Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Алиева Наталья Бадалиевна

Школа XXI века требует нового подхода, современных технологий обучения. Сегодня наряду с традиционными средствами обучения учителя все больше используют современные приемы, что, несомненно, повышает эффективность урока, делает процесс обучения более успешным.

Информационные  технологии позволяют построить новую образовательную систему, в которой ученик был бы не просто пассивным, бездеятельным, а активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Автор - Алиева Наталья Бадалиевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Школа XXI века требует нового подхода, современных технологий обучения. Сегодня наряду с традиционными средствами обучения учителя все больше используют современные приемы, что, несомненно, повышает эффективность урока, делает процесс обучения более успешным.

Информационные  технологии позволяют построить новую образовательную систему, в которой ученик был бы не просто пассивным, бездеятельным, а активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Информационные технологии расширяют возможности объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуют раскрытию их способностей и активизации умственной деятельности.

К.Д. Ушинский утверждал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Однако учителя русского языка и литературы  к применению ИКТ часто относятся недоверчиво. Дело в том, что учителя-словесники обращаются к вопросам нравственности, несут ответственность за формирование личности, внутреннего мира ребенка. Другими словами, главная цель, которую преследуют учителя-филологи, – формирование языковой компетенции как самого главного средства социализации личности, а также развитие творческой личности.

Естественно, данная цель предполагает в первую очередь работу с текстом, со словом. Поэтому перед учителем русского языка и литературы, который собирается использовать ИКТ на своих уроках, всегда возникает вопрос о целесообразности их использования на уроках русского языка и литературы.

В своей работе я использую готовые программные продукты,  Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.

Практика показывает, что ИКТ необходимы на уроках литературы. Учащимся всегда интересно после прочтения произведения увидеть, как литературные герои ожили на экране, заговорили. После подобных небольших вкраплений просмотров фильмов по литературному произведению ребята еще долго обсуждают, правы ли режиссеры, пригласив для съемок того или иного актера, такими ли они представляли героев во время чтения.

Так, подобный горячий спор возник в 11 классе после просмотра отрывков двух фильмов по пьесе М.Горького «На дне»:   спектакля МХАТ им.М.Горького1952 года и спектакля Московского театра «Современник» в постановке Галины Волчек. Учащиеся отметили саму атмосферу «дна», игру актеров, костюмы, декорации. Хоть к единому мнению они так и не пришли, зато это заставило их мыслить, критически относиться к просмотренному, помогло в развитии творческого начала в них.  

На уроках литературы не лишними будут небольшие видеоролики о жизни писателей, поэтов. Это позволяет зрительно представить автора произведений, узнать что-то новое о нем. Особенно интересно учащимся увидеть записи классиков XX- XXI веков, когда уже существовал кинематограф.

В 11 классе при изучении поэзии Серебряного века на моих уроках всегда звучит голос Есенина, Маяковского, Бродского, декламирующих собственные стихи.

У ребят есть возможность увидеть М.Горького, И.Бунина, М.Солженицына, В.Шукшина… Это повышает уровень мотивации на уроке.

Кроме того, не только старшеклассники, но и некоторые учащиеся 5-6 классов умеют создавать  презентации по прочитанным произведениям, на определенную тематику. Так, если в 5-7 классах ребята с удовольствием демонстрируют презентации в системе Power Point, то с 8 класса они умеют снимать даже фильмы. А какими увлекательными могут стать уроки, на которых учащиеся не просто декламируют поэзию, а и сопровождают текст видео подборками! Это помогает им образнее, эмоциональнее выразить свои чувства по отношению к произведению, ведь не секрет, что поэзия – это, прежде всего, чувства, переданные поэтом, это его душа, эмоции…

На уроках русского языка учащимся интересно работать  с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, тестами. Только необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, решить, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока

Каждый ученик работает в своем темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый учащийся может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с удовольствием. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить степень усвоения материала и способность применять его на практике. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

Практика показывает, что благодаря использованию ИКТ учитель экономит до 35% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Использование ИКТ при подготовке и проведении уроков позволяет повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний, экономить время на опрос, дает возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогает и учителю повысить уровень своих знаний.

Уверена, учителю необходимо подходить к планированию уроков таким образом, чтобы использование ИКТ было наиболее продуктивным, уместным и интересным. Ни в коем случае компьютер не заменит педагога. Однако использование ИКТ позволяет учителям и учащимся идти в ногу со временем. И особенно это важно для наших учеников, обладающих «клиповым мышлением», потому что знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и, конечно же, представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотным специалистом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.

Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...