"Согласные твердые и мягкие"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Игнаткина Анастасия Юрьевна

Конспект урока русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_15.docx107.67 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ, ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ.
МЯГКИЙ ЗНАК ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о принципе деления согласных звуков на твердые и мягкие; парных  и непарных согласных по твердости-мягкости, способах обозначения мягкости согласных на письме; отработать умения применять правило постановки мягкого знака для обозначения мягкости согласных

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности образования согласных звуков, их состав, смыслоразличительную роль согласных звуков, пары согласных по твердости–мягкости, а также непарные согласные; элементы транскрипции ([’]), роль ь для обозначения мягкости согласных, правило употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных; уметь различать согласные звуки по твердости-мягкости; называть пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные, различать в словах твердые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного; использовать скороговорки для овладения правильным произношением некоторых звуков, находить в словах мягкий согласный, употреблять ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания; пользоваться орфографическим словарем, разграничивать слова с ь для обозначения мягкости согласного, ь в неопределенной форме глагола и разделительным ь.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Вступительное слово.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Листы обратной

связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации или иллюстраций. Эвристическая беседа по теме урока

– Назовите изображенных животных.

– Назовите каждую пару предметов*.

– Выделите первый звук в словах каждой пары. Чем они различаются? Какие слова начинаются с твердых согласных звуков? В каком слове первый согласный мягкий?

– Назовите изображенное животное. Произнесите согласные звуки в этом слове. Перед каким гласным звуком согласный мягкий?

– Кто изображен на рисунке? Выделите в этом слове согласные звуки. Мягкие они или твердые? Как
обозначена на письме мягкость каждого из этих
согласных?

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)

Смотрят презентацию или рассматривают иллюстрации, воспринимают
на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: 
выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3. Выявление места
и причины затруднения

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления

– Как обозначена на письме мягкость каждого из названных нами согласных? (Мягкость согласных обозначается на письме гласными буквами и, е, ё, ю, я или ь.)

Прочитайте шуточное стихотворение.

На слайде:    Мягкий знак – хитрый знак,

                      Не сказать его никак:

                      Он не произносится,

                      Но в слово часто просится.

                                                       Е. Измайлов

– Приведите примеры слов, в которых пишется ь.

– Запишите пять-шесть таких слов. Отметьте в них буквы на месте мягких согласных звуков

Отвечают на вопросы, выполняют задание

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанавливают причинно-следствен-ные связи, делают
выводы.
 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

4. Целе-полагание и построение проекта выхода

из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с заданием, эвристическая беседа. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,
составление связных
рассказов
об изученных нормах

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Объясните значение выделенных слов. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.

мать  дом  рысь  сталь  лазурь

сын  лань  забор  морс  фасоль

июль  июнь  январь  мост

– Сравните, сколько в словах звуков и сколько букв.

(В словах с мягким знаком звуков меньше, чем букв.)

Объясните, почему в словах с мягким знаком звуков меньше, чем букв. (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, он не дает звука.)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством учителя работают над заданием.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явле-
ниями

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. 

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану

Вопросы для уточнения информации

5. Твор-ческая практическая деятель-ность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Организация рабочего места. Письменная работа по группам

– Запишите предложения правильно. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Трещит на морозе (ели). (Медведи) не бродит по лесу. Спит в берлоге лохматый (звери).

Тихо скрипнула (двери). Вышел лесной (сторожа).

– В каком числе стоят слова в скобках? Как вы их изменили?

– Объясните, почему изменилось количество слогов
в этих словах.

Задание по группам:

– Составьте (пользуясь материалом упр. 448, 454) карточки для своих товарищей из других групп с предложениями, в которых есть слова, где произношение последнего согласного звука не совпадает с его обозначением на письме.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Работают с заданием

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные: 
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
 

Коммуникативные:осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

Выполнение письмен-ной работы

6. Первичное закрепление с комментирова-

нием

Обобщение
и систематизация знаний
и формирование рациональных способов применения их

на практике.

Проверка
и обсуждение работ
учащихся

Организует анализ работы групп, обсуждение полученных карточек.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым  учебным  материалом непосредственно на уроке

Изучают карточки с заданиями, формулируют соб-ственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками выполняют задания, делают вывод о роли мягкого знака для обозначения мягкости согласных

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Листы обратной

связи

7. Само-стоятельная работа с самопроверкой по эта-лону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

1. Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.

2. Прочитайте рассказ.

Андр..ше подар..ли кот..нка. Кол.. и Андр..ша играют с ним.

У М..рзика б..лые л..пки и т..мный н..сик. Он л..бит
м..со и р..бу.

– Какие буквы пропущены в словах?

– Спишите рассказ, вставляя пропущенные буквы.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Выполняют

упр. 277, 278, 279, 280, 303, 305, 306 (по выбору)

Индивидуальная, групповая

Личностные: оценивают содержаниес нравственно-этической позиции.

Познавательные: 
самостоятельно выделяют и формулируют цель;
 осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника
и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
 

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану

Письмен-ные работы

8. Включение в систему знаний и повторение

Проверка
и обсуждение работ учащихся.

Обобщение полученных
на уроке сведений, оценивание

– Подчеркните буквы, которые стоят на месте мягких согласных звуков.

– Сделайте вывод: как же обозначается мягкость согласных на письме?

Вывод: мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком (ь) или гласными буквами е, ё, ю, я

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оцени-вание работы учащихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная  беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе
работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. 

Регулятивные: оценивают свою работу. 

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оцени-вание

работы учащихся на уроке. Листы обратной
связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация в уроку "Согласные твердые и мягкие"

В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...

Конспект урока русского языка на тему "Согласные твердые и мягкие"

В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Урок русского языка в 5 классе по теме согласные твердые и мягкие.

Урок русского языка в 5 классе по теме согласные твердые и мягкие...

Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие

План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Согласные твердые и мягкие"

Цель урока: повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развивать навык характеристики согласных звуков по твердости- мягкости, закрепить умение строить текст; развивать речь обучающи...

Урок в 5 классе." Согласные твердые и мягкие"

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Согласные твёрдые и мягкие"...