Рабочая программа по башкирскому языку, 7 класс
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему

Мухарямова Минзиля Мусалямовна

Представление о башкирском языке как языке башкирского на­рода, государственном языке Республики Башкортостан, средстве  общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_2.docx124.31 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В результате изучения башкирского языка ученик должен знать/понимать

 представление о башкирском языке как языке башкирского народа, государственном языке Республики Башкортостан, средстве  общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного башкирского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

                                   

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК

Тема

Сәғәт 3аны программа буйынса

Сәғәт 3аны план буйынса

Йөкмәткеһе

Яңынан мәктәпкә

6 дәрес

3 дәрес

5-6-сы кластарҙа алған белемдәрҙе тулыландырыу. Был тема буйынса яҙыусылар, шағирҙар ижады менән таныштырыу, яңы текстар уҡыу. Диалог һәм монолог ярҙамында бәйләнешле һөйләм төҙөү дауам итә. Туған тел, белем, уҡытыусы, мәктәп һәм көҙгө байлыҡ тураһында һөйләшеү. Бәйләнешле текст төҙөү, бер телдән икенсе телгә тәржемә итеү. Көҙ, көҙгө эштәр, уңыш йыйыу темаһы төп урындарҙың береһен алып тора.Мәктәп, уҡыу, китап, икмәк, уңыш, емеш-еләк тураһында мәҡәлдәр, әйтемдәр, йомаҡтар менән танышыу.

6-сы класта үтелгәндәрҙе ҡабатлау.

Ауыл тормошо

7 д2рес

3 д2рес

Ауыл тормошо, ауыл кешеләренең көнкүреше, хеҙмәт, игенсе хеҙмәте тураһында әңгәмәләр үткәреү. Игенсе эшенең нескәлектәрен һөйләү. Ауыл тормошоноң ҡала тормошонан айырмалы яҡтары тураһында аңлатыу. Ауыл еренән сыҡҡан күренекле шәхестәрҙең тормош юлы менән таныштырыу. Ҡылым. үҙбәйләнеш.һөйләм төҙөлөшө.

Баш7ортостан буйлап сәйәхәт

8 д2рес

4дәрес

Башҡортостан тураһында 1-6 кластарҙа үтелгәндәрҙе эҙмә-эҙлекле итеп һөйләргә өйрәнеү, яңы мәғлүмәт биреү. Тыуған еребеҙҙең сал тарихы барлығын, Башҡортостан тураһында рус яҙыусылары, «Урал» эпосы, һуңғы йылдарҙағы фәнни экспедициялар мәғлүмәттәре менән таныштырып китеү («Арҡайым», «Сынташты», боронғо ҡалалар, алтын әйберҙәр табыу һ.б. тураһында).  Яңғыҙлыҡ исемдәр.

Спорт кәрәк-яра7тары

8 д2рес

4 дәрес

Кешегә сәләмәт булыу өсөн спорт менән шөғөлләнергә кәрәк икәнлеген аңлатыу, әңгәмә ойоштороу. Спорт тураһында теле-радио тапшырыуҙары, газета материалдары буйынса һөйләү. Башкортостанда спорт төрҙәре. Спорт өлкәһендә данлыҡлы кешеләр.

Башҡорт теленең үҙенсәлекле хәреф, өндәре, һөйләм төрҙәре.

Мин һәм бе66ең ғаилә

9 д2рес

4 дәрес

Ғаилә ағзаларын дөрөҫ атау, уларға ихтирамлы, иғтибарлы булырға өйрәтеү. Ғаилә, ғаилә ағзалары тураһында яҙылған әҫәрҙәр уҡыу, уларҙы аңлы ҡабул итергә өйрәтеү, һөйләү күнекмәләрен үҫтереү. Уҡылған әҫәрҙәр буйынса план төҙөргә өйрәтеү, план буйынса һөйләү. Был бүлектә билдәле рәссамдарҙың әҫәрҙәре күп кенә урын алған. Картинаны ҡарай, аңлай һәм уның йөкмәткеһен һөйләргә өйрәтеү.

Ҡылым. Ҡылымдарҙың заман, зат, һан менән үҙгәреше.

Әсәй6әр байрамы

3 д2рес

2 дәрес

Әсәй, өләсәйҙәрҙең изгелеге, ҡәҙере хаҡында әҫәрҙәр уҡыу, эш төрҙәре башҡарыу. "Катын-ҡыҙҙар байрамы тураһында әңгәмәләр үткәреү, данлыҡлы ҡатын-ҡыҙҙар менән осрашыуҙар ойоштороу.

Теркәүес тураһында төшөнсә. Теҙеү теркәүестәре.

Сәнғәт о9талары

7 д2рес

3 дәрес

Республиканың данлыҡлы шәхестәре. Сәнғәт оҫталарының тормош юлы һәм ижады менән таныштырыу. Уларҙың әҫәрҙәрен таныу, данлыҡлы кешеләребеҙ тураһында һөйләй белеү.

Эйәртеү теркәүестәре. Теркәүестәрҙең дөрөҫ яҙылышы.  

Исемең матур, кемдәр 7уш7ан/

3 д2рес

 

1 дәрес

 Исемдәрҙең мәғәнәһе, уның кеше холоҡ-фиғеленә тәьҫир итеүе. Данлыҡлы кешеләрҙең исемдәренә бәйләп, төрлө тарихи ваҡиғалар һөйләү, әҫәрҙәр уҡыу. Атамалар буйынса легендалар, риүәйәттәр уҡыу.Бәйләүестәр. Яңғыҙлыҡ исемдәрҙе дөрөҫ яҙыу.

Борон-борон заманда

5

2 дәрес

Бер6әмлек. Ду9лыҡ. Тыныслы7.

7 д2рес

3дәрес

Иң төп темаларҙың береһе - берҙәмлек, дуслык, тыныслыҡ, халыҡ-ара булған мөнәсәбәттәр  иғтибар үҙәгендә торорға тейеш. Был тема буйынса уҡыусыларҙы аңлап фекер йөрөтөргә  һәм  һөйләй белергә өйрәтеү.

Мөнәсәбәт һүҙҙәр. Ымлыҡтар. Уларҙың дөрөҫ яҙылышы.

Йәмле йәй

5 д2рес

4  дәрес

Йәй миҙгеленең үҙенсәлектәрен билдәләү. Уҡыусыларҙың һүҙ байлығын арттырыу, һөйләү һәм яҙыу телмәрен үҫтереү. Тәбиғәтте күҙәтеү, алған тәьҫораттар буйынса фекер алышыу. Был айҙарҙа уҙғарылған Милли байрамдар менән таныштырыу, улар тураһында белгәндәрен һөйләү.

?абатлау

2 дэрес

2 дәрес

Йыл буйына үтелгән темалар буйынса йомға7лау, 7абатлау, дөйөмләштереү

Б0т23е

 68 с242т

Б0т23е 35с242т

Тематическое планирование

Б1лек тема3ы

С242т 3аны

Практик эштәр

Контроль эш

Ижади эш

1.

Я8ынан м2кт2пк2

3

2.

Ауыл тормошо

3

1

1

3.

Баш7ортостан буйлап с2й2х2т

4

1

1

4.

Спорт к2р2к-яра7тары

4

1

5.

Мин 32м бе66е8 4аил2

4

1

2

6.

"с2й62р байрамы

2

7.

С2н42т о9талары

3

8.

Исеме8 матур, кем 7уш7ан/ Исемд2р62 ил тарихы

1

2

9.

Борон-борон заманда…

2

10.

Бер62млек,ду9лы7,тыныслы7

3

11.

Й2мле й2й

4

1

12.

!телг2нде 7абатлау

2

Б0т23е 35 с242т

7 класс

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Лексик тема

Грамматик тема

)йг2 эш

План буйынса

Фактик у64арыу ва7ыты

I сирек

Я8ынан м2кт2пк2! (3 с.)

1/1

4.09

Беренсе сентябрь - Белем к0н0

!6енс2лекле 0нд2р 32м х2рефт2р

Белем к0н0 тура3ында хик2й2 т060рг2

2/2

11.09

М. К2рим. У7ытыусыма

Баш7орт телене8 0н-х2рефт2ре

Т21ге у7ытыусы тура3ында я6ыр4а

3/3

18.09

В. Баймыр6ина. Ду9лы7

Баш7орт алфавиты

8-се к1неге1

Ауыл тормошо (3с.)

4/1

25.09

Мине8 0л2с2йем

!телг2нде 7абатлар4а

5/2

2.10

Ауыл тормошо

Исемд2р6е8 килеш мен2н 16г2реше

Тексты8 й0км2тке3ен белерг2

6/3

9.10

Алтын баша7тар ё2ки2тЁ.

№0йл2м т060л0ш0

"ки2т буйынса план т060рг2

Баш7ортостан буйлап с2й2х2т ё4с.)

7/1

16.10

Хата 09т0нд2 эш.

Баш7ортостан буйлап с2й2х2т

Сифат 7ылым

33-с0 эш

8/2

23.10

«Урал» халы7йыры Контроль диктант. Ян4антау (54-се бит)

Я84ы6лы7 исемд2р

Йыр6ы8 2 строфа3ын ятлар4а

9/3

6.11

Р. ;арипов.

Тормош юлы

Я84ы6лы7 исемд2р

Ши4ыр6ы тасуири у7ыр4а

10/4

13.11

Тимер Йосопов.Икмәк еҫе

Грамматик материал

II сирек ( 8 с.)

                                       Спорт к2р2к-яра7тары ё4с.)

11/1

20.11

Спорт. Бе66е8 4аил2 ярышта

51-се эш

12/2

27.11

Спорт 0лк23енд2 данлы7лы кешел2р

Я84ы6лы7, урта7лы7 исемд2р

Яра7ан спортсы тура3ында проект

13/3

4.12

«Футбол» тексы 09т0нд2 эш

«Яраткан футболсым» инша

14/4

11.12

Т. Яблонская «Ирт2» картина3ы буйынса инша

Я84ы6лы7, урта7лы7 исем

58-се к1н.

Мин 32м бе66е8 4аил2 ё4с.)

15/1

18.12

Кластан тыш у7ыу.

«Аманат» журналы буйынса

?ылым

Бер2й хик2й2не 30йл2й белерг2

16/2

25.12

К. Шафикова "с2й к1662ре Контроль диктант. Ду9ым, сер62шем ёд2реслек,69-сы бит)

?ылым

«Мине8 2с2йем» инша

17/3

15.01

Хата 09т0нд2 эш.

Бе66е8 0й

?ылым

Грамматик материалды 7абатлау

III сирек (9 с.)

18/4

22.01

Картина  буйынса эш.Йылға буйында.Ф.Исмәғилев.

?ылым

Грамматик матер. 7абатлау

"с2й62р байрамы (2с.)

19/1

29.01

Хата 09т0нд2 эш.

Бе66е8 2с2й.

Ф. Р2хим4олова

Терк21ест2р

2с2й тура3ында м272лд2р

20/2

5.02

"с2. З. Воскресенская

Те6е1 терк21ест2ре

103-с0 к1н.

С2н42т о9талары (3с.)

21/1

12.02

Х. "хм2тов-композитор

?аршы 7уйыу терк21ест2ре

110-сы к1неге1

22/2

19.02

Баш7орт милли музыка 7оралдары

112-се к1н.

23/3

26.02

?умы6сы

Р. За3ретдинов

Эй2рте1 терк21ест2ре

116-сы эш, карточкалар

Исеме8 матур,кемд2р 7уш7ан/ (1с.)

24/1

5.03

Ш2ж2р2. Исемд2р62 ил тарихы.

Грамматик материалды 7абатлар4а

Борон –борон заманда (2 с.)

25/1

12.03

«Ир2ндек» 2ки2те

2-се 0л0шт0 у7ыр4а

26/2

19.03

«Ир2ндек» 2ки2те.Тикшереү эше

30йл2рг2 26ерл2нерг2

Бер62млек. Ду9лы7. Тыныслы7. (3с.)

27/1

2.04

Ш. Би77ол. Тыныслы7 к2р2к

М0н2с2б2т 31662р

154-се к1неге1

28/2

9.04

К. Кинй2булатова.

Ду9тарым к1п

158-се к1неге1

29/3

16.04

Р. М0х2мм2тов. Тауыш3ы6 Талип

М0н2с2б2т 31662р

161-се,163-с0 к1н.

Й2мле й2й (4с.)

30/1

23.04

З. ?отлогилдина. Й2й

Й2й тура3ында инша я6ыр4а

31/2

30.04

М.Дилмөхәмәтов.Сәскә менән күбәләк Диктант.  С2ск2- тормош й2ме (63-се бит)

190-191-се эш

32/3

7.05

Хата 09т0нд2 эш.

!6е с2ск2,16е с242т

Я84ы6лы7, урта7лы7 исемд2р

194-се к1неге1

33/4

14.05

Диктант.  С2ск2- тормош й2ме (63-се бит)

ҡабатларға

Ҡабатлау(2 сәғәт)

34/1

21.05

Ҡабатлау

35/2

28.05

Үтелгәндәрҙе ҡабатлау

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Авторская программа основного общего образования по башкирскому языку I – XI классы под редакцией М.Г.Усмановой, З.М.Габитовой. – Ижевск: «КнигоГрад».
  2. Аслаев Т. Х., Атнағолова С.В. Телмәр үҫтереү буйынса сюжетлы картиналар.-Өфө:Китап.
  3. АубакироваЗ.Ф..  Башкирский язык в таблицах, схемсах, правилах. - Уфа.
  4. Башкирско-русский словарь пословиц и поговорок. –  Уфа: Книга.
  5. ГабитоваЗ.М., Тулумбаев,Х.А. Методические рекомендации при обучениии башкирскому языку в русскоязычных школах. –Уфа:Китап.
  6. Габитова З.М.,Толомбаев Х.А.  Уры9 мәктәптәрендә башҡорт телен уҡытыуҙы ойоштороу буйынса методик кәңәштәр. –Өфө:Китап.
  7. Габитова З.М. Уроки развития речи.  – Уфа: Китап.
  8. ГабитоваЗ.М., Тулумбаев,Х.А. Тесты по башкирскому языку. –Уфа: Китап.
  9. Усманова М.Г., Габитова З.М.,Абдулхаева Г.Н. Башкирский язык. Учебник для учащихся 5 класса русскоязычных школ.-Уфа: Китап.
  10. Усманова М.Г., Габитова З.М. Сборник диктантов и изложений по башкирскому языку. –Уфа:Книга.
  11. Усманова М.Г.Башкирский язык для начинающих. –Уфа: Китап.
  12. Усманова М.Г. Башҡорт теле грамматикаһы таблицаларҙа һәм схемаларҙа.-)ф0= Китап.

  • телевизор;
  • компьютер;
  • принтер;

DVD-проигрыватель

В авторской программе по башкирскому языку для I – XI классов русскоязычных школ под редакцией М.Г.Усмановой, З.М.Габитовой (Ижевск:«КнигоГрад») на изучение предмета в 7-ом  классе отводится 68 часов.

        В соответствии с  базисным учебным  планом  для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный план и  учебным планом МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан на изучение башкирского (государственного) языка в 7-ом классе отводится 2 часа в неделю. Общее количество учебных часов за год – 70 ч. В связи с этим при составлении рабочей программы были внесены корректировки.

Цели и задачи курса

Изучение башкирского языка направлено на достижение следующих целей:

Развивающие

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих  способностей;
  •  знакомство с башкирским детским фольклором и детской художественной литературой, детскими играми;
  •  развитие  у учащихся интереса к участию в театрализованных представлениях на башкирском языке;
  •  развитие речемыслительных способностей учащихся;

Общеучебные

  • использование для познания окружающего мира различных видов коммуникативной деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо;
  • овладение умением добывать информацию  из прочитанного или услышанного текста, сообщения как с опорой на зрительную, слуховую наглядность,
  • приобретения опыта общения на элементарном уровне с помощью башкирского языка;
  • выражать свои мысли на элементарном уровне с помощью башкирского языка.
  • овладение монологической и диалогической речью для установления контакта в условиях учебных, игровых и реальных ситуациях общения;
  • использования башкирского языка для выражения радости, удивления, восхищения, сожаления, пожеланий, огорчений, требований.
  • владение навыками оценки своей деятельности, умение адекватно реагировать на оценку учителя деятельности ученика;
  • организация учебной деятельности под руководством учителя: постановка цели, планирование выполнения заданий, учебной деятельности.

Воспитательные

  • воспитание дружелюбного отношения к представителям других национальностей, выработка норм поведения в обществе; воспитание усидчивости, трудолюбия в достижении результатов;

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • Формирование представлений о башкирском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на данном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
  • Расширение лингвистического кругозора младших школьников;
  • Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти, воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения;
  • Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием башкирского языка;
  • Развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта, умением работы в паре, в группах.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с  карточками

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут.

Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работы.
  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательскогометодов обучения.

При работе с детьми ОВЗ применяются следующие методы работы:

• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения,  трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал, презентации).

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  • основные значения изученных лексических единиц (260-270), а вместе со словарным запасом первых пяти лет обучения - примерно 900-970 лексических единиц; основные способы словообразования;
  • особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию всех коммуникативных типов предложений;
  • признаки изученных грамматических явлений;
  • основные нормы речевого этикета;
  • роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка.

                             

 В плане диалогического общения

1) Вести этикетный диалог и полилог в стандартных ситуациях общения в рамках тем учебника, используя соответствующие формулы речевого этикета: начать, поддержать, закончить разговор; выразить пожелание, благодарность; отреагировать на них;

2) Вариативно выражать просьбу, совет, предлагать, рекомендовать, уговаривать, убеждать, используя не только повелительные предложения, но и различные синонимические средства с опорой на образец и без него; выразить согласие/ отказ;

3) Пользоваться различными видами диалога (этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог- обмен мнениями), комбинируя их в зависимости от ситуации общения.

В плане монологического общения

1) Делать краткие сообщения ( о своей школе, о своих проблемах, о своем селе, о своих увлечениях, о достопримечательностях отдельных городов, о достопримечательностях родной страны);

2) Кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст, а также с опорой на план к тексту, опорные слова;

3) Выражать свое отношение к прослушанному/прочитанному, приводя эмоциональные и оценочные суждения: понравилось/ не понравилось, что было известно/ что ново, с чем можно согласиться/ с чем нельзя;

4) Описывать (характеризовать друзей, членов семьи, персонажей литературных произведений на основе усвоенной логико-семантической схемы: кто, каков, что делает, как, где, зачем; каково название, кем написано, где издано, о чем написано, кто главные

персонажи….)

Аудирование

1) Воспринимать и понимать на слухтексты с разными целями: с глубоким проникновением в их содержание, с пониманием основного смысла, с выборочным извлечением информации;

2) Использовать в процессе слушания такие стратегии, как

  •  Умение догадываться о значении некоторых слов по контексту
  •  Умение догадываться о значении слов по словообразовательным элементам или по сходству звучания со словами родного языка
  •  Умение обходить незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста
  •  Умение переспрашивать с целью уточнения содержания с помощью соответствующих клише

Чтение

1) читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания, т. е. уметь понять текст в целом, выделить основные факты, отделить основные факты от второстепенных, осмыслить главную идею текста;

2) читать несложные аутентичные тексты разных жанров с детальным пониманием с целью использования полученной информации при решении различных коммуникативных задач через общение в устной и письменной форме;

3) читать текст с выборочным пониманием нужной информации, т.е. уметь извлечь интересующую информацию из текста в результате беглого просмотра или выбрать нужный текст из серии предложенных.

Письменная речь

1) Самостоятельно и графически правильно выполнять письменные лексические и грамматические упражнения, используя в случае необходимости словарь;

2) Составлять подписи к картинкам;

3) Письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения;

4) Письменно отвечать на вопросы по прочитанному тексту ( с опорой на текст) ;

5) Написать личное письмо или поздравление зарубежному сверстнику с опорой на образец (расспрашивая адресата и сообщая о себе, выражая благодарность, просьбу), используя словарь в случае необходимости; объѐм личного письма – 50-60 слов, включая адрес;

6) Заполнять анкету (указывая имя, фамилию,пол, возраст, гражданство, адрес);составлять вопросник для проведения интервью или анкетирования;

7) Написать сценарий небольшого мультфильма на знакомую тему;

8) Написать небольшую рекламу (статью) по предложенной (или выбранной самим учеником) теме.

ҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘҘ

Нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2.п.п.9.10).
  • Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»
  • Закон «О языках народов Республики Башкортостан»(с изменениями на 28 марта 2014 г.)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08..2010 г. № 889

            «О внесении изменений в федеральный  базисный и примерные учебные планы для

            образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,

             утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312

            «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных  учебных

             планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих

             программы общего образования».

  • Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»№189 от 29.12.2010г. (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
  • Рекомендуемый базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан № 905 от 29.04.15г.
  • Устав школы
  • Образовательная программа среднего общего образования (10--11 классы) МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год.
  • Учебный план МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
  • Авторская программа  по башкирскому языку для I – XI классов русскоязычных школ под редакцией М.Г.Усмановой, З.М.Габитовой.– Ижевск: «КнигоГрад».

     

                                                 

3. Общая характеристика учебного предмета

Башкирский язык является государственным языком Республики Башкортостан, родным языком башкирского народа.

Предмет «Башкирский язык» входит в образовательную область «Филология», формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Башкирский язык как учебный предмет характеризуется:

- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);

- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

        Изучение башкирского языка направлено на достижение следующих целей:

Развитие коммуникативной компетенции на башкирском языке в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

  • развитие  речевой компетенции - развитие сформированных на базе начальной школы коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме);
  • развитие  языковой компетенции - овладение новыми языковыми средствами, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа;
  • развитие  социокультурной компетенции – знание национально- культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики);знание употребительной фоновой лексики, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; представление об особенностях образа жизни, быта, культуры  башкирского языка (всемирно известных  достопримечательностях,   выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); понимание роли владения родными языками в современном мире; владеть техникой письма; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц и грамматических явлений;
  • развитие компенсаторной компетенции - развитие умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза, использования синонимов, жестов и т. д.;
  • развитие учебно-познавательной компетенции - умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; владение приемами работы с текстом: умение пользоваться  определенной стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной  задачи (читать/ слушать текст с разной глубиной понимания); умение действовать по образцу/ аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; умение пользоваться справочным материалом (грамматическим  и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения родных  языков;
  • представление о языке как средстве выражения чувств, эмоции, основе культуры мышления; достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями родного языка,  установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

Задачи:

  • развитие речи, мышления,  воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения; 
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике башкирского языка; 
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема; 
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к башкирскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; 
  • обучение навыкам самостоятельного чтения и понимания художественной литературы, детского фольклора, материалов из газет и журналов, публикуемых на башкирском языке; также разговору на башкирском языке и применять его дома, в общественных местах, в процессе деятельности; 
  • ознакомление детей в процессе обучения с историей, культурным наследием, искусством, литературой, обычаями и традициями, выдающимися личностями башкирского народа, привитие уважения и любви к языку, родной земле. 

На уроках башкирского языка учащиеся глубже знакомятся с материалами, посвященными  природе республики, жизни и труду народа, вопросам нравственности и воспитания, а также с эпизодами из жизни детей, произведениями башкирских писателей. Одновременно работают и со связным текстом: получают навыки отличать жанры художественных произведений (рассказ, стихотворение), произведений народного творчества (сказка, загадка, пословица), также задавать вопросы по содержанию текста, определять основную тему и мысль, выражать свое мнение по отношению к персонажам, находить из текста элементарные средства описания и объяснять смысл, применять их в речи. 

При развитии речи учитываются следующие моменты:

- развитие фонематического слуха, что в свою очередь является основой навыков правильного письма. В башкирском языке письмо основывается на фонетико-фонематическом принципе: многие слова в башкирском языке как слышатся, так и пишутся;

- башкирский язык подчиняется закону сингармонизма. Все гласные – и мягкие, и твердые оказывают влияние на все слоги слова;

 - в башкирском языке слова в предложении занимают устойчивое место. Обычно подлежащее стоит на первом, а сказуемое – на последнем месте;           

               В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  диктанты.

             Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой обучающихся.

  1. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
  2. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения и технологии:

- учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы и др.), электронные пособия, презентации, организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал и др.)

- игровые технологии, технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, информационно-коммункационные технологии;

                                           4. Место учебного  предмета в  учебном плане

В авторской программе по башкирскому языку для I – XI классов русскоязычных школ под редакцией М. Г. Усмановой, З. М. Габитовой (Ижевск: «КнигоГрад») на изучение предмета в 7-ом  классе отводится 68 часов.

                В соответствии с  базисным учебным  планом  для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный план и  учебным планом МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан на изучение башкирского (государственного) языка в 7-ом классе отводится 2 часа в неделю. Общее количество учебных часов за год – 70 ч. В связи с этим при составлении рабочей программы были внесены корректировки.

5. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения башкирского  языка в 7  классе ученик должен:

знать/понимать:

  • основные значения изученных лексических единиц (260-270), а вместе со словарным запасом первых пяти лет обучения - примерно 900-970 лексических единиц; основные способы словообразования;
  • особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию всех коммуникативных типов предложений;
  • признаки изученных грамматических явлений;
  • основные нормы речевого этикета;
  • роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка.

уметь:                              

 В плане диалогического общения

1) Вести этикетный диалог и полилог в стандартных ситуациях общения в рамках тем учебника, используя соответствующие формулы речевого этикета: начать, поддержать, закончить разговор; выразить пожелание, благодарность; отреагировать на них;

2) Вариативно выражать просьбу, совет, предлагать, рекомендовать, уговаривать, убеждать, используя не только повелительные предложения, но и различные синонимические средства с опорой на образец и без него; выразить согласие/ отказ;

3) Пользоваться различными видами диалога (этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог- обмен мнениями), комбинируя их в зависимости от ситуации общения.

В плане монологического общения

1) Делать краткие сообщения ( о своей школе, о своих проблемах, о своем селе, о своих увлечениях, о достопримечательностях отдельных городов, о достопримечательностях родной страны);

2) Кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст, а также с опорой на план к тексту, опорные слова;

3) Выражать свое отношение к прослушанному/прочитанному, приводя эмоциональные и оценочные суждения: понравилось/ не понравилось, что было известно/ что ново, с чем можно согласиться/ с чем нельзя;

4) Описывать (характеризовать друзей, членов семьи, персонажей литературных произведений на основе усвоенной логико-семантической схемы: кто, каков, что делает, как, где, зачем; каково название, кем написано, где издано, о чем написано, кто главные

персонажи….)

Аудирование

1) Воспринимать и понимать на слухтексты с разными целями: с глубоким проникновением в их содержание, с пониманием основного смысла, с выборочным извлечением информации;

2) Использовать в процессе слушания такие стратегии, как

  •  Умение догадываться о значении некоторых слов по контексту
  •  Умение догадываться о значении слов по словообразовательным элементам или по сходству звучания со словами родного языка
  •  Умение обходить незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста
  •  Умение переспрашивать с целью уточнения содержания с помощью соответствующих клише

Чтение

1) читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания, т. е. уметь понять текст в целом, выделить основные факты, отделить основные факты от второстепенных, осмыслить главную идею текста;

2) читать несложные аутентичные тексты разных жанров с детальным пониманием с целью использования полученной информации при решении различных коммуникативных задач через общение в устной и письменной форме;

3) читать текст с выборочным пониманием нужной информации, т.е. уметь извлечь интересующую информацию из текста в результате беглого просмотра или выбрать нужный текст из серии предложенных.

Письменная речь

1) Самостоятельно и графически правильно выполнять письменные лексические и грамматические упражнения, используя в случае необходимости словарь;

2) Составлять подписи к картинкам;

3) Письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения;

4) Письменно отвечать на вопросы по прочитанному тексту ( с опорой на текст) ;

5) Написать личное письмо или поздравление зарубежному сверстнику с опорой на образец (расспрашивая адресата и сообщая о себе, выражая благодарность, просьбу), используя словарь в случае необходимости; объѐм личного письма – 50-60 слов, включая адрес;

6) Заполнять анкету (указывая имя, фамилию,пол, возраст, гражданство, адрес);составлять вопросник для проведения интервью или анкетирования;

7) Написать сценарий небольшого мультфильма на знакомую тему;

8) Написать небольшую рекламу (статью) по предложенной (или выбранной самим учеником) теме.

6. Содержание учебного предмета

Тема

Сәғәт 3аны программа буйынса

Сәғәт 3аны план буйынса

Йөкмәткеһе

Яңынан мәктәпкә

6 дәрес

6 дәрес

5-6-сы кластарҙа алған белемдәрҙе тулыландырыу. Был тема буйынса яҙыусылар, шағирҙар ижады менән таныштырыу, яңы текстар уҡыу. Диалог һәм монолог ярҙамында бәйләнешле һөйләм төҙөү дауам итә. Туған тел, белем, уҡытыусы, мәктәп һәм көҙгө байлыҡ тураһында һөйләшеү. Бәйләнешле текст төҙөү, бер телдән икенсе телгә тәржемә итеү. Көҙ, көҙгө эштәр, уңыш йыйыу темаһы төп урындарҙың береһен алып тора.Мәктәп, уҡыу, китап, икмәк, уңыш, емеш-еләк тураһында мәҡәлдәр, әйтемдәр, йомаҡтар менән танышыу.

6-сы класта үтелгәндәрҙе ҡабатлау.

Ауыл тормошо

7 д2рес

7 д2рес

Ауыл тормошо, ауыл кешеләренең көнкүреше, хеҙмәт, игенсе хеҙмәте тураһында әңгәмәләр үткәреү. Игенсе эшенең нескәлектәрен һөйләү. Ауыл тормошоноң ҡала тормошонан айырмалы яҡтары тураһында аңлатыу. Ауыл еренән сыҡҡан күренекле шәхестәрҙең тормош юлы менән таныштырыу. Ҡылым. үҙбәйләнеш.һөйләм төҙөлөшө.

Баш7ортостан буйлап сәйәхәт

8 д2рес

8 дәрес

Башҡортостан тураһында 1-6 кластарҙа үтелгәндәрҙе эҙмә-эҙлекле итеп һөйләргә өйрәнеү, яңы мәғлүмәт биреү. Тыуған еребеҙҙең сал тарихы барлығын, Башҡортостан тураһында рус яҙыусылары, «Урал» эпосы, һуңғы йылдарҙағы фәнни экспедициялар мәғлүмәттәре менән таныштырып китеү («Арҡайым», «Сынташты», боронғо ҡалалар, алтын әйберҙәр табыу һ.б. тураһында).  Яңғыҙлыҡ исемдәр.

Спорт кәрәк-яра7тары

8 д2рес

8 дәрес

Кешегә сәләмәт булыу өсөн спорт менән шөғөлләнергә кәрәк икәнлеген аңлатыу, әңгәмә ойоштороу. Спорт тураһында теле-радио тапшырыуҙары, газета материалдары буйынса һөйләү. Башкортостанда спорт төрҙәре. Спорт өлкәһендә данлыҡлы кешеләр.

Башҡорт теленең үҙенсәлекле хәреф, өндәре, һөйләм төрҙәре.

Мин һәм бе66ең ғаилә

9 д2рес

9 дәрес

Ғаилә ағзаларын дөрөҫ атау, уларға ихтирамлы, иғтибарлы булырға өйрәтеү. Ғаилә, ғаилә ағзалары тураһында яҙылған әҫәрҙәр уҡыу, уларҙы аңлы ҡабул итергә өйрәтеү, һөйләү күнекмәләрен үҫтереү. Уҡылған әҫәрҙәр буйынса план төҙөргә өйрәтеү, план буйынса һөйләү. Был бүлектә билдәле рәссамдарҙың әҫәрҙәре күп кенә урын алған. Картинаны ҡарай, аңлай һәм уның йөкмәткеһен һөйләргә өйрәтеү.

Ҡылым. Ҡылымдарҙың заман, зат, һан менән үҙгәреше.

Әсәй6әр байрамы

3 д2рес

3 дәрес

Әсәй, өләсәйҙәрҙең изгелеге, ҡәҙере хаҡында әҫәрҙәр уҡыу, эш төрҙәре башҡарыу. "Катын-ҡыҙҙар байрамы тураһында әңгәмәләр үткәреү, данлыҡлы ҡатын-ҡыҙҙар менән осрашыуҙар ойоштороу.

Теркәүес тураһында төшөнсә. Теҙеү теркәүестәре.

Сәнғәт о9талары

7 д2рес

7 дәрес

Республиканың данлыҡлы шәхестәре. Сәнғәт оҫталарының тормош юлы һәм ижады менән таныштырыу. Уларҙың әҫәрҙәрен таныу, данлыҡлы кешеләребеҙ тураһында һөйләй белеү.

Эйәртеү теркәүестәре. Теркәүестәрҙең дөрөҫ яҙылышы.  

Исемең матур, кемдәр 7уш7ан/

8 д2рес

 

8 дәрес

 Исемдәрҙең мәғәнәһе, уның кеше холоҡ-фиғеленә тәьҫир итеүе. Данлыҡлы кешеләрҙең исемдәренә бәйләп, төрлө тарихи ваҡиғалар һөйләү, әҫәрҙәр уҡыу. Атамалар буйынса легендалар, риүәйәттәр уҡыу.Бәйләүестәр. Яңғыҙлыҡ исемдәрҙе дөрөҫ яҙыу.

Бер6әмлек. Ду9лыҡ. Тыныслы7.

7 д2рес

7 дәрес

Иң төп темаларҙың береһе - берҙәмлек, дуслык, тыныслыҡ, халыҡ-ара булған мөнәсәбәттәр  иғтибар үҙәгендә торорға тейеш. Был тема буйынса уҡыусыларҙы аңлап фекер йөрөтөргә  һәм  һөйләй белергә өйрәтеү.

Мөнәсәбәт һүҙҙәр. Ымлыҡтар. Уларҙың дөрөҫ яҙылышы.

Йәмле йәй

5 д2рес

5  дәрес

Йәй миҙгеленең үҙенсәлектәрен билдәләү. Уҡыусыларҙың һүҙ байлығын арттырыу, һөйләү һәм яҙыу телмәрен үҫтереү. Тәбиғәтте күҙәтеү, алған тәьҫораттар буйынса фекер алышыу. Был айҙарҙа уҙғарылған Милли байрамдар менән таныштырыу, улар тураһында белгәндәрен һөйләү.

?абатлау

0

2 дәрес

Йыл буйына үтелгән темалар буйынса йомға7лау, 7абатлау, дөйөмләштереү

Б0т23е

 68 с242т

Б0т23е 70 с242т

7. Система оценки достижения планируемых результатов

Оценивание устных ответов учащихся (учитывается полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа).

 

Оценка

Требования по основным критериям

Полнота и правильность ответа

Степень осознанности, понимания

Языковое оформление ответа

«5»

Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий.

Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные.

Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.

Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.

Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

 

«2»

Если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

 

Оценивание диктантов (учитывается орфографическая и пунктуационная грамотность).

 Оценивание контрольного словарного диктанта

        «5» - ошибки отсутствуют.

        «4» - 1-2 ошибки.

        «3» - 3-4 ошибки.

        «2» - 5 и более ошибок.

Нормы оценки за диктант.

Отметка. Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»        0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»        2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»        4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»        7/7, 6/8, 5/9, 8/6.

1.3. Оценивание комплексной контрольной работы, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания. Выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

Оценивание выполнения дополнительных заданий: 

«5» - ученик выполнил все задания верно,

«4» - ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий,

«3» - выполнено не менее половины заданий,

«2» - выполнено менее половины заданий.

1.4. Оценивание изложений и сочинений (учитывается умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания).

        Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

        Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

1) соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли;

2) полнота раскрытия темы;

3) правильность фактического материала;

4) последовательность и логичность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

1) разнообразие словаря и грамматического строя речи;

2) стилевое единство и выразительность речи;

3) число речевых недочётов.

                                                                       Аудирование

Оценка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.

Оценка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом.

Оценка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли только основной смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.

Оценка «2» ставится в том случае, если обучающиеся не поняли смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.

Говорение

Оценка «5» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.

Оценка «4» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.

Оценка «3» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.

Оценка «2» ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный материал и выразили свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.                        

Чтение

Оценка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.

Оценка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом  обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей.

Оценка «3»  ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся поняли, осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса.

Оценка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, обучающиеся не поняли прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.                                                                                              

Письмо

Оценка «5»  Коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи.

Оценка «4» Коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно затруднено наличием грамматических и/или лексических ошибок.

Оценка «3»  Коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики.

Оценка «2» Коммуникативная задача не решена ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста.

8. Тематическое планирование

Б1лек тема3ы

С242т 3аны

Практик эштәр

Контроль эш

Ижади эш

1.

Я8ынан м2кт2пк2

6

2.

Ауыл тормошо

7

1

1

3.

Баш7ортостан буйлап с2й2х2т

8

1

1

4.

Спорт к2р2к-яра7тары

8

1

5.

Мин 32м бе66е8 4аил2

9

1

2

6.

"с2й62р байрамы

3

7.

С2н42т о9талары

7

8.

Исеме8 матур, кем 7уш7ан/ Исемд2р62 ил тарихы

3

2

9.

Борон-борон заманда…

5

10.

Бер62млек,ду9лы7,тыныслы7

7

11.

Й2мле й2й

5

1

12.

!телг2нде 7абатлау

2

Б0т23е 70 с242т

9. Учебно-методические средства обучения

  1.  Авторская программа основного общего образования по башкирскому языку I – XI классы под редакцией М. Г. Усмановой, З. М. Габитовой. – Ижевск: «КнигоГрад».
  2. Аслаев Т. Х., Атнағолова С. В. Телмәр үҫтереү буйынса сюжетлы картиналар.-Өфө:Китап.
  3. Аубакирова З. Ф. Башкирский язык в таблицах, схемсах, правилах. - Уфа.
  4. Башкирско-русский словарь пословиц и поговорок. - Уфа: Книга.
  5. ГабитоваЗ. М., Тулумбаев Х. А. Методические рекомендации при обучениии башкирскому языку в русскоязычных школах. - Уфа: Китап.
  6. Габитова З. М., Толомбаев Х. А.  Уры9 мәктәптәрендә башҡорт телен уҡытыуҙы ойоштороу буйынса методик кәңәштәр. - Өфө: Китап.
  7. Габитова З. М. Уроки развития речи. - Уфа: Китап.
  8.  Габитова З. М., Усманова М. Г., Л. Г. Валишина. Башкирский язык. Учебник для учащихся 7 класса русскоязычных школ. - Уфа: Китап.
  9. Габитова З. М., Тулумбаев Х. А. Тесты по башкирскому языку. –Уфа: Китап.
  10. Усманова М. Г., Габитова З. М. Сборник диктантов и изложений по башкирскому языку. - Уфа: Книга.
  11. Усманова М. Г. Башкирский язык для начинающих. - Уфа: Китап.
  12. Усманова М. Г. Башҡорт теле грамматикаһы таблицаларҙа һәм схемаларҙа.

-)ф0= Китап.

10. Материально- техническое обеспечение

1. телевизор;

2. компьютер;

3. принтер;

4. DVD-проигрыватель

Интернет –ресурсы

  1. www.it-n.ru - Сеть творческих учителей.
  2. www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей.
  3. www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  4. www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  5. www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.
  6. http://nsportal.ru/shkola/geografiya - Социальная сеть работников образования.

11. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Лексик тема

Грамматик тема

)йг2 эш

План буйынса

У64арыу ва7ыты

I сирек (16с.)

Я8ынан м2кт2пк2! (6 с.)

1/1

1-5.09.

Беренсе сентябрь - Белем к0н0

!6енс2лекле 0нд2р 32м х2рефт2р

Белем к0н0 тура3ында хик2й2 т060рг2

2/2

1-5.09.

М. К2рим. У7ытыусыма

Баш7орт телене8 0н-х2рефт2ре

Т21ге у7ытыусы тура3ында я6ыр4а

3/3

7-12.09.

В. Баймыр6ина. Ду9лы7

Баш7орт алфавиты

8-се к1неге1

4/4

7-12.09.

З. Биишева. Баш7орт теле

Исемд2р6е8 килеш мен2н 16г2реше

Тел тура3ында  м272лд2р я6ыр4а

5/5

14-19.09.

Т. Йосопов. Япра7тар бураны

Исемд2р6е8 килеш мен2н 16г2реше

13-с0 к1неге1

6/6

14-19.09.

К. Кинй2булатова.

К0662р етк2с

Исемд2р6е8 килеш мен2н 16г2реше

Я6ма эшк2 26ерл2нерг2

Ауыл тормошо (7с.)

7/1

21-26.09.

Контроль  диктант Мине8 0л2с2йем

!телг2нде 7абатлар4а

8/2

21-26.09.

Хата 09т0нд2 эш.

Ауыл тормошо

Исемд2р6е8 килеш мен2н 16г2реше

Тексты8 й0км2тке3ен белерг2

9/3

28-3.10.

Алтын баша7тар ё2ки2тЁ.

№0йл2м т060л0ш0

"ки2т буйынса план т060рг2

10/4

28-3.10.

Т. Йосопов. Икм2к е9е

Сифат 7ылым

Икм2к тура3ында м272лд2р я6ыр4а

11/5

5-10.10.

Н. Мусин т2би42т тура3ында

Сифат 7ылым

Я6ыусы тура3ында м24л1м2т

12/6

5-10.10.

Бал 7орто

Сифат 7ылым

№1р2т эшл2рг2

13/7

12-17.10.

Изложение. Каникулда ё10-сы бит)

Грамматик материалды 7абатлар4а

Баш7ортостан буйлап с2й2х2т ё8с.)

14/1

12-17.10.

Хата 09т0нд2 эш.

Баш7ортостан буйлап с2й2х2т

Сифат 7ылым

33-с0 эш

15/2

19-24.10.

«Урал» халы7йыры

Я84ы6лы7 исемд2р

Йыр6ы8 2 строфа3ын ятлар4а

16/3

19-24.10.

Р. ;арипов.

Тормош юлы

Я84ы6лы7 исемд2р

Ши4ыр6ы тасуири у7ыр4а

17/4

26-30.10.

Контроль диктант. Ян4антау (54-се бит)

Грамматик материал

18/5

26-30.10.

Хата 09т0нд2 эш.

Т2би42т 32йк2лд2ре

Я84ы6лы7 исемд2р

42-се бит, у7ыр4а

II сирек (16с.)

19/6

9-14.11.

Х. Назар. Урал им2не

Я84ы6лы7 исемд2р

43-с0 к1неге1

20/7

9-14.11.

Ар7айым

Я84ы6лы7 исемд2р

46-сы эш

21/8

16-21.11.

Изложение. Ар7айым

ёд2реслекЁ

                                       Спорт к2р2к-яра7тары ё8с.)

22/1

16-21.11.

Спорт. Бе66е8 4аил2 ярышта

51-се эш

23/2

23-28.11.

Спорт 0лк23енд2 данлы7лы кешел2р

Я84ы6лы7, урта7лы7 исемд2р

Яра7ан спортсы тура3ында проект

24/3

23-28.11.

«Футбол» тексы 09т0нд2 эш

«Яраткан футболсым» инша

25/4

30-5.12.

Т. Яблонская «Ирт2» картина3ы буйынса инша

Я84ы6лы7, урта7лы7 исем

58-се к1н.

26/5

30-5.12.

Хата 09т0нд2 эш. Бокс

67-се эш

27/6

7-12.12.

Милли уйындар

65-се эш

28/7

7-12.12.

Баш7ортостан –чемпиондар иле

Я84ы6лы7, урта7лы7 исем-8 я6ылышы

69-сы эш

29/8

14-19.12.

Г. Рамазанов. Я8ы йыл мен2н

2 строфаны ятлар,73-с0 к1неге1

Мин 32м бе66е8 4аил2 ё9с.)

30/1

14-19.12.

Кластан тыш у7ыу.

«Аманат» журналы буйынса

?ылым

Бер2й хик2й2не 30йл2й белерг2

31/2

21-26.12.

К. Шафикова "с2й к1662ре

?ылым

«Мине8 2с2йем» инша

32/3

21-26.12.

Контроль диктант. Ду9ым, сер62шем ёд2реслек,69-сы бит)

?ылым

Грамматик материалды 7абатлау

III сирек (20с.)

33/4

14-16.01.

Хата 09т0нд2 эш.

Бе66е8 0й

?ылым

Грамматик матер. 7абатлау

34/5

18-23.01.

 ?ылымды8 зат,заман,3ан мен2н 16г2решеё7абатлауЁ

79-сы эш

35/6

18-23.01.

«?ош7а 2йл2нг2н 2бей» 2ки2те

86-сы к1н.

36/7

25-30.01.

?. Даян. Атай к282ше

Ни эшл2й?

Ш2ж2р2 т060рг2

37/8

25-30.01.

С. "либаев. Матур к0н

?ылымдар6ы8 зат мен2н 16г2реше

100-с0 к1неге1

38/9

1-6.02.

Инша. Йыл4а ярында

?ылымды8 ю7лы7 формалары

Грамматик материалды 7абатлар4а

"с2й62р байрамы (3с.)

39/1

1-6.02.

Хата 09т0нд2 эш.

Бе66е8 2с2й.

Ф. Р2хим4олова

Терк21ест2р

2с2й тура3ында м272лд2р

40/2

8-13.02.

"с2. З. Воскресенская

Те6е1 терк21ест2ре

103-с0 к1н.

41/3

8-13.02.

Етег2н йондо6 2ки2те

?аршы 7уйыу терк21ест2ре

105-106-сы к1н.

С2н42т о9талары (7с.)

42/1

15-20.02.

Х. "хм2тов-композитор

?аршы 7уйыу терк21ест2ре

110-сы к1неге1

43/2

15-20.02.

Баш7орт милли музыка 7оралдары

112-се к1н.

44/3

22-27.02.

?умы6сы

Р. За3ретдинов

Эй2рте1 терк21ест2ре

116-сы эш, карточкалар

45/4

22-27.02.

Изложение.

№ай,7умы6ы,7умы6ы ёд2реслекЁ

119-сы к1неге1

46/5

29-5.03.

Хата 09т0нд2 эш.

Ете-42ж2п 3ан

120-се эш

47/6

29-5.03.

Р. Туйсина.

Баш7орт бейе1е

Эй2рте1 терк21ест2ре

48/7

7-12.03.

С. Юлаев. Егетк2

Ши4ыр6ы ятлар4а

Исеме8 матур,кемд2р 7уш7ан/ (3с.)

49/1

7-12.03.

Контроль диктант. Ш2ж2р2

Грамматик материалды 7абатлар4а

50/2

14-19.03.

Хата 09т0нд2 эш.

Исемд2р62 ил тарихы.

Я84ы6лы7 исед2р6е8 д0р09 я6ылышы

134-к1неге1

51/3

14-19.03.

Б2йл21ест2р

142-се эш

Борон –борон заманда (5 с.)

52/1

21-24.03.

«Ир2ндек» 2ки2те

2-се 0л0шт0 у7ыр4а

IVсирек(18с)

53/2

4-9.04.

«Ир2ндек» 2ки2те

30йл2рг2 26ерл2нерг2

54/3

4-9.04.

Ки92кс2л2р

Я84ы6лы7 исед2р6е8 д0р09 я6ылышы

30йл2мд2р т060рг2

55/4

11-16.04.

Ф. Ту4ы6баева.

Тайыштабан ё2ки2тЁ

30йл2рг2 26ерл2нерг2

56/5

11-16.04.

Кластан тыш у7ыу.

Баш7орт халы7 ижады

Бер62млек. Ду9лы7. Тыныслы7. (7с.)

57/1

18-23.04.

Ш. Би77ол. Тыныслы7 к2р2к

М0н2с2б2т 31662р

154-се к1неге1

58/2

18-23.04.

К. Кинй2булатова.

Ду9тарым к1п

158-се к1неге1

59/3

25-30.04.

Р. М0х2мм2тов. Тауыш3ы6 Талип

М0н2с2б2т 31662р

161-се,163-с0 к1н.

60/4

25-30.04.

Контроль диктант.

 Я6 с2ск23е

61/5

2-7.05.

Хата 09т0нд2 эш.

Урман-6ур байлы7

165-се к1н.

62/6

2-7.05.

С. "либаев. ?айын 3ыуы

М0н2с2б2т 31662р

174-175-се к1н.

63/7

9-14.05.

Ымлы7тар.

188-се к1н.

Й2мле й2й (5с.)

64/1

9-14.05.

З. ?отлогилдина. Й2й

Й2й тура3ында инша я6ыр4а

65/2

16-21.05.

Диктант.  С2ск2- тормош й2ме (63-се бит)

190-191-се эш

66/3

16-21.05.

Хата 09т0нд2 эш.

!6е с2ск2,16е с242т

Я84ы6лы7, урта7лы7 исемд2р

194-се к1неге1

67/4

23-28.05.

М. Дилм0х2м2тов. С2ск2 мен2н к1б2л2к

Ши4ыр6ы ятлар4а

68/5

23-28.05.

?ырмы97алар

!телг2нде 7абатлау

!телг2нде 7абатлау ё2с.)

69/1

30-31.05.

Хаталар 09т0нд2 эш. !телг2нде ны4ытыу

70/2

30-31.05.

Йом4а7лау д2ресе

12. Лист корректировки  календарно - тематического планирования

№ п/п

Изменение

Причина изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по башкирскому языку для 5 класса

Рабочая программа по 2 линии учебников...

Рабочая программа по башкирскому языку для 1 класса (ФГОС)

Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....

Рабочая программа по башкирскому языку для 3 класса

Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 5 класс

Рабочая программа создана по учебнику "Башкирсикй язык и литература" для 5 класса. Авторы учебника: В. И. Хажин, А. Х. Вильданов, Уфа-2012.По программе дается и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 6 класс

Рабочая программа по предмету "Башкирский язык и литература" для 6 класса, авторы: А. Х.Вильданов, В. И. Хажин, Уфа-2012. Прилагается календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 7класс

Рабочая программа составлена для 7 класса по учебнику "Башкирский язык и литература" (авторы: Ф. А. Хуснутдинова, Д. С. Тикеев, Б. Б. Гафаров, Г. Г. Кагарманов), Уфа - 2010.Прилагается календарно-тема...