Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Хомякова Александра Андреевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Хатмуллина Александра Андреевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 44

г. Нижний Тагил,

Свердловская область

Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования последнего десятилетия является введение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Государству нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать  решения в ситуации выбора. Поэтому главными факторами личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность объективно ее оценивать. Поэтому в основе стандарта лежит системно- деятельностный подход в обучении, цель которого заключается  в развитии личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности. Это достигается путем сознательного и активного приобретения учащимися социального опыта. Развитие ребенка происходит через формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных как в урочное, так и во внеурочное время.

Кроме того, формирование универсальных учебных действий и «умения учиться» актуально и в рамках подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в рамках ОГЭ и ЕГЭ.

Новые социальные запросы определяют цели современного образования: общекультурное, духовное, творческое, физическое и интеллектуальное развитие учащихся. Поэтому перед современным учителем возникает ряд вопросов: «Как учить человека будущего?» и «Чему учить, чтобы знания помогли ученику стать конкурентоспособной личностью в 21 веке?».

В этой связи наиболее популярными становятся следующие педагогические технологии:

- проблемное обучение;

- проектное обучение;

- информационно- коммуникативные технологии;

- технология критического мышления.

В основу реализации системно- деятельностного подхода может быть положена технология критического мышления.

Технология критического мышления была разработана в 1980 г., ее авторы- разработчики: Воганом Эстесом, Стил, Мередит, Темпл, Уолтер. «Развитие критического мышления через письмо и чтение» представляет собой систему методических стратегий и приемов, направленных на достижение следующих образовательных результатов:

- умение работать с информационным потоком знаний;

- умение вычленять необходимую информацию и интегрировать ее;

- умение задавать вопросы;

- умение аргументировать свое мнение;

- способность к самообразованию.

Критическое мышление- интеллектуальный вид деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, анализа, синтеза информационного поля.  Особенностью данной технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из конкретных целей, сам отслеживает направление его  развития и конечный результат. Использование данной технологии  ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с текстом и информацией.

Мыслить критично обозначает мыслить рефлекторно.

В связи с тем, что одна из основных задач учителя русского языка и литературы - обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими интеллектуального развития, возникает необходимость применения на уроках технологии критического мышления.

Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы текстом:

- понимать прочитанное,

- выделять главную и второстепенную информацию,

- ориентироваться в источниках информации,

- делать выводы и обобщения.

В основе методики технологии критического мышления лежит три ступени:

-стадия вызова,

-стадия осмысления,

-стадия рефлексии.

На стадии вызова происходит осмысление уже имеющихся знаний по теме, пробуждается интерес к теме, определяются цели и задачи изучения материала по данной теме.

Приемы, применяемые на стадии «Вызов»:

«Что я знаю?». В течение трех минут дети записывают в тетради ответ на вопрос.

«Ассоциации». Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите тему урока?

Например, «Имя существительное» (сущее, существо, существующее, существенное)

«Верные и неверные утверждения». Учащимся предлагается ряд оценить достоверность утверждений. Около каждого утверждения поставить «+»- верю, «-»-   не верю.

1) глаголы изменяются по падежам

2) глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам

3) глаголы изменяются по временам

4) глаголы изменяются по лицам

На стадии «Осмысление» происходит осмысленная работа учащихся с текстом. На данном этапе ученик знакомится с новым материалом по теме, систематизирует, отслеживает собственное понимание.

 Приемы, применяемые на стадии «Осмысление»:

Кластер («гроздь»)- выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке, рисуночная модель, напоминающая солнечную систему. В центре находится «звезда»- тема урока, вокруг нее -«планеты», смысловые единицы, у каждой планеты есть свои «спутники».

Например, тема «Члены предложения»- «звезда», «планеты»- второстепенные и главные члены предложения, «спутники»- способы выражения членов предложения.

«Пометки на полях». Чтение статьи в учебнике с карандашом. Ребенок делает на полях отметка: «+»- знакомая информация, «-»- незнакомая информация, «?»- есть вопросы, непонятно.

«Взаимоопрос». Ученики читают параграф, составляют вопросы, которые можно задать как учителю, так и одноклассникам.

«Взаимообучение». Ребята работают в парах, задают друг другу вопросы, разъясняют, что непонятно. В роли учителя должен выступать сильный ученик.

«Ключевые слова». Составление из ключевых слов- терминов по данной теме.

«Перепутанные логические цепочки».  На доске или на карточке  дана перепутанная логическая цепочка. Детям необходимо восстановить правильную последовательность слов.

Часть речи- в предложении бывает- самостоятельная- обстоятельство- неизменяемая- Как? Зачем? Почему? Когда? Откуда?- признак действия- степени сравнения- наречие- признак признака.

«Корзина идей». Каждый из учащихся  записывает в тетрадь все, что помнит по теме, затем ребята работают в парах, дополняют друг друга, выбирают, по их мнению, правильный ответ. Далее учитель опрашивает ребят, записывает в «корзину» все ответы учащихся и правильные, и неправильные. Обсуждение ответов.

Стадия «Рефлексия». На этом этапе ученик формирует свое мнение к изучаемому материалу, происходит рефлексия своего процесса обучения (знаю, понимаю, умею применять).

«Синквейн»- творческое задание, обогащающее словарный запас учащихся.

Синквейн- это стихотворение из пяти строк. В первой строке называется тема одним словом. Во второй строчке – описание темы в двух словах- прилагательных. В третьей строке- описание действий в рамках темы (три глагола). Четвертая строчка- фраза, показывающая отношение к теме. Пятая- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы.

Имя существительное.

Живое, неживое.

Называет, обозначает, именует.

Все сущее объединяет.

Часть речи.

«Самоанализ». Позволяет самостоятельно оценить свои знания, успехи в освоении нового учебного материала. Ребятам необходимо продолжить фразы: «Я узнал на уроке….»,  «Что нужно повторить…», «За урок я…», «На уроке я работал…», «Материал урока был мне….», «На уроке я….», «Мое настроение….».

«Эссе»- свободное письмо на тему «Чему я научился на уроке?», «Что я хотел бы узнать».

Таким образом, применение на уроках русского языка и литературы элементов технологии критического мышления способствует творческой самореализации личности, развитию познавательных интересов учащихся и коммуникативных умений.

Библиографический список:

  1. https://multiurok.ru/aigul3008/blog/mietody-i-priiemy-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury.html
  2. https://infourok.ru/metodi-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-494039.html
  3. Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010.№ 5.- с.47
  4. 3.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение  и письмо: стадии и методические приемы. Директор школы. – 2005.             - № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы

Применение данной педагогической технологии позволяет пробудить интерес учащихся к получению новой информации, позволяет им сформулировать свои цели урока, анализировать свою деятельность и деятельнос...

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, у...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства об...