Рабочая программа по литературе 9 класс Курдюмова 2017-2018 уч. год
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Казанцева Наталия Викторовна

Рабочая программа по литературе для 9 класса  соствлена в соответствии с Программой для  общеобразовательных учреждений по литературе(5-11классы) /Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9_n.docx106.08 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5

города Каменск-Шахтинского

Рассмотрено                                                «Утверждаю»

Педагогическим советом                           директор МБОУ лицея №5

МБОУ лицея №5                                         Гайдукова С.П.____________

Протокол № 1 от 29.08.17                          Приказ  № 208-о от 30.08.17

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по  литературе

Уровень общего образования  9 р 1 класс    основное общее

Количество часов  102

Учитель   Казанцева Наталия Викторовна

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных

заведений «Литература 9 класс»  Т.Ф. Курдюмова

(М., Дрофа, 2012)

2017/2018 учебный год

1. Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:

1.Закон Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Закон РО от 14.11.2013 № 26-3С «Об образовании в РО».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Программа для  общеобразовательных учреждений по литературе(5-11классы) /Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой.-6-е изд.,перераб. и доп..-М.,:Дрофа,2012.

5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2017 -2018 учебном году.

6.Образовательная программа МБОУ лицей № 5.

7.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.

8.Учебный план МБОУ лицей №5 на 2017-2018 учебный год.

9.Письмо СанПиН 2.4.2821-10 от 16.03.2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Цели учебного предмета.

В 9-ом классе  ученики знакомятся  с курсом на историко-литературной основе. Структура курса дает возможность получить первоначальные знания по истории литературы.. Среди них – сведения о литературе Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, об основных направлениях в литературе: классицизме, сентиментализме, романтизме, разнообразных формах реализма, знакомство с русской профессиональной литературной критикой.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В  9  классе  решаются задачи  предпрофильной  подготовки  учащихся, закладываются  основы  систематического  изучения  историко-литературного  курса.

   Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

     На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Задачи учебного предмета

  • создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • создать условия для развития умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • создать условия для формирования  умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • способствовать овладению учащимися возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • способствовать овладению учащимися  важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
  • создать условия для повышения индивидуальной активности;
  • создать условия для повышения  внутренней  мотивации к изучению предметов;
  • создать условия для расширения кругозора школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Основная задача обучения в 9 классе - углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

        Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 9 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

       Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Место учебного предмета «Литература»

      Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе – 102 часов (3 часа в неделю)

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления),  реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлаботоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

Учащиеся должны уметь:

  • прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;
  • анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
  • оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
  • использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.

Способы оценки достижения планируемых результатов

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений  в 9 классе должен быть 3-4 страницы. Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти  дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых  в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.

Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:

прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение  пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,

умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);

свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который:

показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями  и навыками при анализе прочитанных произведений;

умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается  одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:

в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;

об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:

незнание существенных вопросов содержания произведения;

неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

незнание элементарных теоретико-литературных понятий;

слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:

полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;

неумение построить монологическое высказывание;

низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки.

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

 Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее

Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов

1.Программа по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, допущенной Департаментом образовательных стандартов общего образования Российской Федерации Министерства образования Российской Федерации по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений

2.Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений «Литература 8 класс» (авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова – М., Дрофа, 2012);

3..Курдюмова Т.Ф. Литература9 класс. Методические рекомендации. М, Дрофа, 2007.

4.Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 9 кл. - СПб.: Просвещение, 2004.

5. Хрестоматия для чтения в 8-9  классах «Литература Дона». Ростов - на- Дону. ЗАО «Книга», 2005.

6. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2014.

Электронные пособия:

1.  Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;

2. 1С. Познавательная коллекция. Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Интернет-ресурсы:

http://www.drevne.ru         Образовательный портал «Древнерусская литература».

http://www.gramma.ru

http://www.gumer.info   Библиотека Гумер-гуманитарные науки

http://www.encyclopedia.ru  Каталог электронных энциклопедий

http://www.krugosvet.ru

http://www.Lib.ru   Библиотека Максима Мошкова.

http://www.litera.ru

Сервер "Литература" http://litera.edu.ru

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.  http://www.litwomen.ru

Электронная библиотека современных литературных журналов России.

http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm

Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.

http://www.pushkinskijdom.ru

Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук .

http://www.vavilon.ru

Сайт посвящен современной русской литературе.  http://feb–web. Ru

Уроки литературы в 9 классе. Издательство Кирилла и Мефодия

3. Содержание учебного предмета

Раздел №

Тема

Количество часов

Контрольные, практические работы (количество часов)

1

Введение. Литература эпохи Средневековья

    2ч

1 ч. Диагностическая работа

2

Древнерусская литература

    3ч

Домашнее сочинение

3

Литература эпохи Возрождения

    1ч

4

Литература 18 века

  10ч

1ч.Сочинение по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

5

Литература 19 века

  52ч

1ч.Сочинение - рассуждение по комедии А.С.Грибоедова

1ч. К.р по творчеству А.С.Пушкина

1ч.К.р по творчеству М.Ю.Лермонтова

1ч. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя

«Мертвые души»

2ч. Тестовая работа (по типу ОГЭ)по произведениям литературы 19 века

6

Литература 20 века

  34ч

1ч. Сочинение дневникового характера о восприятии поэзии

1ч. Сочинение по произведениям литературы 20 века

1ч. Итоговая тестовая  работа

итого

102 часа

12 часов

Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.

М е т о д и к а.  При изучении этого курса целесообразно учитывать подготовленность учащихся и все обстоятельства конкретной ситуации изучения курса. Возможно использование различного количества часов на изучение монографических тем или даже их превращение в обзорные, которые содержат достаточно лаконичный материал о жизни и творчестве писателя. Этот вопрос решается учителем в зависимости от обстоятельств. Часто такого рода сокращение происходит при изучении древней литературы, литературы XVIII в., а также ряда конкретных монографических тем конца XX в.

Т е о р и я.  Понятие о литературном процессе.

Литература эпохи Средневековья

Данте.  «Б о ж е с т в е н н а я  к о м е д и я»  (фрагменты). Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.

Т е о р и я.  Название произведения.

Древнерусская литература

Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).

«С л о в о  о  п о л к у  И г о р е в е».  Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Поэтические переводы (В. Жуковский. К. Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.

Т е о р и я.  Стихотворный перевод.

М е т о д и к а.  При знакомстве со «Словом...» очень важно активно включать в уроки фрагменты из лучших переводов и предельно активно использовать возможности взаимодействия искусств.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир.  «Г а м л е т».  Слово о драматурге. Гамлет — герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных» образов.

Т е о р и я.  «Вечный» образ.

Литература XVIII века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности классицизма и сентиментализма в русской литературе.

М е т о д и к а. Изучение одной из монографических тем (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин и др.). Знакомство с остальными темами в обзорном порядке.

М. В. Ломоносов.  «О д а  н а  д е н ь  в о с ш е с т в и я  н а  В с е р о с с и й с к и й  п р е с т о л  е я  В е л и ч е с т в а  г о с у д а р ы н и  и м п е р а т р и ц ы  Е л и с а в е т ы  П е т р о в н ы.  1747 г о д а»,  «В е ч е р н е е  р а з м ы ш л е н и е  о  Б о ж и е м  в е л и ч е с т в е  п р и  с л у ч а е  с е в е р н о г о  с и я н и я»  (фрагменты). Ломоносов — учёный, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.

Т е о р и я.  Ода. Силлабо-тоническое стихосложение.

Г. Р. Державин.  «О д а  к  Ф е л и ц е»,  «В л а с т и т е л я м  и с у д и я м»,  «П а м я т н и к».  Державин — крупнейший поэт XVIII в. «Ода к Фелице» (общая характеристика с разбором отдельных строф). «Властителям и судиям», «Памятник» и другие поэтические произведения. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос его лирики.

Т е о р и я.  Классицизм и классика.

Д. И. Фонвизин.  «Н е д о р о с л ь».  Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.

Т е о р и я.  Классицизм в драматическом произведении.

Н. М. Карамзин.  «Б е д н а я  Л и з а».  Карамзин — писатель и ученый. Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Мир природы и психологическая характеристика героев. Авторская позиция. Язык и стиль повести. Карамзин-историк.

Т е о р и я.  Сентиментализм.

А. Н. Радищев.  «П у т е ш е с т в и е  и з  П е т е р б у р г а  в  М о с к в у».  Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии...». Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия...».

Т е о р и я.  Традиции жанра путешествия.

М е т о д и к а.  Темы, связанные с изучением русской литературы XVIII в., могут изучаться как монографические или включаться в общий обзор. Решение учителя зависит от подготовленности класса и конкретных обстоятельств организации уроков.

И. Гёте.  «Ф а у с т»  (фрагменты). Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст». Неразрывность связи добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Т е о р и я.  «Вечные» образы в литературе.

Литература XIX века

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский. К. Н. Батюшков. А. С. Пушкин. Н. М. Языков. А. В. Кольцов. Е. А. Баратынский. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина.

Романтизм в русской литературе. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Т е о р и я.  Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.

Дж. Г. Байрон.  «Д у ш а  м о я  м р а ч н а...»,  «В и д е н и е  В а л ь т а с а р а»,  «С т а н с ы».  Жизнь великого поэта — властителя дум поколения и его творчество. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона. Герои его лирики. Образ автора в строках его произведений. Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов.

Т е о р и я.  Романтизм.

В. А. Жуковский.  «М о р е»,  «Н е в ы р а з и м о е».  Краткий очерк жизни и творчества. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Жуковский-переводчик.

Т е о р и я.  Жанры романтической лирики.

А. С. Грибоедов.  «Г о р е  о т  у м а».  Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики. (И. А. Гончаров.  «М и л ь о н  т е р з а н и й»  и др.). Сценическая жизнь комедии.

Т е о р и я.  Внесценические персонажи пьесы.

А. С. Пушкин.  «К  Ч а а д а е в у»,  «К  м о р ю»,  «П р о р о к»,  «Я  в а с  л ю б и л:  л ю б о в ь  е щ е,  б ы т ь  м о ж е т...»,  «Х р а н и  м е н я,  м о й  т а л и с м а н...»,  «С о ж ж е н н о е  п и с ь м о»,  «Е с л и  ж и з н ь  т е б я  о б м а н е т...»,  «Э л е г и я»,  «П о э т»,  «О с е н ь»  (отрывок),  «Я  п а м я т н и к  с е б е  в о з д в и г  н е р у к о т в о р н ы й...»  и др. Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 г. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «На холмах Грузии...»). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.

Маленькие трагедии.  «М о ц а р т  и  С а л ь е р и».  Нравственная проблематика трагедии («Гений и злодейство две вещи несовместные»). Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора.

«Е в г е н и й  О н е г и н» — роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала; нравственно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).

Т е о р и я.  Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.

М. Ю. Лермонтов.  «А н г е л»,  «У ж а с н а я  с у д ь б а  о т ц а  и  с ы н а...»,  «П о э т»  («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»),  «М о н о л о г»,  «М о л и т в а»  («В минуту жизни трудную...»),  «Д у м а»,  «Н е т,  н е  т е б я  т а к  п ы л к о  я  л ю б л ю...»,  «П л е н н ы й  р ы ц а р ь»,  «Н и щ и й»  и др. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий», «Я не унижусь пред тобой...» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

«Г е р о й  н а ш е г о  в р е м е н и».  Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних» людей. Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начала в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Т е о р и я.  Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.

М е т о д и к а.  Обычно связь и взаимодействие понятий «фабула» и «сюжет» учитель разъясняет именно на материале «Героя нашего времени».

Н. В. Гоголь.  «М е р т в ы е  д у ш и»  (главы). Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мёртвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании, использование амплификации и др.).

«Ш и н е л ь»  («Петербургские повести»). Судьба «маленького человека» в повести. Приемы создания образа героя. Город как носитель зла.

Т е о р и я.  Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.

И. С. Тургенев.  «П е р в а я  л ю б о в ь»  (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.

Т е о р и я.  Стиль писателя.

Ф. И. Тютчев.  «К а к  с л а д к о  д р е м л е т  с а д  т е м н о - з е л е н ы й...»,  «Д е н ь  и  н о ч ь»,  «Э т и  б е д н ы е  с е л е н ь я...»,  «Е щ е  т о м л ю с ь  т о с к о й...»,  «С  п о л я н ы  к о р ш у н  п о д н я л с я...»,  «О н а  с и д е л а  н а  п о л у...».  Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.

А. А. Фет.  «Я  т е б е  н и ч е г о  н е  с к а ж у...»,  «К а к  б е д е н  н а ш  я з ы к!..»,  «Ч у д н а я  к а р т и н а...»,  «Я  в д а л ь  и д у...»,  «Н е т,  я н е  и з м е н и л...»,  «Я  б ы л  о п я т ь  в  с а д у  т в о е м...»,  «Д е р е в н я»,  «Н а  з а р е  т ы  е е  н е  б у д и...»,  «В е ч е р»  (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.

Т е о р и я.  Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.

Н. А. Некрасов.  «В ч е р а ш н и й  д е н ь,  ч а с у  в  ш е с т о м...». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

Т е о р и я.  Трехсложные стихотворные размеры.

М е т о д и к а.  Существует традиция изучения произведений лирики поэтов второй половины XIX в. с активным использованием сопоставления, что помогает созданию общих суждений о богатстве лирической картины эпохи, ее сложности и многообразия.

Л. Н. Толстой.  «Ю н о с т ь».  Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора.

Т е о р и я.  Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.

А. П. Чехов.  «Ч е л о в е к  в  ф у т л я р е»,  «Т о с к а».  Творческий путь писателя. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.

Т е о р и я.  Юмор и сатира в их соотношении.

Русская литература XX века

Русская литература XX в.: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы.

И. А. Бунин.  «Ж и з н ь  А р с е н ь е в а»  (главы). Бунин — поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX в. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.

Т е о р и я.  Стилистическое мастерство.

М. Горький.  «М о и  у н и в е р с и т е т ы».  Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести — Алёша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.

Т е о р и я.  Публицистика.

А. А. Блок.  «Р о с с и я»,  «Д е в у ш к а  п е л а  в  ц е р к о в н о м  х о р е...»  и др. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.

С. А. Есенин.  «О т г о в о р и л а  р о щ а  з о л о т а я...»,  «Я  п о к и н у л  р о д и м ы й  д о м»  и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.

В. В. Маяковский.  «П о с л у ш а й т е!»,  «П р о з а с е д а в ш и е с я»  и др. Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.

Т е о р и я.  Тонический стих.

А. А. Ахматова.  «П е с н я  п о с л е д н е й  в с т р е ч и»,  «С е р о г л а з ы й  к о р о л ь»  и др. Слово об Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы Родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

Т е о р и я.  Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины XX в.

Г. Тукай. Стихотворения из цикла  «О,  э т а  л ю б о в ь!».  Традиционная для поэзии востока форма газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов. Роль поэта в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы.

Т е о р и я.  Газель.

М. А. Булгаков.  «Б е л а я  г в а р д и я»,  «С о б а ч ь е  с е р д ц е»  (по выбору учителя и учащихся).  «М е р т в ы е  д у ш и»  (комедия по поэме Н. В. Гоголя). Краткое описание творческого пути писателя. «Белая гвардия» — судьбы страны и участники трагических свершений. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Классические произведения русской прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя.

Т е о р и я.  Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.

М е т о д и к а.  Насыщенность курса 9 класса предполагает возможность изменить процесс знакомства с поэмой Гоголя, обратясь сначала к ее инсценировке, созданной М. А. Булгаковым. Возможность исполнить в лицах фрагменты одной из глав, знакомство с героями, которое дает афиша, облегчает освоение сюжета и попутно демонстрирует отличительные особенности прозы и драматургического произведения.

В. В. Набоков.  «Г р о з а»,  «Р о ж д е с т в о»,  «С к а з к а»  (по выбору учителя и учащихся). «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий мир. Тонкость и четкость характеристики человеческих чувств («Рождество»). Связь с образами и традициями литературы разных народов («Сказка»).

Т е о р и я.  Природа и человек в произведении искусства.

М. А. Шолохов.  «С у д ь б а  ч е л о в е к а».  Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.

А. Т. Твардовский.  «В а с и л и й  Т е р к и н»  (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения (главы «Два солдата», «Переправа», «Дед и баба»). Философские раздумья автора (глава «О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором.

Т е о р и я.  Создание народного характера.

Русская литература 60—90 годов XX века

Произведения различных направлений литературы конца XX столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя.

В. П. Астафьев.  «Ц а р ь - р ы б а»  (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.

В. Г. Распутин.  «Д е н ь г и  д л я  М а р и и»  Распутин — писатель публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.

А. В. Вампилов.  «С т а р ш и й  с ы н».  Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.

А. И. Солженицын.  «М а т р е н и н  д в о р».  Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

В. Шукшин.  «В е р у ю!»,  «А л е ш а  Б е с к о н в о й н ы й»,  «В а н ь к а  Т е п л я ш и н»  и др. Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

Т е о р и я.  Суровый гуманизм прозы второй половины XX века.

Лирика последних десятилетий XX в. Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Тарковского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Б. Корнилова, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, О. Сулейменова, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Б. Чичибабина, Н. Карташевой, Б. Ахмадулиной и др. (по выбору учителя и учащихся).

Пути развития литературы в XIX—XX—XXI вв. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе.

Результаты изучения литературы

Изучение литературы создает базу для личностных результатов учебной деятельности ученика, которые обусловлены предметными и межпредметными результатами.

4. Календарно-тематическое  планирование

3 часа в неделю , за год 102 часа

Раздел учебного курса. Тема  урока

Дата проведения уроков

Введение. Роль литературы в духовной жизни России. Шедевры родной литературы в судьбах отечественной культуры. Писатель и читатель. Искусство чтения.

РК Литература Дона и о Доне. Её своеобразие и связь с общелитературным процессом

1.09

Диагностическая работа

4.09

Литература эпохи Средневековья

Данте «Божественная комедия». Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине

7.09

Древнерусская литература.

Самобытность древнерусской литературы. Богатство жанров. Летописи. Жития Человек в литературе Древней Руси. Современные исследования древнерусской литературы

8.09

«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы.

История рукописи. Сюжет. Герои.

Обзор содержания. Фрагменты: обращение Игоря к войску, затмение, первая битва, гибель Всеволода, плен Игоря, «Золотое слов» Святослава, плач  Ярославны (с использованием переводов Д.Лихачева, В.Жуковского, К.Бальмонта, Н.Заболоцкого и др.)

РК Донское литературное краеведение о местах сражений и пребывания в плену князя Игоря.

11.09

Образ Игоря. Идейный смысл произв-ия,  художественное совершенство «Слова...

Связь с фольклором. Жизнь «Слова...»в других видах искусства.Опера   А.   Бородина   «Князь Игорь».

Подготовка к домашнему сочинению

14.09

Литература эпохи Возрождения

У.Шекспир.«Гамлет»  (сцены). Герой и его судьба. Гамлет как трагический герой

Вечные проблемы добра и зла, чести и бесчестия в пьесе. Шекспир и русская литература.

15.09

Русская литература 18 в

Русская  литератураXVIII века как   литература   классицизма - эпохи Просвещения. Классицизм в русском и мировом искусстве. Гете как представитель европейского классицизма. Особенности проявления классицизма в русской литературе.

18.09

М.В.Ломоносов

Слово о поэте и ученом, реформаторе русского языка

Система стихосложения. Теория «трех штилей». Ода«Вечернее размышление о Божием величестве северного сияния».Особенности содержания и формы произведения

21.09

М.В.Ломоносов Прославление Родины, науки, просвещения и мира в произведениях поэта. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Образ России. Пафос произведения – воспевание просвещения и мира.

22.09

Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Новаторство Державина-поэта. Ода «Фелица».Стихотворение «Властителям и судиям», «Памятник».Темы, идейный пафос, приёмы выражения авторской позиции. Образ поэта

25.09

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе - сатирике.«Всеобщая придворная грамматика». Правила классицизма в драматургии. «Недоросль».Фрагменты первого действия (явления 1,2,3,4), четвертого действия (явление 8), пятого действия (явления 3,4).

28.09

Д.И. Фонвизин. Герои комедии «Недоросль». Семья Простаковых.

Стародум.  Обличение безнравственности крепостного права, невежества и самодурства помещиков. Проблемы формирования истинного гражданина; гражданственности, образования и воспитания в пьесе. Образы главных героев. Сатирическая направленность комедии. Язык комедии

29.09

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в произведении просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии...».

2.10

Н.М. Карамзин – писатель и историк.«История государства Российского»;Понятие о сентиментализме;

«К  соловью»РК  Карамзин о происхождении казаков

5.10

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Сюжет. Герои – Лиза и Эраст.  Сочинение по повести.

6.10

И.В.Гёте.  «Фауст» (фрагменты).  Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст».  Неразрывность связи добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

9.10

Литература 19 в.

«Золотой век» русской поэзии.В.А.Жуковский,К.Н.Батюшков,А.С. Пушкин,Н.М. Языков, А.В. Кольцов,

Е.А. Баратынский.

Проза и драматургия в эпоху «золотого века» поэзии. Классицизм и классика. Силлабо-тоническое стихосложение. Обучение анализу лирического стихотворения.

РК Образы Тихого Дона, казачества и его лидеров в поэзии 1-й половины XIXвека

12.10

В.А. Жуковский. Слово о поэте и переводчике. Дружба с Пушкиным.

Романтизм. «Море», «Невыразимое»

13.10

Дж. Г. Байрон. Стихотворения «Душа моя мрачна...», «Видение Вальтасара», «Стансы». Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов

16.10

А.С. Грибоедов. Слово о драматурге.

Жизнь и судьба драматурга. Комедия «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Жизнь комедии на сцене современного театра.

РК Грибоедов и Дон

19.10

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Чтение ключевых сцен пьесы (действие 1-е, явление 1, 2, 4, 5, 7, 9;  действие 2-е, явления 1, 2, 5; действие третье, явление 21; действие четвертое, явление 13, 14, 15).

Мастерство композиции. Сюжет.

20.10

Комедия «Горе от ума». Чацкий. Фамусовское общество. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Внесценические персонажи комедии.

23.10

Образ Чацкого

26.10

Художественное совершенство комедии.

Афористичность языка. «Горе от ума» в оценке А.С. Пушкина, И.А. Гончарова.

27.10

Сочинение - рассуждение по комедии А.С.Грибоедова

30.10

А.С. Пушкин. Слово о писателе. Жизнь и судьба. Пушкин в восприятии современного читателя – «Мой Пушкин».

Годы ссылки. Болдинская осень 1830 года.

РК. Донские страницы биографии Пушкина. А.С. Пушкин и Дон.

6.11

Лирика Пушкина. Основные мотивы.Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Одухотворенность, чистота, чувство любви.

9.11

Вольнолюбивая лирика Пушкина. Ода «Вольность», «В деревне», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Узник», «Птичка», «Орион», «Анчар».

10.11

Любовь как гармония души в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта.« Храни меня, мой талисман...»,« Я вас любил...»,«Я помню чудное мгновенье...»,« Не пой, красавица, при мне...»,« На холмах Грузии лежит ночная мгла...»,« Мадонна» и др.

13.11

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Памятник»,«К другу- стихотворцу»,«Жуковскому»,«Пророк», «Поэт и толпа»,«Арион»,  «Поэт»Обучение анализу одного стихотворения.

16.11

Маленькие трагедии А.С.Пушкина. «Моцарт и Сольери»

17.11

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как факт биографии поэта. История создания романа. Замысел и композиция романа. Восприятие романа современниками: литературная полемика Композиция глав. Главы 1 и 2.

20.11

Система образов романа « Евгений Онегин». Сюжет. «Онегенская» строфа

Онегин как «лишний человек». Онегин и Ленский.

23.11

Система образов романа « Евгений Онегин». Сюжет. «Онегенская» строфа

Онегин как «лишний человек». Онегин и Ленский.

24.11

Татьяна Ларина-любимая героиня Пушкина. Цельность характера, глубина и искренность переживаний, чувство долга. Онегин и Татьяна: герой и героиня.

27.11

Письмо Татьяны Онегину. Письмо Онегина Татьяне(анализ эпизодов)

30.11

Автор в романе. Онегин и автор.Пушкинская эпоха в романе. Реализм.

1.12

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

4.12

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе.Лермонтов и Пушкин.РК Места, связанные с пребыванием

М. Лермонтова на Дону.Лермонтов и Кавказ.Проекты: «Лермонтов и Дон». «Лермонтов и Кавказ»

7.12

 Россия в лирике М.Лермонтова характер лирического героя его поэзии. «Родина», «Прощай, немытая Россия...»

8.12

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Кинжал», «Нет, я не Байрон...»

11.12

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним «Нет, не тебя так пылко я люблю...»,«Расстались, но твой портрет...»,«Я не унижусь пред тобою», «Молитва»

14.12

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Композиция романа

15.12

Основные образы романа. Печорин как представитель «портрета поколения». Противоречивость характера и одаренность Печорина. Печорин и Грушницкий. Печорин и Максим Максимович

18.12

Основные образы романа. Печорин как представитель «портрета поколения». Противоречивость характера и одаренность Печорина. Печорин и Грушницкий.Печорин и Максим Максимович

21.12

Проблема смысла жизни. Глава «Тамань», «Фаталист»

22.12

Женские образы романа. Главы «Бэла» «Княжна Мери».

Портрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности

25.12

Женские образы романа. Главы «Бэла» «Княжна Мери».

Портрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности

11.01

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова

12.01

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества.

Первые творческие успехи «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

Проблематика и поэтика первых сборников. Роль Гоголя в судьбе русской литературы

15.01

Н.В.Гоголь «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Система образов.  История создания 1 тома. Сюжет и композиция поэм. Губернский город  N и его обитатели

18.01

Н.В.Гоголь «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Система образов.  История создания 1 тома. Сюжет и композиция поэм. Губернский город  N и его обитатели

19.01

Деталь как средство создания образов героев «Мертвых душ» и элемент художественного стиля Н.В.Гоголя

Образы помещиков. Средства сатирической типизации.

22.01

Образ Чичикова

25.01

Образ автора поэмы. Лирические отступления. Русь на страницах поэмы

26.01

Сочинение по поэме Н.В.Гоголя«Мертвые души»

29.01

Поэзия 19 века. Беседа о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Основные мотивы лирики. Сопоставительный анализ стихотворений

1.02

Н.А.Некрасов. Слово о поэте – гражданине. Лирика. Тема народного страдания в лирике поэта. Роль поэта в обществе

2.02

Обучение сопоставительному анализу лирических произведений.

Подготовка к домашнему сочинению:"Образ музы в стихах А.С. Пушкина,

M.IO. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Н.Л.Некрасова».

5.02

И.С.Тургенев: личность и судьба. История создания повести "Первая любовь».

Обзор содержания повести.Сюжет.

8.02

И.С.Тургенев. «Первая любовь».Нравственная проблематика повести. Герой и его отец.Автобиографический характер любимой повести Тургенева.Стилистическое мастерство писателя.

9.02

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность» - часть автобиографической трилогии.

Нравственный максимализм автора

12.02

Л.Н.Толстой «Юность»

Главы I, II, XXXI, XXXII. Их роль в романе.Никиленька Иртеньев.
Формирование его характера и взглядов. «Диалектика души» героев  повести.  

15.02

А.П.Чехов. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. «Тоска», «Счастье». От Чехова-юмориста к Чехову-сатирику

РК Наш Чехов. Таганрог – родина А.П.Чехова, источник многих тем, сюжетов, образов

16.02

Мастерство А.П. Чехова в создании     композиции     рассказов «Человек    в    футляре», «Крыжовник», «О любви» - «ма:ленькаятрилогия».Сюжеты и герои рассказов.Нравственный пафос трилогии.

Чехов - мастер прозы.Подготовка к написанию домашнего сочинения по предложенным темам.

РК Наш Чехов. Таганрог – родина А.П.Чехова, источник многих тем, сюжетов, образов

19.02

Мастерство А.П. Чехова в создании     композиции     рассказов «Человек    в    футляре», «Крыжовник», «О любви» - «маленькая трилогия». Сюжеты и герои рассказов. Нравственный пафос трилогии.

Чехов - мастер прозы. Подготовка к написанию домашнего сочинения по предложенным темам.

22.02

Контрольнаятестовая  работа ( по типу ОГЭ) по произведениям литературы 19 века

26.02

Контрольная тестовая  работа  ( по типу ОГЭ) по произведениям литературы 19 века

1.03

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

Советская литература.«Потаенная"литература. Литература русского зарубежья.  Художественное отражение событий  революции,  гражданской воины, истории нашей Родины.

Р.К.Казачье зарубежье.

2.03

И.А.Бунин:   страницы   жизни   и тв-ва.

Поэт, прозаик и переводчик. Тесная  связь  с  традициями русской   классики   XIX   века. Лаконизм, «музыка прозаическою письма».

5.03

И.  Бунин.  «Жизнь   Арсеньева». Главы о юности героя.Герой - блестящий  читатель Пушкина. «Спрессованное»  время в повествовании.

8.03

М. Горький. Слово о ведущем писателе XXстолетия. Автобиографическая трилогия и ее герой.

9.03

«Мои университеты».Какчеловека создает "его сопротивление окружающей среде» - судьба Алеши Пешкова в юности.

12.03

А.А.Блок. Страницы жизни. Основные мотивы лирики. Трагедия поэта в «страшном мире». Тема Родины. «Русь».Глубокое, проникновенное чувство любви к родине в лирике Блока.

15.03

А.Блок. Символика образов. Музыка стиха.

16.03

С.А.Есенин: страницы жизни. Основные мотивы лирики.  Чувство родной природы. Гуманизм восприятия лирического героя.

19.03

В.В.Маяковский: страницы жизни. Лирика. Трагическое одиночество поэта и его протест против буржуазной действительности..

22.03

Мечта о «вселенской любви». Сатира Маяковского. Тонический стих.  Новаторство поэта

23.03

А.А Ахматова: страницы жизни.

Драма женщины и поэтессы. Лирика. Основные мотивы лирики.Любовная лирика Ахматовой. Тема Родины и гражданского мужества.Особенности поэтики.

2.04

А.А Ахматова: страницы жизни.Драма женщины и поэтессы. Лирика. Основные мотивы лирики.Любовная лирика Ахматовой. Тема Родины и гражданского мужества.

Особенности поэтики.

5.04

«Поэзия серебряного века: любимые страницы». Поэты и их творчество

6.04

Сочинение дневникового характера о восприятии поэзии

9.04

М.А.Булгаков Слово о писателе и его судьбе. Комедия «Мертвые души»

Сюжет Гоголя и Булгакова. Герои и их жизнь в двух различных сюжетах. Судьба произведений писателя

12.04

М.А.Булгаков «Собачье сердце» Сатира, фантастика и глубокий психологизм

13.04

М.А.Булгаков «Собачье сердце» Сатира, фантастика и глубокий психологизм

16.04

В.В.Набоков Слово о писателе.  Анализ рассказов «Гроза», «Рождество», «Сказка»

19.04

М.А.Шолохов. Слово о писателе. Споры вокруг творческого наследия

РК Шолохов – славный сын Тихого Дона

20.04

М.Шолохов «Судьба человека». Новый герой в литературе. Андрей Соколов – сила духа, нравственная стойкость героя. Гуманистический пафос произведения

23.04

М.Шолохов «Судьба человека». Новый герой в литературе. Андрей Соколов – сила духа, нравственная стойкость героя. Гуманистический пафос произведения

26.04

А.Т.Твардовский. Страницы жизни.

Основные мотивы лирики. Тема Родины, войны и мира, труда человека :«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»

27.04

А.Т.Твардовский Поэма «Василий Теркин». Отрывки из поэмы

30.04

Тема Великой Отечественной войны в поэзии Д.Самойлова, К.Симонова, Б.Слуцкого, Б.Чичибабина, С.Орлова

РК Тема ВОВ в поэзии поэтов Дона

3.05

А.И.Солженицын. Слово о писателе.Значение творчества писателя в судьбах нашей культуры

«Матренин двор». РК А.Солженицын и Дон

4.05

А.Солженицын. «Как жаль», «Правая кисть» .Сюжеты миниатюр. Герои произведений

7.05

Проза последних десятилетий

В.М.Шукшин Рассказы «Ванька Тепляшин», «Верую!», «Мастер»

10.05

В.П.Астафьев «Царь -рыба» (фрагменты)

11.05

В.Г.Распутин  «Деньги для Марии»

14.05

Драматургия последних десятилетийА.В.Вампилов «Старший сын»

17.05

Сочинение по произведениям 20 века

18.05

Лирика последних десятилетийБ.Окуджава, Е.Евтушенко, А.Вознесенский. Итоговое тестирование

21.05

Итоги  года и задание для летнего чтения

24.05

Рекомендовано:                                                                          Согласовано:

Протокол заседания МО                                                           заместитель директора

учителей русского языка и литературы                                   МБОУ лицея №5  по  УВР

МБОУ лицея №5

от_______________________                                                   Локтева Л.И.____________

руководитель МО _________                                                   30.08.2017 г.    

Косарева Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе УМК Курдюмовой 6 класс

Структура документаРабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:1. Пояснительную записку;2. требования к уровню подготовки учащихся;3. содержа...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед" (2017-2018 уч.год)

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...

Адаптированная рабочая программа факультативного курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» на 2017-2018 учебный год 8 - 9 классы

Адаптированная рабочая программа факультативного курса «Обществознание» предназначена для обучающихся 8-9 классов МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». Концепция программы. ...

Рабочая программа по русскому языку на 2017-2018 учебный год 11 класс (105 часов в год, 3 часа в неделю)

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе "Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)" к учебнику Грекова В.Ф., КрючковаС.Е., Чешко Л.А. Русский ...

Рабочая программа по литературе. УМК Курдюмовой Т.Ф. 10 класс

Данная программа разработана по УМК Курдюмовой Т.Ф.Русский язык и литература. Литература 10 класс (базовый уровень). Издательство "Дрофа"....

Рабочая программа по истории Отечества на 2017–2018 учебный год для 8 «А» класса (УОД)

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассмат­ривается как учебный предмет, в который заложено изучение исто­рического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное возде...