Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика
статья по теме

Кушнаренко Лидия Александровна


Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности  ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskoy_konkurs_pedagogicheskogo_masterstva.docx52.03 КБ

Предварительный просмотр:

Городской  конкурс педагогического мастерства







Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности  ученика

Кушнаренко Лидия Александровна,

Муниципальное автономное

 общеобразовательное  учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №10»

 г. Когалым

 Ханты- Мансийский

 автономный округ - Югра

г. Когалым, 2016

Три пути ведут к знанию:

 путь размышления – это путь самый благородный;

путь  подражания – это самый легкий  и

 путь опыта – это  путь самый горький.

Конфуций

Актуальность педагогического опыта

Новые социально – экономические  условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования  к  ученику.  Система образования становится все более  важным показателем степени развития  любой страны, её экономического, научно- технического культурного потенциала, её международного потенциала. Состояние и перспектива развития  образовательных учреждений в огромной мере зависят от педагогов – от их научной  и методической квалификации, от их творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания  подрастающего поколения.

Современный этап развития школьного образования  выдвигает на первый план индивидуальный  подход к учащимся. Выполнение исследовательской работы школьником становится неотъемлемой  частью работы учителей.  Создавая  условия  для научно- исследовательской деятельности школьников, учителю необходимо ответить на множество самых разнообразных вопросов:

  • что такое исследовательская работа школьника, в чём её специфика и особенности;
  • в чём польза выполнения такой работы для учащихся;
  • как выбрать область исследования;
  • сформулировать проблему, обозначить тему исследования;
  • определить цель и задачи;
  • отобрать методы исследования;
  • изучить историю и современное состояние вопроса;
  • сопоставить рассматриваемые в научной литературе факты с проблемами, возникающими в профессиональной деятельности;
  • предложить пути решения данной проблемы;
  • обобщить результаты теоретической и практической работы, сделать выводы;
  • оформить исследовательскую работу и представить ее к защите.

Подготовка ученика, заинтересованного в   научно- исследовательской деятельности во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной  познавательной деятельности  ученика. Это объясняется, во – первых, тем, что учебные занятия, ограниченные определёнными временными рамками, не позволяют раскрыть всё богатство изучаемых наук. Во – вторых, тем, что в современных условиях информации по всем отраслям знаний так много, что её невозможно  освоить без умения  отбирать и анализировать. В – третьих, меняются методы работы школы - акцент делается на усиление самостоятельной работы  обучающегося.

Всё это определяет  необходимость подготовки ученика  к самостоятельной  творческой деятельности, формирование  у них умений  и навыков ведения  учебно-исследовательской  и научно- исследовательской деятельности.

Актуальность овладения основами исследовательской деятельности обусловлена, во-первых, тем, что данная технология должна быть направлена не только на повышение компетенции школьников в предметной области, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Во-вторых, в ходе исследовательской работы, учащиеся могут реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. В-третьих, организация исследовательских работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, востребованными могут оказаться разнообразные  способности  и реализованы личные пристрастия учащихся к тому или иному виду работы, что означает первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации.

Педагогическая целесообразность педагогического опыта

В рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками  самостоятельнодобывать знания, развитие их самостоятельности и активности.

Образованный человек в современном понимании – это не столько человек, знающий и умеющий, сколько подготовленный к жизни. Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и видеть новые перспективы.Средством формирования личности школьника в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации обучающегося, является исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением  предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий и собственные выводы.

В настоящее время учителю необходимо научить учащихся хотя бы простейшим методам современных исследований, развить способность получать новые знания самому. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному, исследовательскому, но прежде, чем “широко внедрять” исследовательскую деятельность в качестве инновационной результативной технологии обучения, педагог должен определить:

  • есть ли у него способные учащиеся,
  • есть ли у него самого возможности помочь реализовать их способности,
  • есть ли у педагога и учащегося общая точка соприкосновения в какой-либо области, интересная для исследования.

Я провела опрос среди учащихся среднего и старшего звена в тех классах, в которых я работаю. Задача состояла в том,  чтобы выяснить интерес школьников к научно- исследовательской деятельности.

Вопрос

Ответы учащихся

1.Знаете ли Вы что такое исследовательская работа?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

7 класс

6

14

4

8 класс

5

12

5

10 класс

19

-

-

11 класс

22

-

-

           Итого

52

26

9

2.Чему может способствовать исследовательская работа?

Общению

Работы с различной  информацией

Публичному выступлению

7 класс

8

10

6

8 класс

8

8

6

10 класс

3

11

5

11 класс

5

10

7

           Итого

24

39

24

3.Имеешь ли ты опыт исследовательской деятельности?

Выполнял проект

Краеведческую работу

Собственный эксперимент

Нет

7 класс

-

2

3

19

8 класс

3

2

1

16

10 класс

5

2

-

12

11 класс

2

8

1

11

           Итого

10

14

5

58

4. С кем бы Вы занимались исследованием?

Самостоятельно

С учителем

  С родителями

7 класс

-

13

11

8 класс

2

13

7

10 класс

-

15

4

11 класс

-

15

7

           Итого

2

56

29

Из таблицы видно, что большинство ребят, 60 %, имеют представление, что такое исследовательская деятельность, чему  она  способствует – тоже все   понимают, а вот  опыта исследовательской деятельности имеют только 33,3 %, и работать  учащиеся предпочитают  с учителями – 64,3%.

Исследовательская деятельность предоставляет широкий простор для самостоятельного, более углублённого обучения. Но без соответствующих навыков работы и интереса эти возможности не реализовываются.

Главный результат – компетентность учащихся в области обществознания и конкретные умения  и навыки, которые формируются в ходе исследовательской деятельности:

  •  опыт работы с большим объемом разнообразной информации;
  • опыт  создания и проведения презентации;
  • умение оценивать ситуацию и принимать решения;
  • умение структурировать информацию;
  • умение индивидуально планировать работу;
  • умение работать в команде.

Таким образом, в виду перемен, происходящих в современном обществе, требующих ускоренного совершенствования образовательного пространства, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, я определила цель педагогического опыта: развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Развитие учебно – исследовательских навыков.

2. Воспитание исследовательской культуры.

3. Расширение исторического кругозора за счет включения в изучение исторических процессов краеведческого материала.

4. Формирование положительных ценностных ориентаций.

5. Повышение познавательной мотивации и результативности обучения.

Объект исследования: педагогический опыт по использованию исследовательской технологии в процессе обучения.  

Предмет исследования: исследовательская технология как средство повышения познавательной активности учащихся.

Формы: Отбор и апробация исследовательской технологии, создание условий для её успешного внедрения в педагогическую деятельность, участие школьников в исследовательских конференциях и интеллектуальных конкурсах различного уровня.

Технология опыта: Перед началом работы у учащихся исследуется ценностные ориентации, определяется уровень креативности и уровень владения учебно-исследовательскими навыками. Далее определяются пути реализации выработанной концепции: 

  1. Корректировка содержания учебного материала.
  2. Определение цели, задачи, содержания деятельности по теме опыта.
  3. Определение видов деятельности в урочное и внеурочное время.
  4. Прогнозирование результата обучения.
  5. Определение методики работы на уроке и во внеурочное время.
  6. Разработка программа практической части, предусматривающая овладение способами творчества и исследовательской деятельности, использование научного потенциала архивов, библиотек, сети Интернет, мультимедийных учебников.

Главным формальным результатом всех исследований, проведенных детьми в течение учебного года, являются итоговые работы, представленные ими на уроках, круглых столах, конкурсах и научно - практических конференциях.

Инновационная направленность педагогического опыта

Инновационный потенциал данного опыта я вижу в том, что за счет организации учебной и внеклассной работы с элементами исследовательской, научно-практической деятельности можно расширить возможности обучения, повысить мотивацию познавательных интересов учащихся, делающих первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся приобретают соответствующие компетенции в выбранной сфере исследования, проявляют творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию.

Итогами данной деятельности становятся не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности исследовательской работы, которая будет рассматриваться как показатель успешности дальнейшей творческой деятельности учащихся. Все перечисленные результаты исследовательской деятельности должны способствовать социальному становлению учащихся, развитию их познавательных потребностей и способностей.

Обучение основам исследовательской работы ведется  через преподавание предмета «Литература», благодаря  участию в  организацию научно-исследовательской деятельности в рамках работы школьного научного общества и в научно-практических конкурсах и конференциях разного уровня.

Новизна опыта в теоретическом плане:

  • определены функционально-структурные составляющие социализации старших школьников в условиях внешней и внутренней среды образовательного учреждения;
  • выделены объективные и субъективные факторы, влияющие на социализацию школьников.

Новизна педагогического опыта в прикладном плане состоит:

  • в интеграции учебной, внеклассной деятельности и дополнительного образования;  
  • в приобретении учащимися социального знания,  переживания ими ценности этого знания, формировании положительного отношения к базовым общественным ценностям и приобретение учащимися опыта самостоятельного общественного действия;
  • в разработке рекомендаций педагогам по применению исследовательской технологии  в общеобразовательной школе.

Оптимальность и результативность опыта состоит в достижении высоких результатов образовательного процесса, что подтверждается итогами государственной аттестации, эффективным участием в разнообразных интеллектуальных конкурсах и конференциях.

Перспектива использования педагогического опыта заключается в том, что формирование навыков исследовательской деятельности значительно расширяет границы социального опыта школьников, особенно на старшей ступени обучения. Работа над исследованием социально значимых проблем нашего общества, города, школы учит их самостоятельному, критическому мышлению, формирует активную гражданскую позицию, учит публичной презентации своей работы, как перед учащимися своей школы, так и перед более широкой аудиторией на городских, окружных или российских конференциях. Знания, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть востребованы на уроках гуманитарного цикла, а также на классных часах, родительских собраниях.

    Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностный, включающий готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметный, включающий освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметный, включающий освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В условиях модернизации образования, когда основным способом активизации учебной деятельности школьников признается исследование и творчество, особенно актуальным в сфере педагогической теории и практики становится поиск решения проблемы развития у школьников исследовательской компетентности. Значимыми становятся не столько приобретение учащимися готового знания, сколько их собственные усилия, инициатива, поисковая деятельность по открытию знания. В качестве основания, условия развития исследовательской компетентности рассматривается учебно-исследовательская деятельность.

Результатом деятельности стали способности обучающихся, те самые компетентности, которые помогают социализации в сегодняшнем обществе, а также высокие результаты в учебной и во внеклассной деятельности.

 

Итоговая  успеваемость по предметам за 3 года

Год

Литература

%  успеваемости

% качества

2013-2014

100

70

2014-2015

100

77

2015-2016

100

78

Данные таблицы демонстрируют рост успеваемости и повышения качества знаний учащихся. Высокий уровень качества знаний подтверждается результатами  административных срезовых контрольных работ и результатами государственной итоговой аттестации

.  

Результаты  ОГЭ по  литературе

Год

Предмет

 %

выбора

Успева

емость

Качество

Качество по городу

2014-2015

Литература

1 %

100 %

Средний бал

5 %

Средний балл

5 %

2015 -2016

Литература

1 %

100 %

Средний балл

5 %

Средний балл

3, 93 %

Данные таблицы подтверждают положительную динамику роста качественной успеваемости по литературе за три последних учебных года. К сожалению, процент выбора  предмета литературы учащимися на государственной итоговой аттестации остается низким.

  Достижения учащихся в муниципальных предметных олимпиадах

Результатом работы стало успешное участие обучающихся в предметных олимпиадах по литературе.                            

2013- 2014

Кузьминецкая  А.

8 А

Литература

3 место (город)

2014- 2015

Кузьминецкая  А.

9 А

Литература

3 место (город)

 

Результаты внеурочной деятельности

С 2013 года мои воспитанники  участвуют в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» и добиваются  определенных  результатов.

Участие в городской научно-исследовательской конференции

«Шаг в будущее»

Год

Тема

Секция

Результат

Муниципальный уровень

2012-2013

Конфетные рубашки

Культурологии

3 место

2013-2014

Духовные ценности семейной лексики

Культурологии

1 место

2014-2015

 Духовные ценности колыбельной песни

Культурологии

3 место

Результаты  участия в окружных, региональных и Всероссийских   конкурсах и конференциях

Учебный

год

Название

  Место проведения

  Результат

2012-2013

Окружные Кирилло- Мефодиевские чтения

 г.Ханты- Мансийск

Диплом

2 степени

2014-2015

Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»

г.Когалым

Грамота

1 степени

2015-2016

Окружные Кирилло- Мефодиевские чтения

 г.Когалым (дистанционное участие)

 1 место

Международный……

г. Екатеринбург

Диплом участника

Результаты участия  в городских интеллектуальных конкурсах

Учебный

год

Конкурс

Участники

Результат

2014-2015

Городской конкурс знатоков. Секция исследовательская деятельность, работа «…. »  

Олейник К.

3 место

2015-2016

Городской конкурс знатоков. Секция исследовательская деятельность, работа «….»  

Олейник К.

1 место

Распространение  педагогического опыта

Накопленный педагогический опыт я распространяю через публичные выступления:

  • на педагогическом совете школы («Формирование опыта исследовательской работы»)
  • на заседаниях МО школы  учителей гуманитарного цикла («Работа  с одаренными детьми на уроках литературы»)
  •  на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы  («Подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе»).

В течение нескольких лет участвую в работе жюри городской предметной олимпиады и научно - практической конференции. Разработала и апробировала на муниципальном уровне  программу элективного курса «Обществознание для поступающих в ВУЗ».

Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется учащихся в предметных областях;
  •  вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт учащихся в труде и общении.

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа. Технология исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода:

  • школьники учатся самостоятельно анализировать ситуации,
  • принимать оптимальные решения,
  • решать проблемы,
  • объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

Анализируя исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы  можно сделать вывод, что она  способствует развитию познавательной активности учащихся, учит овладевать навыками исследовательской деятельности, работать  с различными источниками, видеть проблемы и предлагать пути их решения, способствует воспитанию социальной активности, развитию творчества, создает ситуацию успеха.  

В ходе своей работы я пыталась показать, что современная  образовательная практика требует новых подходов к построению содержания образования, которое должно быть основано на задаче приобретения  как знаний, так и практических навыков  учащихся с целью эффективного развития способностей для самореализации человека.

Одной из главных составляющих  такой образовательной системы является научно - практическое образование, которое позволяет  объединить по цели и смыслу  исследовательскую,  проектную  деятельность и научно- техническое творчество учащихся и определить их функцию в современном  общем образовании  как сферу, обеспечивающую эффективное взаимодействие  человека с миром  созданной им высокотехнологичной цивилизации.

В условиях современной нормативной базы  (закон  «Об организации  образования в Российской Федерации», Федеральные государственные стандарты, государственная программа  развития  образования на 2013-2020 гг.)  и задач, которые ставит  пред собой правительство, идея  научно- практического  образования приобретает  особую актуальность.

В заключение мне бы хотелось вспомнить одну притчу.

Однажды старый Учитель позвал своих учеников и, взяв чистый лист бумаги, поставил на нем точку. Потом он показал лист своим ученикам и спросил их, что они видят.

– Я вижу точку, – сказал первый ученик.

– Я вижу черную точку, – уточнил второй.

– Я вижу жирную черную точку, – подытожил третий.

И тогда Учитель заплакал.

– Почему ты плачешь, Учитель? – удивились ученики.

– Я плачу потому, что все вы увидели маленькую черную точку, но никто из вас не заметил огромного белого листа, – с горечью ответил Учитель.

 …Мы видим мир таким, каким готовы его увидеть. Ребенка нужно с детства приучать к культуре, ощущению, предвкушению и состоянию счастья. Сколько людей несут в себе некую негативно окрашенную энергию! Они сами мучаются от подстерегающих их несчастий и болезней, переживаний и вечного предчувствия горя и сильно влияют на окружающих, заражая их безверьем, состоянием страха и подозрительностью. Я убеждена, что на самом деле все зависит от той концепции жизни, которую человек выбирает для себя. И научно-исследовательская деятельность – это повод для радостного, интересного, счастливого вхождения ребенка в жизнь. Исследовательская деятельность учащихся формирует у них познавательный  интерес к изучению определённой  темы, является ступенью становления мотивации к учебной деятельности; способствует развитию интеллекта и научного мировоззрения учащихся, позволяет им приобрести умения проводить научный поиск, навыки исследовательской деятельности и работы с научной литературой. Научно-исследовательская деятельность может стать тем средством, которое поспособствует развитию ученика, поможет развить у ребенка умение учиться, сформирует его модель мира. Ведь та тайная жизнь, которая интересно и незаметно входит в мир учеников, сильно влияет на формирование их взглядов, принципов, отношений.

Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя

Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ »

Донравственные формы социальной регуляции. Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального регулирования коренится в действиях объективных закон...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....