сочинение А. Солженицыну
творческая работа учащихся (11 класс) на тему

Письмо отражает личное отношение к писателю, анализируются его произведения "Костёр и Муравьи", "Матрёнин двор". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechatnyy_variant_nosakin.docx47.73 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНАЯ

РАБОТА

Субъект Российской Федерации:  

Краснодарский край

Город (населенный пункт):

Курганинск

Полное название образовательной организации:

Государственное  Бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Курганинский казачий кадетский корпус»

Участник конкурса:

Фамилия        Носакин

Имя               Роман

Отчество   Александрович

Класс (курс) обучения участника:     11

Тематическое направление: «Он хороший писатель. И прежде всего-гражданин»

Тема сочинения:                          «Не по лжи»

Жанр сочинения:   сочинение-письмо

Уважаемый Александр Исаевич, здравствуйте!

Не посчитайте моё обращение к Вам каким-то вежливым штампом.  Я счи-

таю, что Вы, действительно, тот, кто достоин уважения и памяти потомков.

Моё впечатление о Вас как человеке, писателе складывалось не один год. Спросите: «Почему?». Сейчас объясню.

Первые строки из Вашего сборника «Крохотки» я прочитал ещё в пятом

классе. Меня сразу заинтересовало название. Что такое «крохотка»? Тогда

считал, что это просто маленькое произведение, зарисовка, миниатюра.  Сей-

час я уже знаю такой жанр, как стихотворение в прозе, и то, что главное в

произведении не объём, а содержание. Особенно запомнилась миниатюра

«Костёр и муравьи». Мне кажется,  Вы специально брали простой, незатей-

ливый сюжет, чтобы мы, читатели, сами смогли определить, что же тут

главное. Признаюсь, после первого прочтения я понял только то, что му-

равьи не только трудолюбивые, но и бесстрашные, поскольку возвращались

на сгорающее брёвнышко, ставшее для них домом. Через время  я намного

больше увидел в Ваших строках. Насекомые преподнесли нам, людям, урок

преданности. Когда твой дом (страна) в опасности, ты не можешь уехать и

искать лучшей доли на чужбине. А ведь так было и после революции семнад-

цатого  года, и после перестройки…

Я знаю, что Вам также пришлось уехать из СССР. Вас просто выслали. Что

Вы чувствовали в тот момент? А Вы не боялись последствий после письма в

июле 1966 года Л. И. Брежневу: «Если писателю не дано выразить обществу

боль и тревогу,...то такой писатель не нужен…»1     Считаю, что Вы написали

не просто точно, честно, Вы сказали сердцем, душой,  что так  присуще

Вашим героям.  Я сейчас говорю о Матрёне, чей светлый образ никогда не

сотрётся из памяти. Матрёна- добрый, открытый человек, истинный правед-

ник, «без которого…не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша»2 

1 Решетовская Н. А. Александр Солженицын и читающая Россия- «Дон», 1999, №3, стр. 127

Знаю, что у героини произведения был прототип: ваша квартирная хозяйка

Мария Васильевна Захарова, у которой Вы жили в деревне Мальцево Влади-

мирской области в 1956 году. В газете «Труд» я видел фотографии, читал

статьи о Вашем визите в эти места в 1994 году. А что Вами двигало? Говорят,

что человек всегда возвращается туда, где его понимают, любят, ждут. И у

 Вас так?  Знаете, о чём я жалею? Если бы в современном  мире было поболь-

ше таких, как Матрёна, то и жизнь была бы другой. Терпение, самоотдача,

трудолюбие, бескорытие, любовь к окружающим… Думаю, что ещё много

прекрасных качеств этой женщины можно перечислить. Если бы каждый

брал что-то  ценное из её характера для себя, то многое изменилось. Вы со-

ласны со мной? А кто для Вас был идеалом? Кого вы считаете своим учите-

лем? Понимаю, Александр Исаевич, что Вы человек сильный, выносливый,

способный жертвовать собой ради других. Но  для себя я выделил у Вас глав-

ное качество: умение не озлобляться на тех, кто причинил тебе боль, умение

не уподобляться их подлости. Профессор литературы Жиляев Г.Е. писал, что

Вы «художник, по-своему, взглянувший окрест себя»3.  Поэт А. Жаров обви-

нял Вас в «клеветнической стряпне», в службе «зарубежным темным лицам»4

Я понимаю, что второе высказывание Вам очень больно слышать. Но ведь

завистники, недоброжелатели есть всегда. Ваша Нобелевская премия многим

не давала покоя. Из этой вашей жизненной ситуации я для себя сделал вывод:

правда всё равно восторжествует.  Ведь в своих произведениях о Родине, о

перегибах в её правлении Вы хотели показать исторический ошибки, которые

мы исправляем до сих пор.

Я, воспитанник казачьего кадетского корпуса, будущий военный, понимаю,

что жить надо по определённым правила. Мой  принцип: «Жить- Родине слу-

жить». Не посчитайте мои слова пафосом, просто я считаю, что настоящий

2Солженицын А. И. Матрёнин двор.- М.:»Детская литература», 2011, стр. 204

3,4  Жиляев Г. Е. Художественный мир А. И. Солжеицына- Армавир, АГПИ,

1994, стр. 20

мужчина- это всегда защитник. А защищать можно и мечом, и словом, как

это делали Вы и Ваши герои. Вот Иван Денисович Шухов не просто заклю-

чённый, это человек с русскою душой, способный терпеть, любить, верить,

жить на зоне. Мой прадед тоже воевал, был в плену у немцев, под арестом у

своих. К сожалению, о нём знаю больше по рассказам своих близких, по фо-

тографиям, письмам- «треугольничкам», бережно хранящимся в нашей семье

Произведения о войне, память о героях тех лет никогда  не сотрутся из нашей

памяти. А«обнажение» правды тех лет, думаю,  поможет избежать ошибок в

будущем. Именно поэтому я сейчас начал читать «Архипелаг ГУЛАГ». Реп-

рессии, адская жизнь заключенных особых лагерей. Знаете, реалистичность  

Ваших произведений позволяет нам чувствовать боль и страх и претерпе-

вать все те испытания, через которые Вы прошли сами. В годы Великой Оте-

чественной Вы, Александр Исаевич,  воевали совсем молодым человеком. Я

посчитал, что на момент ареста 9 февраля 1945 года Вам было всего 27 лет.  

До Победы оставалось немного, когда Вас прямо на передовой, под Кёниг-

сбергом, в звании капитана арестовали органы СМЕРШ за критику Сталина.

Было страшно и ли боль, разочарование, ведь, наверное, догадались, кто на

Вас донёс? А что испытывали, когда слушали приговор, вынесенный Особым совещанием по статье 58?  Я думаю, что это происходило из-за того, что Вы

человек, который не может лицемерить, обманывать, подстраиваться  под

ситуацию. Вы жили «не по лжи», по-другому просто не могли. И убедитель-

ным доказательством этому служит Ваш сборник «Как нам обустроить Рос-

сию». Впервые я взял его в руки на уроке литературы в начале года. Неболь-

шая брошюра с пожелтевшими страницами. Издана в 1990 году «Комсомоль-

ской правдой». Первые строчки сразу же заставили задуматься: «Часы ком-

мунизма  своё отбили. Но бетонная постройка всё ещё не рухнула. И как бы

нам, вместо освобождения, не  расплющиться под его развалинами.» Я соби-

раюсь сдавать историю, поэтому такие материалы всегда вызывают интерес.

А некоторые строчки, на мой взгляд, можно считать пророческими. Например, Ваши слова об «ослаблении связи с землёй». За время существо-

вания нашего государства многое менялось, но земля всегда была, есть и бу-

дет кормилицей, опорой русскому человеку.

Вы пишете: «Семья- основное спасение нашего будущего». Точнее не ска-

жешь. Действительно, если ты чувствуешь любовь близких, если у тебя

взаимопонимание с  родными, то и по жизни идёшь легко, уверенно. Я знаю,

что Вы ещё до рождения потеряли отца. Но любовь, забота Вашей матушки

Таисии Захаровны помогли Вам стать именно таким, каким мы Вас знаем. И

поверьте мы Вас не забываем: ведь каждый год в декабре одиннадцатиклас-

сники пишут итоговое сочинение по литературе. Уже не один год действует

этот проект, предложенный Вашей женой Натальей Дмитриевной и утверж-

дённый президентом России. Не буду лукавить, что кому-то это не нравится.

Но мне кажется, что это сочинение стало для каждого нового поколения вы-

пускников  какой-то отправной точкой, которая помогает приблизиться к

родному слову, корням.

Александр Исаевич, в работах учеников постепенно накапливается то, что

поможет со временем в душе каждого школьника зажечь  любовь к литературе, истории, людям. Спасибо Вам за всё…

                                             С уважением, Роман.

Всероссийский конкурс сочинений - 2018        МП                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- исследование в 11 классе " Слово Солженицына"

Урок был проведен в форме исследования, посвящен А.И.Солженицыну.Цели урока были определены так:    - обучающая - представить А.И.Солженицына как знатока русского языка и блестящего метра слова;  - ...

Учебно-методическое пособие по творчеству А.Солженицына

Пособие содержит методические указания, дидактический и тестовый материал по творчеству писателя....

Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына

Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына...

Из опыта работы по подготовке к сочинению по литературе 11 класс (А.И. Солженицын "Матрёнин двор")

             Произведение А.И. Солженицына "Матрёнин двор" как пример "универсального" произведения для подготовки к декабрьскому сочинени...

Новый подход к написанию сочинений «по картине» (на материале рассказов А.И. Солженицына)

Интегрированное занятие: литература, история, изобразительное искусство, русский язык.Класс: 6-7 классы.Цель: ознакомить учащихся среднего звена с жизнью и творчеством А.И. Солженицына через включение...