Элективные курсы
элективный курс (9 класс) на тему

Жигжитова Людмила Дамбаевна

В условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности жизни, когда старая система ценностей рушится, а новая еще не сформировалась, значительно возрастает роль этнической культуры, ценностей, правил поведения, выработанных за многие столетия адаптации к природной и социальной среде. К сожалению, современные подростки, не имеют знаний и представлений об историческом прошлом, об этнокультурных особенностях своего народа. Следовательно, культурное богатство народа и нравственные ценности утрачивают свою воспитательную силу, столь необходимую для растущего человека. Преодоление подобного состояния является одной из важнейших педагогических задач учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx513.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Почему я хочу привлечь внимание подрастающего поколения к «делам давно минувших дней», к устройству повседневной жизни предков наших?

Общеизвестно, что личность полнее может самореализоваться в лоне своей национальной культуры. Однако в последнее время пришлось во многом отказаться от своего культурного наследия и выросло не одно поколение людей, не знающих своей истории культуры, традиции и обычаев, и своего родного языка. Расширяется тенденция отчуждения молодёжи от традиционного национального образа жизни, происходит утрата формировавшихся веками нравственно-этических понятий, норм поведения, духовных ценностей народа. Разрушаются даже такие могучие, природные силы жизни, как инстинкт родительской заботы о потомстве, материнский инстинкт защиты и самопожертвования ради спасения детеныша. Демографическое неблагополучие дополняется ростом численности больных и неполноценных детей, превышением смертности над рождаемостью - всё это представляет угрозу генофонду, здоровью и силе нации, свидетельствует о «поломках» в социальном и духовном механизме жизни бурятского народа.

В таких условиях особую значимость приобретает распространение знаний о культурных достижениях и исторических заслугах народа, воспитание любви и уважения к родным и близким, гуманное отношение к окружающим, обращение к этнопедагогике. Народ без прошлого не имеет будущего, потому что он не сможет привить к своим детям любовь к родине, патриотизм и, следовательно, чувство ответственности за будущее своего народа.

У бурят издавна подрастающее поколение воспитывалось в духе глубокого уважения к далеким и близким предкам, и имели они достаточно хорошее представление. Уважительное отношение к своим предкам и их наследству должно стать нормой жизни. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. Буряты с малых лет приучали детей знать родословную до седьмого колена, необходимым и обязательным считалось знание предков по отцовской линии. Правила поведения, соблюдавшиеся изо дня в день, превращались в норму, стереотип поведения людей, который передавался из поколения в поколение. Ребенок приобщался к нормам традиционной жизни, следуя примеру взрослых. Пословицы и поговорки, которыми были усыпаны высказывания, и поучения взрослых побуждали детей быть настойчивыми и терпеливыми, выносливыми, добиваться успехов в работе и учебе.

Я думаю, необходимость элективных курсов о семье и семейных отношений, основанных на опыте предков и связанных с требованиями нашего техногенного XXI века, видна невооруженным глазом. Я, как учитель-бурятовед, осознаю проблему, стоящую перед бурятским народом.

Например, как падение нравственных ценностей: алкоголизм, рост преступности, неуважительное отношение к родным, незнание родного языка, утрата национального самосознания.

Сейчас, когда мы пытаемся найти оборванную нить судьбы, понять, почему нарушилась связь времен, возникает вопрос: какие уроки истории мы должны узнать и учесть, что из прошлого может быть полезным для современности. В традициях прошлого не всё может быть пригодным для современной жизни. По-моему, важность представляет «старшинство» ответственности, авторитет родителей, основанный на истинных ценностях жизненного опыта бурятского народа, мудрости, на понятиях добра, любви, на знаниях и умениях, которые необходимо передать молодому поколению. Очень хотелось бы, чтобы в школах возобновили  курс «Этика и психология семейной жизни», что послужило бы, поднятию нравственного и культурного уровня нашего подрастающего поколения.

И поэтому, я сочла необходимым ввести в школьную программу элективные курсы по теме «Этнопсихологические и культурные особенности бурятской семьи», которые будут тесно связаны с историей, литературой и географией Бурятии.

Если при знакомстве с данной темой кто-то из учеников вспомнит мудрые советы и наставления старших, а старшее поколение - свои детские годы, когда национальные традиции были обязательным атрибутом жизни, то можно считать что находимся на верной стезе.

Цели и задачи элективного курса:

- ознакомление с традиционным воспитанием детей в бурятской семье в сопоставлении с современностью;

- способствование воспитанию любви и уважения к народным традициям;

- развитие национального самосознания и норм поведения детей;

- формирование правильных представлений о категориях морали, как основы нравственного поведения в обществе;

- способствовать воспитанию любви к труду;

- способствовать воспитанию почитания предков, старших по возрасту;

Сроки реализации:

Продолжительность обучения- 17 часов (2-е полугодие)

Разделы:1. Буряад - монгол арадай түүхэhээ.

               2. Бууса, гэр байдал тухай.

               3. Хүндэлэлгын, мэндэшэлгын аха захын ёhо.

               4. Хүүгэдые хүмүүжүүлгэ,hургалга.

               5. Эхэ эсэгын уг.

               6. «Ажал хэжэ атаржаха, хүдэлмэри хэжэ хүдэржэхэ»

Методы, формы обучения, режим занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю, в соответствии с учебной программой, согласно расписанию.

-В своей работе использую такие методы и формы как:

- анкетирование, тестирование;

- составление проектов:

- лекции;

- оформление и выпуск планшета;

- выход в  музеи и театры города;

- зачёт.

Предполагаемые результаты:

- повышение уровня интеллекта;

- формирование добрых привычек, устранение асоциальных явлений;

- формирование любви к родной культуре;

- реализация полученных эмоционально - психологических знаний в повседневное поведение;

- осознание того, что действительно общество сейчас нуждается в мудрых советах и заповедях народа.

Оролто үгэ

                                                                           «Хүн болохо багаhаа,

                                                                                                      хүлэг болохо унаганhаа »

Алтан дэлхэй дээрэ амидаржа ябаhан үсѳѳхэн тоото буряад арад зомнай түүхын ута зам гаталхадаа, ямаршье бэрхэшээлнүүдые дабан, уг гарбалайнгаа ёhо заншал, түрэл хэлэеэ, соёл болбосоролоо үеhѳѳ үедэ дамжуулан ябаа.

Гэбэшье, зүблэлтэ засагай, шэнэдхэн хубилалгын үедэ араднай нилээн урагшаа дабшалта хэбэшье, түрэл хэлэн, үндэhэ абари зан, ажамидаралган холодожо, бодото шэнжэhээнь нилээд   гээгдээ  гэмээр.

Хубилган шэнэдхэлгэhээ эхитэй урид хубилалтанууд арад бүхэндэ үндэhэн эрхэеэ эдлэхэ сүлѳѳ арга боломжо мандуулба. Буряад арадайнгаа хэр угhаа нангинаар сахижа ябаhан ёhо заншалнуудые, соёл болбосоролые, хэлэ бэшэгээ, түүхэ намтараа hэргээжэ,арадайнгаа ерээдүйн халааниие үндэhэн арадайнгаа баян дүй дүршэл гол хүтэлбэри болгон хүүжүүлхэ шухала болоод байна гэжэ би ойлгоноб. Юундэб гэхэдэ, мүнѳѳ үеын залуушуул, үхибүүд түрэл буряад хэлэеэ мэдэнэгүй, түрэлхидыньшье энээндэ анхаралаа хандуулнагүй, уг гарбалаа, түрэл түхимѳѳ мэдэнэгүй, эжы абадаа хатуу шэрүүнээр хандажа, үбгэрхэ хүгшэрхэ сагтань хаян орхихо ушар дайралдана. Ажал хүдэлмэри хэнгүй, архи тамхинда орошоhон залуушуул олон болонхой.Энэ бүгэдэ ябадал хаража, дуулажа байхада ехэл гашуудалтай байдаг.Ургажа ябаhан залуушуулнай,үри хүүгэднай Буряад оронойнгоо саашанхи ажабайдал зохёон хүгжѳѳхэ зон болоно гээшэ ааб даа. Теэд иимэ орёо байдал Буряад орондомнай тохёолдоод байхада ямар hанаа бодолтой хүнүүд урган гарахань гээшэб. Минии hанахада, эхин классуудhаа хэшээлдээ, хэшээлhээ гадуур энэ темэдэ ехэ анхаралаа хандуулха хэрэгтэй болоод байна. Буряад хэлэнэй хэшээлнүүд дээрэ энэ темэдэ яhала анхарал хандуулбашье, сагай хэмжээнэй бага дээрэhээ, түрэл арадайнгаа ёhо заншалтай, hургаал заабаринуудтай дүүрэн танилсуулха арга болодоггүй. Түрэл арадаймнай түүхэ, арадай аман зохёол, сэсэн мэргэн үгэнүүдээр, hургаал заабаряар баяниинь мэдээжэ. hурагшадые зүбѳѳр, hайнаар хэлүүлжэ, гүнзэгыгѳѳр ухаан бодолоо гүйлгэжэ,урданай ба мүнѳѳ байдал зэргэсүүлхын түлѳѳ арадай аман зохёолтой, уран үгэтэй,уран hайхан соёлтой, элдэб ёhо заншалнуудтай hайн танилсуулжа, буряад арадай гэр бүлын хэр угhаа сахижа ябаhан hургаал заабаринуудтай нягта холбоотойгоор дамжуулжа, «Арадаймнай хэлэhэн үгэнүүд соо, алтанай дуhал байдаг юм!», гэжэ ойлгуулан хүүжүүлхэ тон шухала гэжэ hананаб. Ушар тиимэhээ, иимэ зорилготойгоор энэ тусхай программа зохёоhон байнаб.

Тус  программын гол  зорилгонууд  гэхэдэ иимэ:

- буряад арадай бодото түүхэ, соёл, уг гарбалаа шудалжа, yнгэрhэн сагай буряад          угсаатанай гэр бүлын байдал,үхибүүдээ хүүжүүлгэ мүнѳѳ үетэй сасуулан, ерээдүйдэ үндэр мэдэрэлтэй, харюусалга ехэтэй эрхэтэниие хүмүүжүүлхэ гэжэ оролдохо;

- үндэhэн арадайнгаа ёhо, заншал баримталан ажаhууха, ажаллаха;

- арадай аман зохёол гүнзэгыгѳѳр шудалуулха, сээжэ hонортой, хурса мэдэрэлтэй болгохо гэжэ оролдохо;

- гэр бүлын үүргэ, харюусалга ойлгожо, хүндэлжэ, туhалжа, хайрлажа ябаха ёhые дамжуулха;

- элинсэг хулинсагуудайнгаа угай hургаалнуудые баримталан ажаhууха мэдэрэлтэй болгохо гэжэ оролдохо;

Тус программын  ёhоор  9-дахи класста 17 хэшээл yнгэргэгдэхэ  ёhотой  болоно.

Темэнγγд

Саг

Хэрэглэглэхэ литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Оролто хooрэлдooн:

   - «Хун шубуун гарбалтай, хуhан модон сэргэтэй»

     (буряад - монгол арадай тyyхэhээ)

   - «Нюуса тобшоhоо». Хэшээл - лекци.

Бууса, гэр байдал тухай

   - Бууса, hэеы гэр, модон гэр

   - Гэр соохи эд бараан

   - Табан хушуу мал. Морин эрдэни

   -Этнографиин музей ошолго.(hэеы гэр бэлдэжэ γзэхэ, морин эрдэни тухай,

     мориной зэмсэг тухай мэдээсэл

     бэлдэхэ)

Хyндэлэлгын, мэндэшэлэлгын  аха захын ёhо

   - Айлшаниие угталга

   - Дγγ хγнэй тyрγγлэн мэндэшэлхэ ёhо

   - Айлшанаа хоймортоо hуулгаха ёhо

   - « Хγн ахатай, дэгэл захатай»

   - Практическа ажал

Хγγгэдые хyмγγжγγлгэ, hургалга

   Yреэгээ hургажа, унаа болгоорой,

   - Yхибγγгээ хγмγγжγγлжэ, эсэгэ болоорой!»

   - Басаганай хyмγγжγγлгэдэ эхын дγγргэдэг    γγргэ

   - Эхэнэр хγнэй 9 эрдэм

   - Эрэ хγнэй 9 эрдэм

   - Зачётно хэшээл

Эхэ, эсэгын уг

   - Минии уг гарбал. Угай модон.

   - Минии гэр бyлэ, тyрэл тyхим.

   - Эсэгэ хγн гэрэй эзэн. Абын hургаал алтан

   - Эсэгын 5 журам, эсэгын 8 хорюул

   - Эхэ дэлхэйн hγлдэ.Гал гуламтын эзэн.

   - Эхын 9 эрдэм.

   - Гэр бγлын ёhо заншал

   - Гал гуламта тухай

   - Зачётно хэшээл (Уг гарбалаа мэдэхэ,   эхэ эсэгын 9 эрдэм сээжээр

      мэдэхэ, мэдээсэл бэлдэхэ, планшет

      бэлдэн гаргаха)

«Ажал хэжэ атаржаха, хγдэлмэри хэжэ хγдэржэхэ»

« Хγнэй наhан зунай γдэр шэнги ута»

   - Малша буряад арадай заншалта ажал

   - Нооhо сохилго, hэеы даралга.

   - Арhа элдэлгэ

   - Зачётно хэшээл

Жэл соо γзэhэнoo дабталга. (тест γнгэргэхэдэ болохо)

1ч.

2ч.

1ч.

4ч.

5ч.

3ч.

1ч.

К.М.Герасимова,Г.Р.Галданова,Г.Н.Очирова

Традиционная культура бурят. У-У.2004 с.9-16.Е.Алагуева Золотая книга о бурятах

Э.Х. Гальшиев. Зерцало мудрости.

«Хүмүүжүүлгын дүрбэн тулга» - Багшанарай дүршэлhѳѳ. У –У. «Бэлиг» 1996 г. 

Т.М.Михайлова. История и культура бурятского народа. У-У.1999.с.10-72.

К.М.Герасимова, Г.Р.Галданова,Г.Н.Очирова

Традиционная культура бурят. У-У,2000.с.32-40

.

В.Д.Бабуева. Материальная и духовная культура бурят. У-У. 2004 с.96-110.

Алагуева. Золотая книга о бурятах.

В.Д.Бабуева. Материальная культура бурят. У-У. 2004 с. 75-90.

Э.В.Гылыкова. «Социализация молодёжи»

(некоторые вопросы социализации детей в бур. семье: традиции и современность) У-У.2000.

Газ. Буряад yнэн.1993, от 31 июля

Аюржанаева Д. «Эхэ эсэгэеэ хyндэлэе»

К.Д. Басаева. Семья и брак у бурят. У-У.1991

С.53-64.

К.М.Герасимова. Традиционная культура бурят. У-У.2004.88-91.

З.П. Васильева.Мудрые заповеди народной педагогики.М.1983.с.111-123.

Ц.Номтоев.Шагай наадан. У-У.1996.с.29-37.

Г.М. Герасимова... Традиционная культура бурят. У-У.2000.66-69.

Газета «Буряад yнэн»,1990 от 9 июня. «Аба эжын алтан hургаал». Г. Гэсэгжапова.

Газ. «Буряад yнэн», 1990 от 17 февраля. «Угсаата зоноймнай hургаал». Жамьянова Ц.Х

Газ. «Буряад yнэн»,1994 от 6 апреля. Эхэ эсэгын уялгаар», М. Дугарова. Ага - Хангил.

Н.Д.Басаева Семья и брак у бурят;

 З.П.Васильева Мудрые заповеди народной педагогики М.1983 Х.Намсараев

«Цыремпил» М 1989 с.35,99. Ж.Т.Тумунов

Этнопедагогика Агинских бурят.

Ц.Номтоев Шагай наадан. У-У,1996 с.20-26

Журнал «Воспитание школьников» 2002 № 1

Статья  « В гостях у бурятской семьи» с.31-32.

C:\Users\User\Desktop\Приложения\2627.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...