"Педагогические условия развития мотивации в изучении родного татарского языка"
статья на тему

Агмалетдинова Роза Николаевна

В данной статье рассматриваются педагогические условия развития мотивации в изучении родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ РОДНОГО ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

Р.Н.Агмалетдинова

В современной методике утвердился коммуникативный подход к обучению родному языку. В качестве основной цели обучения при таком подходе выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации во всех ее видах (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Формирование навыков речевого общения невозможно без практического пользования языком. Как подчеркивал А.Леонтьев, компетентность в языке является результатом его применения и «только в результате активного отражения   действительности   и   активного   общения   у   ребенка   возникает понимание языка» [1, с. 174]. То есть реализация коммуникативного подхода возможна только в условиях деятельностного подхода к формированию коммуникативно-речевых умений и навыков. Поэтому организация активной речевой деятельности учащихся - одна из основных задач учителя.

Важнейшим стимулом для активизации речевой деятельности учащихся является мотив, который перерастает в потребность. По классификации П.Гурвича, к источникам создания мотивации при изучении иностранного языка относятся:

- целевая мотивация;

- мотивация успеха;

- эстетическая мотивация;

- инструментальная мотивация;

- страноведческая мотивация [2, с. 167-168].

Каковы же источники создания мотивации при изучении родного языка? Рассмотрим на примере изучения морфологии татарского языка.

Морфология изучается учащимися среднего школьного возраста. Этот возраст характеризуется бурным ростом социального самосознания. Ведущей для данного школьного возраста является развернутая деятельность общения. Однако мотивационный компонент обучения родному языку определяется не только потребностью подростков в общении. Одна из основных слагаемых мотивации - необходимость совершенствования речевой культуры, воспитание сознательного отношения к учебной деятельности. Как пишет известный психолог А.Маркова, «школьники должны понимать для чего необходимо усвоение языка в целом, для чего важно усвоение какой-то отдельной конкретной темы, и за конкретными учебными упражнениями и заданиями должны видеть их конечное назначение - выход в общение. Так выстраивается последовательность или иерархия учебных задач: от общей учебной задачи курса к частным учебным задачам» [3, с. 79].

В нашем случае, при изучении морфологии целевая мотивация основана на ясном осознании как конечной цели изучения татарского языка - формирование коммуникативной компетенции, так и цели изучения морфологии - формирование морфологических умений и навыков.

Необходимое условие целевой мотивации при изучении языковых средств - осознание их коммуникативной перспективы. Поэтому, как верно отмечает Н.Гез «необходимо соблюдать нарастание прогрессии в речевых актах, которым и следует подчинять весь языковой материал... и в центре внимания должна находиться при этом функциональная особенность языковых средств» [4, с. 20]. Так ознакомление с функциями частей речи предполагает рассмотрение грамматических категорий с учетом их предназначенности для целей коммуникации.

В нашем примере, при изучении прилагательных в центре внимания должна быть функциональная особенность относительных и качественных прилагательных различных степеней сравнения. Функциональная особенность прилагательных в том, что они играют главную роль в описании пейзажа, портрета, внешнего вида предметов, в характеристике внутреннего мира и особенностей поведения человека, в создании словесных образов. Поэтому нужно изучать прилагательные в неразрывной связи с их употреблением в речи, функцией речевой выразительности и эстетической функцией.

Сведения о коммуникативных функциях прилагательных активизируют интерес учащихся к их изучению. Особый интерес и активизацию речевой деятельности учащихся вызывают элементарные сведения о функциях речевой выразительности прилагательных, которые наряду с существительными, глаголами и местоимениями, играют существенную роль при создании текста. Так по нашим данным, в прозе татарских писателей на 500 слов приходится:  

- у Г.Ибрагимова 137 существительных, 98 глаголов, 50 местоимений, 69 прилагательных;

- у А.Еники 132 существительных, 110 глаголов, 52 местоимения, 47 прилагательных;

- у Г.Хасанова 138 существительных, 105 глаголов, 47 местоимений, 48 прилагательных.

В поэзии на 500 слов приходится:

 - у Г.Тукая 139 существительных, 115 глаголов, 57 местоимений, 43 прилагательных;

- у М.Джалиля 146 существительных, 131 глагол, 62 местоимения, 56 прилагательных;

- у Р.Валиевой 142 существительных, 126 глаголов, 65 местоимений, 49 прилагательных.

Наиболее активно использовал прилагательные классик татарской литературы, признанный мастер пейзажа Г.Ибрагимов. А.Еники с помощью прилагательных сумел передать внутренние переживания, духовный мир своих героев. Современный писатель Г.Хасанов очень ярко, эмоционально и с большой любовью описывает красоту природы, деревьев, трав, цветов, различных птиц и животных. Широко используются прилагательные и в эмоционально-насыщенной поэзии М.Джалиля. Умело использовал прилагательные великий татарский поэт Г.Тукай. Современная поэтесса Р.Валиева с помощью прилагательных смогла создать яркие словесные образы.

В учебной деятельности огромное значение имеет речевая активность, общение учащихся на каждом уроке. Для приближения учебного процесса к естественному речевому общению необходимо создавать такие ситуации, чтобы у учащихся возникла потребность в коммуникации. Одним из средств создания  ситуаций, способствующих возникновению мотива и потребности высказывания, являются ситуативные упражнения.

Ситуативные упражнения - это разновидность коммуникативных упражнений, которые способствуют реализации усвоенного языкового материала в ситуациях, приближенных к тем, которые встречаются в жизни. Особенность   коммуникативных   упражнений,   как   пишет   Е.Быстрова, «состоит в том, что в них моделируются речевые ситуации - совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в речевую коммуникацию» [5, с. 8]. Учащиеся решают навязанную учителем речевую задачу. Когда перед учащимися ставится речевая задача, которую они не могут решить из-за слабого знания языковых средств, возникает проблемная ситуация. Такая ситуация помогает учащимся осознать необходимость усвоения неизвестных языковых средств, то есть способствует повышению мотивации изучения. Это очень важно при изучении грамматики, особенно морфологии, которая является наиболее сложным для учащихся разделом грамматики.

Огромное влияние на активность учащихся в учебной деятельности оказывает мотивация успеха. Согласно теории мотивации достижения успехов в различных видах деятельности, основателями которой являются американские ученые Д.Макклелланд, Д.Аткинсон и немецкий ученый X.Хекхаузен, у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избежания неудачи. Мотивированные на успех люди ставят перед собой положительную цель и проявляют большую настойчивость в ее достижении. Отдаленная во времени цель способна стимулировать их деятельность [6, с. 487-489].

Для повышения мотивации изучения родного языка необходимо, чтобы успехи учащихся были по достоинству оценены не только учителем, одноклассниками, но и учащимися других классов, родителями. С этой целью нужно проводить всевозможные конкурсы творческих работ, презентации, предметные недели, где учащиеся смогут продемонстрировать успехи в практическом овладении родным языком. Участие в конкурсах способствует также творческому саморазвитию учащихся. Как отмечает В.Андреев, «процесс творческого саморазвития охватывает все сферы личности и мотивы (потребности): и интеллектуальную, и эмоциональную, и волевую». И он «существенно ускоряется, если личность достаточно мотивирована к лидерству в конкурентной борьбе с сильным и достойным соперником» [7, с. 489-491].

   Стремление к творческому саморазвитию повышает мотивацию изучения родного языка.

В целях усиления мотивации изучения родного языка, активизации познавательной деятельности, необходимо также организовывать проектную деятельность учащихся. По мнению К.Поливановой «проектная деятельность - ведущая деятельность учащихся подросткового возраста, так как эта деятельность является абсолютно необходимой для нормального хода развития подростков» [8, с. 67].

Огромное значение при работе над совместными проектами имеет возможность каждому ученику максимально выразить себя в том виде работ, который является любимым и наиболее результативным. Как верно отмечает Е.Соловова, «исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые виды работ» [2, с. 168]. В этом состоит суть инструментальной мотивации.

Существуют различные типы проектов, и учитель должен учитывать целесообразность их использования в учебном процессе. Например, при обучении именам прилагательным, учитывая их текстообразующую роль и функцию речевой выразительности, наиболее целесообразно использовать литературно-творческие проекты. Такие проекты направлены на создание реального речевого продукта.

Особенность литературно-творческих проектов заключается в том, их структура подчиняется конечному результату. Поэтому необходимо заранее продумать и составить структуру оформления результатов проекта. Это значительно облегчает подбор учащихся с учетом их творческих возможностей.

Литературно-творческий проект выполняется в несколько этапов. На первом этапе класс делится на 5 групп, каждая из которых выполняет свой объем работ:

1) подбор стихов татарских поэтов по теме;

2) подбор фотографий и рисунков по теме;

3) создание словаря по теме, подбор эпитетов, словосочетаний;

4) подбор фразеологизмов по теме;

5) подбор пословиц и поговорок по теме.

Группы подбираются в зависимости от индивидуальных предпочтений и творческих возможностей учащихся.

Результаты первого этапа оформляются в виде печатного сборника стихов и сборника пословиц и поговорок по теме. Для удобства дальнейшего пользования их можно объединить в один сборник. На этапе подготовки к написанию сочинения учащиеся могут воспользоваться этим сборником. Таким образом, оформление результатов первого этапа служит дидактическим материалом для следующего этапа.

На втором этапе проводится конкурс на лучшее сочинение по теме с обязательным объявлением итогов и награждением победителей. Лучшие сочинения печатаются в сборниках, а также на страницах школьной печатной газеты, зачитываются на общешкольных мероприятиях.

Для более объективной оценки сочинений в состав жюри конкурса входят не только учителя, но и учащиеся-старшеклассники. При оценке сочинений учитывается умение использовать для создания яркого, образного текста и выражения своего отношения имена прилагательные, синонимы, антонимы, фразеологизмы, пословицы.

Участие в конкурсе сочинений дает возможность продемонстрировать свои успехи в практическом овладении татарским языком, стимулирует творческую активность учащихся, повышает мотивацию изучения родного языка.

Использование метода проектов в процессе преподавания родного языка позволяет также на практике реализовывать личностно-ориентированный подход к обучению. По мнению Е.Полат, «личностно-ориентированный подход к обучению относится к гуманистическому направлению в педагогике, так как в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания» [9, с. 4]. При таком подходе учитываются личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создаются предпосылки для большей результативности обучения.

В процессе преподавания татарского языка все чаще стали применяться информационно-компьютерные технологии. Компьютер используется для создания печатных текстов, презентаций, как источник получения информации и канал общения. Перспективным является использование компьютера в качестве тренажера, помогающего учащимся овладеть аспектами языка. Включение в лингводидактический процесс электронных учебников, словарей повышает      уровень       преподавания;       дает       возможность       повысить самостоятельность обучения, в первую очередь при выполнении домашних заданий с компонентами проверки правильности их выполнения; позволяет быстро и эффективно оценивать знания учащихся.

Учитывая это, нами была создана компьютерная программа, включающая ряд упражнений, направленных на формирование лексических, орфографических, морфологических и синтаксических умений и навыков; на развитие догадки по контексту, а также тест для контроля уровня знаний учащихся. Эта программа осуществляет проверку правильности выполнения упражнений, и компьютер выдает сообщения о допущенных ошибках. В случае неправильного выполнения упражнения, учащиеся могут обратиться к электронным таблицам, в которых изложены сведения о прилагательных, повторить теоретический материал и выполнить упражнение повторно.

Использование компьютера в учебном процессе позволяет осуществлять дистанционное обучение, дает возможность учащимся самостоятельно изучить пропущенную тему, осуществлять самоконтроль; способствует усилению мотивации учебной деятельности, поскольку современные учащиеся любят работать за компьютером.

В последние годы кабинеты стали оснащаться интерактивными досками, и на повестке дня встал вопрос их активного применения.

Для использования в учебном процессе интерактивной доски нами была разработана электронная книга «Изучаем имена прилагательные», представляющая собой сборник таблиц и упражнений для обучения именам прилагательным татарского языка.

Весь теоретический материал по именам прилагательным, который должны усвоить учащиеся, наглядно представлен в цветных электронных таблицах. Они могут быть использованы для объяснения нового материала, повторения правил в процессе работы над ошибками, для самостоятельного изучения учащимися теоретического материала.

Большинство разработанных нами упражнений представляют собой связный текст с многоточиями вместо пропущенных букв, аффиксов или слов. При разработке упражнений мы использовали основное преимущество интерактивной доски – возможность перемещать объекты. Каждое слово, которое дано для справки (буква, аффикс), было напечатано как рисунок-текст. При выполнении упражнений учащиеся могут перемещать их в нужное место, если же допустят ошибку – переместить обратно. Для наглядности слова, буквы или аффиксы, подставляемые вместо многоточий, выделены красным цветом.

Выполнение упражнений на интерактивной доске обеспечивает наглядность, позволяет опросить за урок большее количество учащихся и  более эффективно использовать учебное время, так как отпадает необходимость писать мелом на доске текст упражнения. А самое главное – повышает мотивацию изучения такого сложного раздела как морфология, активизирует учебную деятельность, так как учащиеся любят работать с интерактивной доской.

Необходимо также отметить большие возможности компьютера и интерактивной доски с точки зрения повышения качества используемых видео сюжетов, музыки, слайдов, схем; и с точки зрения эстетической мотивации. Эстетичным должно быть и оформление кабинета, оформление записей в рабочих тетрадях, в тетрадях для правил и в тетрадях для творческих работ учащихся.  

При изучении родного языка одной из главных составляющих мотивации является осознание этнической идентичности, основными факторами которой являются язык и культура. Становление этнической идентичности, согласно Ж.Пиаже, проходит четыре этапа. На первом этапе, в 6-7 лет, еще до поступления в школу, ребенок приобретает фрагментарные и несистематизированные знания о своей этнической принадлежности. На втором этапе, в 8-9 лет, ребенок уже четко осознает свою национальную принадлежность, идентифицирует себя со своим народом на основании таких маркеров, как язык, национальность родителей. Формирование этнической идентичности в полном объеме, когда ребенок начинает узнавать особенности культуры своего народа, его историю происходит на третьем этапе в 10-11 лет. На четвертом этапе, в подростковом возрасте, начинает формироваться этническое самосознание.

Н.Лебедевой был открыт следующий социально-психологический закон: «в нормальных социально-исторических условиях этническое сознание человека строится на основе тесной внутренней связи между позитивной этнической идентичностью и межэтнической толерантностью» [10, с. 177]. То есть, позитивное принятие себя (идентичность), способствует позитивному принятию других (толерантность) и наоборот, позитивное принятие других способствует позитивному отношению к себе.

Учащиеся изучают морфологию татарского языка в возрасте 10-12 лет, когда у них формируется национальное самосознание. Одна из задач учителя - формирование позитивной этнической идентичности и воспитание чувства любви к родному языку. Любовь к родному языку - это неотъемлемое свойство языковой личности, одна из обязательных ее характеристик. Она является сильнейшим стимулом к изучению татарского языка как родного.

Таким образом, к источникам развития мотивации при изучении родного языка относятся:

- мотивация общения;

- мотивация совершенствования речевой культуры;

- целевая мотивация;

- ситуативная мотивация;

- мотивация успеха;

- мотивация творческого саморазвития;

- инструментальная мотивация;

- эстетическая мотивация;

- мотивация использования информационно-компьютерных технологий;

- мотивация осознания национальной идентичности.

Для реализации коммуникативно-деятельностного подхода к обучению родному языку необходима интеграция педагогических условий развития мотивации: обновление содержания образования, совершенствование методов обучения, применение информационно-компьютерных технологий, организация проектной деятельности учащихся, создание ситуации успеха и благоприятной обстановки на уроке, проведение всевозможных конкурсов творческих работ учащихся.

Литература

1. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - М.: Академия, 2005.

2. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2003.

3. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. - М.: Педагогика, 1994.

4. Гез Н. И. Формирование коомуникативной компетенции как объект зарубежных исследований / Н. И. Гез // Иностранный язык в школе. - 1985. - №2. - С. 17-23.

5. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. - 1996. - № 1. - С. 3-8.

6. Немов Р. С. Психология. В 3 ч. Ч.  1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2004.

7. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003.

8. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

9. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // Иностранный язык в школе. - 2000. - №1.- С. 4-11.

10. Крылов А. А. Психология / А. А. Крылов. - М.: Проспект, 2005.

АГМАЛЕТДИНОВА Р.Н. – учитель высшей квалификационной категории средней общеобразовательной школы №146 с углубленным изучением отдельных предметов Ново-Савиновского района г. Казани РТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психолингвистические и психолого-педагогические основы обучения родному(татарскому)языку

Данная работа полностью раскрывает специфику преподавания родного языка.Подробно описываются возрастные особенности учащихся,методы преподавания данного предмета...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»  И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя родного (татарского) языка и родной (татарской) литературы

Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень про...

"Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФГОС ОО"

quot;Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФГОС ОО"...

Выступление на МО учителей гуманитарного цикла на тему: «Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФОП»

Современные  подходы к преподаванию татарского языка связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а ...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных курсов «Родной (татарский) язык» и "Родная (татарская) литература" для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год

Программа по родному (татарскому)  языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания государственных языков Республики Башкортостан и р...