Урок русского языка в 5 классе. Приставки.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Уурок «открытия»  новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_pristavki.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык . 5 класс

Тема урока: «Приставки  »

Тип урока: урок «открытия»  новых знаний

Представление о результатах:

- личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться справочной литературой, в том числе на электронных носителях;

- предметные: знать определение приставки, смысловое значение приставки; уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; объяснять значения, выражаемые приставками; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова.

Цели урока:

- образовательные:

актуализировать и восстановить знания о роли приставок, познакомить с основными правилами правописания приставок;

формировать умение применять на практике правила правописания приставок, развивать орфографическую зоркость.

- развивающипе:

развивать  интерес и уважение к предмету;

расширять кругозор обучающихся;

- воспитательные:

формировать такие качества личности, как трудолюбие, организованность, активность в выборе способа решения;

воспитывать в учащихся самостоятельность, инициативу, культуру речи и поведения.

Технология: информационно-коммуникационные технологии

Технологическая карта урока

 

 

Этап                              

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                     

Универсальные действия

1.Организационный момент

Приветствие учителя. Включение в деловой ритм.

 

  

Слушают учителя.    Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

            

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

Даёт задание на повторение пройденного материала.

- Как известно, все на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А из чего состоят слова? (из морфем)

- Что такое морфема? (это наименьшая значимая часть слова)

-Вспомним морфемы (задание на интерактивной доске)

- Какая морфема заключает в себе лексическое значение всего слова? (Основа)

-  Все ли морфемы входят в основу? (нет, не входит окончание, т.к. это изменяемая часть слова)

 - Что такое суффикс?

(Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.)

Разбивает класс на группы. Формулирует задание (подвижный момент урока).

- Как известно, суффиксы являются строительным материалом разных частей речи, внося в слова различные значения. Выполните задание (на слайде)

 1 группа –подобрать слова с «ласковыми» суффиксами;

2 группа– слова с суффиксами – «профессиями»;

3 группа –  слова с суффиксами – «великанами».

Большущий, домик, доченька, котище, учитель, сварщик, мамочка, писательница, ручища, домище, печатник, сладенький.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с заданием на интерактивной доске

Работают в группах. Знакомят  с результатами работы в группах, слушают и обсуждают ответы товарищей.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи

 

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

- Какой ученик не мечтает, чтобы урок начался с игры? Но наша игра лингвистическая. Что это значит? (Языковая).

Учитель. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Представили? Я вам скажу: «Приставка в- ». Что вы сделаете?

Дети. Включим телевизор! (запись на доске: включить)

Учитель. А если я скажу: «Пере-»?

Дети. Переключим на другую программу (переключить).

Учитель. А если я скажу: «Вы-»?

Дети. Мы выключим телевизор (выключить).

Учитель. Почему вы меня хорошо понимали, я ведь называла всего лишь кусочек слова —морфему? (Потому что приставки несут смысл, они дают слову новое значение. Так же, как и суффикс, приставки участвуют в образовании новых слов и усердно трудятся, чтобы мы могли различать лексическое значение слов).

- Какой морфеме посвящен наш урок?

Попробуйте формулировать цели урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Обдумывают вопрос учителя и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.

 Ставят цели, формулируют

 тему урока.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к  их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели, логические-формулирование проблемы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4. «Открытие» нового знания

Предлагает прочитать текст учебника.

- Обратимся к учебнику (стр. 20-21.)

Чтение и выполнение задания на стр. 21учебника.

Чтение определения приставки.

Почему приставка - значимая часть слова?

Прочитаем слова Чуковского – эпиграф к нашему уроку: «Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Как вы их понимаете?

Принимают участие в работе. Под руководством педагога формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные : контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление

 

Устанавливает  осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления.

- Убедимся в справедливости этого высказывания, выполнив следующие задания.

   Задание 1. Образуйте с помощью приставок глаголы от данных корней и запишите словосочетания (задание на интерактивной доске).

Организует выполнения задания в парах.

- Умеете ли вы находить приставку в слове?  

 Задание 2. Выборочный диктант.  Отделите приставку от слова и запишите ее, мысленно замените другой, чтобы у слова был смысл. Например, названо слова подбросить, предполагаем, что у него приставка пред-, пробуем заменить на другую, например, с—получится сбросить. Значит, приставка под- найдена верно.

Пере-ехать, по-казаться, пред-сказать, с-вергнуть, на-ехать, за-светло, разо-мкнуть, объ-ехать, до-низу, про-явление, пра-бабушка.

Проверим наши приставки (на слайде). В последнем слове возникли трудности.

 Приставка  пра- обозначает «давность во времени». Подберем слова с этой приставкой, запишем: прабабушка, правнук, прародина, праязык, пращур (предок). 

Выполняют задание в парах. Знакомят с результатами работы в парах, слушают и оценивают ответы товарищей.

Выполняют задание. Выполняют взаимопроверку задания.

Выполняют задание учителя

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Организует физкультминутку

Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

- Проверим, сможете ли вы отличить ли вы приставку от части корня.

 Задание 3.Распределите слова в 2 группы (с приставкой и без приставки).      

(Задание на интерактивной доске)

По-дарок, полевой, с-делать, здание, не-из-вестный, ненастье, при-крутить, пример, у-гадать, угол, от-возить, ответ, за-крыть, заповедник.

Выполняют задание. Оценивают ответы одноклассников.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Организует деятельность по применению новых знаний

Упражнение 418 (поочередно вызываем 3 учеников к доске). Дополнительное задание: обозначить морфемы.

1)паркет-н-ый, груз-чик

2)при-вез-ут, пере-ход, вы-бег-ут,  без-голос-ый

3)пере-пис-чик, без-вред-н-ый

Словарно –орфографическая работа с использованием интерактивной доски: паркет        ( франц. раrquеt «деревянный пол, часть парка», от раrс «парк»). 

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Личностные: осваивают новые виды деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы.

Регулятивные : осознают качество и уровень усвоения.

7. Включение в систему знаний и повторение.

1.Игра. Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог? Как отличить приставку от предлога? (Задание на слайде).  

    

   «Жили-были старик ( со) старухой. Вот как-то раз просит старик:

- (Ис)пеки, старуха, колобок!

- Муки нету!

- А ты (по) коробу (по) скреби, (по) амбару (по) мети, вот и (на) берёшь муки (на) колобок!

     Вот старуха (по) коробу (по) скребла, (по)амбару (по) мела, и (на) бралось муки горсточки две».

2. Комплексный анализ текста (распечатан).

- Вернемся к словам Чуковского. Объясните знаки препинания, обозначив грамматические основы. Какой прием выразительности, образности использует поэт в описании зимы?

Загудят, загуляют снега,

И закружатся вьюг косяки,

Засвистят, разрывась, из сосняка

Исполинские сквозняки. (С. Куняев)

 (повтор приставки за- со значением начала действия. Главный прием выразительности - олицетворение). 

Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме, осуществляют для решения познавательных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Выберите одну из карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – с грустным лицом.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Строят   небольшие монологические высказывания.

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

9. Этап информации о домашнем задании.

Даёт  дифференцированное задание на дом: П. 77,  упражнение 416. Сильным учащимся -  написать лингвистическую сказку о приставке.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.

Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...

Урок по русскому языку 5 класс" Приставка".

Даннй урок является вводным при изучении мофемики в 5 классе, комбинированным, предполагает дифференцированный подход к  познанию  нового материала....

Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Буквы  о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При-

Расширение понятийной базы об орфограммах в приставках слова;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора  гласной в приставках пре- и при-...

Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...

Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход : . Русский язык _5 класс. Приставки на з-с

Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход  Предмет:_Русский язык...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...