Предложения с обобщающим словом при однородных членах. 8 класс. учебник С.Львовой
план-конспект урока (8 класс) на тему

урок-"открытие" новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.id_3866.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Учителя русского языка и литературы

МОУ «СОШ№7  г. Ртищево

Саратовской области Кирьяновой Л. Н.

УМК: Львовой С.И., В.В. Львова

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: «открытие» новых знаний

Тема урока: « Предложения с обобщающим словом при однородных членах»

 Цели урока:

  • деятельностная: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.
  • содержательная:  формировать навык нахождения в предложении обобщающего слова и постановки знака препинания при нём,  уметь  графически  обозначать  обобщающее слово,  составлять  алгоритм  действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

Мотивирует учащихся к учебной деятельности. Загадывает загадки про обобщающие слова:

Всезнайкой если хочешь стать,

Учись предметы обобщать.

Байдарка, баржа, ледокол.

Ты слово общее нашёл?

(Судно)

\ Учащиеся высказывают предположения, затем слушают учителя, вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

«хочу» - учиться

«надо»–  много читать

«могу» - учиться и добывать знания самостоятельно и с помощью различных источников.

Коммуникативные:

адекватное  использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач(К11)

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи (Р1)

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.  

Создает проблемную ситуацию.

.

Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их  для составления предложения  с однородными членами:

Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:

1.Дуб, берёза, дерево, липа

2.Стол, стул, мебель, шкаф

3.Зима, весна, лето, время года.

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме (П3),

формулирование проблемы  (П18); самостоятельное создание способов решения проблемы.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения(К5).

Регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме (Р9).

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания (Л 11).

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

На  основе  материала  учебника

делают вывод о постановке знаков препинания   в предложениях с обобщающим словом перед  однородными членами предложения и составляют алгоритм :

Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

1.Найдите в предложении обобщающее слово.

http://festival.1september.ru/articles/500457/ing1.gif

3. Определи, заканчивается ли предложение однородными членами

http://festival.1september.ru/articles/500457/ing2.gif

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий  с использованием  учебной литературы (П1),  использование знаково-символических  средств (П2), построение речевого высказывания в в устной и письменной форме (П4). Осуществление смыслового чтения  познавательного текста (П6).

Коммуникативные: построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет. (К7).

Построение монологического высказывания (К12).

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи (Р1).

Личностные: формирование   границ собственного знания и незнания (Л11)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

 Физминутка.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.

.Работают  с  учебником (упр.654) в группе. Находят однородные члены предложения с обобщающим словом, графически выделяют однородные члены предложения, обобщающее слово, устно отвечают на вопрос о стиле, в котором могут использоваться данные предложения. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами.

 

2. Работают в паре, выполняя упр. 657

Придумывают и пишут предложения с данными  обобщающими  словами: одежда, реки, города, деревья, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово.

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач (П4)

Коммуникативные:

Ориентировка на

позицию партнера (К2) , учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (К3,4), умение договариваться и приходить к общему решению(К6),

владение диалогической формой( К13).

Регулятивные:

Адекватное восприятие оценки учителя (Р5),

выполнение учебных действий (Р6).

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания (Л11), освоение основных моральных норм(Л12).

5.Этап реализации построенного проекта.

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Учитель наблюдает и направляет учащихся по выполнению намеченного плана.

Учащиеся заполняют предложенную учителем «слепой» кластер)

Учитель заранее готовит «слепую» таблицу или кластер, заполнив её в зависимости от возможностей класса. Эта работа необходима, потому что пятиклассники самостоятельно ещё не смогут выполнить такую работу.

Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий  с использованием  учебной литературы (П1).

Коммуникативные:  построение монологического высказывания (К12).

Регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной  громкоречевой и умственной форме (Р9).

Личностные: формирование ценностных  и смысловых ориентиров  на основе развития познавательных учебных мотивов (Л8,9)

\

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения

Учитель наблюдает за самопроверкой, заслушивает и вместе с учащимися анализирует ответы пятиклассников.

Обучающиеся сначала друг другу рассказывают изученный материал, а потом заслушиваем 2-3 учеников, делаем выводы о проделанной работе.

Познавательные: построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и  связях (П 14).

Коммуникативные:

Умение задавать вопросы (К8),

контроль действий партнёра ( К9). использование речи для регуляции своего действия (К 10).

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель:  интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная  творческая работа по составлению предложений( по выбору - дифференцированная работа):

1. По картинам  Коровина К.К. и Серова В.А. «Натюрморты»  составить  небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

2.По картинкам, где изображены школьные принадлежности, обувь и  игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения;

3.По предложенным   обобщающим словам и однородным членам составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Все учащиеся должны поставить знаки препинания,  выделить графически обобщающие слова  при однородных членах предложения.

Познавательные:  

использование  знаково-символических средств (П2),

построение речевого высказывания в письменной форме (П3).

Самостоятельное создание способов решения проблемы(П19).

Коммуникативные:

Формулирование собственного мнения (К5).

Регулятивные: учт правила в планировании и контроле способа решения (Р4).

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Организует исследование по упражнениям:

1.решите несколько пунктуационных задач;

2. обратите внимание на произношение предложений с обобщающими словами.

Решают пунктуационные задачи: расставляют знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.

 Проводят наблюдения над интонацией предложений.

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач (П4), анализ объектов с  выделением  существенных и несущественных  признаков ( П 8).

Коммуникативные:

Формулирование собственного мнения (К5).

 Личностные:

Развитие познавательных интересов (Л9).

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной)  деятельности

Учитель осуществляет рефлексию путем приёма «Незаконченное предложение»

Учащиеся

Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне -------- понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия (К1).

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов(Л9).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

«Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».

Урок в 5 классе по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах »....

«Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».

Урок в 5 классе по теме «Предложения с обобщающим словом при однородных членах »....

Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Урок русского языка в 5 классе. Тип урока: ознакомление с новым материалом .Программа: Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения с обобщающим словом при однородных членах" ФГОС.

В данном сценарии прописаны все этапы урока, деятельность учителя, учеников, УУД....

Тема урока: « Предложения с обобщающим словом при однородных членах»

Урок в 5 классе по теме « Предложения с обобщающим словом при однородных членах» по ФГОС...