Урок в 5 классе." Согласные твердые и мягкие"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Согласные твёрдые и мягкие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klvsse._soglasnye_tverdye_i_myagkie.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе «Согласные твёрдые и мягкие»

Тема

Согласные твёрдые и мягкие

Педагогические цели

Создать условия для систематизации и обобщения теоретических знаний по теме, систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков; дать понятие твёрдости-мягкости,

содействовать развитию правильной речи; способствовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры речи

Тип

Обобщение и систематизация знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.

Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу.

Метапредметные (УУД)

познавательные: (общеучебные) формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания;

(логические): совершенствуют мыслительные операции;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную нагрузку; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке.

коммуникативные: умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга.

Основное содержание темы, понятия и термины

Фонетика, позиционные чередования (сильная и слабая позиции), звуки речи, буквы-сигналы мягкости, парные и непарные согласные

Образовательные ресурсы

1.Игра «Да- Нет».

2.Карточки для индивидуальной работы.

3.Самостоятельная работа

4.Работа с учебником

Оборудование

Компьютер, проектор, карточки


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

 1.Целевая установка

Форма-фронтальная, метод-беседа

Постановка вопросов по изучаемой теме.

Вопросы:

-Над какой темой работали?

-Что нового узнали, чему научились?

-С какими трудностями встретились при изменениии звуков в речи?

-С какой целью изучаются звуки речи?

Прочитайте тему сегодняшнего урока. Обозначьте учебные задачи урока, определите круг заданий и упражнений, которые будем выполнять.

-Какие качества необходимы для выполнения практических заданий и упражнений?

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме, делают выводы.

Исходя из темы, определяют учебные задачи урока, задания и упражнения, направленные на решение поставленных задач, качества, необходимые для практических упражнений и заданий

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлекторно-оценочные умения.

Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока

Индивидуальная: формируют внутреннюю

целевую установку на урок

II. Обобщение и систематизация знаний. 

1.Игра «Да-Нет»

Форма- фронтальная, метод-беседа

Постановка вопросов при работе со схемой, направленных на актуализацию опорных знаний по изучаемой теме.

Вопросы:

  • Звук является минимальной единицей языка ( Да)
  • В русском языке 10 гласных звуков (Нет)
  • Гласные звуки состоят только из голоса (Да)
  • Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением (Да)
  • В нашей речи преобладают согласные звуки (Да)
  • Гласные звуки могут быть ударными и безударными (Да)
  • В каждом согласном звуке есть шум (Да)

Внимательно слушают, отвечают на вопросы

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств её достижения

Фронтальная.

Форма-индивидуальная, метод-практический

Формулирует задания: списать слова, выделить слабую позицию

Выделяют корень слова, подчеркивают одной чертой слабую позицию гласных, комментируют выполнение учебных задач

Анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; находят пути решения

Индивидуальная: выполняют морфемный анализ слова

Форма-работа в паре(метод-практический)

Формулирует задания: к словам с безударными гласными в корне слова подобрать проверочные

Самопроверка; взаимопроверка; комментируют

итоги проверки; делают выводы

Осуществляют рефлекторно-оценочные действия; дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют само- и взаимоконтроль

2.Конкурс «Умники и умницы»

Форма-индивидуальная, ,метод-иллюстративно-объяснительный

Формулирует задания: разгадать кроссворд.

Предлагает вспомнить основные понятия, определяет ход выполнения задания: разгадать кроссворд «Фонетика», записать отгаданные слова, обозначить орфограммы.

Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результат

Разгадывают кроссворд, записывают отгаданные слова, обозначают орфограммы.

Определяют разряд указанных числительных.

Самопроверка.

Исправляют ошибки в написании слов.

Формулируют вывод.

Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств их достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности

 Индивидуальная: разгадывают кроссворд, записывают отгаданные слова, обозначают орфограммы.

Форма-работа в паре (метод-практический)

Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат

Взаимопроверка

Форма- фронтальная, метод-беседа

Вопросы:

-Какая самая распространенная ошибка возникает при определении понятий?

Отвечают на вопросы

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, делают выводы и умозаключения

3.Игра «Превращения». Знакомство с сигналами мягкости

Форма-работа в паре (метод практический)

Определяет ход выполнения задания:

Мол-Моль

Стал-сталь

Спор-спорь. и.т.д.

Составить с данными словами предложения

Осуществляет выборочную проверку выполненной работы, комментирует оценку, дает рекомендации

Выполняют задание

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учителем

Индивидуальная.

Читают текст, образуют нужную форму

Форма-индивидуальная,

метод-практический

Физкультминутка

(зарядка для глаз)

1.медленно сомкнуть (в течение 2-3 с) и разомкнуть сомкнуть (в течение 2-3 с) веки.

2. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести влево и вправо.

3.Поочередное смыкание и размыкание век.

4.Посмотреть вдаль (в течение 2-3 с), не сводя глаз в одной точки.

5.Медленно закрыть глаза(в течение 2-3 с)

Выполняют упражнения для глаз, следуя инструкции учителя

Осознают задание и выполняют действия четко и согласованно, следуя инструкции учителя

Индивидуальная: выполняют упражнения

4. Самостоятельная работа

Форма-индивидуальная, метод-практический.

Форма-работа в паре (метод практический)

Формулирует задание: выразительно прочитать текст, списать, вставить пропущенные буквы. Выписать существительные, в котором все согласные твёрдые

Выпишите слова, в которых все согласные мягкие.

Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат

Выполняют задание

Осуществляют взаимопроверку, комментируют оценку выполненной работы

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности.

Индивидуальная. Читают текст, правильно подбирая проверочные слова

5. Контрольно-проверочная работа

Форма-индивидуальная, метод-практический

Определяет ход выполнения тестовых заданий.

Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале результат

Выполняют тестовые задания

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности

Индивидуальная: выполняют тестовые задания

IV Итог урока. Рефлексия деятельности

Форма- фронтальная, метод-беседа

Вопросы:

-Над какой темой работали?

Что повторили?

-Что удалось?

Что ещё хотели узнать по теме?

-Оцените свою деятельность на уроке   («Пирамида успеха»).

Домашнее задание.

Упражнение 186.

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке

Осуществляют рефлекторно-оценочные действия

Индивидуальная: проводят самоанализ учебной деятельности




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разделительный твердый и мягкий знак.

Урок посвящен праздничной дате-Дню работника леса, который отмечается ежегодно в сентябре....

Презентация в уроку "Согласные твердые и мягкие"

В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...

Конспект урока русского языка на тему "Согласные твердые и мягкие"

В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...

конспект урока русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"

Конспект урока в 5 классе содержит задания занимательного характера, подходящие для учащихся данного возраста. В работе использованы приёмы критического мышляения. Учащиеся самостоятельно формулируют ...

Открытый урок русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"

Открытый урок русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"...

Конспект урока 1 класса" Согласные звуки [ф],[ф], буквы Фф"

Конспект урока разработан для обучающихся 1 класса с ЗПР....