Рабочая программа по башкирскому языку, 9 класс
календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему

Мухарямова Минзиля Мусалямовна

Рабочая программа составлена на основании:

 Авторской программы по башкирскому языку для IXI классов русскоязычных школ под редакцией М.Г.Усмановой, З.М.Габитовой – Ижевск: «КнигоГрад».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.docx97.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа

закрытое административно-территориальное образование

город Межгорье Республики Башкортостан

Рассмотрено                        Согласовано                                Утверждаю

на заседании ШМО                Зам. директора по УВР                Директор МБОУ

руководитель                        МБОУ СОШ №1                        СОШ №1 ЗАТО Межгорье

__________________        ЗАТО Межгорье                        Республики Башкортостан

Протокол № ____                Республики Башкортостан                ____________С. А. Лебедев

от «     » августа 2017г.         _____________________                Приказ № ____

                                «     » августа 2017г.                         «     » августа 2017г.

           

Рабочая программа

учителя первой квалификационной категории

Гизатуллиной Фариды Хабрахмановны

по башкирскому языку

для 9 го класса

на 2017-2018 учебный год

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании:

 Авторской программы по башкирскому языку для I – XI классов русскоязычных школ под редакцией М.Г.Усмановой, З.М.Габитовой – Ижевск: «КнигоГрад».

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  • Учебник М.Г.Усманова, З.М.Габитова. Башкирский язык.

9  класс. Уфа: Китап.

  •   Башкирский язык в таблицах, схемах, правилах. АубакироваЗ.Ф. Уфа.
  •  Методические рекомендации при обучениии башкирскому языку в русскоязычных школах. ГабитоваЗ.М., Тулумбаев Х.А. –Уфа:Китап.
  •  Тесты по башкирскому языку. ГабитоваЗ.М., Тулумбаев,Х.А. –Уфа: Китап.
  •  Сборник диктантов и изложений по башкирскому языку. Усманова М.Г., Габитова З.М. –Уфа:Книга.

В авторской программе по башкирскому языку для I – XI классов русскоязычных школ под редакцией М. Г. Усмановой, З. М. Габитовой (Ижевск: «КнигоГрад») на изучение предмета в 9-ом  классе отводится 68 часов.

                В соответствии с  базисным учебным  планом  для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2017-2018 учебный план и  учебным планом МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан на изучение башкирского (государственного) языка в 9-ом классе отводится 1 час в неделю. Общее количество учебных часов за год – 34 ч. В связи с этим при составлении рабочей программы были внесены корректировки.

Цели и задачи курса

Изучение башкирского языка направлено на достижение следующих целей:

  • развитие  речевой компетенции - развитие сформированных на базе начальной школы коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме);
  • развитие  языковой компетенции - овладение новыми языковыми средствами, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа;
  • развитие  социокультурной компетенции – знание национально- культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета; знание употребительной фоновой лексики, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; представление об особенностях образа жизни, быта, культуры  башкирского языка (всемирно известных  достопримечательностях,   выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); понимание роли владения родными языками в современном мире; владеть техникой письма; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц и грамматических явлений;
  • развитие компенсаторной компетенции - развитие умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза, использования синонимов, жестов и т. д.;
  • развитие учебно-познавательной компетенции - умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; владение приемами работы с текстом: умение пользоваться  определенной стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной  задачи (читать/ слушать текст с разной глубиной понимания); умение действовать по образцу/ аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; умение пользоваться справочным материалом (грамматическим  и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения родных  языков;
  • представление о языке как средстве выражения чувств, эмоции, основе культуры мышления; достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями родного языка,  установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

Задачи:

-   развитие речи, мышления,  воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения; развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта, умением работы в паре, в группах;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике башкирского языка; 

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема; 

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к башкирскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; 

- обучение навыкам самостоятельного чтения и понимания художественной литературы, детского фольклора, материалов из газет и журналов, публикуемых на башкирском языке; также  разговору на башкирском языке и применять его дома, в общественных местах, в процессе деятельности; 

- ознакомление детей в процессе обучения с историей, культурным наследием, искусством, литературой, обычаями и традициями, выдающимися личностями башкирского народа, привитие уважения и любви к языку, родной земле. 

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут.

Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работы.
  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательскогометодов обучения.

При работе с детьми ОВЗ применяются следующие методы работы:

• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал, презентации).

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1) представление о башкирском языке как языке башкирского народа, государственном языке Республики Башкортостан, средстве  общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного башкирского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

                                 

Содержание учебного предмета

Тема

Сәғәт 3аны программа буйынса

Сәғәт 3аны план буйынса

Йөкмәткеһе

 

Һаумы, мәктәп!  

6 дәрес

3 дәрес

Эш төрҙәре «Көҙ» темаһы менән берлектә алып барыла. «Көҙ» һәм «Мәктәп» темаһына шиғырҙар, әҫәрҙәр уҡыу; мәҡәл, әйтемдәр, йомаҡтар, һынамыштарҙы иҫкә төшөрөү.

Алдағы кластарҙа үтелгәндәрҙе системалаштырыу, яңы мәғлүмәт менән таныштырыу. Һөйләү һәм яҙыу телмәрен үҫтереү өҫтөндә эш дауам итә.

Ергә мәрхәмәт - илгә бәрәкәт.  

7 д2рес

3 д2рес

Тыуған Республикаға ҡарата мөхәббәт, ғорурлыҡ тойғоһо, тәбиғәткә һаҡсыл ҡараш тәрбиәләргә. Улар тураһында һөйләргә, яҙырға өйрәтеү. Башҡортостандың ер аҫты, ер өҫтө байлыҡтары тураһында әңгәмәләр үткәреү, экскурсиялар ойоштороу.

Атамалар ни һөйләй?  

10 д2рес

5дәрес

Кеше тормошонда атамаларҙың да (кеше исеме, фамилияһы, атаһының исеме; ауыл, ҡала, тау, йылға һ.б.) роле ҙур. Унһыҙ тормошто күҙ алдынала килтереп булмай. Атамалар бик күп. Тел ғилемендә уларҙы өйрәнеүсе фән бар. Ул – ономистика. Онамистика фәне үҙе бер нисә тармаҡтан тора: антропонимика, этнонимика, милли, халыҡ, ҡәбилә исемдәрен, зоонимика ҡош-ҡорт, хайуан ҡушаматтарын, космонимика өйрәнеүсе фән.

Был теманы үтеү уҡыусының бала саҡтан уҡ үҙҙәре йәшәгән ауыл, ҡала, уларҙың янындағы атамаларҙың мәғәнәләрен белергә теләгән ҡыҙыҡһыныуын ҡәнәғәтләндерә, тыуған төйәк менән ғорурланырға мөмкинлек бирә. Сөнки атамаларҙа ил тарихы, ер һәм ошо ерҙә йәшәгән халыҡтың тел үҙенсәлектәре, халыҡ тормошо, ғөрөф-ғәҙәте, йолалары һ.б. сағыла.

Беҙ ҡышты ла яратабыҙ.  

8 д2рес

4 дәрес

Бәйләнешле телмәрҙең яҙма һәм телдән формаларына берҙәй әһәмиәт бирелә. Ҡыш миҙгеле, уның үҙенсәлектәре тураһында һөйләү күҙ уңында тотола.

Башҡортостан театрҙары.  

5 д2рес

2 дәрес

Башҡортостанда театр сәнғәте. Республикалағы театрҙар һәм уларҙың эшмәкәрлеге хаҡында дөйөм мәғлүмәт биреү. М.Ғафури исемендәге Башҡорт Академия драма театрының барлыҡҡа килеүе тарихы (халыҡ артистары З.Бикбулатова, А.Мөбәрәков, Г.Мөбәрәкова). Театрҙың күренекле артистарының тормошо һәм ижады менән таныштырыу, улар тураһында һөйләргә өйрәтеү.

Театрҙың үткәне һәм киләсәге буйынса фекер алышыу ойоштороу.

Башҡорт халыҡ ижады.

8 д2рес

4 дәрес

Халыҡ ижады тураһында дөйөм төшөнсә. Фольклорҙың коллектив ижад булыуы. Фольклор һәм яҙма әҙәбиәттең айырмаһын билдәләү, улар тураһында һөйләргә өйрәтеү.

Башҡорт аты.  

9 д2рес

4 дәрес

Уҡыусылырҙы башҡорт атының килеп сығыуы, тарихи үткәне менән таныштырыу. Аттарҙың кеше тормошондағы мөһим ролен билдәләү. Йәш үһенсәлектәре буйынса бүленеүен билдәләү, уҡыусылырҙан дөрөҫ итеп әйттереү. Аттарға ҡарата ҡыҙыҡһыныусанлыҡ, улар тураһында күберәк белеү теләге тыуҙырыу.

Башҡорт халыҡ милли аштары.

7 д2рес

3 дәрес

Башҡорт халҡының милли аштары менән таныштырыу. Уларҙы әҙерләү үҙенсәлектәрен билдәләү. Башҡорт милли аштары тураһында текстар менән таныштырыу.

 Уҡыусылырҙың һөйләү, яҙыу телмәрен үҫтереү өҫтөндә ентеклке эш дауам итә.

 Яҙ килә.  

8 д2рес

5 дәрес

Башҡортостандағы яҙғы тәбиғәт күренештәре. Ҡала һәм ауылда яҙғы эштәр: ҡоштар, хайуандар һәм үҫемлектәр тормошо, яҙғы байрамдар тураһында әңгәмәләр үткәреү. Тәбиғәткә экскурсиялар ойоштороу. Дарыу үләндәренән гербарийҙар төҙөү, Еңеү көнөн билдәләү. Һуғыш ветерандары менән осрашыу, иҫтәлектәр яҙып алыу буйынса эш дауам итә.

?абатлау

0

1 дәрес

Йыл буйына үтелгән темалар буйынса йомға7лау, 7абатлау, дөйөмләштереү.

Б0т23е

68 с242т

Б0т23е 34 с242т

Тематическое планирование с  осгновным видом учебной деятельности обучающихся

Б1лек тема3ы

С242т 3аны

Практик эштәр

Контроль

эш

Ижади

эш

1.

Һаумы, мәктәп!

3

1

2.

Ергә мәрхәмәт-илгә бәрәкәт

3

3.

Атамалар ни һөйләй?

5

1

4.

Беҙ ҡышты ла яратабыҙ

4

1

5.

Башҡортостан театрҙары

2

6.

Башҡорт халыҡ ижады

4

7.

Башҡорт аты

4

1

8.

Башҡорт милли аштары

4

1

9.

Яҙ килә 

4

1

10.

!телг2нде 7абатлау

1

Б0т23е 34 с242т

9 класс

Календарно-тематическое планирование

Дата

Дәрес темаһы

Иҫкәрмә

План

буйынса

У64арыу ва7ыты

Лексик тема

Грамматик тема

I сирек (8 с.)

ҺАУМЫ, МӘКТӘП! (3 с.)

1/1

5.09

А. Игебаев. Бик тә кәрәк

тыныслыҡ

Һөйләмдә

һүҙҙәр тәртибе

2/2

12.09

М. Аҡмулла «Көҙ»

Һөйләм киҫәктәре

3/3

19.09

Алтын көҙ

Һөйләм киҫәктәре

ЕРГӘ МӘРХӘМӘТ-ИЛГӘ БӘРӘКӘТ (3 с.)

4/1

26.09

Н. Мусин.Хай урманым, урманым...

Ҡылым

5/2

3.10

М. Ғафури. Үҙем һәм халҡым

Ваҡыт хәле

6/3

10.10

А. Игебаев. Донъябыҙҙан ни ҡала?

Рәүеш хәле

                                                           АТАМАЛАР НИ ҺӨЙЛӘЙ? (5 с.)

7/1

17.10

Башҡортостан йылғалары

Күләм-дәрәжә хәле

8/2

24.10

Инша «№ыу- байлы7»

II cирек (8 с.)

9/3

7.11

Ҡ. Аралбаев «Карауанһарай», «Янғантауға мәҙхиә»

Шарт хәле

10/4

14.11

Ғ. Хөсәйенов «Батырша»

11/5

21.11

Башҡорт халыҡ йыры «Таштуғай»

Маҡсат хәле

БЕҘ ҠЫШТЫ ЛА ЯРАТАБЫҘ (4 с.)

12/1

28.11

Ф. Рәхимғолова. «Ҡыш»

Кире хәл

13/2

5.12

Ш. Бабич. «Кем өсөн?», «Ҡышҡы юлда»

Өндәш һүҙ

14/3

12.12

Контроль диктант «?ыш»

15/4

19.12

Р. Вәлиева. Ҡышҡы нардуған

Өндәш һүҙ янында тыныш билдәләре

БАШҠОРТОСТАН ТЕАТРҘАРЫ (2 с.)

16/1

26.12

Башҡортостан театрҙары

Өҫтәлмәлек

III сирек (10 с.)

17/2

16.01

Театрҙың күренекле артистары.

Өҫтәлмәлектәр янында тыныш билдәһе ҡуйылышы

БАШҠОРТ ХАЛЫҠ ИЖАДЫ (4 с.)

18/1

23.01

Башҡорт халыҡ ижады

19/2

30.01

Урал батыр эпосы

20/3

6.02

Башҡорт халыҡ әкиәте Алпамыша

Ябай һөйләм төрҙәре

21/4

13.02

Йомаҡ, мәҡәл, әйтем, таҡмаҡ

Тулы һәм кәм һөйләмдәр

БАШҠОРТ АТЫ (4 с.)

22/1

20.02

 Н. Иҙелбаев. Ел, ерәнем

23/2

27.02

М.К2рим. Мине8 атым

Тиң киҫәкле һөйләмдәр

24/3

6.03

С. Агиш. Турыҡай

Ҡушма һөйләм

25/4

13.03

 Башҡорт аты. Текст мен2н эш

БАШҠОРТ ХАЛЫҠ МИЛЛИ АШТАРЫ (7 с.)

26/1

20.03

Башҡорт милли аштары

Ҡушма һөйләм          тураһында төшөнсә

IV  сирек (8 с.)

27/2

3.04

В. Ғүмәров. Ҡорот

Ҡылымдың киләсәк заман формаһы

28/3

10.04

Баш7орт балы

ЯҘ КИЛӘ (5 с.)

29/1

17.04

Яҙ килә

Ҡылымдың киләсәк заман формаһы

30/2

24.04

Л. Фархшатова. Тал бөрөһө

Ҡылымдың киләсәк заман формаһы

31/3

8.05

Ф. Ғөбәйҙуллина Сөгөлдөр

Ҡылымдың хәҙерге заман формаһы

32/4

15.05

А.Игебаев. Я6 б1л2ге

33/5

22.05

Контроль диктант Ҡоштар (111- се б.)

!телг2нде 7абатлау (1 с.)

34/1

22.05

Йом4а7лау д2ресе

                                                                                       

??????????????????????????????????????????????????77

Нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2.п.п.9.10).
  • Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»
  • Закон «О языках народов Республики Башкортостан»(с изменениями на 28 марта 2014 г.)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08..2010 г. № 889

            «О внесении изменений в федеральный  базисный и примерные учебные планы для

            образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,

             утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312

            «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных  учебных

             планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих

             программы общего образования».

  • Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»№189 от 29.12.2010г. (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
  • Рекомендуемый базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан № 905 от 29.04.15г.
  • Устав школы
  • Образовательная программа среднего общего образования (10--11 классы) МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год.
  • Учебный план МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
  • Авторская программа  по башкирскому языку для I – XI классов русскоязычных школ под редакцией М.Г.Усмановой, З.М.Габитовой.– Ижевск: «КнигоГрад».

     

                                                 

3. Общая характеристика учебного предмета

Башкирский язык является государственным языком Республики Башкортостан, родным языком башкирского народа.

Предмет «Башкирский язык» входит в образовательную область «Филология», формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Башкирский язык как учебный предмет характеризуется:

- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);

- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

        Изучение башкирского языка направлено на достижение следующих целей:

Развитие коммуникативной компетенции на башкирском языке в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

  • развитие  речевой компетенции - развитие сформированных на базе начальной школы коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме);
  • развитие  языковой компетенции - овладение новыми языковыми средствами, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа;
  • развитие  социокультурной компетенции – знание национально- культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики);знание употребительной фоновой лексики, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; представление об особенностях образа жизни, быта, культуры  башкирского языка (всемирно известных  достопримечательностях,   выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); понимание роли владения родными языками в современном мире; владеть техникой письма; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц и грамматических явлений;
  • развитие компенсаторной компетенции - развитие умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза, использования синонимов, жестов и т. д.;
  • развитие учебно-познавательной компетенции - умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; владение приемами работы с текстом: умение пользоваться  определенной стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной  задачи (читать/ слушать текст с разной глубиной понимания); умение действовать по образцу/ аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; умение пользоваться справочным материалом (грамматическим  и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения родных  языков;
  • представление о языке как средстве выражения чувств, эмоции, основе культуры мышления; достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями родного языка,  установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

Задачи:

  • развитие речи, мышления,  воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения; 
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике башкирского языка; 
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема; 
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к башкирскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; 
  • обучение навыкам самостоятельного чтения и понимания художественной литературы, детского фольклора, материалов из газет и журналов, публикуемых на башкирском языке; также разговору на башкирском языке и применять его дома, в общественных местах, в процессе деятельности; 
  • ознакомление детей в процессе обучения с историей, культурным наследием, искусством, литературой, обычаями и традициями, выдающимися личностями башкирского народа, привитие уважения и любви к языку, родной земле. 

На уроках башкирского языка учащиеся глубже знакомятся с материалами, посвященными  природе республики, жизни и труду народа, вопросам нравственности и воспитания, а также с эпизодами из жизни детей, произведениями башкирских писателей. Одновременно работают и со связным текстом: получают навыки отличать жанры художественных произведений (рассказ, стихотворение), произведений народного творчества (сказка, загадка, пословица), также задавать вопросы по содержанию текста, определять основную тему и мысль, выражать свое мнение по отношению к персонажам, находить из текста элементарные средства описания и объяснять смысл, применять их в речи. 

При развитии речи учитываются следующие моменты:

- развитие фонематического слуха, что в свою очередь является основой навыков правильного письма. В башкирском языке письмо основывается на фонетико-фонематическом принципе: многие слова в башкирском языке как слышатся, так и пишутся;

- башкирский язык подчиняется закону сингармонизма. Все гласные – и мягкие, и твердые оказывают влияние на все слоги слова;

 - в башкирском языке слова в предложении занимают устойчивое место. Обычно подлежащее стоит на первом, а сказуемое – на последнем месте;           

               В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  диктанты.

             Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой обучающихся.

  1. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
  2. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения и технологии:

- учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы и др.), электронные пособия, презентации, организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал и др.)

- игровые технологии, технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, информационно-коммункационные технологии;

                                           4. Место учебного  предмета в  учебном плане

В авторской программе по башкирскому языку для I – XI классов русскоязычных школ под редакцией М. Г. Усмановой, З. М. Габитовой (Ижевск: «КнигоГрад») на изучение предмета в 9-ом  классе отводится 68 часов.

                В соответствии с  базисным учебным  планом  для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный план и  учебным планом МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан на изучение башкирского (государственного) языка в 9-ом классе отводится 2 часа в неделю. Общее количество учебных часов за год – 70 ч. В связи с этим при составлении рабочей программы были внесены корректировки.

5. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения башкирского  языка в 9 классе ученик должен:

       Знать/понимать:

  • основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования;
  • особенности структуры простых и сложных предложений  английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
  • признаки изученных грамматических явлений;
  • основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика);
  • роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка.

Уметь:

       говорение

  • начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей республике;
  • делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
  • использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;

       аудирование

  • понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
  • понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
  • использовать переспрос, просьбу повторить;

       чтение

  • читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием   основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
  • читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
  • читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

        письменная речь

  • заполнять анкеты и формуляры;
  • писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

  1. уйынса сюжетлы картиналар.-Өфө:Китап.
  2. Аубакирова З. Ф. Башкирский язык в таблицах, схемсах, правилах. - Уфа.
  3. Башкирско-русский словарь пословиц и поговорок. - Уфа: Книга.
  4. ГабитоваЗ. М., Тулумбаев Х. А. Методические рекомендации при обучениии башкирскому языку в русскоязычных школах. - Уфа: Китап.
  5. Габитова З. М., Толомбаев Х. А.  Уры9 мәктәптәрендә башҡорт телен уҡытыуҙы ойоштороу буйынса методик кәңәштәр. - Өфө: Китап.
  6. Габитова З. М. Уроки развития речи. - Уфа: Китап.
  7. Габитова З. М., Усманова М. Г., Л. Г. Валишина. Башкирский язык. Учебник для учащихся 9 класса русскоязычных школ. - Уфа: Китап.
  8. Габитова З. М., Тулумбаев Х. А. Тесты по башкирскому языку. - Уфа: Китап.
  9. Усманова М. Г., Габитова З. М. Сборник диктантов и изложений по башкирскому языку. - Уфа: Книга.
  10. Усманова М. Г. Башкирский язык для начинающих. - Уфа: Китап.
  11. Усманова М. Г. Башҡорт теле грамматикаһы таблицаларҙа һәм схемаларҙа.

-)ф0= Китап.

10. Материально- техническое обеспечение

1. телевизор;

2. компьютер;

3. принтер;

4. DVD-проигрыватель

Интернет –ресурсы

  1. www.it-n.ru - Сеть творческих учителей.
  2. www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей.
  3. www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  4. www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  5. www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.
  6. http://nsportal.ru/shkola/geografiya - Социальная сеть работников образования.

11. Календарно-тематическое планирование

Дата

Дәрес темаһы

Иҫкәрмә

План

буйынса

У64арыу ва7ыты

Лексик тема

Грамматик тема

I сирек (16 с.)

ҺАУМЫ, МӘКТӘП! (6 с.)

1/1

1-5.09

А. Игебаев. Бик тә кәрәк

тыныслыҡ

Һөйләмдә

һүҙҙәр тәртибе

2/2

1-5.09

М. Аҡмулла «Көҙ»

Һөйләм киҫәктәре

3/3

7-12.09

Алтын көҙ

Һөйләм киҫәктәре

4/4

7-12.09

В. Э. Меос. Октябрь. Ҡоштар китә. Картина буйынса инша

5/5

14-19.09

Инеш контроль эш Һалҡын көҙ

6/6

14-19.09

Диктанттарға анализ

Баш һәм эйәрсән киҫәктәр

ЕРГӘ МӘРХӘМӘТ-ИЛГӘ БӘРӘКӘТ (7с.)

7/1

21-26.09

Н. Мусин. ай урманым, урманым...

Ҡылым

8/2

21-26.09

Т. Ғәниева. Оло ялан

Исемдәрҙең килеш менән үҙгәреше (ҡабатлау)

9/3

28-3.10

М. Ғафури. Үҙем һәм халҡым

Ваҡыт хәле

10/4

28-3.10

Ф. Мөхәмәтйәнов. Ғүмер

Урын хәле

11/5

5-10.10

А. Игебаев. Донъябыҙҙан ни ҡала?

Рәүеш хәле

12/6

5-10.10

Изложение Һыу – байлыҡ

( 40-се б.)

13/7

12-17.10

Хата өҫтөндә эш. А.Игебаев  ижадын ҡабатлау

АТАМАЛАР НИ ҺӨЙЛӘЙ? (10 с.)

14/1

12-17.10

Башҡортостан йылғалары

Күләм-дәрәжә хәле

15/2

19-24.10

Ғ. Рамазанов. Тыуған еребеҙ -Башҡортостан

16/3

19-24.10

Инша «Тыуған ерем - Башҡор-

тостан»

17/4

26-30.10

Хата өҫтөндә эш. Тәбиғәт тураһында мәҡәлдәр, шиғырҙар

18/5

26-30.10

Ҡ. Аралбаев Карауанһарай, Янғантауға мәҙхиә

Шарт хәле

II cирек (14 с.)

19/6

9-14.11

Ҡ. Аралбаев Карауанһарай, Янғантауға мәҙхиә

Шарт хәле

20/7

9-14.11

Ғ. Хөсәйенов Батырша

21/8

16-21.11

Д. Мырҙаҡаева. Өфө һуҫары

Сәбәп хәле

22/9

16-21.11

Башҡорт халыҡ йыры Таштуғай

Маҡсат хәле

23/10

23-28.11

Контроль диктант Матур йылға

(98-се б.)

БЕҘ ҠЫШТЫ ЛА ЯРАТАБЫҘ (8 с.)

24/1

25/2

23-28.11

30-5.12

Ф. Рәхимғолова. Ҡыш

Кире хәл

26/3

27/4

30-5.12

7-12.12

Ш. Бабич. Кем өсөн?, Ҡышҡы юлда

Өндәш һүҙ

28/5

7-12.12

Р. Вәлиева. Ҡышҡы нардуған

Өндәш һүҙ янында тыныш билдәләре

29/6

14-19.12

Ҡыш дауам итә

Ҡылым

30/7

14-19.12

Инша Ҡышҡы тәбиғәт

31/8

21-26.12

Хата өҫтөндә эш. Ҡыш темаһын йомғаҡлау

БАШҠОРТОСТАН ТЕАТРҘАРЫ (5 с.)

32/1

21-26.12

Башҡортостан театрҙары

Өҫтәлмәлек

III сирек (20 с.)

33/2

14-16.01

Башҡортостан театрҙары

Өҫтәлмәлек

34/3

35/4

18-23.01

18-23.01

Театрҙың күренекле артистары.

Өҫтәлмәлектәр янында тыныш билдәһе ҡуйылышы

36/5

25-30.01

Диктант Театр тарихынан

(102- се б.)

БАШҠОРТ ХАЛЫҠ ИЖАДЫ (8 с.)

37/1

25-30.01

Хата өҫтөндә эш. Кластан тыш уҡыу дәресе

Өҫтәлмәлектәр янында тыныш билдәһе ҡуйылышы

38/2

1-6.02

Башҡорт халыҡ ижады

39/3

1-6.02

Урал батыр эпосы

40/4

8-13.02

Урал батыр эпосы

Ябай һөйләм

41/5

42/6

8-13.02

15-20.02

Башҡорт халыҡ әкиәте Алпамыша

Ябай һөйләм төрҙәре

43/7

15-20.02

Йомаҡ, мәҡәл, әйтем, таҡмаҡ

Тулы һәм кәм һөйләмдәр

44/8

22-27.02

Диктант Айыу ниңә ҡышын йоҡлай?” ( 104- се б.)

БАШҠОРТ АТЫ (9 с.)

45/1

22-27.02

Хата өҫтөндә эш. Н. Иҙелбаев. Ел, ерәнем

46/2

47/3

29-5.03

29-5.03

Б. Байымов Бәләкәс

Тиң киҫәкле һөйләмдәр. Тиң киҫәктәр эргәһендә тыныш билдәһе

48/4

7-12.03

Һабантуй.

Тиң киҫәктәр эргәһендә дөйөмләштереүсе һүҙҙәр

49/5

7-12.03

Ә. Әминев. Турат

Тиң киҫәкле һөйләмдәр темаһын йомғаҡлау

50/6

14-19.03

С. Агиш. Турыҡай

Ҡушма һөйләм

51/7

14-19.03

Инша Башҡорт аты

52/8

21-24.03

Хата өҫтөндә эш

Халыҡ ижадында ат образы

IV  сирек (16 с.)

53/9

4-9.04

Рәссамдар ижадында ат образы

Ҡушма һөйләм          тураһында төшөнсә

БАШҠОРТ ХАЛЫҠ МИЛЛИ АШТАРЫ (7 с.)

54/1

55/2

4-9.04

11-16.04

Башҡорт милли аш тары

Ҡушма һөйләм          тураһында төшөнсә

56/3

11-16.04

3. Биишева. Дуҫ булайыҡ

Ҡушма һөйләм төрҙәре

57/4

18-23.04

Ә. Байрамов. Сүпрә

Ҡылымдың үткән заман формаһы

58/5

18-23.04

В. Ғүмәров. Ҡорот

Ҡылымдың киләсәк заман формаһы

59/6

25-30.04

Диктант Башҡорт милли аш- һыуҙары

( 109-сы бит)

60/7

25-30.04

Хата өҫтөндә эш

Башҡорт милли ризыҡтары

ЯҘ КИЛӘ (8 с.)

61/1

62/2

2-7.05

2-7.05

Яҙ килә

Ҡылымдың киләсәк заман формаһы

63/3

9-14.05

Л. Фархшатова. Тал бөрөһө

Ҡылымдың киләсәк заман формаһы

64/4

9-14.05

Г. Дәүләди ижады һәм тормош юлы

Ҡылымдың хәҙерге заман формаһы

65/5

16-21.05

Ф. Ғөбәйҙуллина Сөгөлдөр

Ҡылымдың хәҙерге заман формаһы

66/6

16-21.05

Ә. Лотфуллин Хушлашыу

67/7

23-28.05

Контроль диктант Ҡоштар (111- се б.)

68/8

23-28.05

Башҡорт рәссамдары ижадын ҡабатлау.

!ТЕЛГ"НДЕ ?АБАТЛАУ (2 с.)

69/1

70/2

30-31.05

30-31.05

Йом4а7лау д2ресе

                                                                                       

12. Лист корректировки  календарно - тематического планирования

№ п/п

Изменение

Причина изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по башкирскому языку для 5 класса

Рабочая программа по 2 линии учебников...

Рабочая программа по башкирскому языку для 1 класса (ФГОС)

Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....

Рабочая программа по башкирскому языку для 3 класса

Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 5 класс

Рабочая программа создана по учебнику "Башкирсикй язык и литература" для 5 класса. Авторы учебника: В. И. Хажин, А. Х. Вильданов, Уфа-2012.По программе дается и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 6 класс

Рабочая программа по предмету "Башкирский язык и литература" для 6 класса, авторы: А. Х.Вильданов, В. И. Хажин, Уфа-2012. Прилагается календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 7класс

Рабочая программа составлена для 7 класса по учебнику "Башкирский язык и литература" (авторы: Ф. А. Хуснутдинова, Д. С. Тикеев, Б. Б. Гафаров, Г. Г. Кагарманов), Уфа - 2010.Прилагается календарно-тема...