Педагогический проект «Использование кейс-технологий в работе с текстом»
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Богданова Лариса Анатольевна

Педагогический проект состоит из двух частей: теоритической и практической.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богданова Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба» Хабаровского края

Педагогический проект

«Использование кейс-технологий в работе с текстом»

Знание только тогда знание, когда

                                                                                                  оно приобретено усилиями своей

                                                                                                   мысли, а не одной памятью.

Л.Н.Толстой

1. Теоретическая основа проекта.

Кейс-технология – это синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Суть метода заключается виспользовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих школьников на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения.

Задача метода - максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

Задача учителя мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности, организовывать самостоятельную деятельность   учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Кейс –

  1. От латинского casus - сложный запутанный случай, обстоятельство.
  2. От английского case– портфель, небольшой чемодан.

Кейс  - совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические задачи, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения.

При подготовке конкретного кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели работы и возрастным особенностям учеников. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере отражал суть проблемы, либо, наоборот, объём информации был бы недостаточным, что вызывает интерес детей к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

  • кейсы, обучающие анализу и оценке;
  • кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений;
  • кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение (на первом этапе знакомства школьников с данной технологией);

Кейсы также классифицируются на:

  • практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки;
  • научно-исследовательские кейсы или метод инцидента, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

Метод кейс-технологии развивает коммуникативные, аналитические, практические, творческие, социальные навыки, навыки самоанализа.

2.Стратегия достижения поставленных целей.

           Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в работе с текстом заключается в следующем:

  • обучение в малых группах (4 – 5 человек);
  • перед каждой группой ставится определённая задача;
  • задача не должна иметь однозначного решения;
  • обязательное наличие информационного материала;
  • при этом информация может быть избыточной или недостаточной;
  • обязательным условием является выработка решения внутри группы, а затем общего решения;
  • итогом работы является создание продукта – текста.

Какова стратегия учителя в ходе работы с кейсом?

  • Учитель может давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или дополнительной информации.
  • В определенных условиях учитель может сам дать ответ.
  • Учитель может ничего не делать (оставаться молчаливым), пока кто-то работает над проблемой.

Использование кейс-технологии в работе с текстом является условием продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС. И результат во многом зависит от того, есть ли преемственность в обучении:

  • 1-4 классы (работа с вопросами по тексту, предположение);  
  • 5-8 классы (формулировка авторской позиции);
  • 9 класс (комментарий авторской позиции, проблематика текста);
  • 10-11 классы (подбор аргументов).

3.Практикум.

Цель: создание продукта – текста сочинения в формате ЕГЭ.

Участники занятия: две группы учащихся 6 класса, две группы учащихся 9 класса, две группы учащихся 11 класса.

Основная форма работы: групповая.

  1. Этапы
  1. Ознакомительный этап (вовлечение учащихся и в обсуждение предложенных заданий кейсов).

                                         Кейс № 1 (группа 1, 6 класс).

Материалы кейса: текст из сборника экзаменационных тестов,  составитель Г.Т.Егорова «Русский язык. ОГЭ» издательство «Экзамен» 2017 год, вариант 1 часть 2 (с 1 предложения по 37 предложение), задания.

Прочитайте текст и выполните задания.

Задание 1.

  1. Заполните таблицу использования автором средств выразительности речи в 1 и 2 предложениях текста:

Изобразительно - выразительное средство

Пример

1.

2.

3.

Инверсия

4.

  1. Проведите лингвистический эксперимент: уберите из текста изобразительно-выразительные средства.
  2. Сделайте вывод.

 С какой целью автор использует средства выразительности речи?

Задание 2.

Ответьте на вопросы.

  1. Почему в 3 предложении текста Зелёная Грива имя собственное?
  2. Какое условие поставил парень Альке?
  3. Легко ли было Альке нести рейку?
  4. Какие слова и выражения использует автор, чтобы передать чувства и состояние мальчика, который «тащил» рейку?
  5. Почему Алька «торопливо схватил тяжелейшую рейку»?
  6. Как это характеризует мальчика?

Задание 3.

Подумайте, как отнёсся к поступку мальчика мужчина. Продолжить текст (3-4 предложения).

Кейс № 2 (группа 2, 6 класс).

Материалы кейса: текст из сборника экзаменационных тестов,  составитель Г.Т.Егорова «Русский язык. ОГЭ» издательство «Экзамен» 2017 год, вариант 1 часть 2 (с 1 предложения по 37 предложение), школьный толковый словарь, задания.

Прочитайте текст и выполните задания.

Задание 1.

1) Дайте определение слов «совесть», «совестливый», «бессовестный».

2) Пользуясь словарной статьёй «совесть», объясните значение фразеологизмов, в которых употребляется слова «совесть».

Задание 2.

1) Выпишите из предложений 10, 24, 26, 30, 32, 33 слова, характеризующие поведение парня и его отношение к мальчику.

2) Сделайте вывод, каково отношение автора к «незваному гостю».

Задание 3.

Подумайте, как поступит мужчина, увидев ухмыляющегося парня и Альку, который «полз вверх по косогору». Продолжите текст (3-4 предложения).

Кейс № 3 (группа 3, 9 класс).

Материалы кейса: сборник экзаменационных тестов, составитель Г.Т.Егорова «Русский язык. ОГЭ» издательство «Экзамен» 2017 год, текст варианта 1 части 2, задание.

Задание.

Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Расти, сынок. Из тебя настоящий человек выйдет»?

При ответе учитывайте следующие рекомендации:

  1. В начале письменного ответа укажите фамилию и инициалы автора текста.
  2. Обратите внимание на изобразительную функцию обращения в реплике героя текста.
  3. Дайте значение словосочетанию НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК и прокомментируйте его.

      Объём письменного ответа 5-6 предложений.

Кейс № 4 (группа 4, 9 класс).

Материалы кейса: сборник экзаменационных тестов, составитель Г.Т.Егорова «Русский язык. ОГЭ» издательство «Экзамен» 2017 год, текст варианта 1 части 2, задание.

Задание.

Объясните, как Вы понимаете значение слова БЕССОВЕСТНОСТЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение с опорой на предложенный текст.

     Объём письменного ответа 5-6 предложений.

Кейс № 5 (группа 5, 11 класс).

Материалы кейса: текст из сборника экзаменационных тестов, составитель Г.Т.Егорова «Русский язык. ОГЭ» издательство «Экзамен» 2017 год, варианта 1 части 2, задания.

Задания.

  1. Определите проблему текста.
  2. Подберите аргументы из художественных произведений.

Кейс № 6 (группа 6, 11 класс).

Материалы кейса: текст из сборника экзаменационных тестов, составитель Г.Т.Егорова «Русский язык. ОГЭ» издательство «Экзамен» 2017 год, текст варианта 1 части 2, статья Д.С.Лихачёва «И пробил час», задания.

Задания.

  1. Определите проблему текста.
  2. Подберите аргументы на примере жизни общественных деятелей.

  1. Аналитический этап (анализ ситуации в группе, процесс выработки решения, создание текста). Данный этап является основным, он ограничен во времени.

  1. Итоговый этап (презентация результатов работы группами).

Результат работы:

  • создание продукта – текста сочинения в формате ЕГЭ;
  • рекомендации по использованию аргументов в сочинении по проблеме совести:

      -  из художественных произведений (А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», М.А.Шолохов «Тихий Дон»);

     -       на примере жизни общественных деятелей «совесть эпохи» (Л.Н.Толстой, Д.С.Лихачёв, А.Д.Сахаров).

  1. Подведение итогов работы.
  1. Составление «Нравственных заповедей».

Вопрос: Для того, чтобы вырасти совестливым человеком, какими нравственными качествами нужно обладать?

- 6 класс (отзывчивость, доброта, сострадание, сопереживание, милосердие)

- 9 класс (честность, умение анализировать свои поступки)

- 11 класс (умение прощать, умение исправлять ошибки)

2.  Заключение. Проведение психологического теста.

     Скажите себе «Я» и быстро, интуитивно покажите на это «Я».

     Да, Вы показали туда, куда показывают абсолютно все люди на Земле, на сердце.

Не на свою голову (то есть ум), не на свой живот (центр физической жизни, слово жизнь произошло от слова живот).

     Так что же у человека главное? К чему он должен прислушиваться, чем руководствоваться в жизни? Конечно, и к желаниям и потребностям своего тела, и к голосу разума и сердца. Всему своё время. Но жить человек должен только по совести!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Педагогический проект «Использование синквейна в коррекционной работе логопеда с детьми с нарушениями речи»

 Методика синквейн, применяемая в коррекционно-развивающей работе с детьми по развитию речи способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом...

Презентация педагогического проекта "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР" - 15.

Несмотря на летнее отпускное время, работа по проекту продолжается...Ведь здесь очередная подборка специализированных ИКТ-игр сайта "Mersibo", которые можно, а ещё лучше, и нужно, испол...

Презентация педагогического проекта "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР" - 17.

Итак, новый учебный год! Новые детки в группе, но всё с тем же диагнозом - Задержка Психического Развития. Это — одна из самых распространённых детских патологий. Около 50% всех неуспевающих дош...

Презентация педагогического проекта "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР" - 19.

Данная публикация - продолжение повествования успешного применения нами в своей коррекционной работе ИКТ. Естественно, что изоляции в работе нет и продолжается самообразование и в проектной работе тож...