"Нравственные уроки романа Б.Васильева "Завтра была война"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Ацапина Валентина Михайловна

Урок внеклассного чтения по роману Б.Васильева "Завтра была война"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные уроки романа Б.Васильева «Завтра была война»

Цели урока:

- Продолжить совершенствовать умение работать с книгой, находить аргументы и отстаивать их ; совершенствовать умения классифицировать и сопоставлять

-Представить себе поколение юношей и девушек, которые в 41-м году шагнули со школьного порога прямо в ад войны: какими они были? О чем мечтали? И дружили?

-Дать возможность в процессе анализа романа сравнить поколения молодых 40-х и 90-х годов XX века: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни; можно ли говорить об общности самых важных жизненных идеалов?

Ход урока:

Слово учителя..

Ребята, сегодня у нас очередной урок внеклассного чтения, сегодня мы поговорим о книге Бориса Васильева «Завтра была война». Прежде чем приступить к обсуждению романа, давайте обратим внимание на название. Ничего странного не видите в сочетании завтра была? Такой прием называется оксюморон (слайд 1)

Борис Васильев писал: “Я написал три книги о войне и хотел в них показать как бы три её лика. В повести «А зори здесь тихие» рассказать о войне как о жесточайшем испытании...

В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живёт и действует по совести, то в тяжёлый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.

А повесть «Встречный бой» — это протест против бессмысленных потерь на войне...

Когда эти три вещи были уже написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были — те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли они такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война»”.

Роман был напечатан в 1987 году в журнале «Юность». В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще юные, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева.

Мы поговорим сегодня о нравственных уроках романа. Как вы понимаете значение слова «нравственность»? (слайд 2)

 Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе

- Когда и где происходят события романа?

(Действие построено хронологически. Начинается оно в 1938 году. Основные события происходят в сентябре–октябре 1940-го. Заканчивается роман встречей выпускников в 1980 году)

-  От чьего имени ведется повествование?

От имени одноклассника.

- Ребята, чем похожи школьники 40-го года и вы?

(Первая любовь, отношения между одноклассниками)

Давайте дадим краткую  характеристику одной из героинь романа – Искре Поляковой.

(Удивительное имя... И ее недолгая жизнь была как искра, которая превратилась в пламя. Предельно честная, искренняя, максималистка во всем: в поступках, взглядах, требованиях к себе и к людям. Она лучше других могла подчиниться короткому, как удар слову «надо». Горе впитала обильнее, чем радость (по словам матери).

У нее ничего не могло быть второго, вторичного. «Максималистка во всем», - так назвала Искру Вика Люберецкая).

- Что повлияло на нравственные установки Искры?

(Беседа с Люберецким)

- А еще что?

Дружба с Викой (просмотр видео)

- Давайте перечитаем второй разговор Искры и Леонида Андреевича.

(Чтение разговора)

- А что такое презумпция?(слайд7)

(Презумпция — предположение, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана. Презумпции широко используются в юриспруденции и в естественных науках..)

.

Таким образом Борис Васильев подводит нас к основной линии повествования, к событию, которое показало истинное лицо героев. Что это за событие?

(Арест Люберецкого)

- Как отнеслись к аресту герои романа?

Давайте поговорим о Вике Люберецкой. Как она повела себя?

(Она пригласила ребят за город.)

-Какие события последовали дальше?

(Самоубийство Вики)

- Почему девочки решили хоронить Вику сами?

(Чтение отрывка стр 613)

-  Какой жизненный урок дал директор школы детям?

Стр 618

- Почему Вика покончила жизнь самоубийством?

(Чтение письма)

Через два месяца Леонида Сергеевича отпускают.

-Как реагирует Жорка Ландыс? Что сказал Артем Шеффер?

(Мы должны быть настоящими)

Стали ребята настоящими?

(Да, стали. Просмотр видео).

-Чему учит сегодняшнего читателя роман «Завтра была война»?

(Каждому человеку хоть раз в жизни приходится делать свой нравственный выбор. В наше неспокойное время, когда понятие чести считается устаревшим, когда часто поступают в угоду собственному благополучию и спокойствию, книга Бориса Васильева служит неким нравственным ориентиром для всех нас. Книга учит дружить и любить, отличать правду от лжи, отстаивать свою точку зрения, быть ответственными за слова и поступки, учит честности и справедливости)

Д\з. Написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем.

1. Ответственен ли человек за свои деяния?

2. «Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь» (Аристотель)

3. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный -   невозможно» (А.С.Пушкин)

4. Я и мое поколение: нравственные ценности, идеалы, стремления.