбияты яңа сыйфат үзгәрешләренә күчеш чорында. 50-60 еллар әдәбиятына күзәтү. Татарская литература в эпоху перехода в новые перемены. Обзор литературы 50-60х г.г.

1

20

50-60 нчы еллар әдәбияты. Тыныч тормышны сурәтләү юлында.Литература 50-60х г.г. На пути освещения мирной жизни.

1

21-22

Проза үсеше. Г.Бәширов “Намус” романы. Развитие прозы. Роман “Намус” Г. Баширова.

2

23

Х.Туфанның тормышы һәм башлангыч чор иҗаты. Жизнь и начало творчества Х. Туфана.

1

24

Х.Туфанның тоткынлык чоры иҗаты. Творчество Х.Туфана в годы заточения.

1

25

Х.Туфанның 60-70 нче еллар иҗаты. Творчество Х.Туфана в 60-70 г.г.

1

26-27

Ә.Еникиның тормышы һәм иҗаты, “Әйтелмәгән васыять әсәре”. Жизнь и творчество А.Еники. Произведение “Әйтелмәгән васыять”.

2

28

Ә.Еникиның сугыш чоры иҗаты. ВОВ в творчестве А. Еники.

1

29

Ә.Еникинең повестьлары. Повести А. Еники.

1

30

Класстан тыш уку. Ә.Еникинең “Матурлык” хикәясе. Внеклассное чтение. Рассказ “Матурлык” А. Еники.

1

31

Әдәбиятка яңа иҗат көчләре килү. Г.Ахуновның тормышы һәм иҗаты. В литературу приходят новые силы. Жизнь и творчество Г. Ахунова.

1

32-33

Г.Ахунов “Хәзинә” романы. Роман “Хәзинә” Г. Ахунова.

2

34

Н.Фәттахның тормышы һәм иҗаты. Жизнь и творчество Н. Фаттаха.

1

35-36

Н.Фәттахның “Сызгыра торган уклар” романы. Роман Н. Фаттаха “Сызгыра торган уклар”

2

37

Н.Фәттахның “Сызгыра торган уклар” романының сәнгатьчә эшләнеше. Творческое преподнесение романа Н.Фаттаха “Сызгыра торган уклар”.

1

38

А.Гыйләҗевның тормышы һәм иҗаты. Жизнь и творчество А. Гилязева.

1

39-40

А.Гыйләҗевның “Әтәч менгән читәнгә” повесте. Повесть А. Гилязева “Әтәч менгән читәнгә”.

2

41

М.Мәһдиевнең тормышы һәм иҗаты. Жизнь и творчество М.Магдеева.

1

42-43

М.Мәһдиевнең “Кеше китә – җыры кала” повесте. Повесть М. Магдеева “Кеше китә – җыры кала”.

2

44

Ә.Баянов “Сәяхәтнамә” поэмасы. Поэма “Сәяхәтнамә” А. Баянова.

1

45

Класстан тыш уку Ә.Баянов “Тау ягы повесте”. Внеклассное чтение. Повесть А. Баянова “Тау ягы”.

1

46-47

И.Юзеевның тормышы һәм иҗаты. “Өчәү чыктык ерак юлга” поэмасы. Жизнь и творчество И. Юзеева. Поэма “Өчәү чыктык юлга”.

2

48

И.Юзеев “Мәңгелек белән очрашу”. “Мәңгелек белән очрашу” И. Юзеева.

1

49

Т.Миңнуллинның тормышы һәм иҗаты. Иҗат үзенчәлекләре. Жизнь и творчество Т. Миннуллина. Особенности его творчества.

1

50-51

Т.Миңнуллин “Әлдермештән Әлмәндәр”. “Әлдермештән Әлмәндәр”. Т. Миннуллина.

2

52

Б.С.Ү. Сочинение “Әлмәндәр – ил карты”. Развитие связной речи. Сочинение.

1

53

Хәзерге татар әдәбиятына кереш. Введение в современную татарскую литературу.

1

54

Поэзия балкышы. Гамил Афзал, Н.Арсланов, Ш.Галиев шигырьләре. Поэзия. Стихи Г.Афзала, Н. Арсланова, Ш. Галиева.

1

55

Р.Фәйзуллин иҗаты. “Гадиләргә гимн”, “Көрәшчеләр” поэмалары. Творчество Р. Файзуллина. Поэмы “Гадиләргә гимн”, “Көрәшчеләр”

1

56

Р.Харис иҗаты.

М.Әгъләмов тормышы, иҗатының үзенчәлекләре. Творчество Р. Хариса. Жизнь М. Аглямова, особенности его творчества.

1

57

Проза жанрының үсеше. Г.Ахуновның “Идел кызы “ романы, М.Хәсәнов “Язгы аҗаган” әсәрләре. Развитие прозы как жанра. Роман Г. Ахунова “Идел кызы”, произведение М. Хасанова “Язгы аҗаган”.

1

58

И.Сәләхов, А.Гыйләҗев иҗатлары һәм аларның әсәрләре. Творчество И. Саляхова, А. Гилязева.

1

59

Класстан тыш уку Р.Батулла “Сөембикә” романы. Внеклассное чтение. Роман Р. Батуллы “Сөембикә”.

1

60-61

М.Хәбибуллин “ Кубрат хан” романы, Ф.Латыйфи “Хыянәт” романы. Роман М. Хбибуллина “Кубрат хан”, роман Ф. Латифи “Хыянәт”

2

62

Р.Мөхәммәдиевнең  тормышы һәм әсәрләре. Жизнь и творчество Р. Мухаммадиева.

1

63

Р.Мөхәммәдиевнең “Ак кыялар турында хыял” повесте. Повесть Р. Мухаммадиева “Ак кыялар турында хыял”.

1

64

Хәзерге драматургия. Современная драматургия.

1

65

Рабит Батулла иҗаты һәм аның “Сират күпере”драмасы. Творчество Р. Батуллы. Драма “Сират күпере”.

1

66

Ризван Хәмид иҗаты. Творчество Р. Хамида.

1

67

Балалар әдәбияты. Детская литература. Ш.Галиев, Р.Миңнуллин иҗатлары. Творчество Ш.Галиева, Р.Миннуллина.

1

68

Кабатлау.Повторение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе: - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».-Закона РТ «Об образовании »-Федерального компонента государственного...

Рабочая программа по литературе 9 класс (ФГОС), 2017-2018 год

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...

Рабочая программа по литературе 9 класс (ФГОС), 2017-2018 год

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...

Рабочая программа по математике 6 класса на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа опирается на УМК:- Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "...

Рабочая программа по геометрии 7 класса на 2017-2018 учебный год

        Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. &nd...

Рабочая программа по литературе 9 класс Курдюмова 2017-2018 уч. год

Рабочая программа по литературе для 9 класса  соствлена в соответствии с Программой для  общеобразовательных учреждений по литературе(5-11классы) /Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольце...

Рабочая программа по литературе 11 класс (ГОС), 2017-2018 год

Данная рабочая программа по литературе для обучения в 11 классе МОУ Пречистенская средняя школа составлена с учётом Авторской программы Т.Ф. Курдюмовой, Дрофа, 2009....