Урок русского языка в 5 классе. Приставки.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык . 5 класс
Тема урока: «Приставки »
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Представление о результатах:
- личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться справочной литературой, в том числе на электронных носителях;
- предметные: знать определение приставки, смысловое значение приставки; уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; объяснять значения, выражаемые приставками; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова.
Цели урока:
- образовательные:
актуализировать и восстановить знания о роли приставок, познакомить с основными правилами правописания приставок;
формировать умение применять на практике правила правописания приставок, развивать орфографическую зоркость.
- развивающипе:
развивать интерес и уважение к предмету;
расширять кругозор обучающихся;
- воспитательные:
формировать такие качества личности, как трудолюбие, организованность, активность в выборе способа решения;
воспитывать в учащихся самостоятельность, инициативу, культуру речи и поведения.
Технология: информационно-коммуникационные технологии
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Организационный момент | Приветствие учителя. Включение в деловой ритм.
| Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
| Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний | Даёт задание на повторение пройденного материала. - Как известно, все на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А из чего состоят слова? (из морфем) - Что такое морфема? (это наименьшая значимая часть слова) -Вспомним морфемы (задание на интерактивной доске) - Какая морфема заключает в себе лексическое значение всего слова? (Основа) - Все ли морфемы входят в основу? (нет, не входит окончание, т.к. это изменяемая часть слова) - Что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.) Разбивает класс на группы. Формулирует задание (подвижный момент урока). - Как известно, суффиксы являются строительным материалом разных частей речи, внося в слова различные значения. Выполните задание (на слайде) 1 группа –подобрать слова с «ласковыми» суффиксами; 2 группа– слова с суффиксами – «профессиями»; 3 группа – слова с суффиксами – «великанами». Большущий, домик, доченька, котище, учитель, сварщик, мамочка, писательница, ручища, домище, печатник, сладенький. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Отвечают на вопросы учителя. Работают с заданием на интерактивной доске Работают в группах. Знакомят с результатами работы в группах, слушают и обсуждают ответы товарищей. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3. Постановка учебной задачи
| Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. - Какой ученик не мечтает, чтобы урок начался с игры? Но наша игра лингвистическая. Что это значит? (Языковая). Учитель. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Представили? Я вам скажу: «Приставка в- ». Что вы сделаете? Дети. Включим телевизор! (запись на доске: включить) Учитель. А если я скажу: «Пере-»? Дети. Переключим на другую программу (переключить). Учитель. А если я скажу: «Вы-»? Дети. Мы выключим телевизор (выключить). Учитель. Почему вы меня хорошо понимали, я ведь называла всего лишь кусочек слова —морфему? (Потому что приставки несут смысл, они дают слову новое значение. Так же, как и суффикс, приставки участвуют в образовании новых слов и усердно трудятся, чтобы мы могли различать лексическое значение слов). - Какой морфеме посвящен наш урок? Попробуйте формулировать цели урока. | Отвечают на вопросы учителя. Обдумывают вопрос учителя и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. Ставят цели, формулируют тему урока. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели, логические-формулирование проблемы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4. «Открытие» нового знания | Предлагает прочитать текст учебника. - Обратимся к учебнику (стр. 20-21.) Чтение и выполнение задания на стр. 21учебника. Чтение определения приставки. Почему приставка - значимая часть слова? Прочитаем слова Чуковского – эпиграф к нашему уроку: «Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Как вы их понимаете? | Принимают участие в работе. Под руководством педагога формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные : контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное закрепление
| Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления. - Убедимся в справедливости этого высказывания, выполнив следующие задания. Задание 1. Образуйте с помощью приставок глаголы от данных корней и запишите словосочетания (задание на интерактивной доске). Организует выполнения задания в парах. - Умеете ли вы находить приставку в слове? Задание 2. Выборочный диктант. Отделите приставку от слова и запишите ее, мысленно замените другой, чтобы у слова был смысл. Например, названо слова подбросить, предполагаем, что у него приставка пред-, пробуем заменить на другую, например, с—получится сбросить. Значит, приставка под- найдена верно. Пере-ехать, по-казаться, пред-сказать, с-вергнуть, на-ехать, за-светло, разо-мкнуть, объ-ехать, до-низу, про-явление, пра-бабушка. Проверим наши приставки (на слайде). В последнем слове возникли трудности. Приставка пра- обозначает «давность во времени». Подберем слова с этой приставкой, запишем: прабабушка, правнук, прародина, праязык, пращур (предок). | Выполняют задание в парах. Знакомят с результатами работы в парах, слушают и оценивают ответы товарищей. Выполняют задание. Выполняют взаимопроверку задания. Выполняют задание учителя | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы. Регулятивные : контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Организует физкультминутку Физкультминутка. Раз – подняться, подтянуться. Два – нагнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. | Выполняют элементарные физические упражнения. | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. | |
- Проверим, сможете ли вы отличить ли вы приставку от части корня. Задание 3.Распределите слова в 2 группы (с приставкой и без приставки). (Задание на интерактивной доске) По-дарок, полевой, с-делать, здание, не-из-вестный, ненастье, при-крутить, пример, у-гадать, угол, от-возить, ответ, за-крыть, заповедник. | Выполняют задание. Оценивают ответы одноклассников. | ||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Организует деятельность по применению новых знаний Упражнение 418 (поочередно вызываем 3 учеников к доске). Дополнительное задание: обозначить морфемы. 1)паркет-н-ый, груз-чик 2)при-вез-ут, пере-ход, вы-бег-ут, без-голос-ый 3)пере-пис-чик, без-вред-н-ый Словарно –орфографическая работа с использованием интерактивной доски: паркет ( франц. раrquеt «деревянный пол, часть парка», от раrс «парк»). | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Личностные: осваивают новые виды деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы. Регулятивные : осознают качество и уровень усвоения. |
7. Включение в систему знаний и повторение. | 1.Игра. Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог? Как отличить приставку от предлога? (Задание на слайде).
«Жили-были старик ( со) старухой. Вот как-то раз просит старик: - (Ис)пеки, старуха, колобок! - Муки нету! - А ты (по) коробу (по) скреби, (по) амбару (по) мети, вот и (на) берёшь муки (на) колобок! Вот старуха (по) коробу (по) скребла, (по)амбару (по) мела, и (на) бралось муки горсточки две». 2. Комплексный анализ текста (распечатан). - Вернемся к словам Чуковского. Объясните знаки препинания, обозначив грамматические основы. Какой прием выразительности, образности использует поэт в описании зимы? Загудят, загуляют снега, И закружатся вьюг косяки, Засвистят, разрывась, из сосняка Исполинские сквозняки. (С. Куняев) (повтор приставки за- со значением начала действия. Главный прием выразительности - олицетворение). | Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме, осуществляют для решения познавательных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
8. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Выберите одну из карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – с грустным лицом. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Строят небольшие монологические высказывания. | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. |
9. Этап информации о домашнем задании. | Даёт дифференцированное задание на дом: П. 77, упражнение 416. Сильным учащимся - написать лингвистическую сказку о приставке. Учитель оценивает работу учащихся на уроке. | Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования. Регулятивные: внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.
Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...
Урок по русскому языку 5 класс" Приставка".
Даннй урок является вводным при изучении мофемики в 5 классе, комбинированным, предполагает дифференцированный подход к познанию нового материала....
Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Буквы о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При-
Расширение понятийной базы об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-...
Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.
Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...
Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход : . Русский язык _5 класс. Приставки на з-с
Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход Предмет:_Русский язык...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...