Леонид Васильевич Лапцуй «От кочевников беру начало» 6 класс стихотворение «Уходят».
план-конспект урока (6 класс) на тему

Тип  урока:  ознакомительный  урок.

Форма  урока:  традиционный.

Метод : комбинированный.

Цель  урока:  познакомить  с  фактами  биографии  Л.В.Лапцуя,  оказавшими  влияние  на  становление  личности писателя – поэта;

             Познакомить  с  творчеством  писателя  на примере  стихотворения «Уходят».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока  ненецкой  литературы  в  условиях реализации ФГОС

Леонид Васильевич Лапцуй  «От кочевников  беру  начало»  6  класс стихотворение  «Уходят».

Тип  урока:  ознакомительный  урок.

Форма  урока:  традиционный.

Метод : комбинированный.

Цель  урока:  познакомить  с  фактами  биографии  Л.В.Лапцуя,  оказавшими  влияние  на  становление  личности писателя – поэта;

                        Познакомить  с  творчеством  писателя  на примере  стихотворения «Уходят».

Задачи  урока:

1.Образовательные :

  • развить  умение  формулировать  определение  понятий;
  • углубить  представление  об  особенностях  жанра  этого  произведения;
  • развить  умение  выражать  свои  мысли, воспринимать  и  усваивать  информацию;
  • обогащать  словарный  запас  учащихся;
  • развивать  интеллектуальные  и  творческие  способности  учащихся;
  • формулировать  навыки  самостоятельной  учебной  деятельности самообразования и самореализации  личности;
  • формирование  интереса  к  произведениям  Л.В.Лапцуя  и  потребности  чтения  его  произведений.

  2. Развивающие: 

  • осуществление  системно – деятельностного  похода;
  • развитие  критического  мышления;
  • развития  внимания;
  • развитие  интереса  к  личности  и  творчеству  Л.В.Лапцуя;
  • формирование  УУД (личностных, регулятивных,  познавательных);
  • развитие  умения  формулировать  и  доказывать свою  точку  зрения;;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • формирование  логических  умений;
  • развитие  умения опираться  на уже  известное, на  свой  субъективный  опыт;
  • развитие  умения  формулировать  проблему;
  • развитие умение работать в парах и в группах.

3. Воспитательные:

  • воспитание  интереса  и  уважение  к  родной  литературе;
  • воспитание  ценностного  отношения к  слову;
  • развитие  коммуникативных УУД;
  • воспитания  чувства  прекрасного, культуры  мышления  и   общения эмоциональной  отзывчивости

способности  к  переживанию  и сопереживанию,  художественного  вкуса и  культура  речи  учащихся;

  • создание  благоприятной  атмосферы  поддержки  и  заинтересованности,  уважения  и  сотрудничества;
  • взаимодействие  учащихся  в  парной, групповой  работе;
  • развитие  уважения  друг к  другу.

Оборудование:

     ПК; мультимедийный   проектор; мультимедийная  презентация  к  уроку.

Структура  урока:

1.Организационный  этап.

2.Актуализация  знаний.

3. Постановка  учебной  задачи.

4. Усвоение  новых  знаний  и  первичное  закрепление.

5. Физминутка.

6. Закрепление  изученного материала.

7. Рефлексия деятельности (подведение итогов  занятия)

8. Информация  о  домашнем  задании (комментирование), выставление  оценок за  урок.

 

Ход урока.

Этап  урока

Деятельность  учителя

Деятельность

учащихся

Принципы системно –

деятельностного

подхода,

формируемые УУД

1.Организационный

момент, мотивация

к учебной

деятельности.

Приветственное  слово  учителя:

- Добрый  день,  ребята. За окном  январь. Холодно  на улице, но  мы расстраиваться  не будем. В любой  ситуации  нужно  уметь  находить  что –то хорошее, позитивное.

Представьте  себе в  теплом  чуме на мягкой  постели устроились  для того, чтобы что –то новое узнать.

Присаживайтесь на свои  места. Я  вижу у вас  прекрасное  настроение,

надеюсь  мы  с вами  сегодня  очень  дружно  и  активно  поработае.м.

В этом  я  даже  не  сомневаюсь.

Приветствие

учащихся

Принцип психологической

комфортности.

УУД:

личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация

на учебу, создание  ситуации успеха.

2.Актуализации  

знаний.

Проверочная  работа.

3.Постановка  учебной  задачи.

Проверка домашнего  задания.   Презентация.   Из  поэмы «Едэйко».

Класс  разделен  на  три  группы.  Определен  консультант в  каждой  группе.

Учащиеся  представляют  по  одному  чтецу  от  каждой  группы  для  выразительного  чтения  "Едэйко"

- Задайте  вопросы  по  поэме  своим  товарищам.

Например :

-Какова  тема  поэмы?

-Какова  основная  мысль  поэмы?

- Назовите  средства  выразительности,  используемые  автором.

- Оцените  ответы  ваших  одноклассников  по  пятибалльной  системе. Будьте  активны.

Проведем  небольшую  викторину. Я  прочту  вам  абзац   из  рассказа, а вы постарайтесь узнать  из  какого  произведения и кто  автор .(Записи на доске).

     Хасава  ӈацекы хард” помна  сэври” мирдапа етри’  ядэрӈа, терда лэрха:

«Халя тара?»

    Ханяӈы не хасава ӈацекым’  сялилць ӈокамбовна  есь  мицеты”.  Пыда  ӈод” тикым’  тасиримна  хамэдаванда сер’ тэмдортанда пад’  мю’  сян  сэврим’  ваць

моӈгу.

(рассказ «Сэвтя»,  автор Л.В.Лапцуй ).

Читают выразительно

стихотворение.

Отвечают  на вопросы.

Комментируют выступление  товарищей. Угадывают произведение и автора. Формулируют тему. Формулируют цель  урока.

Принцип  деятельности УУД :

регулятивные  (проблемная подача  учебного материала).

Принцип целостности. УУД:

Познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование  цели, планирование).

Цель:

Создать проблемную ситуацию.

4.Усвоение новых  знаний  и  первичное  закрепление.

- Как  вы  думаете ,  случайно  ли я вспомнила  об этом  удивительном  писателе – поэте. О  ком  будет  идти  речь  на  уроке?

Давайте  сформулируем  тему.

Итак ,  тема  урока:  Леонид Васильевич  Лапцуй – ненецкий  писатель и поэт.

Презентация «Леонид Васильевич Лапцуй»

Его  стихотворение  «Уходят».

- Исходя  из темы  урока,  сформулируйте  его  главную  цель.  Что  сегодня  предстоит  нам  выяснить?  

 Правильно, в течение  этого  урока  мы должны ответить на  вопрос:

-  Какие  жизненные  условия  были  Л.В.Лапцуя,  чувство  тоски  и одиночества

в этом  произведение?

1.Словарная  работа.    Работа  в  группах. Давайте  выясним  значение  слов.

1 группа -  ныландамдо’.

2 группа – санибтеӈгудума.

3 группа - ӈэкацяхаюни’.

Работают  со  словарями

Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные,  результативные (развитие внимания  учащихся,  монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над  формированием логических  умений,

анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Цель:

Развивать  умения применять новые знания.

1.Работа  в группах. Чтение  биографии Л.Лапцуя.  Учебник  страница  55 – 56.

Заполните  таблицу.

Жизненный  этап

События

1932

1942

1951

1954

1961

- Опираясь  на  материалы таблицы, задайте  друг другу  вопросы  о жизни  Л.В.Лапцуя. Ответьте  на них.

Работают  со  статьей  учебника.  Заполняют  таблицу. Отвечают  на  вопросы.

Принцип  деятельности, непрерывности  вариативности, творчества.

УУД:

познавательные (опирается  на  уже  известное);

коммуникативные (учит  способам взаимодействия, сотрудничества).

5.Физминутка

(пауза ).

Руки  подняли  и  покачали  -  это  деревья  в  лесу.

Руки  согнули, кисти  встряхнули  -  ветер  сбивает  росу.

В стороны  руки, плавно  помашем – это  птицы  летят.

Как они  сядут – тоже  покажем, руки  сложили  назад.

Выполняют  физминутку.

6.Закрепление  изученного   материала.

2. Литературная лаборатория.  Повторим  средства  выразительности.  Соотнесите  средство  выразительности  и его  определение.  Проверьте  себя.

Эпитет -  образное  определение, дающее  дополнительную  художественную  характеристику  предмета.

Олицетворение – придание  неживому  предмету  свойств  живого  существа.

Инверсия -  необычный  порядок  слов  в  предложении.

3. Чтение  учителем стихотворение Л.В.Лапцуя  «Уходят»

- Каким  настроением  проникнуто  стихотворение?

- Какое  слово  определяет  это  настроение?

- Какой мотив является  главным в  стихотворении?

4. Работа  в  группах. Найдите  средства  выразительности  в  стихотворении

«Уходят».

1 группа – эпитет.

2 группа – олицетворение.

3 группа – инверсия.

Работают в группах находят предложенные средства выразительности.

 

7.Рефлексия деятельности

(подведение  итогов занятия)

Какие  жизненные  условия  породили  чувство тоски и одиночества?

Рефлексия. Продолжите  фразу:

На  уроке  я  узнала …

Осталось  мне  непонятным …

Было  интересно …

УУД:

познавательные, регулятивные.

Цель: обобщить, сделать  выводы,

 

Хотел  бы  узнать …

Консультанты  в  каждой  группе  оценивают  участников  группы.

Комментирование  оценок.

-Молодцы, ребята. Благодарю  вас  за активную  работу  на  уроке.

Выставление  оценок.

самооценка.

8.Информация о домашнем  задании

(комментирование)

Выразительно  читать  стихотворение  «Уходят».

Проанализировать  стихотворение  по плану.

-Какова  композиция  произведения  (каково  его  построение)?

-Какое  настроение  передано  в стихотворении?

-Какие  чувства  вызывает  стихотворение?

Запись учащимися задания в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "В гостях у Леонида Васильевича Лапцуя"

28-29 марта 2012 г. в г. Салехард проводились мероприятия для победителей 1 окружного литературного конкурса «Лапцуевские чтения».  Конкурс был приурочен к 80- летию со дня рождения Л.В. Лапцуя ...

Презентация к песне "Разговор со счастьем" музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дербенёва, из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию".

Презентация содержит краткое содержание фильма, кадры из фильма, текст песни. Предназначена для слушания музыки к кинофильмам, а так же для пения....

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...

Биография Леонида Васильевича Киренского.

Биография Леонида Васильевича Киренского....

Особенности отражения Великой Отечественной войны в поэзии Леонида Лапцуя

Исследовательский проект обучающейся 9 класса  для межрегиональной олимпиады по краеведению  и родным языкам...