Сценарий литературно-музыкальной композиции "А я серебрюсь и сверкаю"
методическая разработка (11 класс) на тему

Цели литературно-музыкальной композиции: развитие нравственных качеств, творческих способностей, раскрытие личности великого поэта через отношение к Родине, людям, друзьм, близким

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-kompozitsiya_po_lirike_tsvetaevoy.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«А я серебрюсь и сверкаю»

Марина Цветаева.

Литературно-музыкальная композиция.

Разработку, презентацию, видеоматериалы, подбор музыкальных произведений мероприятия приготовила Минаева Г.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №3».

Цели:

  • развитие нравственных качеств;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • раскрытие личности великого поэта через отношение к родине, людям, друзьям, семье.

Оборудование: презентация.

Мероприятие в форме устного журнала. Читают стихотворения ученики.

Слово учителя:

( Слайд 1) Лучшие не доживают, это давно известно. Что же Господь так нетерпелив? Или здешнее наше обиталище не самое подходящее место для гениальных умов и светлых душ? И, намаявшись в убогости земного пространства, они излечиваются от жизни, ускользнув?

Вспомним: Пушкин ушел из жизни в       37 лет, Лермонтов – в 27, Маяковский – 30, Высоцкий – 42, Цветаева – в 49. Ушла, так и не успев состариться, стать некрасивой, больной, беспомощной. Так и ушла своей легкой походкой, изящная, пышноволосая и зеленоглазая, с тонкой талией девочки. Ушла в неполные 50. ( Слайд 2) Ушла с изранненой душой мытаря, везде – не дома, всегда – не богата(если не сказать бедна) и, в общем-то, не всегда счастлива.

 ( Слайд 3) Ушла, оставив после себя 13 изданных ею книжек, и 3, вышедшие посмертно – это составляло лишь малую часть написанного. Многое осталось неопубликованным. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики, 17 поэм, 8 стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко- литературная и философски-критическая проза.

 Сегодня вспомним еще раз большого поэта, вслушаемся в ее стихи, то по-пушкински легкие, мелодичные и изящные, то по-мужски смелые, нервные, динамичные. Послушаем песни и романсы, написанные на ее стихи.

                        «Сегодня таяло…»( Слайд 4)

                        «Ошибка» ( Слайд 5)

1 вед.

( Слайд 6) В воспоминаниях дочери, Ариадны Эфрон, читаем: «Моя мать, Марина Цветаева, была невелика ростом – 169 см., с фигурой египетского мальчика – широкоплеча, тонка в талии…легки и стремительны движения. Стройная, строгая осанка была у неё; даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта». Волосы её золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано стали седеть – и это ещё усиливало ощущение света, излучавшегося из ее лица; светлы и немеркнущи были глаза – зеленые, цвета винограда».

                      «Есть в стане моем…»( Слайд 7)

2вед.

Из воспоминаний Анастасии Цветаевой, сестры: «Марина родилась 26 сентября 1892 года в Москве… В мамином дневнике много лет спустя мы прочли: «Четырехлетняя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы – может быть, будет поэт». И стала поэтом, да ещё каким!

                     «Бабушке» ( Слайд 8)

1 вед.

Из воспоминаний Анастасии Цветаевой: ( Слайд 9) «Детей свох Мария Дмитриевна растила не только на сухом хлебе долга, она открыла им глаза на никогда не изменяющее человеку…,одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских елок, дала им в руки лучшее в мире книги. И, конечно, книги Пушкина». 

Марина Цветаева в своем дневнике запишет: «Первое, что я узнала о Пушкине, - это –что его убили. ( Слайд 10) Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес «вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там и убил его из пистолета в живот. Так я трех лет твердо узнала, что у поэта есть живот, и об этом животе, который так часто не – сыт и в который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе. С пушкинской дуэли во мне началась СЕСТРА. Нас этим выстрелом всех в живот ранили. Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили.  С тех пор, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность – я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать поэта – от всех, как бы эти все не одевались, и не назывались.

                «Нет, бил барабан перед смутным полком» ( Слайд 11)

2 вед.

Из книги «Мой Пушкин»: «Пушкин заразил меня любовью. Словом – любовь… Мне было 6 лет, и это был мой первый музыкальный год, был, как это тогда называлось, публичный вечер – рождественский. Давали сцену из «Русалки» и «Евгения Онегина».

 Мать: - Что же, Муся, тебе больше всего понравилось?

Марина: - Татьяна и Онегин.

Мать: - Что? Не «Русалка», где мельница, и князь, и леший?

Марина: - Татьяна и Онегин.

Мать: - Но как же это может быть? Ну, что ты там могла понять?

Марина: - Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, в них обоих вместе, в любовь..

            «Вчера еще в глаза глядел» ( Слайд 12)

1 вед.

( Слайд 13) В трудные лишениях эмиграции, в жестокой изоляции Цветаева героически работала не покладая рук: «Ни с кем, одна всю жизнь…без книг, без читателей, без друзей – без круга, без среды, без всякой защиты, причастности, хуже, чем собака, а зато… А зато – все! Всё – потому что с  ней оставалась поэзия, её «напасть», её «богатство», её святое ремесло.

          «Пригвождена» ( Слайд 14)

2 вед.

Творчество москвички Марины Цветаевой постоянно сравнивалось при жизни с творчеством петербуржки Анны Ахматовой. «Это соревнование, в каком-то смысле у меня с Ахматовой было, но не «сделать лучше неё, а – «лучше нельзя» положить к ногам». Соревнование? Рвение? Любовь к Ахматовой и уважение к ней были настолько сильны, что Марина Цветаева хотела этим именем «Анна» назвать свою вторую дочь Ирину.

     «Две руки, легко опущенные..» ( Слайд 15)

1 вед.

Всю свою жизнь, где бы ни жила Цветаева, думала о будущем своей родины.

        «Тоска по родине» ( Слайд 16)

2 вед.

Долгую жизнь в эмиграции скрашивали письма из России. Редкие письма с родины. Иногда – от Пастернака: «Марина, золотой мой друг!…Какие удивительные стихи вы пишете! Как больно, что сейчас Вы больше меня! Вообще – Вы – возмутительно большой поэт!»

     «Расстояние: версты, мили…»( Слайд 17)

    Песня  «Уж сколько их упало в эту землю» (исполняет Пугачева) ( Слайд 18)

1 вед.

 «Трудно говорить о такой безмерности как поэт. Откуда начать? Где закончить? И можно ли вообще начинать и заканчивать, если то, о чем я говорю: Душа – есть всё – всюду – вечно» - Марина Цветаева.

     Поэзия Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической. Она думала только о большом: о любви, о жизни, об искусстве, о Пушкине и Гете, о смерти.

   Песня «Я тебя отвоюю…» (исполняет Аллегрова) ( Слайд 19)

2 вед.

Цветаева – поэт не из легких. Читать ее стихи между делом, почитывать, нельзя. В Цветаеву необходимо углубиться, проявить усилия, чтобы войти в творческий мир поэта. Ее поэзия требует от читателя встречной работы мысли. Не приходится ожидать, что сильная, сложная поэзия Цветаевой станет достоянием, но к лучшему из того, что написала, «настал черед», ибо настоящее в искусстве не умирает.

    «Моим стихам, написанным так рано» ( Слайд 20)

Учитель

 В последние годы, когда в русскую литературу возвратились такие имена, как Бунин, Пастернак, Булгаков и многих других, вспыхнул неподдельный интерес к их творчеству.

Песни на стихи М.Цветаевой звучат с эстрады, с экранов кино.

           Романс из к/ф «Жестокий романс» «Под лаской плюшевого пледа» (со слайда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"

Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "История войны"

Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...