Поэтический мир Марины Цветаевой
методическая разработка (11 класс) на тему

Цель урока - определить основные темы и мотивы лирики, особенности лирической героини, отрабатывать навыки анализа поэтического текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeticheskiy_mir_mariny_tsvetaevoy.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Поэтический мир Марины Цветаевой

Цель урока: определить основные темы и мотивы цветаевской лирики, особенности лирической героини стихотворений.

                                                              Ход урока

                                                                 Не принадлежу ни к какому классу, ни к какой

                                                                партии, ни к какой литературной группе НИКОГДА..

                                                                 Что я люблю? Жизнь…

                                                                                                                     М.Цветаева. 1931 год.

1.Беседа с учащимися по биографии.

 - Вы прочитали в учебнике материал о жизни и творчестве Цветаевой. Ваши впечатления?

    Жизнь сложна и трагична. Рано осиротела, первая мировая война и революция – муж С.Эфрон, участник Добровольческой армии, эмигрировал; голодные годы, смерть дочери Ирины; эмиграция; одиночество, разрыв с родиной; запрет ее книг; беспомощность приводит к самоубийству в 1941 году.

   Обращение к эпиграфу.

2.Слово учителя.

 - Многогранное творчество Цветаевой мы только начинаем постигать. Трагическая ее судьба в полной мере отразилась в нем, как в дневнике, который пишут для себя и в котором не солгут ни звуком. Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. Волошин считал, что ее творческого избытка хватило бы на несколько поэтов и каждый был бы оригинален.

В конце урока нужно будет ответить на вопрос: каковы особенности лирики Цветаевой?

  Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Рано поняв, что ее призвание – поэзия, четко определила, что поэт прежде всего должен отражать трагедию времени, быть единственным защитником и глашатаем миллионов обездоленных людей. Поэтому тема поэта и поэзии занимает главное место в ее творчестве. «Что, Муза моя? Жива ли еще?», «Поэт и Царь»., поэма «Крысолов». Цветаевой написан единственный в своем роде цикл стихов, обращенных к письменному столу, рабочему столу поэта.

                                                         Стол   С.318 (сборник Ахматова, Цветаева)

Мой письменный верный стол!                  Мой заживо смертный тес!

Спасибо за то, что шел                                 Спасибо, что рос и рос

Со мной и по всем путям.                            Со мною, по мере дел

Меня охранял – как шрам.                           Настольных – большал, ширел,

Мой письменный вьючный мул!                 Так ширился до широт -

Спасибо, что ног не гнул                              Таких, что, раскрывши рот,

Под ношей, поклажу грез –                          Схватясь за столовый кант…

Спасибо – что нес и нес.                                – Меня заливал, как штранд!

Строжайшее из зерцал!                                 К себе пригвоздив чуть свет –

Спасибо за то, что стал                                 Спасибо за то, что -   вслед

(Соблазнам мирским порог)                         Срывался! На всех путях

Всем радостям поперек,                                Меня настигал, как шах -

Всем низостям – наотрез!                             Беглянку. – Назад, на стул!

Дубовый противовес                                     Спасибо за то, что блюл

Льву ненависти, слону                                  И гнул. У невечных благ

Обиды – всему, всему.                                   Меня отбивал – как маг –

Сомнамбулу. Битв рубцы,

Стол, выстроивший в столбцы

Горящие: жил багрец!

Деяний моих столбец!

Столп столпника, уст затвор –

Ты был мне престол, простор –

Тем был мне, что морю толп

Еврейских – горящий столп!

Так будь же благословен –

Лбом, локтем, узлом колен

Испытанный, - как пила

В грудь въевшийся – край стола.

  Здесь видна сущность творчества Цветаевой – в постоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного. Каждая строчка должна быть выстраданной, строго проверенной, отобранной, отделанной. Цветаева беспощадно требовательна к себе, к своему призванию.

  Тема Родины, острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального характера и в стихотворениях о Москве. В ранних сборниках Москва – воплощение гармонии ( «Тверская», «Домики старой Москвы»). В знаменитом цикле «Стихи о Москве» - восхищение столицей, любовь и нежность к нему, ощущение Москвы как святыни Отечества.

3.Анализ стихотворения «Тоска по родине»

  Тема любви – основная тема творчества Цветаевой. Много стихотворений уже прозвучало на первом уроке. Еще одно «Вчера еще в глаза глядел» (с.252).

4.Анализ стихотворения «Вчера еще в глаза глядел».

Любить – значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего – разрыв. Любовная лирика, как и вся ее поэзия, громогласна, широкомасштабна, гиперболична, неистова, внутренне драматична. Отсюда риторические вопросы, на которые не ждет ответа. Драматизм в том, что любящие не могут встретиться или бывший возлюбленный осмелился отвергнуть. Если у Пушкина любовь – нежность, прощание и прощение, то у Цветаевой – любовь – страсть, разрыв. Однажды муж С.Эфрон сказал о ней: «Одна голая душа! Даже страшно». Невероятная открытость, откровенность – неповторимые черты лирики Цветаевой.

5.Работа в тетради. Художественные и языковые особенности лирики Цветаевой.

1.Прием контраста.

2.Выразительность стихотворения достигается при помощи эллипсиса (пропуск, умолчание). «Оборванная фраза» заставляет читателя замереть на высокой эмоциональной кульминации.

3.Неповторимая поэтическая интонация, создаваемая искусным использованием пауз, дроблением лирического потока на выразительные самостоятельные отрезки, варьирование темпа и громкости речи.

  4.Переносы, которые дробят слова и фразы, усиливая и без того напряженную эмоциональность.

5.Цветовая символика (контрастные тона).

6.Инверсия, патетические обращения и восклицания, которые повышают эмоциональный накал стихотворения.

7.Драматизм, накал страстей, эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный журнал. Поэтический мир Марины Цветаевой. Темы творчества.

Литературный журнал по творчеству М. Цветаевой для учащихся 11 класЦель данного урока:: изучить темы поэзии в лирике А. Цветаевой; рассмотреть особенности этих тем, совершенствовать навыки анализа поэ...

«Моим стихам, написанным так рано… (Поэтический мир Марины Цветаевой)

Цели урока:-познакомить учащихся с основными темами и мотивами цветаевской лирики, особенностями лирической героини стихотворений;-повторить элементы анализа стихотворного текста;-воспитывать любовь к...

Поэтический мир Марины Цветаевой.

Конспект урока "Поэтический мир Марины Цветаевой"...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема: «Поэтический мир Марины Цветаевой»

Цели:1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.2. Помочь разобраться в особенностя...