Сценарий урока по литературе «ТУРГЕНЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
план-конспект урока (10 класс) по теме

Бобрышева Наталья Ивановна

Материал представляет собой сценарий литературного урока, посвященного юбилею со дня рождения И.С. Тургенева. Сценарий дополнен музыкальным сопровождением и презентацией. Можно использовать в качестве внеклассного мероприятия  на неделе русского языка и литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бобрышева Н.И.

ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»

Сценарий урока по литературе  «ТУРГЕНЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»  

 (по страницам «Стихотворений в прозе»  к  200-летию со дня рождения И.С.Тургенева)

Дорогой мой читатель, не пробегай этих

 стихотворений подряд, тебе, вероятно,

скучно станет - и книга вывалится у тебя

из рук, но читай их враздробь: сегодня одно,

завтра другое и которое-нибудь из него,

может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.

И.С.Тургенев

Учитель:

Чем нам по- прежнему близок Тургенев? Современник писателя французский критик Ипполит Тэн назвал творца «Певцов», «Первой любви», «Вешних вод», «Отцов и детей» совершенным художником. А самое главное назначение художника, как понимали его и Пушкин, и А.Блок, и сам Тургенев, - вносить в общество и мир отсутствующую в них гармонию.

Величие тургеневской гармонии в том, что это гармония именно искушённая, испытанная. И не только «проклятым вопросами» русской социальной действительности «кто виноват?» и «что делать?», но и изначальным трагизмом человеческого существования на земле. Этому трагизму Тургенев противопоставил иные жизненные стихии, ставшие главными опорами его художественного мира: Любовь, Женщина, Природа, Искусство, Молодость, Родина – Россия.

Прошло немало лет с тургеневского времени, но по-прежнему жива благодарность великому писателю, который во всѐм мире прославил высоту духа русского народа,  красоту родной земли.

 «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»,— таково было житейское правило, определѐнное самим писателем. Страдания Тургенева были отражением огромной силы чувства преданности, любви, бескорыстной и красивой настолько, насколько может быть красива настоящая любовь.

Любовь для Тургенева — подвиг. И он воспевает еѐ как силу, способную противостоять всему: и эгоизму, в котором всегда видел главного врага человечества, и даже смерти.        

Ведущий 1:

Образ Татьяны Александровны Бакуниной, сестры известного  революционера Михаила Бакунина, пройдет через многие произведения Тургенева. Это прежде всего «Андрей Колосов», «Переписка», «Татьяна Борисовна и ее племянник» и почти все написанные Тургеневым стихи и знаменитое стихотворение «В дороге», ставшее романсом («Утро туманное, утро седое»).  В постоянном стремлении Татьяны Александровны «к спасению» близких, в жажде самопожертвования она была похожа на будущих «тургеневских девушек».  Она первая призналась в любви к писателю, которого боготворила, и на всю жизнь осталась верна ему.

"Я никогда ни одной женщины не любил более Вас, - писал Тургенев Бакуниной, - хотя не люблю и Вас полной и прочной любовью".

Роман с Бакуниной оставил заметный след в поэтическом творчестве молодого Тургенева.

Чтец 1:

ПОРОГ

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

—  О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает?

—  Знаю, — отвечает девушка.

—  Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

—  Знаю.

—  Отчуждение полное, одиночество?

—  Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

—  Не только от врагов — но и от родных, от друзей?

—  Да... и от них.

—  Хорошо. Ты готова на жертву?

—  Да.

— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!

—  Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

—  Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову...

—  И на преступление готова.

Голос не тотчас возобновил свои вопросы.

—  Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

—  Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

—  Войди!

Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.

—  Дура! — проскрежетал кто-то сзади.

—  Святая! — принеслось откуда-то в ответ.

Май, 1878

.

Ведущий 2:

В 1854 году графиня Мария НиколаевнаТолстая, единственная сестра Льва Николаевича Толстого, познакомилась с И. С. Тургеневым в один из его приездов в Спасское-Лутовиново. Впоследствии между ними возникает нечто вроде романтической увлечённости. Тургенев посвящает Марии Николаевне повесть «Фауст», где она выведена под именем Верочки. После развода с мужем, Мария Николаевна уезжает за границу, а впоследствии  решает уйти в монастырь. Постриг она приняла в 1891 году.

«Я знаю, что мне под сорок лет, что она жена другого, что она любит своего мужа.. Так я никогда не любил, нет, никогда Любовь все-таки эгоизм; а в мои годы эгоистом быть непозволительно: нельзя в тридцать семь лет жить для себя….», - писал Тургенев.  Кончила Мария Николаевна свою жизнь в Шамординском монастыре.

Чтец 2:

ЧЬЯ ВИНА?

Она протянула мне свою нежную, бледную руку... а я с суровой грубостью оттолкнул ее.

Недоумение выразилось на молодом, милом лице; молодые добрые глаза глядят на меня с укором; не понимает меня молодая, чистая душа.

—  Какая моя вина? — шепчут ее губы.

—  Твоя вина? Самый светлый ангел в самой лучезарной глубине небес скорее может провиниться, нежели ты.

И все-таки велика твоя вина передо мною.

Хочешь ты ее узнать, эту тяжкую вину, которую ты не можешь понять, которую я растолковать тебе не в силах?

Вот она: ты — молодость; я — старость.

Январь, 1878

Ведущий 1:

 Он был уверен: это счастье не может состояться. Почти уверен. Доводы казались такими убедительными. В свои пятьдесят пять лет он выглядел семидесятилетним стариком. Здоровье постоянно давало о себе знать. Неустроенная жизнь, к которой он, в конце концов, почти приспособился, стала привычной, хоть и по-прежнему горькой. Но едва ли не главное — он боялся ответственности за судьбу другого человека. Ее судьбу. Знаменитый русский писатель Иван Сергеевич Тургенев и вдова заслуженного генерала Юлия Вревская.

 Двадцать лет разницы не останавливали  Тургенева. Юлия Петровна была ожившей героиней его романов, той самой воплощенной «тургеневской женщиной», которыми увлекалась вся Россия.

Но Тургенев опасался за женщину, которую столько лет влюбленно и бережно создавал в своих произведениях. Вревская не относилась к числу тех, кто способен бороться за свое счастье и навязывать свою волю.

Для Тургенева станет неожиданностью решение баронессы уехать на фронт турецкой войны в Болгарию сестрой милосердия.  В болгарских легендах она останется светлой и ясной лампадой любви к ближнему, неиссякаемого сочувствия и всепрощения. Умерла она от сыпного тифа. Потрясённый Тургенев написал стихотворение «Памяти Ю. И. Вревской».

А между тем имя Юлии Вревской не забылось. Его почти не знают в России и боготворят в Болгарии.

Чтец 3:

  ПАМЯТИ Ю. И. ВРЕВСКОЙ

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве — и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастия... не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

Сентябрь, 1878

Ведущий2:

Несмотря на столь распространённое мнение принципиальной нерелигиозности И.С.Тургенева, лучшие его произведения, к которым мы, безусловно, относим романы "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", а также "Записки охотника" и «Стихотворения в прозе", - в той или иной мере, а часто напрямую затрагивают религиозные вопросы смерти и бессмертия, взаимосвязи человека и Бога, невозможности и необходимости веры. И.С.Тургенев "объективно" воспринимает христианскую идею и образ Христа, о чём свидетельствует близость его боговидения народной традиции и православному канону. 

Чтец 4:

ХРИСТОС

Я видел себя юношей, почти мальчиком в низкой деревенской церкви. Красными пятнышками теплились перед старинными образами восковые тонкие свечи. Радужный венчик окружал каждое маленькое пламя. Темно и тускло было в церкви... Но народу стояло передо мною много. Всё русые, крестьянские головы. От времени до времени они начинали колыхаться, падать, подниматься снова, словно зрелые колосья, когда по ним медленной волной пробегает летний ветер. Вдруг какой-то человек подошел сзади и стал со мною рядом. Я не обернулся к нему — но тотчас почувствовал, что этот человек — Христос. Умиление, любопытство, страх разом овладели мною. Я сделал над собою усилие... и посмотрел на своего соседа. Лицо, как у всех, — лицо, похожее на все человеческие лица. Глаза глядят немного ввысь, внимательно и тихо. Губы закрыты, но не сжаты: верхняя губа как бы покоится на нижней. Небольшая борода раздвоена. Руки сложены и не шевелятся. И одежда на нем как на всех. «Какой же это Христос! — подумалось мне. — Такой простой, простой человек! Быть не может!» Я отвернулся прочь. Но не успел я отвести взор от того простого человека, как мне опять почудилось, что это именно Христос стоит со мной рядом. Я опять сделал над собою усилие... И опять увидел то же лицо, похожее на все человеческие лица, те же обычные, хоть и незнакомые черты. И мне вдруг стало жутко — и я пришел в себя. Только тогда я понял, что именно такое лицо — лицо, похожее на все человеческие лица, — оно и есть лицо Христа.

Декабрь, 1878

Ведущий 1:

Его последняя болезнь была жесточайшей: рак позвоночника. Неимоверные боли… Морфий не помогал. И тянулось это более года. Но все, кто был в те дни рядом с писателем, поражались его выдержке: никто не услышал от него даже слова ропота. А ведь физическая боль усугублялась душевной: Иван Сергеевич хотел умереть на Родине, но болезнь не дала, разлучила с любимым его Спасским -Лутовиновом… Так вот «характер слабый»: ни дня без работы, ни единой жалобы, глубокое, истинно православное смирение, терпение страданий».

Притча

МНЕ ЖАЛЬ...

Мне жаль самого себя, других, всех людей, зверей, птиц... всего живущего.

Мне жаль детей и стариков, несчастных и счастливых... счастливых более, чем несчастных.

Мне жаль победоносных, торжествующих вождей, великих художников, мыслителей, поэтов...

Мне жаль убийцы и его жертвы, безобразия и красоты, притесненных и притеснителей.

Как мне освободиться от этой жалости? Она мне жить не дает... Она — да вот еще скука.

О скука, скука, вся растворенная жалостью! Ниже спуститься человеку нельзя.

Уж лучше бы я завидовал... право!

Да я и завидую — камням.

Ведущий 2:

Кажется, счастье любви не раз было возможно и близко для самого писателя. «Премухинский роман» с Татьяной Александровной Бакуниной, долголетняя сердечная дружба с графиней Елизаветой  Егоровной Ламберт, увлечение актрисой М.Г. Савиной, наконец, страстная, хотя и не лишённая внутренней борьбы с собой, сорокалетняя привязанность к знаменитой французской певице Полине Виардо…И что же – ни одно из этих чувств не переросло в семейный союз и не спасло Тургенева от участи вечного скитальца, доживающего свой век «на краю чужого гнезда».

Чтец 5:

БЕЗ ГНЕЗДА

Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда... Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно... а куда полететь?

И вот она расправляет свои крылья — и бросается вдаль стремительно и прямо, как голубь, вспугнутый ястребом. Не откроется ли где зеленый, приютный уголок, нельзя ли будет свить где-нибудь хоть временное гнездышко?

Птица летит, летит и внимательно глядит вниз.

Под нею желтая пустыня, безмолвная, недвижная, мертвая.

Птица спешит, перелетает пустыню — и всё глядит вниз, внимательно и тоскливо.

Под нею море, желтое, мертвое, как пустыня. Правда, оно шумит и движется — но в нескончаемом грохоте, в однообразном колебании его валов тоже нет жизни и тоже негде приютиться.

Устала бедная птица... Слабеет взмах ее крыл; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу... но не свить же гнезда в той бездонной пустоте!..

Она сложила наконец крылья... и с протяжным станом пала в море.

Волна ее поглотила... и покатилась вперед, по-прежнему бессмысленно шумя.

Куда же деться мне? И не пора ли и мне — упасть в море?

Январь, 1878

Ведущий 1:

1 ноября 1843 Тургенев познакомился с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни... Он любил её, обожал, был вдохновлён ею на протяжении долгих и прекрасных сорока лет!.. Эти сложные отношения действительно существовали, приносили светлые минуты, но гораздо чаще тяжелые, безысходные, не дававшие вырваться из заколдованного круга, как говорил сам писатель, несвободы..  «Современники в один голос признавали, что она вовсе не красавица. Но когда «божественная Виардо» начинала петь, ее странная, почти отталкивающая внешность волшебным образом преображалась. Казалось, что до этого лицо Виардо было всего лишь отражением в кривом зеркале и только во время пения зрителям доводилось видеть оригинал. Их роман занял долгие 40 лет и разделил всю жизнь Тургенева на периоды до и после встречи с Полиной..." 

Чтец 6:

РОЗА.

Последние дни августа... Осень уже наступала.
Солнце садилось. Внезапный порывистый ливень, без грому и без молний, только что
Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя.
Она сидела за столом в гостиной и с упорной задумчивостыо глядела в сад сквозь полуоткрытую дверь.
Я знал, что свершалось тогда в ее душе; я знал, что после недолгой, хоть и мучительной, борьбы она в этот самый миг отдавалась чувству, с которым уже не могла более сладить.
Вдруг она поднялась, проворно вышла в сад и скрылась.
Пробил час... пробил другой; она не возвращалась.
Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой - я в том не сомневался - пошла и она.
Всё потемнело вокруг; ночь уже надвинулась. Но на сыром песку дорожки, ярко алея даже сквозь разлитую мглу, виднелся кругловатый предмет.
Я наклонился... То была молодая, чуть распустившаяся роза. Два часа тому назад я видел эту самую розу на ее груди.
Я бережно поднял упавший в грязь цветок и, вернувшись в гостиную, положил его на стол, перед ее креслом.
Вот и она вернулась наконец - и, легкими шагами пройдя всю комнату, села за стол.
Ее лицо и побледнело и ожило; быстро, с веселым смущеньем бегали по сторонам опущенные, как уменьшенные глаза.
Она увидала розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взгянула на меня,- и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами.
- О чем вы плачете? - спросил я.
- Да вот об этой розе. Посмотрите, что с ней сталось.
Тут я вздумал выказать глубокомыслие.
- Ваши слезы смоют эту грязь,- промолвил я с значительным выраженьем.
- Слезы не моют, слезы жгут,- отвечала она и, обернувшись к камину, бросила цветок в умиравшее пламя.
- Огонь сожжет еще лучше слез,- воскликнула она не без удали,- и перекрестные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо.
Я понял, что и она была сожжена.

 Апрель 1878

Ведущий 2:

В воспоминаниях Фета и в некоторых письмах Тургенева видно, что права была мать Тургенева, называя его «однолюбом»: прожив в тесном общении с семьёй Виардо 38 лет, он чувствовал себя глубоко одиноким. На этой почве выросло тургеневское изображение любви, характерное для его меланхоличной творческой манеры. Тургенев — певец любви неудачной по преимуществу. Счастливой развязки у него почти ни одной нет, последний аккорд — всегда грустный. Вместе с тем, никто из русских писателей не уделил столько внимания любви, никто в такой мере не идеализировал женщину.

Чтец 7:

КОГДА МЕНЯ НЕ БУДЕТ...

Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего. Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы. Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою. Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение. И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно! Декабрь, 1878 

Ведущий 1:

«Любовь даже вовсе не чувство – она – болезнь, известное состояние души и тела, она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить, хотя она проявляется не всегда одинаково: обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли – ни дать, ни взять холера или лихорадка… Подцепит его, голубчика, как коршун цыпленка; и понесет его куда угодно, как он там ни бейся и ни упирайся… В любви нет равенства, нет так называемого свободного соединения души и прочих идеальностей, придуманных немецкими профессорами… Нет, в любви одно лицо – раб, а другое – властелин и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь – цепь, и самая тяжелая. По крайней мере, я дошел до такого убеждения, и дошел до него путем опыта, купил это убеждение ценою жизни, потому что я умираю рабом».

ЛЮБОВЬ

Все говорят: любовь — самое высокое, самое неземное чувство. Чужое я внедрилось в твое: ты расширен — и ты нарушен; ты только теперь зажил и твое я умерщвлено. Но человека с плотью и кровью возмущает даже такая смерть... Воскресают одни бессмертные боги...Июнь, 1881

Ведущий 2:

Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни.. Миг радости, любви, счастья…
Строчки из стихотворения  И.Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…» - своеобразное напоминание о том, как прекрасна молодость, особенно когда в душе живет любовь.  А розы – это символ, увы, прошедшего счастья, радости, всего мира далекого прошлого.

Чтец 8:

«КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ...»

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы...

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате всё темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот...

Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...

Как хороши, как свежи были розы...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли...

Как хороши, как свежи были розы...

Сентябрь, 1879

Ведущий 1:

Тургенева – певец природы. Но его отношение к ней трагично.С одной стороны, Тургенев был глубоко отравлен сознанием безразличия природы к человеку, и вследствие этого перед ним открылась бессмыслица человеческой жизни с ее ничем не оправданными претензиями, мечтами об идеале. А с другой стороны, как художник, а не мыслитель, Тургенев живо чувствовал таинственную логику в бытии, чувствовал жизнь природы, ее обращенность именно к человеку. Вопрос же о том, каково же место личности в бытии, сохранял для Тургенева всю свою напряженность, — и в этом и состояло его «искание истины» о человеке.

Чтец 9:

ПРИРОДА

Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет. По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу. Я тотчас понял, что эта женщина — сама Природа, — и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх. Я приблизился к сидящей женщине — и, отдав почтительный поклон:— О наша общая мать! — воскликнул я. — О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья? Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись — и раздался зычный голос, подобный лязгу железа.— Я думаю о том, как бы придать бо́льшую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено... Надо его восстановить.— Как? — пролепетал я в ответ. — Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети? Женщина чуть-чуть наморщила брови:— Все твари мои дети, — промолвила она, — и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю.— Но добро... разум... справедливость... — пролепетал я снова.— Это человеческие слова, — раздался железный голос. — Я не ведаю ни добра, ни зла... Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям... мне всё равно... А ты пока защищайся — и не мешай мне! Я хотел было возражать... но земля кругом глухо застонала и дрогнула — и я проснулся.

Август, 1879

Учитель:

За несколько месяцев до своей кончины И.С. Тургенев  издал первую часть «Стихотворений в прозе» — цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал её «Русский язык» — лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882

Почему гимн вечной жизни И.С.Тургенев пожелал исполнить в такой художественной форме, как стихотворения в прозе?  Наверно потому, что в стихотворениях в прозе можно передать много лирических переживаний, сказать о многом лаконично, образно. Кроме того, есть возможность использовать разные жанры: сказки, сон, рассказ, диалог. Аненнков назвал стихотворения в прозе И.С.Тургенева «тканью из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благодарной мужской мысли».

Используемая литература:

  1. Петров С.М. И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. – М.: Просвещение ,1968. – 165 с.
  2. Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960 – 1968
  3. Тургенев без Виардо, или Три надежды на любовь / Н. М. Молева. - М. : АСТ ; [Б. м. : б. и.], 2008.
  4. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе, практическое пособие / [З. У. Губаева и др.]. - Москва : Айрис-пресс : Айрис-Дидактика, 2006.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Сценарий урока – спектакля по домашнему чтению по творчеству О.Уайльда. «Идеальный муж»

Подготовила: учитель английского языка высшей категорииХоврах Л.Г.Сценарий урока - спектакля по домашнему чтению по творчеству О. Уайльда «Идеальный муж» в 11 классе.Цель: подвести итог творчеству О. ...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение.  9 класс...

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"...

Сценарий урока. Starlight 9.Эмоциональное здоровье. Формирование навыков лексического чтения.

Сценарий онлайн урока в 9 классеучителя английского языкаИконниковой Марии Вячеславовны УМК (название) Starlight 9 (Звездный английский)Авторы В.Эванс, Дж.Дули, К. Баранова. В. Копылова, Р.Мильру...