Рабочая программа по башкирскому языку. 2-4 классы.
рабочая программа на тему

Закирова Лилиә Рамиловна

Руссаға тәржемә ителгән башҡорт (дәүләт) теленән 2- 4 кластар өсөн эш программаһы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа95.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа по башкирскому языку составлена на основе:

  1. приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с измен. – приказ МОиН РФ от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009 г. №373»);
  2. примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федерально-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/15);
  3. «Программы по башкирскому языку” (для I-XI классов русскоязычной школы). Составители: Х.А.Тулумбаев, М.С.Давлетшина, З.М.Габитова, М.Г.Усманова. –Ижевск: “КнигоГрад”, 2008. Допущена Министерством образования и науки РБ.
  4. Устава МОАУ СОШ № 6 городского округа город Нефтекамск РБ;
  5. основной образовательной программы (начальное общее образование) МОАУ СОШ №6 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан;
  6. учебного плана МОАУ СОШ № 6 городского округа г. Нефтекамск РБ на 2017-2018 учебный год

       Целью программы является развитие устной и письменной речи учащихся, совершенствование речевой деятельности по всем ее видам, формирование и развитие лингвистической компетенции.

       Задачи изучения учебного предмета следующие:

  • развитие речи, мышления,  воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике башкирского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к  башкирскому языку, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • ознакомление детей в процессе обучения с историей, культурным наследием, искусством, литературой, обычаями и традициями, выдающимися личностями башкирского народа;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родной земле.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Башкирский язык»

2 класс


     Во втором классе 
личностными результатами изучения предмета «Башкирский  язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка в жизни и речи людей;
  • слушать и понимать простейшие указания учителя на башкирском языке, связанные с ведением урока;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;


     Метапредметными результатами изучения предмета «Башкирский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

     Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

     Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в совместной работе класса и учителя;

     Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки  и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

      Предметными результатами изучения курса «Башкирский  язык» является сформированность следующих умений:

  • знать все звуки и буквы башкирского языка, списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения, списывать небольшой текст;
  • после подготовки уметь писать диктант обучаемого характера (в размере 2-4 предложений);
  • умение образовывать множественное число имен существительных с помощью окончаний  -лар/-ләр; -тар/-тәр; -дар/-дәр; -ҙар/-ҙәр;
  • употребление в диалогах слов эйе, юҡ, бар, кәрәк и отрицания при именах түгел;
  • использовать вопросительный аффикс -мы/-ме; -мо/-мө при составлении вопросительных предложений;
  • практическое усвоение местно-временнoгo,  направительного и винительного падежей мәктәптә, мәктәпкә, мәктәпте;
  • умение отвечать на вопросы кем? нимә? ни эшләй? ниндәй? ҡайҙа? ҡасан? нисек?
  • правильное употребление в речи указательных местоимений был, шул, ул;      
  • активное усвоение числительных до 10;
  • умение употреблять личные местоимения мин, һин, ул;
  • употребление наречий места и времени бөгөн,  иртәгә, кисә, бында; 
  • употребление глагола в настоящем времени (спряжение по лицам и числам);
  • усвоение категории принадлежности (I, II лица ед., мн. числа);

                                                3 класс

      В 3 классе личностными результатами изучения предмета «Башкирский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоты и выразительность речи. Стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

      Метапредметными результатами изучения предмета «Башкирский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

     Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

      Познавательные УУД:

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

      Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для  решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической  формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

      Предметными результатами изучения курса «Башкирский  язык» в 3 классе является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении.
  • уметь читать вслух с полным пониманием фразы и короткие тексты, построенные на усвоенном в устной речи языковом материале;
  • правильно интонировать при чтении вопрос, просьбу, повествование с перечислением, приказ;
  • понимать текст при чтении или пересказе учителя, текст при самостоятельном чтении;
  • понимать диалог из 3-6 предложений (реплик);
  • читать с соответствующей интонацией утвердительные, вопросительные, восклицательные предложения, поэтические произведения и пересказать их;
  • определять логические ударения, паузы:
  • текст читать выразительно;
  • находить из текста незнакомые слова, постараться дать объяснение, работать со словарями;
  • писать под диктовку короткие предложения или несложный связный текст, состоящий из знакомых слов;
  • составлять и записывать предложения по опорным словам;
  • написать поздравление на башкирском языке ко дню рождения, к 8 Марта;
  • уметь писать ответ на 2-3 вопроса по тексту или картине;
  • после подготовки уметь писать диктант обучаемого характера,  (в размере 2-4 предложений);
  • списывать и писать по памяти небольшие предложения;
  • переводить с одного языка на другой;
  • закрепление способов выражения вопроса в башкирском языке:

а) аффиксами -мы/-ме; -мо/-мө;

б) вопросительными местоимениями;

  • усвоение категории принадлежности.
  • умение употреблять в речи  личные местоимения мин, һин, ул, беҙ, һеҙ, улар.
  • умение употреблять в речи прилагательные активного словаря.
  • практическое усвоение некоторых глаголов изъявительного наклонения:

а) в настоящем времени (-а; -ә, -й);

б) в прошедшем категорическом времени (-ҙы/ҙе, -ды/-де, -ты/-те);

в) в прошедшем неочевидном времени (-ған, -гән, -ҡан, -кән).

  • правильное употребление послелога менән в соответствии с его значениями:

а) совместности – атайым менән барам;

б) орудийности – бысаҡ менән киҫәм;

в) способа передвижения - поезд менән ҡайтам.

  • употребление в речи союзов hәм, ләкин, ә.
  • повторение формы отрицания при именах прилагательных, числительных, местоимениях (матур түгел, мин түгел);  отрицанием при глаголах (-ма/-мә).        \

4 класс

     В 4 классе личностными результатами изучения предмета «Башкирский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоты и выразительность речи. Стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.


     Метапредметными результатами изучения предмета «Башкирский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

     Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

     Познавательные УУД:

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать  синонимы и антонимы к данным словам;
  • находить из текста незнакомые слова, уметь работать со словарями;
  • строить рассуждения.

     Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для  решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической  формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

     Предметными результатами изучения  курса  «Башкирский  язык» в 4 классе является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • уметь читать вслух с полным пониманием фразы и короткие тексты, построенные на усвоенном в устной речи языковом материале;
  • правильно интонировать при чтении вопрос, просьбу, повествование с перечислением, приказ;
  • понимать текст при чтении или пересказе учителя, текст при самостоятельном чтении;
  • понимать диалог из 3-6 предложений (реплик);
  • читать с соответствующей интонацией утвердительные, вопросительные, восклицательные предложения, поэтические произведения и пересказать их;
  • определять логические ударения, паузы:
  • текст читать выразительно;
  • находить из текста незнакомые слова, постараться дать объяснение, работать со словарями;
  • писать под диктовку короткие предложения или несложный связный текст, состоящий из знакомых слов;
  • составлять и записывать предложения по опорным словам;
  • написать поздравление на башкирском языке ко дню рождения, к 8 Марта;
  • уметь писать ответ на 2-3 вопроса по тексту или картине;
  • после подготовки уметь писать диктант обучаемого характера (в размере 2-4 предложений);
  • списывать и писать по памяти небольшие предложения;
  • переводить с одного языка на другой;
  • активизация употребления числительных. Неизменяемость числительных в атрибутивной функции (15 уҡыусы, бишенсе класта);        
  • ознакомление с разделительными, приблизительными числительными (шар-шәр);
  • умение строить предложение с положительным и отрицательным аспектами глагола;
  • активизация употребления имен прилагательных, характеризующих человека (тырыш, ялҡау, тәртипле);
  • употребление вопросительных частиц с новыми глаголами (яҙаһығыҙмы?);
  • практическое употребление частиц ғына - генә, ҡына- кенә;
  • умение использовать в диалоге утвердительные и отрицательные предложения: Был дәфтәрме? Эйе, был дәфтәр. Юҡ, был дәфтәр түгел;
  • усвоение по образцу полных и неполных предложений;
  • умение различать с опорой на родной язык нарицательные и собственныe имена существительные. Имена людей в башкирском языке;
  • ознакомление с глаголами в будущих временах (-ыр, -ер, -р, -ар, -эр; -асаҡ, -әсәк).
  • практическое усвоение фразеологических единиц;

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

   

Коммуникативная компетенция.

Говорение

      Выпускник научится:

  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы Кем? (Кто?) Нимә? (Что?) Ниндәй? (Какой?) Ҡасан? (Когда?) Ҡайҙа? (Где?) Ҡайҙа? (Куда?) Ҡайҙан? (Откуда?) Ниңә? (Почему?) Ни эшләй? (Что делает?) и отвечать на них;
  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

      Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
  • участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
  • воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;
  • кратко излагать содержание прочитанного текста.

Аудирование.

      Выпускник научится:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов, с опорой на зрительную наглядность;
  • воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.

      Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;
  • использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение.

      Выпускник научится:

  • читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;
  • читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

Выпускник получит возможность научиться:

  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
  • не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.

            Письмо.

      Выпускник научится:

  • списывать слова, словосочетания, простые предложения;
  • писать под диктовку короткие предложения или несложный связный текст, состоящий из знакомых слов;
  • писать приглашение, краткое поздравление с опорой на образец; 
  • писать письмо с опорой на образец;
  • после подготовки уметь писать диктант сочинение (в размере 2-4 предложений);

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять рассказ в письменной форме по плану /ключевым словам;
  • заполнять простую анкету;
  • в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;

Языковая компетенция. 

Графика, каллиграфия, орфография

      Выпускник научится:

  • пользоваться башкирским алфавитом, знать последовательность букв в нем;
  • воспроизводить графически и каллиграфически корректно специфические буквы башкирского алфавита;
  • находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово;
  • применять основные правила чтения и орфографии, изученные в курсе начальной школы;

Выпускник получит возможность научиться:

  • группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
  • уточнять написание слова по словарю учебника.

Фонетическая сторона речи.

      Выпускник научится:

  • адекватно произносить и различать на слух все звуки башкирского языка; соблюдать нормы произношения звуков;
  • соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
  • корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать интонацию перечисления.

Лексическая сторона речи.

      Выпускник научится:

  • распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику), соблюдая лексические нормы;
  • оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • узнавать простые словообразовательные элементы;
  • составлять простые словари (двуязычные) в соответствии с поставленной учебной задачей, используя изучаемую в пределах тематики начальной школы лексику.

Грамматическая сторона речи.

      Выпускник научится:

  • распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения.

Социокультурная осведомленность.

      Выпускник научится:

  • называть столицу, города, реки и горы республики;
  • рассказывать о некоторых достопримечательностях столицы республики;

Выпускник получит возможность научиться:

  • называть семь чудес Башкортостана;
  • называть национальные праздники башкирского народа;
  • воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, считалки, скороговорки, загадки,  песни) на башкирском языке;
  • осуществлять поиск информации о республике в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.

Планируемые результаты в познавательной сфере.

      Выпускник научится:

  • сравнивать языковые явления русского и башкирского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
  • действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;

Выпускник получит возможность научиться:

  • совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках русского языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);
  • пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
  • осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.

Планируемые результаты в ценностно-ориентационной сфере.

      Выпускник научится:

  • представлять башкирский язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций;
  • приобщаться к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках.

Планируемые результаты в эстетической сфере.

      Выпускник научится:

  • владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на башкирском языке;
  • осознавать эстетическую ценность литературных произведений в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.

Содержание учебной программы (35 часов).

2 класс

Тематическое  планирование

Разделы

Кол.часов

1.

Знакомство.

5

2.

Это я.

1

3.

Моя семья.

2

4.

Что я люблю?

3

5.

Моя школа.

1

6.

Мой класс.

1

7.

Я собираюсь в школу.

2

8.

Я ученик.

1

9.

Я на уроке.

1

10.

Я вышел с урока.

1

11.

Мои игрушки.

2

12.

Я люблю играть.

2

13.

Я выхожу играть.  

1

14.

Я вышел играть.

2

15.

Мои маленькие друзья.

2

16.

Я отдыхаю.

8

17.

Всего.

35

Знакомство. (5 часов)

 

      Знакомство с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений. Расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы   ты кто? вы кто? как тебя зовут? ты где живешь? сколько тебе лет? и отвечать на них; имя, возраст, приветствие, прощание (с использованием типичных фраз и башкирского речевого этикета).

       Правильное произношение башкирских звуков [ә], [һ], [ң], [ҙ], [ү]. Воспроизводить графически и каллиграфически корректно специфические буквы башкирского алфавита Әә, Һһ, ң, Ҙҙ, Үү.

      Тексты для чтения: диалоги, тексты.

Это я.  (1 час)

       Организм человека, части тела, гигиена, здоровый образ жизни. Кратко рассказывать о себе.

       Научиться задавать вопрос что у тебя болит? и отвечать на него. Правильное произношение башкирского звука [ҡ]. Воспроизводить графически и каллиграфически корректно букву Ҡҡ.

       Тексты для чтения: Р. Ураксина  "Это я", диалоги, тексты, считалки.        

Моя семья. (2 час) 

      Члены семьи, их имена, профессии, возраст, внешность, черты характера, увлечения.

       Научиться задавать вопрос что делать? и отвечать на него. Правильное произношение башкирских звуков [ғ], [ө]. Воспроизводить графически и каллиграфически корректно буквы Ғғ, Өө.

       Тексты для чтения: Ф. Рахимгулова "Сильный и красивый", "Счатливый".  Ф. Мухаметьянова  "Мама",  А. Вахитова  "Моя сестра -доктор",  диалоги, тексты, считалки.  

       

Что я люблю. (3 часа)  

      Продукты питания, посуды,  сервировка стола. Башкирская национальная кухня. Правила этикета за столом. Семейные праздники.

     Научиться задавать вопросы с чем? чем? и отвечать на них.

      Правильное произношение башкирского звука  [ҫ]. Воспроизводить графически и каллиграфически корректно букву ҫ.       

      Тексты для чтения:  С.Алибаев "Хлеб", Ф.Тугызбаева  "Чаепитие",  "Каша".

Моя школа. (1 час)

       Школа, учёба, кабинеты, уроки. Школьная жизнь. 

        Научиться задавать вопрос школа какая? и отвечать на него.Специфические звуки башкирского языка. Слова обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.      

       Тексты для чтения:   И. Гумерова  "Трудолюбивая девочка",  диалоги, тексты из журналов и газет.   

Мой класс. (1 час) 

       Школа, кабинеты, уроки, одноклассники и их деятельность. Школьная мебель. Краткий рассказ про школьный кабинет.

       Специфические звуки башкирского языка. Слова обозначающие предмет.

       Тексты для чтения: диалоги, тексты, загадки.     

Я собираюсь в школу. (2 часа)  

       Учебные предметы, школьные принадлежности, школьная мебель. Подготовка  к школу. Учебные занятия, отметки, домашние задания.

       Употребление личных местоимений в речи.

       Тексты для чтения: диалоги, тексты, загадки.     

 

       Я ученик. (1 час)

      Подготовка  к урокам. Учебные занятия, отметки, домашние задания. Правила успешной учебы.

      Научиться задавать вопрос как? и отвечать на него.

      Тексты для чтения: диалоги, тексты, загадки.

     

Я на уроке. (1 час)

       Друзья, сверстники. Мой школьный  друг. Школьные увлечения, хобби. Кратко рассказывать о школе.           

      Научиться задавать вопрос где? и отвечать на него.

      Тексты для чтения: диалоги, тексты, загадки.

Я вышел с урока. (1 час)

       Дежурство,  перемена, кружки,  режим дня.

       Научиться задавать вопрос что я делаю? и отвечать на него.   

       Тексты для чтения: М. Гали "Курай", "На перемене", диалоги, тексты.

Мои игрушки. (2 часа)

      Игрушки и их признаки. Игры. Цвета. Подготовка к Новому году. Краткий рассказ о любимой игрушке.

      Научиться задавать вопросы что мы делаем? что нельзя делать ? какой? какая? какое? и отвечать на них.

      Тексты для чтения: Ф. Рахимгулова "Не шумите!", К. Даян "Дедушка Мороз и заяц", С. Алибай  "Новогодняя песенька", Г. Юнысова "Мальчики", А. Ягафарова. "Магазин игрушек", диалоги, тексты.

       Я люблю играть. (2 часа)

      Игрушки и их признаки. Зимние забавы. Игровой инвентарь. Игры на каникулах, после занятий.

      Научиться задавать вопрос что мы делаем? и отвечать на него.

      Тексты для чтения: Л. Толстой "Родные", Ф. Тугызбаева  "Снеговик", К. Даян  "Снег идёт", "Дед Мороз",   "На каникулах", Н. Иделбаев  "Наш каток", диалоги, тексты.

Я выхожу играть.  (1 час)

      Одежда. Классификация одежды. Зимние и летние одежды.  Уход за одеждой.

       Научиться задавать вопрос что мне надо? и отвечать на него. Употребление неопределенной формы глаголов в речи.

       Тексты для чтения: Ф. Мухаметьянов "Мы играем", диалоги, тексты.

 Я вышел играть. (2 часа)

      Одежда. Зимние игры, забавы. Употребление имён числительных в речи.

       Научиться задавать вопрос который? и отвечать на него. Окончание порядковых числительных.

      Тексты для чтения: диалоги, тексты, потешки, прибаутки.

Мои маленькие друзья. (2 часа)

       Домашние животные и  птицы. Части тела птиц и животных. Польза и характерные черты домашних  животных и птиц. Жилища птиц и животных.

       Научиться задавать вопрос это кто? какой? что делает? и отвечать на них.

       Тексты для чтения:  А. Игебаев  "Актуш",  К. Даян  "Мой котик", диалоги, тексты, считалки.

Я отдыхаю. (8 часов)

      Дикие животные, звери, птицы и их характерные черты. Жизнь в деревни. Понятие времени.  Летний отдых, путешествие.

       Научиться задавать вопросы где? когда? откуда? это кто? кому? на чём? что делаем? и отвечать на них.

      Тексты для чтения:   А. Насертдинова "Ёжик", "Собака и лев",  "Лиса и заяц", "Ворона и воробей", Ф. Тугызбаева  "Кукушка и Ульфат", Г. Юнысова "Ласточка", З. Ахметьянова  "За столом",

 А. Ягафарова  "Малыши", Ф. Тугызбаева "Столица", диалоги, тексты, считалки, загадки.

3 класс

Тематическое планирование

Разделы

Количество

часов

1.

Здравствуй, школа!

1

2.

Я знакомлюсь.

6

3.

Я получаю знания.

3

4.

Я и моя семья.

2

5.

Я выбираю профессию.

3

6.

Я люблю природу.

5

7.

Моё любимое время года.

7

8.

Мой гардероб.

3

9.

Моё день рождение.

1

10.

Я путешествинник.

4

11.

Всего.

35

Здравствуй, школа! (1 час)

      1 сентября – День Знаний. Чтение произведений о школе, получение знаний, проведение беседы.  

      Алфавит. Башкирские специфические звуки и буквы, научиться их правильно произносить и писать.   

      Текст для чтения:Т. Ганиева «Первое сентября».

Я знакомлюсь. (6 часов)

       В этом разделе учащиеся учатся знакомить с собой, учатся знакомится с соседями, учителями, и с товарищами. На уроках используются различные наглядные материалы, книги и другие учебные пособия. Умение задавать  вопросы ты кто? вы кто? ты где живешь? ты откуда? Научить учащихся отвечать на эти вопросы простыми предложениями, здороваться и прощаться на башкирском языке.          

       Совершенствования навыков правильного произношения башкирских специфических звуков и слов по этой теме.

      Тексты для чтения: «Узнаю как дела» (из газеты «Йэншишмэ»),«Башкортостан»«Богатство Башкортостана» (из журнала «Акбузат»).    

             

Я получаю знания. (3 часа)

       Углубление знаний учащихся по этой теме, обогощение словарного запаса. Учебная деятельность, учебная принадлежность, аккуратное отношение. Режим дня, чистота. Беседы в классе о дружбе, о единстве, о вере, чтение произведений.      

      Правильное произношение звуков и написание букв в башкирском языке. Написание окончаний. Умение задавать вопросы это что? есть ли? без чего? и отвечать на них.  

      Тексты для чтения: Ф. Тугызбаева «Полиглот», С. Алибай «Третьеклассники».

     

Я и моя семья. (2 часа)

      Члены семьи, и их родственные отношения. Освоение этих названий. Занятие близких, мечты, планы на будущее связонное с темой. Родословное семьи, беседа о ее значении, чтение текстов.

      Умение задавать вопрос кто?, что делает?, что должен делать?и отвечать на них. Усвоение слов которые обозначают желание, прощение. Совершенствования навыков письма и говорения.          

      Тексты для чтения: Л. Азамат « Яшэмеш растёт»,«Бабушка», диалоги, пожелания.

Я выбираю профессию. (3 часа)

     Повторение пройденного материала, улубление знаний, дальнейшие развитие навыков чтения. Родственные связи, названия профессий, занятия знакомых и близких людей, беседа о их хороших качествах, чтение текстов. Ответ на вопрос кто где работает?              

     Тексты для чтения: Р. Миннуллин «Мальчики разговаривают», «Буду врачом», тексты, диалоги.                

Я люблю природу. (5 часов)

      Человек и природа. Природа Башкортостана. Животные которые живут у нас. Растения и насекомые нашего края. Отношения человека к ним. Беседа о бережном отношении к природе, чтение текстов.

      Умение отвечать на вопросы что? что делают?           

      Тексты для чтения: Г. Юнусова « Полынь», «Природа Башкортостана», «12 месяцев», А. Ягафарова «Пчела», тексты, диалоги, пословицы, загадки.

                           

Моё любимое время года. (7 часов)

      Времена года Башкортостана, нашего края,их признаки. Разные природные явления. Беседы о занятиях  взрослых и детей связанные с временами года. Чтение произведений, пословиц, примет.

      Вопросы что? что делает? Развитие речевых навыков.                                                                                                                                                                                                  

     Тексты для чтения: Г. Батталова «Волшебный», С. Алибай «Почему плачут сосульки?», Ф. Тугызбаева «Какое красивое лето», Г. Галиаскарова «Сколько ягод?», Ф. Тугызбаева «Ягоды», Г. Юнусова «Овощи», «Репка»(сказка), тексты, диалоги.

Мой гардероб. (3 часа)

      Изучение слов которые обозначают одежду, повторение пройденного материала. Бережное отношение к одежде. Одежда и гигиена. Беседы: одежда и красота,  одежда и сдержанность,чтение текстов. Умение отвечать на вопрос какой? Научить говорить красивые пожелания.

      Тексты для чтения: Ф.Тугызбаева «Моё!», «Платье»(сказка), Г. Юнусова «Платье в цветочек», тексты, диалоги, пожелания, поздравления.                    

         

Мой день рождение. (1 час)

      День рождение детей, подготовка. Обычаи проведения дня рождения. Беседы: приглашение гостей, уважение к ним, как себя вести среди гостей, чтение текстов. Слова которые обозначают нормы воспитанности и предложения.

      Освоение повелительного наклонения в башкирском языке. Пригласительное, поздравление. Умение отвечать на вопрос когда?       

      Тексты для чтения: М. Давлетшина «Праздник», диалоги, тексты, поздравления.

Я путешествинник. (4 часа)

      Путешествия, достопримечательности Башкортостана, курорты, санатории. Спорт и закаливание. беседы, чтение текстов на эти темы.

     Использование слов сравнения. Освоение вопросов на чем? как? Повторение пройденного материала.

     Тексты для чтения: Г. Ибрагимов «Хитрость», «Европа-Азия», «Дорога», диалоги, тексты, объявления, пословицы.    

   4 класс

Тематическое  планирование

Разделы

Кол. часов

1.

Каждый день иду в школу.

6

2.

Я люблю свою семью.

3

3.

Хочу рассказать о своём родном крае.

5

4.

Живу в городе.

5

5.

Времена года и погода.

6

6.

Поговорим о разных  случаях жизни.

4

7.

Учусь покупать.

6

8.

Всего

35

Каждый день иду в школу. (6 часов)

       Беседы на тему "1 сентября -День Знаний", "Школа", "Любимый урок", "Летние каникулы". Словарные слова, развитие речи.

       Башкирские звуки и буквы (повторение). Правильный порядок букв в алфавите. Правильное произношение башкирских звуков. Особенности башкирского алфавита. Гласные буквы  обозначающие  два звука. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Типы вопросительных предложении.  Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Единственное и множественное число имён сущиствительных. 

       Тексты для чтения:Ф. Тугызбаева "Сегодня праздник!",     Г. Рамазанов "В добрый час!",

А. Гаязов "На уроке математики",   В. Исхаков "Друзья Айнура", Н. Салимов "Галим",  тексты из рубрики "Это интересно".            

Я люблю свою семью. (3 часа)

       Семья. Члены семьи и их увлечение. Труд взрослых и увлечение детей. Выбор профессии, правила этикета. Словарная работа, развитие речи.

  Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных. Употребление прилагательных  в речи. Связь имен прилагательных с существительными. Антонимы.

 Тексты для чтения: "Мой папа",  "Моё  увлечение" (из журнала "Акбузат"), М. Каримов "Он тоже помогал маме", "Мое хобби – играть в шахматы.", тексты из рубрики "Это интересно".

Хочу рассказать о своём родном крае. (5 сәғәт)

       Беседы о Родине, Отчизне, родной край .  Знакомство с понятием  малая родина и родной дом. Двор, улица. Дворовые игры.  Солнечная система, планета Земля, название космических объектов. Словарная работа, развитие речи.

  Местоимение.  Общее представление о местоимении. Значение и употребление в речи. Личные и указательные местоимения.        

      Тексты для чтения: Г. Юнысова "Башкортостан", "Россия", Р. Нигмати "Отчизна", "Мой дом", "Красивые места", М. Карим  "Таганок" (отрывок), тексты из рубрики "Это интересно".

           Живу в городе. (5 часов)

        Города, районы, деревни Республики Башкортостан. Природные памятники: заповедники, парки, заказники, пещеры, водопады,  реки, озера,  горы. Семь чудес Башкортостана. Словарная работа, развитие речи.

   Имя числительное. Значение и употребление в речи. Разряды числительных. Простые и составные числительные. Употребление числительных в речи.

       Тексты для чтения: "Башкортостан-мой край родной" (из журнала "Акбузат"), Р. Шакур "Уфа", тексты из рубрики "Это интересно".         

            Времена года и погода. (6 часов)

      Времена года. Смена времен года на Земле. Мир животных и насекомых. Красная книга Башкортостана. Погода по народным приметам. Экология  и  охрана природы Башкортостана. Словарная работа, развитие речи.

      Наречие.  Значение и употребление наречий в предложении. Грамматические признаки наречий.

      Тексты для чтения: "Времена года", "Зима и лето", "Природа Башкортостана" (из журнала "Акбузат"), А. Галиастанова "Осень", "Заяц".   Р. Габбасова "Бабочка и пчела", Р. Ураксина "Бабочка", Е. Кучеров "Февраль", "Погода", (из журнала "Аманат"), тексты из рубрики "Это интересно".                     

             

Поговорим о разных  случаях жизни. (4 часа)

      Беседы о разных приключениях, о веселых и грустных жизненных ситуациях. Анектоды,  шутки, приколы. Мечты, кумиры. Знаменитые спортсмены, артисты Башкортостана. Словарная работа, развитие речи.

  Глагол. Спряжение глаголов по лицам и числам. Изменение глаголов по временам. Определенная и неопределенная форма глаголов. Роль  глаголов в предложении.

      Тексты для чтения: А. Ахметова "В троллейбусе", Ф. Тугызбаева "Кто разбудил Искандера?",

Л. Моталова "Телефон", З. Кускилдина "Замир хочет быть президентом", "Кумиры",   тексты из рубрики "Это интересно".  

Учусь покупать. (6 часов)

      Как правильно планировать свой бюджет. Как подобрать одежду со  вкусом. Одеваться по  моде. Выбор подарков и особенности его выбора. Словарная работа, развитие речи.

      Глагол. Изменение глаголов по временам (продолжение).

      Тексты для чтения:  "Счастье", "Мода",  "Что подарить?" (из "Школьного календаря"), "Заработанный рубль" (сказка), Г. Якупова "Где растет красивое платье?",  Ф. Губайдуллина  "День рождения мамы", "Подарок" (из газеты "Йэншишмэ" ), тексты из рубрики "Это интересно".

                             

Учебно-методическая литература.           

1.   Башҡорт теленән программа. (Уҡытыу рус телендә алып барылған мәктәптәрҙең 1 – 11 кластары өсөн) Төҙөүселәре: Ғәбитова З.М., Усманова М. Ғ. – Ижевск: Книгоград,  2008. – 120 бит.

2. Башҡорт теле. Уҡытыу рус телендә алып барылған дөйөм белем биреү ойошмаларының 4 -се класы өсөн башкорт телен өйрәнеү өсөн дәреслек. Авт.:  Дәүләтшина М. С., Кинйәбаева Н. Н., Садыҡова Г. М., - Өфө: Китап – 2016. -152 бит.

3. Башҡорт теле. Уҡытыу рус телендә алып барылған дөйөм белем биреү ойошмаларының 3 -сө класы өсөн башкорт телен өйрәнеү өсөн дәреслек. Авт.:  Дәүләтшина М. С., Кинйәбаева Н. Н., Садыҡова Г. М., - Өфө: Китап – 2015. -1121 бит.

4. Башҡорт теле. Уҡытыу рус телендә алып барылған дөйөм белем биреү ойошмаларының 4 -се класы өсөн башкорт телен өйрәнеү өсөн дәреслек. Авт.:  Дәүләтшина М. С., Кинйәбаева Н. Н., Садыҡова Г. М., - Өфө: Китап – 2016. -152 бит.

5,Башҡорт теле грамматикаһы таблицаларҙа һәм схемаларҙа. Авт.: Усманова М. Ғ. - Өфө – 2007

6.Башкирско – русский и русско-башкирский учебный словарь с грамматическим приложением. Авт.: Саяхова Л., Усманова М., Санкт-Петербург - 2007.

7. Башҡорт телен уҡытыу методикаһы: башҡорт теле дәүләт теле итеп уҡытылған   мәктәптәр өсөн.1-се киҫәк. Авт.: Дәүләтшина М. С. - Өфө: Китап, 2010.-120 бит.

           8. Интеллектуаль уйындар / Методик ҡулланма. Авт.: Баһауетдинова М. И., Баһауетдинова  Н. М., Йәғәфәрова Г. Н. - Өфө: Китап, 2011.- 104 бит.

           9. Мәктәптә башҡорт теле уҡытыу методикаһы. Авт.: Аҙнағолов Р. Ғ.- Өфө: Китап, 2011.- 232 бит.  

          10.Ғәбитова З.М. Телмәр үҫтереү дәрестәре. – Өфө: Китап, 2009.

          11. М.И.Баһауетдинова, Г.Н.Йәғәфәрова. Күңелле минуттар. Өфө: Китап, 2010

           12.Тел төҙәткестәр, тиҙәйткестәр, һанамыштар. Төҙөүселәр: Иҫәнғолова Ә.Ф., Дәүләтҡолова Г.Ш. – Өфө: Эшлекле династия, 2008.

           

Интернет ресурсы.

       http://saliramilya.ucoz.ru/index/m_ld_r/0-72 -башҡортса һүҙлек;

       http://ostaz.ru/33-pedagogik-otahana.html - уҡытыусылар өсөн сайт;

       http://f13.ucoz.net -Башкортостан яҙыусыларының ижады;

       http://sadikova.jimdo.com/  - ФГОС буйынса дәрес өлгөләре;

       LearningApps.org – интерактив дидактик күнегеүҙәр;

\

                   Электронные  учебники.

        1. Усманова М. Г. Мультимедийное электронное издание « Башкирский язык. Самоучитель для начинающих». Министерство образования Республики Башкортостан, 2012г.        

        2. Давлетшина М. С. Учебное электронное издание «Башкирский язык для 3-го класса».  Министерство образования Республики Башкортостан, 2012г.

Конрольно- проверочные работы.

2 класс

Контрольно-проверочная работа за 1 семестр.

1.  Напиши буквы прописью.

Әә, Өө, Үү, Ҡҡ, Ғғ, ҫ, Ҙҙ, Һһ, ң

2. Спиши вставляя пропущенные [ә, ө, а, у] буквы.

С . ләм,  ҙ . р,   . сәй,  ат . й,  Өф. ,   һ . умы

3. Найди пару слов.

Баш              рука

ҡул              нога

аяҡ               голова

ҡолаҡ           глаз        

күҙ                ухо

4.  Переведи на русский язык.

Әсәй

атай

апай

ағай

олатай

өләсәй

5. Переведи на башкирский язык.

я

ты

он(она)

Контрольно-проверочная работа за 2 семестр.

1. Напиши буквы свойственные только башкирскому языку (их всего 9)

2.Переведи на русский язык.

икмәк -

май –

туңдырма –

сәй –

ит –

һөт –

3. Переведите предложения на русский язык.

Был беҙҙең мәктәп. Беҙҙең мәктәп ҙур, матур.

4. Найди пару слов.

Таҡта                   учитель

аҡбур                   школа

уҡытыусы           мел

уҡыусы                доска

мәктәп                 ученик

5.Составьте предложения из данных слов.

а) Өләсәй, эсә, сәй.

б) Ашайым, картуф, мин, тәмле.

Контрольно-проверочная работа за 3 семестр.

1. Спиши вставляя пропущенные [ә, ө, а, и] буквы.

М . кт . п,  ҡ . л . м,  д . фт . р,  к . т . п,  к . нд . лек.

2. Переведи на русский язык.

Ҡыш бабай -

шыршы -

Ҡарһылыу-

ҡурсаҡ -

3. Напиши числа  цифрами.

Ете, биш, бер,  дүрт,  ун.

4. Найди  пару слов.

күлдәк                брюки

салбар                шапка    

тун                      рубашка (платье)

бүрек                  валенки

быйма                 шуба

5. Соедините стрелкой слова по теме.

 Кейем-һалым                                         туп, ҡурсаҡ, уйынсыҡ, ат

Уйынсыҡтар                                           салбар, күлдәк, бүрек, тун

Аҙыҡ-түлек                                             алма, икмәк, ҡаймаҡ, бутҡа

Контрольно-проверочная работа за 4 семестр.

1. Напиши 5 слов по теме домашние животное.

2. Переведи на русский язык

Айыу

төлкө

ҡуян

буре

терпе 

3. Спиши вставляя пропущенные [ә, ө, а, и] буквы.

Т . рғ . й,  ҡ . рғ . ,  к . к . к,  б . рк . т.

4. Составь предложения.

а)  Мин,  уҡыйым, класта, икенсе.

б)  Бесәйем,   бар,  минең.

5. Найди  пару слов.

 хәйләкәр               бүре

 уҫал                       ҡуян

 энәле                     төлкө              

 ҡурҡаҡ                  терпе    

           

3 класс

Контрольно-проверочная работа за 1 семестр.

                           

        1.  Беҙҙең республика нисек атала?

        2.  Дәүләт символдарына нимәләр инә?

        3.  Башҡортостан флагы нисә төҫтән тора? Һанап сыҡ.

        4.  Башҡортостандың баш ҡалаһы нисек атала?

        5.  Башҡортостандың ете мөғжизәһен һанап сыҡ.

        6.  Башҡорт алфавитында нисә хәреф бар?

        7.  Башҡорт теленә генә хас өндәрҙе яҙ.

        8.  Һинең исемең нисек?

        9.  Дуҫтарың бармы?  Кемдәр улар?  Һанап сыҡ.

      10.  Һин йәшәгән ҡала нисек атала?

Контрольно-проверочная работа за 2 семестр.

       1. “Мәктәп” темаһына ғына ҡараған һүҙҙәрҙең аҫтына һыҙ. Подчеркни слова по теме “Школа”.

        Уҡыусы, таҡта, баҡса, матур, тәнәфес, урман, китап, дәрес, сәскә, дәреслек, уҡытыусы, ҡала, ҙур, ҡәләм.

       2. Һүҙҙәрҙең парын тап. Найди пары слов.

       Дәфтәр                             строитель

       Төҙөүсе                            дети

       Балалар                            мел

       Аҡбур                              тетрадь

       Дәреслек                          учебник

       3. Бирелгән һүҙҙәрҙән һөйләмдәр төҙө. Составь предложения из данных слов.

       а) Мәктәп, беҙҙең, матур, ҙур, һәм.

       б) Өсөнсө, мин, уҡыйым, класта.

        в) 25, уҡыусы, класта, беҙҙең.

       4. Һүҙҙәрҙең тәржемәһен тап, стрелка менән тоташтыр. Найди перевод слов и соедини стрелкой.

        Уҡытыусы –                    дауалай                            

        Төҙөүсе –                         тегә                              

        Һатыусы –                        уҡыта                           

        Ашнаҡсы –                      төҙөй                              

        Врач -                               һата                     

        Рәссам –                           бешерә                           

                             

        5. Тәржемә ит . Переведи.

        Без дневника-

        без учебника-

        без пенала-

        без линейки-

Контрольно-проверочная работа за 3 семестр.

1. Һүҙҙәрҙең тәржемәһен тап. Найди перевод слов.

Тәбиғәт                                                                Насекомые

Ҡоштар                                                                Лекарственные травы

Бөжәктәр                                                              Природа

Дарыу үләндәре                                                  Птицы 

2.Дөйөм атамаларын тап. Найди общее название.

Күбәләк, үрмәксе, бал ҡорто, ҡырмыҫҡа                       дарыу үләндәре

Андыҙ, мәтрүшкә, кесерткән                                           тәбиғәт

Урман, тау, йылға, үҫемлектәр                                        бөжәктәр

3. Артыҡ һүҙҙе тап. Найди лишнее слово.

 а) имән,  ҡайын,  шыршы,  күбәләк,  миләш;

 б) ағас, бөжәк, үҫемлек, мәктәп, ҡош;

 в) ҡыш, йәй, әсәй, көҙ, яҙ.

4. Һүҙҙәрҙе тоташтыр. Соедини слова.

боҙ                          таша

һыу                         уяна

ағастар                    бөрөләнә

йәнлектәр               китә

5.  Төшөп ҡалған һүҙҙе ҡуйып яҙ. Спиши вставьляя пропущенное слово.

Май -  һуңғы ...   айы.

Июль - иң эҫе ...  айы.  

Сентябрь - беренсе ... айы.

Ғинуар -   һыуыҡ  ...  айы.

Контрольно-проверочная работа за 4 семестр.                                   

1. Тәржемә ит. Переведи.

   апельсин

   яблоко  

   вишня

   смородина

   земляника

2. Һөйләмдәрҙе дауам ит. Продолжи предложения.

Ҡыш кейә торған кейем-һалым: ..........

Йәй көнө кейә торған кейем-һалым: ……

3. Төшөп ҡалған хәрефтәрҙе ҡуй. Вставь пропущенные буквы.

Ҡ.яр,   һуғ.н,  ҡ . б . ҡ,  ки . шер,  к . беҫтә,  с . ғөлд . р.

4.  Һөйләмдәрҙе тәржемә итеп яҙ.Переведи и напиши предложения .

Мин сәйәхәт итергә яратам.

Өфө -Башҡортостандың баш ҡалаһы.

5. Тыуған көн байрамына  меню төҙө.  Составь меню на день рождения. 

4 класс      

Контрольно-проверочная работа за 1 семестр.

1. Һәр юлда артыҡ һүҙҙе тап. Найди лишнее слово.

а) мәктәп, аҡбур, таҡта, тәнәфес, икмәк;

б) уҡытыусы , салбар, китап, дәрес, ҡәләм;

в) дәфтәр, ручка, парта, танау, пенал;

г) юйғыс, көндәлек, ҡыңғырау, ҡолак, уҡыусы.

2. Найди правильный перевод предложения: Мин башҡорт теле дәресен яратам.

а) Я люблю урок русского языка.

б) Я люблю урок английского языка.

в) Я люблю урок башкирского языка.

г) Я не люблю урок башкирского языка.

3. Һәр юлда кем? һорауына яуап биргән һүҙҙе тап. В каждой строке найди слово отвещающее на вопрос кем?

а) малай, китап, ҡәләм, портфель, ручка;

б) дәрес, уҡыусы, мәктәп, юйғыс, журнал;

в) класташ, линейка, аҡбур, таҡта, бүлмә;

г) дуҫлыҡ, һуғыш, хеҙмәт, мажара, дуҫ.

4. Это мой ноутбук һөйләменең дөрөҫ тәржемәһен тап Найди правильный перевод предложения Это мой ноутбук.

а) Был ноутбук уныҡы.

б) Был ноутбук минеке.

в) Был һинең ноутбук.

г) Был беҙҙең ноутбук.

5. Һәр юлда яңғыҙлыҡ исемдәрҙе тап. Найди в каждой строке имя собственное.

а) өфө, ҡала, сәскә, аҡбур, рәсем;

б) бутҡа, айнур, көндәлек, ҡәләм, изгелек;

в) ағай, мажара, дуҫлыҡ, мостай кәрим, китап;

г) ғарипов, уҡыусы, уҡытыусы, дуҫлыҡ, бүлмә.

 Контрольно-проверочная работа за 2 семестр.

1. Бирелгән һүҙҙәрҙе тәржемә итеп яҙ. Перевед  данные слова.

Атай,  әсәй, олатай, апай, һеңле, ағай, ҡусты, өләсәй.

2.  Ғаилә һүҙе менән бер һөйләм төҙөп яҙ. Составь предложение со словом ғаилә

3. Бирелгән һөйләмдән сифаттарҙы табып яҙ. Найди и напиши имя прилагательное
Көҙгө урман  ал, һары, ҡыҙыл, көрән күлдәктәрен кейҙе.

4.  Һүҙҙәрҙең антонимдарын тап. Найди антонимы данных слов.

Ҙур - ...

яҡшы- ...

матур-...

5. Күп нөктәләр урынына  минең, ул, уға, мин,  алмаштарын ҡуйып яҙ. Спиши вставляя местоимение: минең, ул, уға, мин

        ... кескәй дуҫым бар.   ... ташбаҡа. Ташбаҡаны әсәйем менән зоомагазиндан алып ҡайттыҡ.   ... үлән дә һатып алдыҡ.  Өйҙә ... уны террариумға ебәрҙем.  Бәләкәй ташбаҡаға тәмле алма, кишер ваҡлап бирҙем.   ... бананды  яратып ашаны.

Контрольно-проверочная работа за 3 семестр.

1. Һин ҡайҙа йәшәйһең? (ҡалала, ауылда)Ты где живешь?

2. Ул нисек атала?  Как называется твой город?

3. Башҡортостандың баш ҡалаһы нисек атала? Столица Башкортостана как называется?

4. Башҡортостанда нисә ҡала бар? Биш ҡала исемен  яҙ. Сколько городов в Башкортостане? Напиши название пяти городов.

5. Башҡортостан территорияһындағы өс тәбиғәт ҡомартҡыһын яҙ. Напиши три памятника природы  Башкортостана.

6. Башҡортостанда тыуған шәхестәрҙән кемдәрҙе беләһең? Знаешь ли ты знаменитых  людей Башкортостана?

7. Йыл миҙгелдәрен яҙ. Напиши времена года (на башкирском!).

8. Бөжәк исемдәрен яҙ. Напиши название  насекомых(на башкирском!).

9. Һандарҙы башҡортса яҙ: 12, 54. Нипиши числа по башкирский.

10. Башҡортостан территорияһында йәшәгән ҡырағай хайуандарҙың исем-атамаһын яҙ. Напиши название животных (на башкирском!), которые обитают на территории  Башкортостана.

Контрольно-проверочная работа за  4 семестр.

1. Төшөп ҡалған хәрефтәрҙе ҡуйып яҙ. Напиши вставляя пропущенные буквы.

Д.фт.р,  к.т.п,  ҡ.л.м,  д.р.слек,   м.кт.п.

2. Кемдәр һинең кумирың?Кто твои кумиры?

3. Бирелгән һүҙбәйләнештәрҙе тәржемә ит. Переведи данные словосочетание.

Йөҙ һум, биш тин, илле һум аҡса.

4. Һүҙҙәрҙең икенсе бағананан парын тап.Найди пару слов.

күлдәк                      брюки

итек                          шляпа      

салбар                       платье

эшләпә                      шуба

туп                            сапоги

5. Киләм ҡылымын зат менән үҙгәрт. Просклони глагол киләм по лицам.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по башкирскому языку для 5 класса

Рабочая программа по 2 линии учебников...

Рабочая программа по башкирскому языку для 1 класса (ФГОС)

Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....

Рабочая программа по башкирскому языку для 3 класса

Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....

Рабочая программа по башкирскому языку для 4 класса(родной)

Рабочая программа по учебнику Толомбаева...

Рабочая программа по башкирскому языку для 2 класса

Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....