Открытый урок: "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Самусенко Сергей Петрович

"Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (урок литературы, 5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo_v_povesti_n.v._gogolya_.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (урок литературы, 5 класс)

Автор: Самусенко Сергей Петрович, учитель русского языка и литературы МБОУ «Замишевская СОШ»
Тема: Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством".
Цель урока: 

1. Воспитание нравственно-эстетических представлений(доброты, нравственной чистоты, умения ценить прекрасное).

2. Развитие монологической речи учащихся,умственной деятельности,аналитических способностей.

3.Выявление художественной идеи повести,фольклорных мотивов; совершенствование навыков характеристики литературного героя.
Форма: урок.
Тип: объяснение нового материала.
Дидактический материал: Учебник литературы. 5 класс под ред.Г.С.Меркина, ."Толковый словарь"под редакцией С.Ожегова, компьютер, экран, медиапроектор, компьютерные программы: MP3 Player, MicrosoftWorld.

ХОД УРОКА

I.       Орг.момент.

         Слово учителя.

   Ребята, на прошлых уроках вы отправлялись в путешествие по удивительному миру сказочной повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сегодня мы продолжим это путешествие, и я надеюсь, что оно будет для вас увлекательным и полезным.

II. Мотивация учащихся к деятельности.

Демонстрируется фрагмент мультфильма (момент колядок) (23.20)
- Мы только что просмотрели фрагмент мультфильма, снятого по очень известному произведению. Вы узнали его? 

Автор этого произведения - Николай Васильевич Гоголь. Он вводит нас, читателей, в радостную и таинственную атмосферу праздника. В описаниях мы видим любовь к родной природе и народу, к которому он принадлежит и среди которого он вырос.

На фоне такого прекрасного пейзажа разворачиваются картины народной жизни.


- Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло на добрых людях.

Обратитесь к слайду, на котором вашему вниманию представлены русские пословицы.

СЛАЙД №1 (Пословицы на слайде: «Добро не лихо: бродит по миру тихо»

                                         «Час в добре пробудешь - всё горе забудешь»

                                         «Добрым путем Бог правит»

                                         «За недобрым пойдешь – на беду набредешь»

                                         «Тому тяжело, кто помнит зло»

                                         « Чем сердиться, так лучше помириться».

- Внимательно прочтите эти пословицы и попробуйте предположить, о чём мы будем сегодня говорить на уроке.

Учитель: А давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как определяются там понятия «добра» и «зла».

СЛАЙД №2 (выводятся на слайд толкования слов из словаря С.Ожегова:

   Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное. Зло – это нечто дурное, вредное.)

- Сегодня на уроке мы постараемся найти доброе в героях повести. И какая тема урока?

 III. Целеполагание.

СЛАЙД №3Так давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока («Добро и зло в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» -записать её в тетрадь)

А теперь давайте подумаем вместе, над чем мы сегодня будем работать, каковы цели нашей работы?

СЛАЙД №3 (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

  - проследить, как проявляют себя добро и зло на страницах повести;

  - кто из героев является олицетворением добра, а кто - зло;

  - что побеждает в финале – добро или зло?)

IV. Актуализация темы.

Учитель: Вспомните героев повести (учитель направляет ребят к главным образам, которые проявляют себя в поступках ).  

Попробуйте распределить их в зависимости от того, олицетворением добра или зла они , на ваш взгляд, являются. (учащиеся работают в тетради, затем озвучивают свои предположения). (на доске наклеивается добро и зло)

См. приложение №1

 (Учащиеся могут затрудниться в том, олицетворением добра или зла является Оксана; учитель предлагает подробнее познакомиться с героями, чтобы разрешить сомнения).

Записывают в тетрадь

Учитель: Итак, ребята, вы соотнесли героев с понятиями добра и зла. Давайте теперь разберемся, почему именно такой выбор вы сделали. Для этого мы  внимательно поработают с текстом повести, проследят за поступками героев и отберем материал для их характеристики.

V. Изучение нового материала.

СЛАЙД №4:- Чтобы разобраться в сегодняшней теме нам предстоит поработать в группах. Обратите внимание у каждого на месте есть изображение: месяц, звезда, снежинка – в центре стола символ, рассядьтесь.

Каждая из групп бросает кубик и выпадает задание. (дается листок)

Характеристика персонажей.

Действия персонажей.

Литературоведы

В конце урока подведем итоги.

Мы постарались определить положительные качества героев. Обратите внимание на конверт. (В конверте перечислены положительные и отрицательные кчества. Их нужно распределить в четырестолбика: качества, присущие Вакуле, Оксане, Чёрту, Солохе).(выходим к доске наклеиваем)(группы записывают себе)


Вакула                                 Оксана                             Чёрт                        Солоха
Трудолюбие                         Избалованность                     Мстительность        Жадность
Доброта                                 Гордость                             Хитрость                Способность на обман
Верность                                 Раскаяние                                   Лукавость                Корысть

Пишу на доске.

Вакула: 1.работает, малюет, 2.добивается  Оксаны, 3.борится со злом.

1.стр. 163»В досужее от дел аремя….»2. стр. 205 «Ваше царское величие».3. стр. 192 «Постой голубчик…..» и стр. 210 «еще быстрее….»

Оксана: 1. Хитрит, 2.Веселиться, 3. Плачет

1. стр. 169 «Разве черные брови,,,,» 170 кто же тебе запрещает, гляди. 2. Стр. 185, « Так это она!....».   3. Стр. 209 «Одна только оксана стояла….»

Черт: 1. Крадет. 2.Пакастит. 3. Пытается обмануть.

1.стр.162 между тем черт. 2. Стр.175 черт между тем, когда еще влетел в трубу…. 3.стр. 190 «Это я твой друг….

Солоха: 1. Крадет. 2 Обманывает.

  1. Стр. 162 а ведьма между тем…. 2. Стр. 173, мать кузнеца….

Физкультминутка 

- главными героями повести являются Оксана и Вакула (да)

-Солоха вышла замуж замуж за Чуба и прибрала к рукам всё его добро (нет);

- месяц, украденный Чертом с неба, был запрятан им в сумку (да);

- Вакула добирался до Петербурга (за черевичками) на лошадях (нет);

- Оксана поначалу смеется над Вакулой, над его чувствами (да);

- Черту удается перехитрить Кузнеца Вакулу (нет)

СЛАЙД .- Эволюция - процесс постепенного развития, совершенствования, изменения героев в лучшую сторону. Духовную эволюцию героев можно проследить, анализируя народные пословицы:

• Красивая, как елка, колючая, как иголка.

• Не гляди на чуб, гляди на душу.

• Не все то золото, что блестит.

(Записать на доске)

Эти пословицы через детали внешности характеризуют главных героев.

Оксана - самовлюбленная и эгоистичная кокетка, обладающая удивительной внешней красотой. Но она никого не любит, кроме себя, постоянно унижает Вакулу, смеется над его чувствами, ранит своими насмешками чувствительное сердце юноши

Вакула - простой казак, деревенский кузнец, но он обладает богатым внутренним миром, его душа тянется ко всему прекрасному: живописи, музыке, религии. Он поражает читателя верностью, преданностью, самоотверженным служением своему идеалу.

Третья пословица - своеобразный итог, к которому приходит Оксана в результате жизненных испытаний(угрызения совести, чувства вины).Она начинает понимать, что подлинная ценность - это не золото, не богатство (она даже не взглянула на царские черевички), а "золото" души Вакулы - преданность, доброта, благородство, самопожертвованная любовь. Итак, Вакула изгоняет черта не только из хутора, но и из души самовлюбленной красавицы.

Душа Оксаны освобождается от высокомерия, непомерной гордости и становится нежной и кроткой. И на фоне просветленной души внешняя красота еще более расцветает. "Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше".

Так Гоголь через орнамент национального быта подводит читателя к своему нравственному идеалу - гармонии внешней красоты и внутреннего совершенства         

“Концептуальная таблица” (ЕСЛИ ВРЕМЯ)

Вакула

Оксана

Солоха

Черт

Сторона добра или зла

Добро

Добро

Зло

Зло

Черты характера

Положительные

Отриц./полож.

Отрицательные.

Отрицательные.

Действия

Работает, добивается Оксаны, вступает в борьбу

Хитрит, веселится, Плачит.

Крадет, пакастит, пытается обмануть.

Крадет, обманывает.

Результат

Победа

Победа

Поражение

Поражение

VI.Подведение итогов.

СЛАЙД №5 «Синквейн» (небольшое стихотворение необычной формы)

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Записать синквейн

- Но давайте попробуем ответить на вопрос: удается ли темным, разгулявшимся силам в канун Рождества сломить веру кузнеца, заставить его согрешить, продать душу дьяволу за любовь Оксаны? (Этого не случится. Вера кузнеца настолько сильна, что ему удалось вовремя остановиться и не совершить греха. Душа героя оказывается сильнее козней злых сил).

- Как вы думаете, все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или торжеством? 

- Что оказывается в финале сильнее? (В итоге мы видим торжество добра).

Демонстрируется фрагмент мультфильма (Конец) (43-45)


Вывод: Таким образом, ребята, мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь. Черт же вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором изгоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. Солоха тоже осталась ни с чем, так как Чуб прозрел и увидел ее коварную сущность. Одним словом, ДОБРО победило ЗЛО.

VII. Рефлексия.

Слайд №6.  Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. (Подписывают, одну себе, одну учителю.)

Слайд №7. Домашнее задание.  Написать синквейн на темы «Вакула»,  «Оксана», «Черт». (раздать схемы).

И закончить наш урок мне бы хотелось словами:

Слайд №8. Добро - это свет, который не дает нашим душам заблудиться во мраке ночи;

 Добро – это сила, которая помогает нам  вынести любые испытания.

 Так пусть ваши души будут наполнены добром,

 И пусть оно будет верным и надежным спутником в вашей жизни.