Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы
статья (6 класс) на тему

Арефьева Ольга Николаевна

Статья по теме "Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы" рассказывает о некоторых приемах данной технологии на разных стадиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Можно выделить три основные фазы в этой педагогической технологии:

  • Вызов
  • Реализация (осмысление)
  • Рефлексия

Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Методические приемы, применяемые на разных этапах.

Первая стадия – «Стадия вызов».

На данной стадии можно использовать следующие методические приёмы:

-корзина идей,

- рассказ-предположение по ключевым словам,

- систематизация материала (графическая):

-кластеры,

-таблицы,

-верные и неверные утверждения и т.д.

Вторая стадия технологии критического мышления – «Реализация». Она позволяет получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идёт активная самостоятельная работа учащихся.

Здесь применяются такие приёмы:

- чтение текста методом ИНСЕРТ. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения,

- чтение с остановками,

- таблицы вопросов,

- взаимоопрос

Третья  стадия -  «Рефлексия»  (осмысление, рождение нового знания). На этом этапе можно использовать приемы:

-Синквейн,

-Эссе,

-Дискуссия,

-Круглый стол и т.д.

  На своих уроках я часто использую данную технологию или ее элементы. Например, на уроке русского языка на стадии «Вызов»  применяю такие приемы, как: «Правда ли, что..»  «Так или не так?», «Да - нет», «Верно – не верно», «+ - ». При изучении темы «Причастие» в начале урока вместо фронтального устного опроса провожу такое упражнение: «Правда ли, что причастие – это особая форма глагола?» и т.д. В целях экономии времени обучающиеся в своих тетрадях ставят плюсы или минусы или пишут слова: да, нет.

Прием «Кластер» (гроздья) тоже очень интересен детям. К примеру, при изучении темы «Имя существительное» в 5 классе  обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске (имя существительное, род, склонение, падеж, собственное и нарицательное, одушевленное, неодушевленное, постоянные, непостоянные признаки), прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, поставив в центр слово имя существительное. Затем  на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.

На стадии осмысления часто использую прием «Инсерт»:

- Поставьте на  полях знак V , если то, что вы читаете, вы  уже знаете

- Поставьте на полях знак +, если то, что вы читаете, является для вас новым.

- Поставьте на полях  знак -, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете.

- Поставьте на полях знак ?, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Также использую «Бортовой журнал»,  который на протяжении урока обучающиеся заполняют: «Что знаю», «Что узнал», «Не понял, есть вопросы».

На данном этапе можно также использовать прием «Отгадай загадку». Суть его заключается в том, что на доске закрыто ключевое слово урока или тема, и в течение урока его нужно отгадать. При этом несколько раз открываются уточняющие понятия.

На стадии рефлексии использую разные приемы.

 Это может быть эссе (несколько предложений о том, что понял или не понял ученик по теме), синквейн (пятистишие).

 Прием  «Диаманта» способствует развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных произведений. Обучающимся предлагается  составить семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:

1.Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)

2.Два слова (определение; прилагательные)

3.Три слова (действие; причастия)

4.Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)

5.Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)

6.Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)

7.Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)

Приведу пример «Диаманта» к рассказу «Дубровский» А.С. Пушкина:

1. Андрей Дубровский

2. Честный, справедливый

3. Неподкупный, негодующий, любящий

4. Свобода, честь, справедливость  

5. Необузданный, владеющий, избалованный

6. Бесчестный, пылкий

7. Кирила Троекуров.

Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных, метапредметных. Данные приемы обеспечивают включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы

Применение данной педагогической технологии позволяет пробудить интерес учащихся к получению новой информации, позволяет им сформулировать свои цели урока, анализировать свою деятельность и деятельнос...

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, у...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства об...